Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 06:54, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения с точки зрения современной психологии.
Выявить уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

профилактика агрессии дошкольников - копия.doc

— 711.50 Кб (Скачать)
  • низким уровнем интеллекта - как общего, так и социального;
  • неразвитой произвольностью;
  • низким уровнем игровой деятельности - они не умеют поддерживать игру и стремятся обратить на себя внимание, используя деструктивные действия и разрушая игру других [28, с.28].

     О. Н. Истратова в этой связи подчеркивает, что такие дети обычно игнорируют нормы и правила поведения (как в игре, так и вне игры), ведут себя очень шумно, демонстративно обижаются, кричат, однако, их эмоции носят поверхностный характер и быстро переходят в более спокойные состояния. Все эти данные позволяют предположить, что в данном случае мы имеем дело с некоторым отставанием в общем психическом развитии ребенка. Его обострённая потребность во внимании и в признании сверстников не может реализоваться через традиционные формы детской деятельности и в качестве средства самоутверждения и самовыражения они используют агрессивные действия. Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно- демонстративным, поскольку главная задача ребёнка здесь - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание.

     Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели - нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнёров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение «лидеров». Среди всех форм агрессивного поведения, у них чаще всего встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания. По результатам обследования О. Н. Истратовой, эти дети обладают следующими особенностями:

  • высоким уровнем интеллекта (как общего, так и социального)
  • хорошо развитой произвольностью;
  • хорошими организаторскими способностями, умением организовать

     игру;

  • достаточно высоким уровнем развития ролевой игры;

     - высоким социальным статусом в группе сверстников[22, с.20].

     Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, но постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого: «Он первый начал», «Он сам лезет, я не виноват». Положительная оценка взрослого несомненно важна для них. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Например, выталкивая с площадки товарища, мальчик заявляет: «А что же мне делать, я тоже хочу играть, а он мне мешает». Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным.

     В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, при чём более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием. Например, безо всякой видимой причины ребёнок хватает другого за волосы и бьёт головой об стену, или толкает с лестницы и со спокойной улыбкой наблюдает крики и слёзы своей жертвы. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянных жертвы - более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувства вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. На упрёки и осуждение взрослых они отвечают: «Ну и что!», «И пусть ему больно», «Что хочу, то и делаю». Отрицательные оценки окружающих не принимаются в расчёт. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и пока не отомстят обидчику не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.

     По результатам психологического обследования эти дети имеют:

  • средние показатели интеллекта;

      произвольность в целом соответствует возрастным нормам;

  • низкий социальный статус в группе сверстников - их боятся и избегают;
  • уровень развития игры также находится на средних уровнях, однако содержание их игр часто носит агрессивный характер - все дерутся, мучают

     или убивают друг друга [22, с.21].

     Этот вид агрессивного поведения можно назвать целенаправленно-

     враждебным.

     Е. О. Смирнова, Г. Р. Хузеева делают вывод, что выделенные группы детей существенно различаются как по формам проявления агрессивности в группе сверстников, так и по мотивации агрессивного поведения. Так в первой группе агрессия носит мимолётный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников; во второй агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего получить желанный предмет) и имеет более жесткие и устойчивые формы; ; в третьей группе преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия. Отметим нарастание данного типа мотивации (как и частоты прямой физической агрессии) от первой группы к третьей.

     Таким образом, в основе детского агрессивного поведения может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае - спонтанная демонстрация себя, во втором - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

     В ситуациях, выявляющих отношение к сверстнику, по всем показателям значимых различий между подгруппами агрессивных детей не обнаружено. Все они проявляют низкий интерес к сверстнику, неадекватные реакции на успехи другого (злорадство при его неудачах и протест против его достижений) и неспособность бескорыстно поделиться или помочь другому. Подобный тип отношения к сверстнику оказался не связанным ни с уровнем развития игры, ни с самооценкой, ни с реальным положением ребёнка в группе сверстников. По- видимому, в основе такого отношения к другим лежит фиксированность ребёнка на себе, его внутренняя изоляция от других [46, с.24].

     Л. И. Божович отмечает, что в мире и в других людях такой ребёнок видит прежде всего себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть другого во всей его полноте и целостности, иережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, что такое мировосприятие создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдаленность от других. Степень такого восприятия враждебности может быть различной (она нарастает от 1-ой группы к 3-ей), однако её психологическая природа остаётся той же - внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть собственный мир другого человека [7, с.81].

     В то же время, в дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры, для преодоления этих тенденций. С. Л, Колосова полагает, что приведённые данные дают новые ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми. Эта работа должна быть направлена не на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка), не на повышение самооценки, и не на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, а на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы дошкольного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может выявить только неприязнь со стороны ребёнка [24, с.136].

     Л. Ватова считает, что необходимо отказаться также от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры- соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости и отчуждённости детей [13, с.57].

     Таким образом, агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы : вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.

     Для нашего исследования важно, что в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой - либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.

     Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное еоведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.

     Основной задачей в работе педагога и психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь - помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.

     1.3 Особенности профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

     Повышенная агрессивность в поведении у детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.

     В последние годы научный интерес к проблемам детского агрессивного поведения существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность в поведении которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры [22, с.15].

     Е. К. Лютова, Г. Б. Монина предлагают конкретные практические шаги родителей и педагогов по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

     Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях. В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.

     Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

     В тех случаях, когда агрессия детей не опасна' и объяснима, можно Еспользовать следующие позитивные стратегии:

     полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

     - выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»); переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

     позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты

     устал»).

     Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое [33, с.68].

Информация о работе Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста