Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, реферат
Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.
XXIV. ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ
№ выбора |
Тема и предлагаемые выборы |
Баллы по шкале объективной оценки | |
1-е исследование |
2-е исследование | ||
1 |
Любил вместо школьных занятий отправиться с товарищами погулять или сходить в кино |
ГЭИНН |
|
2 |
Сильно переживал замечания и отметки, которые меня не удовлетворяли |
Э |
ЭЭН |
3 |
В младших классах любил школу, потом она стала меня тяготить |
Ц |
|
4 |
Периодами любил школу, периодами она мне начинала надоедать |
Ф |
|
5 |
Не любил школу, потому что педагоги относились ко мне несправедливо |
||
6 |
Школьные занятия меня очень сильно утомляли |
d |
|
7 |
Больше всего любил школьную самодеятельность |
||
8 |
Любил школу, потому что там была веселая компания |
||
9 |
Стеснялся ходить в школу: боялся насмешек и грубости |
И | |
10 |
Очень не любил физкультуры |
||
11 |
Посещал школу регулярно и всегда активно участвовал в общественной работе |
ШШdd | |
12 |
Школьная обстановка меня очень тяготила |
||
13 |
Старался аккуратно выполнять все задания |
Ц |
d |
0 |
Ни одно из определений ко мне не подходит |
О |
О |
XXV. ОЦЕНКА СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ
№ выбора |
Тема и предлагаемые выборы |
Баллы по шкале объективной оценки | |
1-е исследование |
2-е исследование | ||
1 |
Мне не хватает холодной рассудительности |
М |
Г |
2 |
Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нерешительность и вялость |
ТТ |
|
3 |
Я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем |
А |
|
4 |
Я не виновен в том, что возбуждаю зависть у других |
||
5 |
Мне не хватает усидчивости и терпения |
||
6 |
Считаю, что я ничем не отличаюсь от большинства людей |
ПП | |
7 |
Мне не хватает решительности |
||
8 |
Я не вижу у себя больших недостатков |
ЭИ |
А |
9 |
В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дурного настроения мне кажется, что мне не хватает то одного, то другого качества |
||
10 |
Я слишком раздражителен |
М | |
11 |
Другие находят у меня крупные недостатки, я считаю, что они преувеличивают |
d |
|
12 |
Я страдаю от того, что меня не понимают |
ШИ |
|
13 |
Я чрезмерно чувствителен и обидчив |
С |
М |
0 |
Ни одно из определений ко мне не подходит |
О |
О |
Дополнительные баллы, начисляемые за показатели по графику
Показатели по графику |
Начисляемые баллы |
Г=0 или Г=1 |
П, С |
Ц=6 или Ц>6 |
Л |
А=4 или А>4 |
Л |
П=0 или П=1 |
Н |
Н=0 или Н=1 |
П |
К=0 |
Ш, Ш, И |
К=1 |
Ш |
Д=6 или Д>6 |
Н |
Т>Д |
П, П, Ц |
В=5 |
Э |
В=6 или B>6 |
Э, Э |
E=6 или E>6 |
Ш, И |
d=5 или d>5 |
Ш |
О=6 или О>6 |
C |
М<Ф (у мальчиков) |
С, Ш, И |
V=-6 и ниже |
С |
V=+6 и выше |
И |
Наличие ошибок в выборах (один и тот же номер выбора на одну тему в 1-м и 2-м исследовании) | |
за 1 ошибку |
Э |
за 2 и более ошибок |
Э, Э |
ПОРТАТИВНЫЙ КОД РАСШИФРОВКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Публикуемый ниже портативный код ускоряет обработку результатов. В таблицах названы темы опросника («Самочувствие» и др.) и перечисляются только номера выборов, за которых начисляются баллы по разным шкалам: в первой таблице за первое исследование (наиболее подходящие выборы), во второй - за второе исследование (наиболее отвергаемые выборы).
Тема |
Первое исследование |
Второе исследование |
Тема |
Первое исследование |
Второе исследование | ||||
Самочувствие |
1 2 3 4 5 8 9 0 |
А ГММ Ц П АА Ц ННД О |
2 10 0 |
d C О |
Настроение |
1 2 6 7 10 11 0 |
ГН П ЦА Ш СЛ Т О |
2 10 0 |
Г d О |
Сон |
1 3 4 6 7 10 0 |
ГНММ К Аd Ц А ЛА О |
2 4 5 14 0 |
Э В Ц А О |
Пробуждение |
1 3 4 6 8 9 11 12 0 |
Э Т С Ф А НН d Ц О |
1 2 7 0 |
Л К ЛМ О |
Аппетит |
1 2 3 5 6 7 11 15 17 0 |
Ш Т А ЛЛП СТ М Н М Ц О |
3 16 0 |
ЦЭМ И О |
Спиртные напитки |
1 3 4 5 6 7 8 9 10 12 13 0 |
+2 М+1 ГГ+2 -1 -1 С-3 +1 П СПШ-3 Цd А О |
1 4 5 6 7 8 10 11 13 0 |
Ц С-1 +2 +1 ЦЛ+2 Ф +1 И Л ОЭ |
Сексуальные проблемы |
1 10 13 14 0 |
ННД М ТТТ ЛИ О |
1 2 5 7 8 11 13 0 |
М Ц НН КВ ИИ ЛС ГЛ О |
Одежда |
4 5 6 0 |
ИИ АС КФ О |
1 4 0 |
АВ К О |
Деньги |
2 4 6 0 |
Ц ИМ ЛА О |
1 2 6 0 |
М ЭИД И О |
Родители |
1 3 5 8 9 10 11 12 13 0 |
П ЛЛВ Е ЕЕФ ПП М Е ШЕ Эd ОЕ |
5 11 0 |
К ГЛПЭ О |
Друзья |
1 3 4 7 14 15 0 |
Д ГЦ К СС Л А О |
3 6 12 0 |
d И Д О |
Окружающие |
5 7 10 16 0 |
ММ Г В d О |
2 7 10 13 0 |
ЭФ С С П О |
Продолжение портативного кода расшифровки результатов
Тема |
Первое исследование |
Второе исследование |
Тема |
Первое исследование |
Второе исследование | ||||
Незнакомые |
1 8 9 12 0 |
ЭЭ Ц ГЦ СС 0 |
1 2 8 9 0 |
Г ЭЭ Г С О |
Одиночество |
1 2 3 4 6 8 11 0 |
И СШШ ГЭН ЛА d Ш Л О |
1 3 5 0 |
ШШ СПШШШ ЭИВ О |
Будущее |
3 5 7 8 10 11 0 |
М ГГ П Э Ц d О |
0 |
О |
Новое |
5 8 9 10 0 |
Ш d ЛЭ ПШШЭ 0 |
6 7 0 |
Э ИД О |
Неудачи |
1 3 5 7 10 13 0 |
ШВ Э И ЭЭd П К |
1 2 3 8 10 0 |
ППЭ ЭЭ В Л Ц О |
Приключения |
1 2 3 6 7 9 0 |
Г С СМ В Ф Г О |
1 5 10 0 |
СС ЭЭ ЛН О |
Лидерство |
1 7 8 0 |
Ц ПП ЛС О |
4 9 0 |
И И О |
Критика |
1 5 7 8 9 10 11 12 0 |
ШШЕ Е НЕd Т А Е Ц Е ОЕ |
1 5 10 11 12 0 |
К Л ПП d И О |
Опека |
1 2 3 4 6 8 11 13 14 0 |
ЦПМ ЭЭ ДЕ Е ЦЛ Е ИИЕФФ ЕФФФ ЕФФ ОЕ |
9 12 0 |
И И О |
Правила |
1 2 4 5 7 10 11 0 |
Е ГГЕ d Е Е d ЛФ ОЕ |
1 2 4 5 7 8 9 0 |
К С Г Л Ц ddd И О |
Детство |
2 4 7 8 10 13 14 0 |
Г Д Г СС Л И ЭЭ 0 |
4 7 11 12 14 0 |
Ц С ИИ Л Л О |
Школа |
1 2 3 4 6 13 0 |
ГЭИНН Э Ц Ф d Ц О |
2 9 11 13 0 |
ЭЭН И ШШdd d О |
Оценка в данный момент |
1 2 3 8 11 12 13 0 |
М ТТ А ЭИ d ШИ С О |
1 6 8 10 13 0 |
Г ПП А М М О |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИКА
Для подсчета баллов удобно строить график. На нем баллы в пользу каждого типа и каждого показателя, полученные в 1–м и во 2–м исследованиях, суммируются арифметически, т.е. все они откладываются на графиках. К ним приплюсовываются дополнительные баллы на основании оценки построенного графика (см. в конце «Текста ПДО»).
На приведенном ниже в качестве примера графике синим цветом отложены баллы в пользу каждого типа и каждого показателя за выборы в «Тексте ПДО», светло-желтым цветом отложены дополнительные баллы на основании оценки построенного графика (в пользу типа Ш 1 балл за К=1 и 1 балл за d=6). Красным цветом обозначено минимальное диагностическое число.
Оценку графика удобно проводить в следующем порядке.
Определение конформности. Если К=0 или К=1, то это свидетельствует о низкой конформности и даже о нонконформизме. В самооценке это наиболее присуще представителям типа И и особенно представителям типа Ш. При К=2, К=3 конформность умеренная, при К=4, К=5 — средняя, при К=6 и более баллам — высокая.
Определение негативного отношения к исследованию. Величина показателя «О», равная 7 и более баллам, свидетельствует о скрытом негативном отношении к исследованию. Надежность диагностики типа при этом снижается. Показатель «О», равный 6 и более баллам, чаще всего встречается при сенситивном типе.
Определение возможной склонности к диссимуляции. Если показатель Д превышает показатель Т на 4 и более баллов (см. график № 1), то это свидетельствует в пользу возможной диссимуляции. Это снижает точность диагностики типа и практически полностью исключает правильную диагностику типов Ц и К. Сам по себе высокий показатель Д (безотносительно к величине Т), равный 6 и более баллам, наиболее часто встречается при типе Н.
Определение повышенной откровенности. Если Т>Д, то это свидетельствует о повышенной откровенности. Чаще всего это встречается при типах Ц и особенно П.
Указание на возможную органическую природу психопатии и акцентуации характера. Может быть получено при помощи индекса В (brain minimal damage), если его величина равна 5 и более баллам. Показатель В<5 не исключает органического генеза, так как лишь в 45% клинически верифицированных органических психопатий этот показатель равен 5 и более баллам. Обратная ошибка (В=5 или В>5) при отсутствии органического резидуума, или черепно-мозговых травм, мозговых инфекций и нейроинтоксикаций в анамнезе не превышает 8%. Высокий показатель В встречается также при типе Э.
Определение отражения реакции эмансипации в самооценке проводится на основании показателя Е: если он равен 0 или 1 — реакция эмансипации слабая, если равен 2 или 3 — умеренная, если 4 или 5 — выраженная, если 6 и более баллам — очень сильная. Показатель Е, равный 6 и более баллам, чаще всего встречается при типах Ш и И. Наоборот, типам С и П выраженная реакция эмансипации не свойственна, поэтому при Е=4 эти типы не диагностируются независимо от числа баллов в их пользу. У типа Г реакция эмансипации нередко бывает резко выражена в поведении, но ее отражение в самооценке гораздо более умеренное.
Оценка склонности к делинквентности. Осуществляется только для подростков мужского пола. Указанием на возможную склонность к делинквентности служит показатель d, если он равен 4 баллам и более. Но у представителей типа Ш часто бывает высоким безо всякой склонности к делинквентности. При типе Н этот показатель обычно низок, но здесь нет нужды в особом показателе для выявления склонности к делинквентности, так как в условиях безнадзорности, как правило, обнаруживается делинквентное поведение.
Оценка черт мужественности-женственности в системе отношений. Осуществляется по разности между показателями М (маскулинности) и Ф (феминности). Если М-Ф дает положительную величину, то в системе отношений преобладают черты мужественности, если отрицательную — женственности. При психопатиях и выраженных акцентуациях преобладание черт может не соответствовать физическому полу. При психопатиях у девочек нередко преобладают черты М, а у мальчиков с истероидной, шизоидной и сенситивной психопатией и акцентуацией могут преобладать черты Ф.
Определение психологической склонности к алкоголизации (показатель v). Осуществляется без графика. Числовые баллы за выборы по теме «Отношение к спиртным напиткам», полученные в 1–м и во 2–м исследованиях, суммируются алгебраически, т.е. с учетом знака. При итоговой величине +2 и выше можно предполагать психологическую склонность а алкоголизации. Очень высокие показатели (+6 и выше) свидетельствуют не об интенсивной алкоголизации, а о стремлении выставить напоказ свою склонность к выпивкам (часто встречается при типе И). Отрицательная величина говорит об отсутствии психологической склонности к алкоголизации (чаше имеет место у типа С), а величина, равная 0 или +1. является неопределенным результатом.
Диагностика типов психопатий и акцентуаций характера. Является основной, диагностической процедурой. Осуществляется с помощью следующих правил.
ПРАВИЛО 0. Тип считается неопределенным, если по шкале объективной оценки не набрано минимальное диагностическое число (МДЧ) баллов ни для одного из типов.