Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 06:54, дипломная работа
Цель исследования: изучить особенности профилактики агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения с точки зрения современной психологии.
Выявить уровень агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Довольно часто дети предлагают Агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог-психолог не критикует и не даёт оценку предложениям ребенка. Напротив, он предлагает детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта.
Развитие эмпатии у детей во время совместного чтения, прослушивания музыкальных произведений, игр, этюдов. Обсуждаем с ребенком прочитанное, поощряем его в выражении своих чувств. Кроме того, сочиняем с ребенком сказки и истории.
Наиболее эффективным средством профилактики выступает игровая деятельность, специально организуемая специалистами детского учреждения. Именно это может служит не только целям профилактики и коррекции, но и даёт ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.
Профилактическая работа строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку предлагаются роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатито. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, акцентируем внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых.
Профилактическая с агрессивными детьми даёт положительную динамику (это отслеживается по опросам родителей и педагогов, а также по ..результатам диагностики на начало и конец учебного года в детском саду). Снижение уровня проявления агрессивного поведения отдельных детей способствует восстановлению более доброжелательной и спокойной обстановке в группе детского сада, а также повышается привлечение агрессивных детей в совместную деятельность и игру.
Практические рекомендации для педагогов.
С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьей. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать коррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Основная направленность работы состоит в создании психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретение родителями нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков.
Использование педагогического требования в качестве метода социальной ориентации должно учитывать следующие условия:
которые они устанавливают вместе со взрослыми. Разработанный Разработанный вместе с папой «Режим дня», созданные для своего класса «Правила доброго поведения», «Заповеди дежурного» весело и интересно соблюдать, да и понятно, что требования эти разумны, полезны и необходимы.
Эффективность метода упражнений зависит от определенных педагогических условий:
Рекомендации для родителей.
Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательно поведение предотвратить. О чем-то мы уже упоминали выше, при описании причин.
1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: «если ты себя так поведешь..., то мама с папой тебя больше любить не будут!». Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.
Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: «Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень г сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один».
И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.
2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, I путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, % родителей).
3. Как уже упоминалось в начале работы, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о | них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим г «ужасным» поведением.
Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.
4.Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с; кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.
Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребёнок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.
Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при гаком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.
Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что «у их детей от них не должно быть никаких секретов». Не допустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.
Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: «Максим не хотел обидеть тебя». Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.
Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.
нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди».
Не стоит говорить: «Хороший мальчик» или: «Хорошая девочка». Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: «Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним». Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.
В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.
Информация о работе Профилактика агрессии поведения у детей старшего дошкольного возраста