Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, реферат
Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.
Количественная характеристика умственного развития учащихся подлежит дополнительно качественной, в которой дается психологическая интерпретация выполненных и невыполненных заданий.
Качественная обработка:
1) групповой анализ результатов субтестов 1 и 2 должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к двум информационным сферам (общественно-политической и научно-культурной). Для этого следует подсчитать процентное выполнение соответствующих заданий по группе в целом;
2) качественный анализ субтестов 1 и 2 может идти по пути выявления критериальных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются наиболее резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами наиболее и наименее успешных внутри групп.
Таким образом, качественный анализ групповых результатов первых двух субтестов позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания.
По таким характеристикам
3) анализ качественной стороны субтеста 3 "Аналогии" проводится по следующим направлениям:
- выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;
- выявление самого
- выявление типичных ошибок при установлении логических связей;
характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и поможет выявить недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что учащиеся 6-8 классов часто стремятся подбирать к предъявленному понятию такие, которые отражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах встречаются понятия, имеющие более отдаленные или более глубокие связи с заданным; этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями.
Если имеются две или больше групп учащихся, то по каждому из названных показателей возможно их сравнение;
4) анализ качественной стороны субтеста 4 "Классификации" проводится по следующим направлениям:
- выявление наиболее и наименее усвоенных областей содержания теста;
- выявление типа заданий - с
конкретными или абстрактными
понятиями, который
5) анализ качественной стороны субтеста 5 "Обобщения" проводится по следующим направлениям:
- определение характера
- выявление типичных ошибок, а
также содержания и характера
понятий (абстрактные или
6) индивидуальный качественный
анализ проводится по той же
схеме, что и групповой: - на
основании результатов
- по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста усвоена лучше, а какая хуже;
- каков характер типичных
7) предпочтительное выполнение
заданий с определенным
Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.
В пособии для школьных психологов авторов К.М.Гуревича, М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой и др. приведены основные принципы построения коррекционной программы, экспериментальная проверка коррекционных программ и процедура проведения коррекционных занятий, а также наборы заданий ШТУРа формы А и Б.
Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из 5 приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.
Пример:
Одинаковыми по смыслу являются
слова биография и ...?
а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.
Правильным будет слово жизнеописание. Поэтому оно подчеркнуто.
Противоположным к слову
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ будет слово:
а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный,
д) положительный.
В этом случае правильным ответом является слово положительный, оно и подчеркнуто.
1. Начальные буквы имени
и отчества называются ... ?
а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г)
индекс, д) анаграмма.
2. Гуманный – это ...
?
а) общественный, б) человечный, в) профессиональный,
г) агрессивный, д) пренебрежительный.
3. Система взглядов на
природу и общество есть... ?
а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г)
кругозор, д) иллюзия.
4. Одинаковыми по смыслу
являются слова демократия и
... ?
а) анархия, б) абсолютизм, в) народовластие,
г) династия, д) классы.
5. Наука о выведении
лучших сортов растений и
а) бионика, б) химия, в) селекция, г) ботаника,
д) физиология.
6. Краткая запись, сжатое изложение
содержания книги, лекции, доклада – это
...?
а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок,
д) конспект.
7. Начитанность, глубокие
и широкие познания – это
... ?
а) интеллигентность, б) опытность, в) эрудиция,
г) талант, д) самомнение.
8. Отсутствие живого активного
интереса к окружающему – это
... ?
а) рациональность, б) пассивность, в) чуткость,
г) противоречивость, д) черствость.
9. Свод законов, относящихся
к какой-либо области
а) резолюцией, б) постановлением, в) традицией,
г) кодексом, д) проектом.
10. Противоположность понятия
лицемерный будет ... ?
а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый,
г) вежливый, д) решительный.
11. Если спор заканчивается
взаимными уступками, тогда
а) компромиссе, б) общении, в) объединении,
г) переговорах, д) противоречии.
12. Этика – это учение
о ... ?
а) психике, б) морали, в) природе, г) обществе,
д) искусстве.
13. Противоположностью понятия
идентичный будет ... ?
а) тождественный, б) единственный, в) внушительный,
г) различный, д) изолированный.
14. Освобождение от зависимости,
предрассудков, уравнение в
а) закон, б) иммиграция, в) воззрение, г)
действие, д) эмансипация.
15. Оппозиция – это
... ?
а) противодействие, б) согласие, в) мнение,
г) политика, д) решение.
16. Цивилизация – это
... ?
а) формация, б) древность, в) производство,
г) культура, д) общение.
17. Одинаковыми по смыслу
являются слова приоритет и
... ?
а) изобретение, б) идея, в) выбор, г) первенство,
д) руководство.
18. Коалиция – это ...
?
а) конкуренция, б) политика, в) вражда,
г) разрыв, д) объединение.
19. Одинаковыми по смыслу
являются слова альтруизм и
... ?
а) человеколюбие, б) взаимоотношения,
в) вежливость, г) эгоизм, д) нравственность.
20. Человек, который скептически
относится к прогрессу,
а) демократом, б) радикалом, в) консерватором,
г) либералом, д) анархистом.
№ |
ответ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
19 |
|
20 |
1. Эволюция – это ...
?
а) порядок, б) время, в) постоянство, г)
случайность, д) развитие.
2. Бодрое и радостное
восприятие мира – это ... ?
а) грусть, б) стойкость, в) оптимизм, г)
сентиментальность, д) равнодушие.
3. Одинаковыми по смыслу
являются слова антипатия и
... ?
а) окружение, б) симпатия, в) отношение,
г) расположение, д) неприязнь.
4. Государство, не находящееся
в зависимости от других
а) суверенным, б) малоразвитым, в) миролюбивым,
г) процветающим, д) единым.
5. Систематизированный перечень
каких-либо предметов – это
... ?
а) аннотация, б) словарь, в) пособие, г)
каталог, д) абонемент.
6. Предельно краткий и
четкий ответ называется ... ?
а) красноречивым, б) лаконичным, в) детальным,
г) многословным, д) спонтанным.
7. Миграция – это ...
?
а) развитие, б) условия, в) изменения, г)
переселение, д) жизнь.
8. Человек, который обладает
чувством меры, умением вести
себя подобающим образом,
а) общительным, б) объективным, в) тактичным,
г) компетентным, д) скромным.
9. Интересная или законченная
мысль, выраженная коротко и
метко, называется ... ?
а) афоризм, б) отрывок, в) рассказ, г) эпос,
д) диалог.
10. Универсальный – это
... ?
а) целенаправленный, б) единый, в) распространенный,
г) полезный, д) разносторонний.
11. Противоположностью понятия
уникальный будет ... ?
а) прозрачный, б) распространенный, в)
хрупкий, г) редкий, д) точный.
12. Отрезок времени, равный
10 дням, называется ... ?
а) декада, б) каникулы, в) неделя, г) семестр,
д) квартал.
13. Одинаковыми по смыслу
являются слова самоуправление
и ... ?
а) автономия, б) закон, в) право, г) прогресс,
д) зависимость.
14. Противоположностью понятия
стабильный будет ... ?
а) постоянный, б) знающий, в) непрерывный,
г) изменчивый, д) редкий.
15. Совокупность наук, изучающих
язык и литературу – это
... ?
а) логика, б) социология, в) филология,
г) эстетика, д) философия.
16. Высказывание, которое
еще не полностью проверено,
обозначается как:
а) парадоксальное, б) правдивое, в) двусмысленное,
г) гипотетическое, д) ошибочное.
17. Одинаковыми по смыслу
являются слова гегемония и
... ?
а) равноправие, б) господство, в) революция,
г) союз, д) отставание.
18.Тотальный – это ...
?
а) частичный, б) редкий, в) всеохватывающий,
г) победоносный, д) быстрый.
19. Равноценный заменитель
чего-либо – это ... ?
а) сырье, б) эквивалент, в) ценность, г)
суррогат, д) подделка.
20. Конфронтация – это
... ?
а) солидарность, б) переговоры, в) сотрудничество,
г) агрессия, д) противоборство.
№ |
ответ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|
17 |
|
18 |
|
19 |
|
20 |
К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из 4 предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним. Это слово следует подчеркнуть. Выбирать можно только одно слово.
Век –
а) история, б) столетие, в) событие, г) прогресс.
Правильный ответ столетие
– поэтому это слово
Прогноз –
а) погода, б) донесение, в) предсказание, г) причина.
Здесь правильным ответом будет слово предсказание.
1. Прогрессивный –
а) интеллектуальный, б) передовой, в) ловкий,
г) отсталый.
2. Аннулирование –
а) подписание, б) отмена, в) сообщение,
г) отсрочка.
3. Идеал –
а) фантазия, б) будущее, в) мудрость, г)
совершенство.
4. Аргумент –
а) довод, б) согласование, в) спор, г) фраза.
5. Миф –
а) древность, б) творчество, в) предание,
г) наука.
6. Аморальный –
а) устойчивый, б) трудный, в) неприятный,
г) безнравственный.
7. Анализ –
а) факты, б) разбор, в) критика, г) умение.