Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, реферат

Описание работы

Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика 2.docx

— 1.90 Мб (Скачать)

Количественная характеристика умственного  развития учащихся подлежит дополнительно  качественной, в которой дается психологическая  интерпретация выполненных и  невыполненных заданий.

 

Качественная обработка:

1) групповой анализ результатов  субтестов 1 и 2 должен вскрыть уровень осведомленности учащихся в понятиях, относящихся к двум информационным сферам (общественно-политической и научно-культурной). Для этого следует подсчитать процентное выполнение соответствующих заданий по группе в целом;

2) качественный анализ субтестов 1 и 2 может идти по пути выявления критериальных заданий, т.е. тех заданий, в которых обнаруживаются наиболее резкие различия между сравниваемыми группами или подгруппами наиболее и наименее успешных внутри групп.

Таким образом, качественный анализ групповых  результатов первых двух субтестов позволит дать характеристику группе учащихся в отношении наиболее и наименее освоенных понятий общего и основополагающего характера, которые способствуют расширению кругозора, формированию миропонимания.

По таким характеристикам возможно сравнение групп учащихся, отличающихся по условиям своего развития;

3) анализ качественной стороны  субтеста 3 "Аналогии" проводится по следующим направлениям:

- выявление наиболее и наименее  усвоенных областей содержания  теста;

- выявление самого отработанного  (легкого) и наиболее трудного  типов логических связей из  следующих заложенных в тест: вид - род, часть -целое, причина - следствие, порядок следования, противоположность, функциональные отношения; :

- выявление типичных ошибок  при установлении логических  связей;

характер типичных ошибок не только отразит предпочитаемые логические операции, но и поможет выявить  недостатки, возможную односторонность, ограниченность в усвоении информации; так, например, имеются данные, что  учащиеся 6-8 классов часто стремятся  подбирать к предъявленному понятию  такие, которые отражают его свойства и функции; гораздо реже в ответах  встречаются понятия, имеющие более  отдаленные или более глубокие связи  с заданным; этот факт может свидетельствовать о тенденции к изучению характеристик отдельных объектов и явлений и о меньшем внимании к связям между предметами и явлениями.

Если имеются две или больше групп учащихся, то по каждому из названных показателей возможно их сравнение;

4) анализ качественной стороны  субтеста 4 "Классификации" проводится по следующим направлениям:

- выявление наиболее и наименее  усвоенных областей содержания  теста;

- выявление типа заданий - с  конкретными или абстрактными  понятиями, который провоцирует  большое количество ошибок;

5) анализ качественной стороны  субтеста 5 "Обобщения" проводится по следующим направлениям:

- определение характера типичных  обобщений - по конкретному, видовому, категориальным признакам;

- выявление типичных ошибок, а  также содержания и характера  понятий (абстрактные или конкретные), провоцируя эти ошибки;

6) индивидуальный качественный  анализ проводится по той же  схеме, что и групповой: - на  основании результатов выполнения  каждого субтеста и сравнения их между собой можно заключить, каким логическим действием учащийся владеет лучше, а каким хуже; какая из областей умственного развития - осведомленность в некоторых общих понятиях или сформированность операциональной стороны мышления - представлена у данного учащегося лучше, а какая хуже:

- по каждому субтесту можно установить, какая из областей содержания теста усвоена лучше, а какая хуже;

- каков характер типичных ошибок  в каждом из субтестов;

7) предпочтительное выполнение  заданий с определенным содержанием  во всех субтестах, использующих понятия научно-учебных циклов, может свидетельствовать о преобладающих склонностях учащегося. Прямо делать вывод об определенной склонности нельзя, так как следует учитывать предшествующую подготовку учащегося, полученную вне школы, влияние педагога, участие его в факультативах и пр. Но, тем не менее, ШТУР создает возможность для анализа индивидуальных результатов по научно-учебным циклам. ;

Количественный и качественный анализ результатов ШТУРа дает возможность с разных сторон оценивать умственное развитие как отдельного ученика, так и группы учащихся. На основании замеченных недостатков в умственном развитии можно наметить конкретную схему коррекционной работы по их устранению.

В пособии для школьных психологов авторов К.М.Гуревича, М.К.Акимовой, Е.М.Борисовой и др. приведены  основные принципы построения коррекционной  программы, экспериментальная проверка коррекционных программ и процедура  проведения коррекционных занятий, а также наборы заданий ШТУРа формы А и Б. 

Описание и примеры  набора заданий №1

Задания состоят из предложений  вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из 5 приведенных слов подчеркнуть  то, которое правильно дополняет  данное предложение. Подчеркнуть можно  только одно слово.

Пример:

Одинаковыми по смыслу являются слова биография и ...? 
а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.

Правильным будет слово  жизнеописание. Поэтому оно подчеркнуто.

Следующий пример:

Противоположным к слову  ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ будет слово: 
а) неудачный, б) спорный, в) важный, г) случайный, д) положительный.

В этом случае правильным ответом  является слово положительный, оно и подчеркнуто.

Набор заданий 1 –  А

1. Начальные буквы имени  и отчества называются ... ? 
а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г) индекс, д) анаграмма.

2. Гуманный – это ... ? 
а) общественный, б) человечный, в) профессиональный, г) агрессивный, д) пренебрежительный.

3. Система взглядов на  природу и общество есть... ? 
а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г) кругозор, д) иллюзия.

4. Одинаковыми по смыслу  являются слова демократия и  ... ? 
а) анархия, б) абсолютизм, в) народовластие, г) династия, д) классы.

5. Наука о выведении  лучших сортов растений и пород  животных называется ...? 
а) бионика, б) химия, в) селекция, г) ботаника, д) физиология.

6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада – это ...? 
а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок, д) конспект.

7. Начитанность, глубокие  и широкие познания – это  ... ? 
а) интеллигентность, б) опытность, в) эрудиция, г) талант, д) самомнение.

8. Отсутствие живого активного  интереса к окружающему – это  ... ? 
а) рациональность, б) пассивность, в) чуткость, г) противоречивость, д) черствость.

9. Свод законов, относящихся  к какой-либо области человеческой  жизни и деятельности, называется ... ? 
а) резолюцией, б) постановлением, в) традицией, г) кодексом, д) проектом.

10. Противоположность понятия  лицемерный будет ... ? 
а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый, г) вежливый, д) решительный.

11. Если спор заканчивается  взаимными уступками, тогда говорят  о ... ? 
а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) переговорах, д) противоречии.

12. Этика – это учение  о ... ? 
а) психике, б) морали, в) природе, г) обществе, д) искусстве.

13. Противоположностью понятия  идентичный будет ... ? 
а) тождественный, б) единственный, в) внушительный, г) различный, д) изолированный.

14. Освобождение от зависимости,  предрассудков, уравнение в правах  – это ... ? 
а) закон, б) иммиграция, в) воззрение, г) действие, д) эмансипация.

15. Оппозиция – это  ... ? 
а) противодействие, б) согласие, в) мнение, г) политика, д) решение.

16. Цивилизация – это  ... ? 
а) формация, б) древность, в) производство, г) культура, д) общение.

17. Одинаковыми по смыслу  являются слова приоритет и  ... ? 
а) изобретение, б) идея, в) выбор, г) первенство, д) руководство.

18. Коалиция – это ... ? 
а) конкуренция, б) политика, в) вражда, г) разрыв, д) объединение.

19. Одинаковыми по смыслу  являются слова альтруизм и  ... ? 
а) человеколюбие, б) взаимоотношения, в) вежливость, г) эгоизм, д) нравственность.

20. Человек, который скептически  относится к прогрессу, является ... ? 
а) демократом, б) радикалом, в) консерватором, г) либералом, д) анархистом.

 

Набор заданий 1 –  А

ответ

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

 

 

  

 

Набор заданий 1 –  Б

1. Эволюция – это ... ? 
а) порядок, б) время, в) постоянство, г) случайность, д) развитие.

2. Бодрое и радостное  восприятие мира – это ... ? 
а) грусть, б) стойкость, в) оптимизм, г) сентиментальность, д) равнодушие.

3. Одинаковыми по смыслу  являются слова антипатия и  ... ? 
а) окружение, б) симпатия, в) отношение, г) расположение, д) неприязнь.

4. Государство, не находящееся  в зависимости от других государств, является ... ? 
а) суверенным, б) малоразвитым, в) миролюбивым, г) процветающим, д) единым.

5. Систематизированный перечень  каких-либо предметов – это  ... ? 
а) аннотация, б) словарь, в) пособие, г) каталог, д) абонемент.

6. Предельно краткий и  четкий ответ называется ... ? 
а) красноречивым, б) лаконичным, в) детальным, г) многословным, д) спонтанным.

7. Миграция – это ... ? 
а) развитие, б) условия, в) изменения, г) переселение, д) жизнь.

8. Человек, который обладает  чувством меры, умением вести  себя подобающим образом, называется ... ? 
а) общительным, б) объективным, в) тактичным, г) компетентным, д) скромным.

9. Интересная или законченная  мысль, выраженная коротко и  метко, называется ... ? 
а) афоризм, б) отрывок, в) рассказ, г) эпос, д) диалог.

10. Универсальный – это  ... ? 
а) целенаправленный, б) единый, в) распространенный, г) полезный, д) разносторонний.

11. Противоположностью понятия  уникальный будет ... ? 
а) прозрачный, б) распространенный, в) хрупкий, г) редкий, д) точный.

12. Отрезок времени, равный 10 дням, называется ... ? 
а) декада, б) каникулы, в) неделя, г) семестр, д) квартал.

13. Одинаковыми по смыслу  являются слова самоуправление  и ... ? 
а) автономия, б) закон, в) право, г) прогресс, д) зависимость.

14. Противоположностью понятия  стабильный будет ... ? 
а) постоянный, б) знающий, в) непрерывный, г) изменчивый, д) редкий.

15. Совокупность наук, изучающих  язык и литературу – это  ... ? 
а) логика, б) социология, в) филология, г) эстетика, д) философия.

16. Высказывание, которое  еще не полностью проверено,  обозначается как: 
а) парадоксальное, б) правдивое, в) двусмысленное, г) гипотетическое, д) ошибочное.

17. Одинаковыми по смыслу  являются слова гегемония и  ... ? 
а) равноправие, б) господство, в) революция, г) союз, д) отставание.

18.Тотальный – это ... ? 
а) частичный, б) редкий, в) всеохватывающий, г) победоносный, д) быстрый.

19. Равноценный заменитель  чего-либо – это ... ? 
а) сырье, б) эквивалент, в) ценность, г) суррогат, д) подделка.

20. Конфронтация – это  ... ? 
а) солидарность, б) переговоры, в) сотрудничество, г) агрессия, д) противоборство.

 

Набор заданий 1 –  Б

ответ

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

 

 

Описание и примеры  набора заданий №2

К слову, которое стоит  в левой части бланка, надо подобрать  из 4 предложенных слов такое, которое  совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним. Это слово следует  подчеркнуть. Выбирать можно только одно слово.

Пример:

Век – 
а) история, б) столетие, в) событие, г) прогресс.

Правильный ответ столетие – поэтому это слово подчеркнуто.

Пример:

Прогноз – 
а) погода, б) донесение, в) предсказание, г) причина.

Здесь правильным ответом  будет слово предсказание.

Набор заданий 2 –  А

1. Прогрессивный – 
а) интеллектуальный, б) передовой, в) ловкий, г) отсталый.

2. Аннулирование – 
а) подписание, б) отмена, в) сообщение, г) отсрочка.

3. Идеал – 
а) фантазия, б) будущее, в) мудрость, г) совершенство.

4. Аргумент – 
а) довод, б) согласование, в) спор, г) фраза.

5. Миф – 
а) древность, б) творчество, в) предание, г) наука.

6. Аморальный – 
а) устойчивый, б) трудный, в) неприятный, г) безнравственный.

7. Анализ – 
а) факты, б) разбор, в) критика, г) умение.

Информация о работе Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)