Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, реферат

Описание работы

Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика 2.docx

— 1.90 Мб (Скачать)

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым  позволяет предвидеть факторы, способные  вызвать психогенные реакции, ведущие  к дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.

В педагогике данный метод может  быть использован для воспитательской  работы. Исследование можно проводить  сразу с группой подростков при  условии, чтобы они не могли подглядывать номера выборов друг у друга и  советоваться друг с другом. Подросткам объясняется, что предлагаемый метод  позволяет определить тип характера. После обработки результатов  проводится специальное занятие. На нем каждый подросток получает карточку с обозначением номера установленного у него типа (названия типов во избежание  недоразумений лучше не сообщать). Далее проводивший исследование психолог или педагог рассказывает группе подростков особенности всех типов в доступной для них  форме, специально указывая на слабые и сильные стороны каждого  типа — подобные занятия оказывают определенное коррекционное влияние на подростков.

Наконец, без знания характера подростка  трудно бывает решать семейные проблемы, роль которых в развитии нарушений  у подростков чрезвычайно велика. При психопатиях и акцентуациях характера у подростков их родители нередко имеют весьма неточное представление  об особенностях характера своего сына или дочери, следствием чего бывает неправильное к ним отношение, неадекватные требования, а отсюда взаимное непонимание  и конфликты.

Определение типа характера у подростка  может способствовать поэтому успеху семейной терапии, психологической коррекции внутрисемейных отношений.

Другой важной задачей патохарактерологического обследования подростка является диагностика типов патологических девиаций характера: типов конституциональных психопатий, психопатических развитий (патохарактерологических формирований) и иных психопатоподобных нарушений. Типы здесь, по сути дела те же, что и при акцентуациях характера, но крайне заострившиеся, приобретшие патологическую форму, т.е. перешедшие на новый качественный уровень.

Данные патохарактерологического исследования могут дать сведения, важные для дифференциального диагноза между психопатиями и преходящими психопатоподобными нарушениями поведения, возникшими на фоне акцентуаций характера. Однако окончательное заключение здесь делается психиатром на основе всей совокупности сведений, которыми он располагает.

Все сказанное делает достаточно актуальным патохарактерологическое обследование подростка с целью определения типа акцентуации характера или типа психопатии.

Кроме того, обследование позволяет  дать оценку некоторым другим личностным особенностям подростка — психологической склонности к алкоголизации, к делинквентному поведению, к диссимуляции черт своего характера и системы своих личностных отношений, к повышенной откровенности, а также оценить соотношение черт мужественности-женственности в системе личностных отношений.

Эти показатели включены в основной код оценки результатов, т.к. как  они используются в качестве дополнительных баллов при определении типов  характера.

Специальные дополнительные шкалы  предназначены для оценки склонности к депрессиям, риска социальной дезадаптации, возможности формирования психопатий (расстройства личности), риска злоупотребления наркотиками и другими дурманящими средствами, риска ранней половой жизни у девочек и для дифференциальной диагностики истинных и демонстративных попыток самоубийства у подростков.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА

Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО), предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.), перечисленных в предыдущем разделе. ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Предпосылками для создания ПДО  послужили опыт психиатрии и концепция  психологии отношений.

На основании описания типов  патологических характеров в руководствах и монографиях: Э.Крепелина, Э.Кречмера, К.Шнайдера, П.Б.Ганнушкина, Г.Е.Сухаревой, К.Леонгарда, А.Е.Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, сексуальное влечение) отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т.д.) и к некоторым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опеке и наставлениям, к критике в свой адрес и др.). В эти наборы были включены фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.

Принцип отношения к личностным проблемам, заимствованный из психологии отношений (А.Ф.Лазурский, С.Л.Франк, В.Н.Мясищев), был использован для диагностики  типов характера, т.к. оценка испытуемым своих отношений оказалась более  объективной и надежной, чем данные исследований, в которых подростку  предлагают самому отметить у себя те или иные черты характера.

 

ДАННЫЕ О ВАЛИДНОСТИ И НАДЕЖНОСТИ

Валидность метода в среднем равна 0,85. Правильность диагностики разных типов психопатий и акцентуаций характера была определена на основании диагностической оценки с помощью ПДО с клинической оценкой типа при стационарном наблюдении подростков с учетом всех имеющихся анамнестических данных.

Оказалось, что клинически диагностированные  типы психопатий и акцентуаций характера  распознаются с помощью ПДО в  следующем проценте случаев: гипертимный — 86%, лабильный — 77%, сенситивный — 86%, шизоидный — 75%, эпилептоидный — 78%, истероидный — 83%, неустойчивый — 87%.

Для практической работы не менее  важно знать, какова вероятность  правильной диагностики для каждого  определенного с помощью ПДО  типа и каковы будут наиболее частые расхождения с клинической оценкой (см. таблицу 1). 

 

 

Таблица 1

Вероятность правильной диагностики  типов психопатий и акцентуаций  характера с помощью ПДО (валидность метода)

Типы, диагностированные  с помощью ПДО

Вероятность совпадения с  клинической оценкой (%)

Наиболее частые расхождения  при ошибках (тип при клинической  оценке)

Гипертимный (Г)

Лабильный (Л)

Сенситивный (С)

Шизоидный (Ш)

Истероидный (И)

Эпилептоидный (Э)

Неустойчивый (Н)

76

79

94

90

86

77

93

Э

Э, Ш

Ш, Э

Л

Средняя валидность

85

 

 

 

Надежность метода (по данным В.А.Шаповала) определялась путем ретестирования через месяц.

В среднем результаты повторились  у 71%, несмотря на вероятное действие фактора «мотивационной лабильности»: первое тестирование было осуществлено во время конкурсных экзаменов, второе — уже во время учебы после поступления. Высокая надежность оказалась у показателей мужественности-женственности (0,88), В-индекса (0,86) и психологической склонности к алкоголизации (0,83). Низкая надежность у показателей конформности и диссимуляции — эти особенности, вероятно, зависят от текущих условий.

С помощью ПДО могут  быть диагностированы следующие  типы психопатий и акцентуаций характера:

Гипертимный тип (Г)

Циклоидный тип (Ц)

Лабильный тип (Л)

Астено-невротический тип (А)

Сенситивный тип (С)

Психастенический тип (П)

Шизоидный тип (Ш)

Эпилептоидный тип (Э)

Истерический (гистрионический) тип (И)

Неустойчивый тип (Н)

Конформный тип (К)

Паранойяльный тип

 

 

РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИИ  ХАРАКТЕРА

Никаким особым воспитанием невозможно вырастить ни гипертима, ни циклоида, ни шизоида. Видимо, эти типы акцентуации обусловлены генетическим фактором. Однако и при других типах акцентуаций среди кровных родственников нередко встречаются лица с теми же чертами характера. Особенно это касается эпилептоидов, истероидов и психастеников. Зато некоторые виды неправильного воспитания могут способствовать развитию определенных смешанных амальгамных типов. Безнадзорность (гипопротекция) культивирует неустойчивые черты, резистентными к гипопротекции оказываются представители сенситивного и психастенического типов. Зато доминирующая гиперпротекция (чрезмерная опека) усиливает именно сенситивные и психастенические черты. Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи») накладывает истероидные черты на представителей почти всех типов, кроме сенситивного и психастенического. Пагубное действие воспитания в условиях жестоких взаимоотношений развивает эпилептоидные черты, а в условиях повышенной моральной ответственности — психастенические черты.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов (см. далее раздел «Текст ПДО...»).

С испытуемым проводится два исследования.

В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий  номер поставить в регистрационном  листе № 1 (образцы регистрационных  листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается  сделать два-три выбора. Более  трех выборов в одной таблице  делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.

Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при  желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие  номера в регистрационном листе  № 2.

В обоих исследованиях разрешается  отказываться от выбора ответа в отдельных  таблицах, проставляя 0 в регистрационном  листе. Если число таких отказов  в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.

Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у  друга.

При получении регистрационных  листов необходимо сразу же проверить, не проставлено ли в какой-либо графе  более трех номеров выборов и  предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более — попытаться их уменьшить. Образцы регистрационных листов приводятся далее. ПДО не пригоден для исследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушением сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов. В случаях явно негативного отношения к обследованию, оно может проводиться только после психотерапевтической беседы и установления хорошего контакта.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты обследования определяются с помощью кода. Этот код составлен  на основании статистически достоверных (р<0,005) выборов для подростков данного типа, определенного по клинической оценке. Код представлен далее в разделе «Текст опросника...».

Буквенные символы кода соответствуют  баллам в пользу соответствующих  типов: 

 

Г — гипертимный

Ц — циклоидный

Л — лабильный

А — астено-невротический

С — сенситивный

П — психастенический

Ш — шизоидный

Э — эпилептоидный

И — истероидный

Н — неустойчивый

К — конформный 

 

Пропуск в графах, где проставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным.

Сдвоенные и строенные  буквенные символы (например АА в выборе № 5 на тему «Самочувствие» в 1–м исследовании, ШШШ в выборе № 3 на тему «Отношение к одиночеству» во втором исследовании) означают, что за этот выбор начисляется два или три балла в пользу соответствующего типа. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например, ГН на выбор 1 на тему «Настроение» в первом исследовании означает, что 1 балл начисляется в пользу гипертимного, а 1 балл — в пользу неустойчивого типов).

Кодом предусмотрены следующие  дополнительные показатели:

О — негативное отношение к исследованию;

Д — диссимуляция действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать черты характера;

Т — откровенности;

В — черт характера, встречающихся при органических психопатиях;

E — отражения в самооценке реакции эмансипации;

d — психологической склонности к делинквентности (только для подростков

мужского пола);

М — черт мужественности;

Ф — черт женственности в системе отношений.

Кроме того, на основании  числовых баллов в теме «Отношение к спиртным напиткам» может быть дана оценка психологической склонности к алкоголизации (шкала V). 

 

 

 

ТЕКСТ ПДО И КОД РАСШИФРОВКИ  РЕЗУЛЬТАТОВ

 

 

      1. САМОЧУВСТВИЕ

 

выбора

Тема и предлагаемые выборы

Баллы по шкале  объективной оценки

1-е исследование (наиболее подходящие выборы)

2-е исследование (наиболее отвергаемые выборы)

1

У меня почти всегда плохое самочувствие

А

 

2

Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил

ГММ

d

3

Недели хорошего самочувствия чередуются у меня с неделями, когда  я чувствую себя плохо

Ц

 

4

Мое самочувствие часто меняется иногда по несколько раз в день

П

 

5

У меня почти всегда что-нибудь болит

АА

 

6

Плохое самочувствие возникает  у меня после огорчений и беспокойств

   

7

Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей

   

8

Я легко переношу боль и  физические страдания

Ц

 

9

Мое самочувствие вполне удовлетворительное

ННД

 

10

У меня встречаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски

 

С

11

Самочувствие мое очень  зависит от того, как относятся  ко мне окружающие

   

12

Я очень плохо переношу боль и физические страдания

   

0

Ни одно из определений  ко мне не подходит

О

О

Информация о работе Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)