Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, реферат
Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.
Методика "Беседа о школе"
Методика разработана Т.А.
Далее экспериментатор говорит: "Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что с тобой уже было, или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.
Классификация ответов
(Все ответы подразделяются на две категории
А и Б)
|
Вопрос 1: дошкольные виды деятельности
– уроки художественно- |
Преобладание в ответах
При интерпретации полученных результатов
необходимо помнить, что должны оцениваться
не только количественные, но и качественные
показатели. К ним относятся и общее поведение
ребенка в ходе тестирования, и интерес,
с которым ребенок берется за каждое новое
задание, и темп работы, и готовность идти
на контакт с экспериментатором, и утомляемость,
и пр.
Карта наблюдения за процессом адаптации учащихся 1-х классов
Карта адаптации предназначена для фиксации наблюдений и оценок учителя по отношению к отдельным детям, в частности для более углубленного изучения проблемных детей. В ней представлены параметры, на основании которых можно оценить деятельность ребенка, особенности его эмоционально–волевой сферы и положение в классе. Эти сведения могут быть дополнительными для оценки адаптации ребенка в школе.
Ф.И.О. ______________________________
(правильный вариант подчеркните)
1. Уровень готовности к школе:
высокий — средний — низкий.
2. Успеваемость за 1-е и 2-е полугодие:
чтение
русский язык
математика
лучше письменные — лучше устные — без
различия
3. Выполнение письменных работ:
лучше выполняет классные работы — лучше
выполняет домашние работы — разницы
в их выполнении нет.
4. Отношение к учебе:
ответственное — безответственное.
5. Отношение к школьным неудачам:
сильно переживает — быстро забывает
о них — совсем не переживает.
6. Заболеваемость:
частая — временами — очень редко.
7. Дисциплина:
всегда хорошая — средняя — недисциплинирован.
8. Темп работы:
быстрый — средний — медленный.
9. Работоспособность:
ровная — скачкообразная — быстро падающая.
10. Внимание:
устойчивое — неровное — легко отвлекаемое.
11. Сообразительность:
быстрая — средняя — медленная — ограниченная.
12. Моторика:
чрезмерно подвижен — умеренная — малоподвижен.
13. Речь
развита очень хорошо — не очень развита
— плохо развита.
14. Выдержка:
хорошая — средняя — снижена — ничтожна.
15. Контактность:
общителен — замкнут — незаметен — неконтактен.
16. Положение в классе:
любим — пользуется вниманием — незаметен
— нелюбим — отгорожен.
17. Настроение:
радостное — ровное — незаметное — серьезное
— подавленное.
18. По сравнению со сверстниками:
1) менее труден да нет
2) сильно отвлекаем да нет
3) более утомляем да нет
4) чаще волнуется да нет
5) труднее в контакте да нет
6) больше колебаний в
работоспособности да нет
7) более пуглив и робок да нет
8) более чувствителен да нет
9) более возбудим,
раздражителен да нет
10) более плаксив да нет
11) более беспокоен да нет
12) более подвижен да нет
19. Адаптация к школе произошла:
быстро — медленно — не произошла
Изучение адаптации ребенка к школе
Диагностику "Изучение адаптации ребенка
к школе" pекомендуется применять
не ранее второго полугодия обучения в
школе.
Учителем выставляются баллы от 0 до 5 по
семи шкалам. Результаты обрабатывает
психолог.
1–я шкала: учебная активность
5 — активно работает на уроке, часто поднимает
руку, отвечает правильно.
4 — на уроке работает, положительные
и отрицательные ответы
3 — редко поднимает руку, но отвечает
верно.
2 — часто отвлекается, не слышит вопроса,
активность кратковременная.
1 — пассивен на уроке, дает отрицательные
ответы.
0 — учебная активность отсутствует полностью.
2–я шкала: усвоение программных материалов
5 — правильное и безошибочное выполнение
школьных заданий.
4 — единичные ошибки.
3 — нестабильная успеваемость, перепады
правильных и ошибочных ответов.
2 — плохое усвоение материалов по одному
из предметов.
1 — частые ошибки, неаккуратность в выполнении
заданий, много исправлений, зачеркиваний.
0 — плохое усвоение программных материалов
по всем предметам, грубые ошибки и их
большое количество.
3–я шкала: поведение на уроке
5 — добросовестное выполнение всех требований
учителя, дисциплинирован.
4 — выполняет требования учителя, но иногда
отвлекается от уроков.
3 — часто разговаривает с товарищами,
не собран.
2 — скован на уроке, напряжен, отвечает
мало.
1 — выполняет требования учителя частично,
вертится, постоянно разговаривает.
0 — преобладают игровые интересы на уроке,
занимается посторонними делами.
4–я шкала: поведение на перемене
5 — высокая игровая активность, охотно
участвует в коллективных играх.
4 — малая степень активности, предпочитает
занятия в классе с кем–либо из ребят.
3 — активность ребенка ограничивается
занятиями типа: делает уроки, моет доску,
убирает класс.
2 — не может найти себе никакого применения
(переходит от одной группы детей к другой).
1 — пассивен, избегает других.
0 — часто нарушает нормы поведения.
5–я шкала: взаимоотношения с одноклассниками
5 — общителен, легко контактирует с детьми.
4 — мало инициативен, но легко вступает
в контакт, если к нему обращаются.
3 — сфера общения ограничена, общается
только с некоторыми.
2 — предпочитает находиться рядом с детьми,
но не вступает с ними в контакт.
1 — замкнут, изолирован от других.
0 — проявляет негативизм по отношению
к детям.
6–я шкала: отношение к учителю
5 — проявляет дружелюбие по отношению
к учителю, часто с ним общается.
4 — дорожит хорошим мнением учителя о
себе, стремится выполнять его требования.
3 — старательно выполняет требования
учителя, но за помощью чаще обращается
к одноклассникам.
2 — выполняет требования учителя формально,
старается быть незамеченным.
1 — избегает контакта с учителем, при
общении с ним теряется, смущается.
0 — общение с учителем приводит к отрицательным
эмоциям, плачет при любых замечаниях.
7–я шкала: эмоции
5 — хорошее настроение, часто улыбается.
4 — спокойное эмоциональное состояние.
3 — эпизодически появляется снижение
настроения (цикличность).
2 — отрицательные эмоции преобладают.
1 — депрессивное настроение.
0 — агрессия.
Ключ
21-35 баллов — адаптация произошла полностью.
14-20 баллов — неполная адаптация.
0-13 баллов — дезадаптация.
Для получения более полной информации
рекомендуется анализ по шкалам
Опросник Мини-Мульт
MMPI был предложен американскими
психологами в 40–50 годах. Адаптация
была проведена в СССР в
60-х годах в институте им. В.
Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным
и М. П. Мирошниковым.
Опросник Мини-мульт представляет собой
сокращенный вариант MMPI, содержит 71 вопрос,
11 шкал, из них 3 – оценочные. Первые 3 оценочные
шкалы измеряют искренность испытуемого,
степень достоверности результатов тестирования
и величину коррекции, вносимую чрезмерной
осторожностью. Остальные 8 шкал являются
базисными и оценивают свойства личности.
Первая шкала измеряет свойство личности
испытуемого с астено-невротическим типом.
Вторая шкала говорит о склонности испытуемого
с социопатическим вариантом развития
личности. Пятая шкала в этом варианте
опросника не используется, после четвертой
шкалы следует шестая. Шестая шкала характеризует
обидчивость испытуемого, его склонность
к аффективным реакциям. Седьмая шкала
предназначена для диагностики тревожно-мнительного
типа личности, склонного к сомнениям.
Восьмая шкала определяет степень эмоциональной
отчужденности, сложность установления
социальных контактов. Девятая шкала показывает
близость к гипертимному типу личности,
измеряет активность и возбудимость.
Время проведения опроса не ограничивается.
Инструкция: "Сейчас вы ознакомитесь
с утверждениями, касающимися состояния
вашего здоровья и вашего характера. Прочитайте
каждое утверждение и решите, верно оно
или неверно по отношению к вам. Не тратьте
времени на раздумывание. Наиболее естественно
то решение, которое первым приходит в
голову"
Текст опросника
К методике прилагается специальный
бланк, где на одной стороне фиксируются
ответы испытуемого. Если испытуемый согласен
с утверждением, то в клетке с
номером вопроса он ставит знак "+"
("да", "верно"), если не согласен
– знак "-" ("нет", "неверно").
На обратной стороне бланка экспериментатор
строит профиль личности испытуемого
с учетом значения шкалы коррекции, добавляя
к указанным в бланке шкалам соответствующее
значение шкалы коррекции. Таблица этих
значений приведена на бланке.
Значение шкалы К добавляется к базисным
шкалам № 1, 4, 7, 8, 9. Например: если по шкале
К получено 9 баллов, то к значению шкалы
№ 1, исходя из таблицы, добавляют 5 баллов,
к значению шкалы № 4 – 4 балла, к значению
шкал № 7 и № 8 по 9 баллов, к значению шкалы
№ 9 – 2 балла.
Оценочные шкалы:
1. Шкала лжи (L).
2. Шкала достоверности (F).
3. Шкала коррекции (К).
Базисные шкалы:
1. Ипохондрии (Hs).
2. Депрессии (D).
3. Истерии (Ну).
4. Психопатии (Pd).
6. Паранойяльности (Ра).
7. Психастении (Pt).
8. Шизоидность (Se).
9. Гипомании (Ма).
Высокими оценками по всем шкалам, после
построения профиля личности, являются
оценки, превышающие 70. Низкими оценками
считаются оценки ниже 40.
Опрос рекомендуется проводить индивидуально
или в группе, при наличии у каждого испытуемого
текста опросника и бланка для ответов,
в присутствии экспериментатора, которому
испытуемые могут задавать вопросы.
КЛЮЧ
Шкалы |
Ответы |
№ вопроса |
L |
Неверно (Н) |
5,11,24,47,53 |
F |
Н |
22,24,61 |
Верно (В) |
9,12,15,19,30,38,48,49,58,59, | |
K |
Н |
11,23,31,33,34,36,40,41,43,51, |
1 (Hs) |
Н |
1,2,6,37,45 |
В |
9,18,26,32,44,46,55,62,63 | |
2 (D) |
Н |
1,3,6,11,28,37,40,42,60,65,71 |
В |
9,13,17,18,22,25,36,44 | |
3 (Hy) |
Н |
1,2,3,11,23,28,29,31,33,35,37, |
В |
9,13,18,26,44,46,55,57,62 | |
4 (Pd) |
Н |
3,28,34,35,41,43,50,65 |
В |
7,10,13,14,15,16,22,27,52,58, | |
6 (Pa) |
Н |
28,29,31,67 |
В |
5,8,10,15,30,39,63,64,66,68 | |
7 (Pt) |
Н |
2,3,42 |
В |
5,8,13,17,22,25,27,36,44,51, | |
8 (Se) |
Н |
3,42 |
В |
5,7,8,10,13,14,15,16,17,26,30, | |
9 (Ma) |
Н |
43 |
В |
4,7,8,21,29,34,38,39,54,57,60 |