Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, реферат

Описание работы

Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика 2.docx

— 1.90 Мб (Скачать)

 

Методика "Беседа о школе"

Методика разработана Т.А.Нежновой. Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос "Беседы".

  1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее экспериментатор говорит: "Я  буду рассказывать тебе маленькие истории  про тебя самого, но только это будут  истории не про то, что с тобой  уже было, или случалось, а про  то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А  ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая  история произошла с тобой.

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?
  2. Представь себе, что мама так и сделала (послушалась тебя или поступила по-своему), договорилась, и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай, что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы ты стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
  3. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже шесть лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь? Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?
  4. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню бывала у вас вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?
  5. Представь, что есть две школы – школа А и Б. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?
  6. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
  7. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: "Сегодня учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?" Что бы ты выбрал?

 

Классификация ответов 
(Все ответы подразделяются на две категории А и Б)

 
Вопрос 1: уроки грамоты, счет, занятия, по содержанию и форме не имеющие  аналогов в дошкольной жизни ребенка.  
Вопрос 2: несогласие ребенка на "отпуск". 
Вопрос 3: учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.  
Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе – освоение некоторых навыков чтения, счета, письма. 
Вопрос 5: несогласие на обучение на дому. 
Вопрос 6: выбор учителя.  
Вопрос 7: выбор школы А.  
Вопрос 8: выбор школы А.  
Вопрос 9: выбор отметки.

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности – уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также внеучебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.  
Вопрос 2: согласие на "отпуск".  
Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисование, занятие по хозяйству без упоминания о каких либо учебных действиях. 
Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д. 
Вопрос 5: согласие на обучение на дому. 
Вопрос 6: выбор родителей. 
Вопрос 7: выбор школы Б. 
Вопрос 8: выбор школы Б. 
Вопрос 9:  выбор игрушки или шоколадки.


Преобладание в ответах ребенка  категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения. 
При интерпретации полученных результатов необходимо помнить, что должны оцениваться не только количественные, но и качественные показатели. К ним относятся и общее поведение ребенка в ходе тестирования, и интерес, с которым ребенок берется за каждое новое задание, и темп работы, и готовность идти на контакт с экспериментатором, и утомляемость, и пр.

 

Карта наблюдения за процессом  адаптации учащихся 1-х классов

Карта адаптации предназначена для фиксации наблюдений и оценок учителя по отношению к отдельным детям, в частности для более углубленного изучения проблемных детей. В ней представлены параметры, на основании которых можно оценить деятельность ребенка, особенности его эмоционально–волевой сферы и положение в классе. Эти сведения могут быть дополнительными для оценки адаптации ребенка в школе.

 
Ф.И.О. ______________________________________класс__________________  

 

(правильный вариант  подчеркните)

 
1. Уровень готовности к школе: 
высокий — средний — низкий.

 
2. Успеваемость за 1-е и 2-е полугодие: 
чтение 
русский язык  
математика 
лучше письменные — лучше устные — без различия

 
3. Выполнение письменных работ: 
лучше выполняет классные работы — лучше выполняет домашние работы — разницы в их выполнении нет.

 
4. Отношение к учебе: 
ответственное — безответственное.

 
5. Отношение к школьным неудачам: 
сильно переживает — быстро забывает о них — совсем не переживает.

 
6. Заболеваемость: 
частая — временами — очень редко.

 
7. Дисциплина: 
всегда хорошая — средняя — недисциплинирован.

 
8. Темп работы: 
быстрый — средний — медленный.

 
9. Работоспособность: 
ровная — скачкообразная — быстро падающая.

 
10. Внимание: 
устойчивое — неровное — легко отвлекаемое.

 
11. Сообразительность: 
быстрая — средняя — медленная — ограниченная.

 
12. Моторика: 
чрезмерно подвижен — умеренная — малоподвижен.

13. Речь 
развита очень хорошо — не очень развита — плохо развита.

 
14. Выдержка: 
хорошая — средняя — снижена — ничтожна.

 
15. Контактность: 
общителен — замкнут — незаметен — неконтактен.

16. Положение в классе: 
любим — пользуется вниманием — незаметен — нелюбим — отгорожен.

 
17. Настроение: 
радостное — ровное — незаметное — серьезное — подавленное.

 
18. По сравнению со сверстниками: 
1) менее труден               да            нет 
2) сильно отвлекаем       да            нет 
3) более утомляем          да            нет 
4) чаще волнуется           да            нет 
5) труднее в контакте      да            нет 
6) больше колебаний в 
работоспособности     да            нет 
7) более пуглив и робок да            нет 
8) более чувствителен    да            нет 
9) более возбудим, 
раздражителен             да            нет 
10) более плаксив           да            нет 
11) более беспокоен        да            нет 
12) более подвижен        да   нет

 
19. Адаптация к школе произошла: 
быстро — медленно — не произошла

 

 

 

 

Изучение адаптации  ребенка к школе

Диагностику "Изучение адаптации ребенка к школе" pекомендуется применять не ранее второго полугодия обучения в школе. 
Учителем выставляются баллы от 0 до 5 по семи шкалам. Результаты обрабатывает психолог. 
1–я шкала: учебная активность  
5 — активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает правильно.

4 — на уроке работает, положительные  и отрицательные ответы чередуются. 
3 — редко поднимает руку, но отвечает верно. 
2 — часто отвлекается, не слышит вопроса, активность кратковременная. 
1 — пассивен на уроке, дает отрицательные ответы. 
0 — учебная активность отсутствует полностью. 
2–я шкала: усвоение программных материалов 
5 — правильное и безошибочное выполнение школьных заданий. 
4 — единичные ошибки. 
3 — нестабильная успеваемость, перепады правильных и ошибочных ответов. 
2 — плохое усвоение материалов по одному из предметов. 
1 — частые ошибки, неаккуратность в выполнении заданий, много исправлений, зачеркиваний. 
0 — плохое усвоение программных материалов по всем предметам, грубые ошибки и их большое количество. 
3–я шкала: поведение на уроке 
5 — добросовестное выполнение всех требований учителя, дисциплинирован. 
4 — выполняет требования учителя, но иногда отвлекается от уроков. 
3 — часто разговаривает с товарищами, не собран. 
2 — скован на уроке, напряжен, отвечает мало. 
1 — выполняет требования учителя частично, вертится, постоянно разговаривает. 
0 — преобладают игровые интересы на уроке, занимается посторонними делами. 
4–я шкала: поведение на перемене 
5 — высокая игровая активность, охотно участвует в коллективных играх. 
4 — малая степень активности, предпочитает занятия в классе с кем–либо из ребят. 
3 — активность ребенка ограничивается занятиями типа: делает уроки, моет доску, убирает класс. 
2 — не может найти себе никакого применения (переходит от одной группы детей к другой). 
1 — пассивен, избегает других. 
0 — часто нарушает нормы поведения. 
5–я шкала: взаимоотношения с одноклассниками 
5 — общителен, легко контактирует с детьми. 
4 — мало инициативен, но легко вступает в контакт, если к нему обращаются. 
3 — сфера общения ограничена, общается только с некоторыми. 
2 — предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. 
1 — замкнут, изолирован от других. 
0 — проявляет негативизм по отношению к детям. 
6–я шкала: отношение к учителю 
5 — проявляет дружелюбие по отношению к учителю, часто с ним общается. 
4 — дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять его требования. 
3 — старательно выполняет требования учителя, но за помощью чаще обращается к одноклассникам. 
2 — выполняет требования учителя формально, старается быть незамеченным. 
1 — избегает контакта с учителем, при общении с ним теряется, смущается. 
0 — общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при любых замечаниях. 
7–я шкала: эмоции 
5 — хорошее настроение, часто улыбается. 
4 — спокойное эмоциональное состояние. 
3 — эпизодически появляется снижение настроения (цикличность). 
2 — отрицательные эмоции преобладают. 
1 — депрессивное настроение. 
0 — агрессия. 
Ключ 
21-35 баллов — адаптация произошла полностью. 
14-20 баллов — неполная адаптация. 
0-13 баллов — дезадаптация. 
Для получения более полной информации рекомендуется анализ по шкалам

 

Опросник Мини-Мульт

MMPI был предложен американскими  психологами в 40–50 годах. Адаптация  была проведена в СССР в  60-х годах в институте им. В.  Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным  и М. П. Мирошниковым.  
   Опросник Мини-мульт представляет собой сокращенный вариант MMPI, содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности. Первая шкала измеряет свойство личности испытуемого с астено-невротическим типом. Вторая шкала говорит о склонности испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Пятая шкала в этом варианте опросника не используется, после четвертой шкалы следует шестая. Шестая шкала характеризует обидчивость испытуемого, его склонность к аффективным реакциям. Седьмая шкала предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности, склонного к сомнениям. Восьмая шкала определяет степень эмоциональной отчужденности, сложность установления социальных контактов. Девятая шкала показывает близость к гипертимному типу личности, измеряет активность и возбудимость.  
   Время проведения опроса не ограничивается.  
   Инструкция: "Сейчас вы ознакомитесь с утверждениями, касающимися состояния вашего здоровья и вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и решите, верно оно или неверно по отношению к вам. Не тратьте времени на раздумывание. Наиболее естественно то решение, которое первым приходит в голову"

 

Текст опросника

  1. У Вас хороший аппетит?
  2. По утрам Вы обычно чувствуете, что выспались и отдохнули.
  3. В вашей повседневной жизни масса интересного.
  4. Вы работаете с большим напряжением.
  5. Временами Вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.
  6. У Вас очень редко бывает запор.
  7. Иногда Вам очень хотелось навсегда уйти из дома.
  8. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
  9. Временами Вас беспокоит тошнота и позывы на рвоту.
  10. У вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
  11. Иногда Вам хочется выругаться.
  12. Каждую неделю Вам снятся кошмары.
  13. Вам труднее сосредоточиться, чем большинству людей.
  14. С Вами происходили (или происходят)странные вещи.
  15. Вы достигли бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против Вас.
  16. В детстве Вы одно время совершали кражи.
  17. Бывало, что по несколько дней, недель или целых месяцев Вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставить себя включиться в работу.
  18. У Вас прерывистый и беспокойный сон.
  19. Когда Вы находитесь среди людей, Вам слышатся странные вещи.
  20. Большинство знающих Вас людей не считают Вас неприятным человеком.
  21. Вам часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше Вашего.
  22. Большинство людей довольны своей жизнью более, чем Вы.
  23. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.
  24. Иногда вы сердитесь.
  25. Вам определенно не хватает уверенности в себе.
  26. У вас часто бывают подергивания в мышцах.
  27. У Вас часто бывает чувство, как будто Вы сделали что-то неправильное или нехорошее.
  28. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
  29. Некоторые так любят командовать, что Вам хочется все сделать наперекор, хотя Вы знаете, что они правы.
  30. Вы считаете, что против Вас что-то замышляют.
  31. Большинство людей способно добиваться выгоды не совсем честным путем.
  32. Вас часто беспокоит желудок.
  33. Часто вы не можете понять, почему накануне Вы были в плохом настроении и раздражены.
  34. Временами Ваши мысли текли так быстро, что Вы не успевали их высказывать.
  35. Вы считаете, что Ваша семейная жизнь не хуже, чем у большинства Ваших знакомых.
  36. Временами Вы уверены в собственной бесполезности.
  37. В последние годы Ваше самочувствие было в основном хорошим.
  38. У Вас бывали периоды, во время которых Вы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно.
  39. Вы считаете, что Вас часто незаслуженно наказывали.
  40. Вы никогда не чувствовали себя лучше, чем теперь.
  41. Вам безразлично, что думают о Вас другие.
  42. С памятью у Вас все благополучно.
  43. Вам трудно поддерживать разговор с человеком, с которым Вы только что познакомились.
  44. Большую часть времени Вы чувствуете общую слабость.
  45. У Вас редко болит голова.
  46. Иногда Вам бывало трудно сохранить равновесие при ходьбе.
  47. Не все Ваши знакомые Вам нравятся.
  48. Есть люди, которые пытаются украсть Ваши идеи и мысли.
  49. Вы считаете, что совершали поступки, которые нельзя простить.
  50. Вы считаете, что Вы слишком застенчивы.
  51. Вы почти всегда о чем-нибудь тревожитесь.
  52. Ваши родители часто не одобряли Ваших знакомств.
  53. Иногда Вы немного сплетничаете.
  54. Временами Вы чувствуете, что Вам необыкновенно легко принимать решения.
  55. У Вас бывает сильное сердцебиение и Вы часто задыхаетесь.
  56. Вы вспыльчивы, но отходчивы.
  57. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте.
  58. Ваши родители и другие члены семьи часто придираются к Вам.
  59. Ваша судьба никого особенно не интересует.
  60. Вы не осуждаете человека, который не прочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого.
  61. Иногда Вы полны энергии.
  62. За последнее время у Вас ухудшилось зрение.
  63. Часто у Вас звенит или шумит в ушах.
  64. В Вашей жизни были случаи (может быть, только один), когда Вы чувствовали, что на Вас действует гипноз.
  65. У Вас бывают периоды, когда Вы необычно веселы без особой причины.
  66. Даже находясь в обществе, Вы обычно чувствуете себя одиноко.
  67. Вы считаете, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.
  68. Вы чувствуете острее, чем большинство других людей.
  69. Временами Ваша голова работает как бы медленнее, чем обычно.
  70. Вы часто разочаровываетесь в людях.
  71. Вы злоупотребляете спиртными напитками.

 

 

 

К методике прилагается специальный  бланк, где на одной стороне фиксируются  ответы испытуемого. Если испытуемый согласен с утверждением, то в клетке с  номером вопроса он ставит знак "+" ("да", "верно"), если не согласен – знак "-" ("нет", "неверно"). На обратной стороне бланка экспериментатор строит профиль личности испытуемого с учетом значения шкалы коррекции, добавляя к указанным в бланке шкалам соответствующее значение шкалы коррекции. Таблица этих значений приведена на бланке. 
Значение шкалы К добавляется к базисным шкалам № 1, 4, 7, 8, 9. Например: если по шкале К получено 9 баллов, то к значению шкалы № 1, исходя из таблицы, добавляют 5 баллов, к значению шкалы № 4 – 4 балла, к значению шкал № 7 и № 8 по 9 баллов, к значению шкалы № 9 – 2 балла.

Оценочные шкалы:  
1. Шкала лжи (L). 
2. Шкала достоверности (F). 
3. Шкала коррекции (К). 
Базисные шкалы:  
1. Ипохондрии (Hs). 
2. Депрессии (D). 
3. Истерии (Ну). 
4. Психопатии (Pd). 
6. Паранойяльности (Ра). 
7. Психастении (Pt). 
8. Шизоидность (Se). 
9. Гипомании (Ма). 
Высокими оценками по всем шкалам, после построения профиля личности, являются оценки, превышающие 70. Низкими оценками считаются оценки ниже 40. 
Опрос рекомендуется проводить индивидуально или в группе, при наличии у каждого испытуемого текста опросника и бланка для ответов, в присутствии экспериментатора, которому испытуемые могут задавать вопросы.

 

КЛЮЧ

Шкалы

Ответы

№ вопроса

L

Неверно (Н)

5,11,24,47,53

F

Н

22,24,61

Верно (В)

9,12,15,19,30,38,48,49,58,59,64,71

K

Н

11,23,31,33,34,36,40,41,43,51,56, 
61,65,67,69,70

1 (Hs)

Н

1,2,6,37,45

В

9,18,26,32,44,46,55,62,63

2 (D)

Н

1,3,6,11,28,37,40,42,60,65,71

В

9,13,17,18,22,25,36,44

3 (Hy)

Н

1,2,3,11,23,28,29,31,33,35,37,40,41,43,45,50,56

В

9,13,18,26,44,46,55,57,62

4 (Pd)

Н

3,28,34,35,41,43,50,65

В

7,10,13,14,15,16,22,27,52,58,71

6 (Pa)

Н

28,29,31,67

В

5,8,10,15,30,39,63,64,66,68

7 (Pt)

Н

2,3,42

В

5,8,13,17,22,25,27,36,44,51,57,66,68

8 (Se)

Н

3,42

В

5,7,8,10,13,14,15,16,17,26,30,38,39,46,57,63,64,66

9 (Ma)

Н

43

В

4,7,8,21,29,34,38,39,54,57,60

Информация о работе Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)