Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, реферат

Описание работы

Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика 2.docx

— 1.90 Мб (Скачать)

Проективный тест детской тревожности «Выбери  нужное лицо» 
(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

 

Описание методики:

Теоретические основания

Эта методика представляет собой  детский тест тревожности, разработанный  американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. 

 

 

 Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно  будет так же проявляться в  другом случае. Значимость ситуации зависит  от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту  личности и соответствующее поведение  ребенка.

Область применения

Психодиагностика тревожности  выявляет внутреннее отношение данного  ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений  ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском  саду.

Тест проводится индивидуально  с детьми 3–7 лет.

Дополнительные сведения

Оснащение. Психодиагностический изобразительный материал в этой методике состоит из 14 рисунков размером 8,5×11 см, сюжетно представляющих собой типичные для жизни ребенка-дошкольника ситуации. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для мальчиков и для девочек (на рисунке изображены, соответственно, мальчик или девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребенком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребенка не прорисовано полностью, дан лишь контур его головы.

Каждый рисунок снабжен  двумя дополнительными изображениями  детской головы, по размерам соответствующими контуру головы ребенка на рисунке. На одном из них представлено улыбающееся  лицо ребенка, а на другом — печальное. Задача испытуемого - выбрать одно из двух изображений в соответствии с инструкцией.

Рис.1. Игра ребенка с младшими детьми. Ребенок в данной ситуации играет с двумя 
малышами.

Рис.2. Ребенок и мать с младенцем. Ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем.

Рис.3. Объект агрессии. Ребенок убегает от нападающего на него сверстника.

Рис.4. Одевание. Ребенок сидит на стуле и надевает ботинки.

Рис.5. Игра со старшими детьми. Ребенок играет с двумя детьми, которые старше его по возрасту.

Рис.6. Укладывание спать в одиночестве. Ребенок идет к своей кроватке, а родители сидят в кресле спиной к нему и не замечают его.

Рис.7. Умывание. Ребенок умывается в ванной комнате.

Рис.8. Выговор. Мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку 
за что-то.

Рис.9. Игнорирование. Отец играет с малышом, а более старший ребенок стоит 
в одиночестве.

Рис.10. Агрессивное нападение. Сверстник отбирает игрушку у ребенка.

Рис.11. Собирание игрушек. Мать и ребенок убирают игрушки.

Рис.12. Изоляция. Двое сверстников убегают от ребенка, оставляя его в одиночестве.

Рис.13. Ребенок с родителями. Ребенок стоит между матерью и отцом.

Рис.14. Еда в одиночестве. Ребенок сидит один за столом. 

 

Организация использования  методики. В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, экспериментатор к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания: 

 

Рис.1. Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Рис.2. Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

Рис.3. Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.4. Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) одевается».

Рис.5. Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».

Рис.6. Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».

Рис.7. Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».

Рис.8. Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.9. Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.10. Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.11. Собирание игрушек: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

Рис.12. Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

Рис.13. Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

Рис.14. Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) ест».

Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.

Обработка результатов

Протоколы, полученные от каждого  ребенка, далее подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

 

Стимульные материалы к модификации теста Дорки-Амена,  
разработанной в составе экспертной системы «Лонгитюд» и программы ЭДК 

 

Рисунки ситуаций для мальчиков  - лист 1 – 7,

лист 8 – дополнительные рисунки для сбора данных (в текущей версии не обрабатываются).  

 

Рисунки ситуаций для девочек - лист 9 – 15,

лист 16 – дополнительные рисунки для сбора данных (в текущей версии не обрабатываются).  

 

Внимание! Рисунки подготовлены специально для использования только в процессе работы с экспертной системой «Лонгитюд» и программой ЭДК. 

 

 

1. 

 

 

 

 

2. 

 

 

 

 

3. 

 

 

 

 

4. 

 

 

 

 

5. 

 

 

 

 

6. 

 

 

 

 

7. 

 

 

 

 

8. 

 

 

  

 

 

  
9. 

 

 

 

 

10. 

 

 

  
11. 

 

 

 

 

12. 

 

 

  
13. 

 

 

  

 

14. 

 

 

  

 

15. 

 

 

  
16. 

 

 

 

1. 

 

 

  
2. 

 

 

  
3. 

 

 

  
4. 

 

 

  
5. 

 

 

  
6. 

 

 

  
7. 

 

 

  
8. 

 

 

  
9. 

 

 

  
10. 

 

 

  
11. 

 

 

  
12. 

 

 

  
13. 

 

 

  
14. 

 

 

  
15. 

 

 

  
16. 

 

 

Бланк для ответов

____________________________________________________    «______ » ___________________________  г.                               

 фамилия, имя,  возраст ребенка                                  дата рождения ребенка                                                                                               

 «_____ » __________________  20____ г.__          ч ____  мин                                                                                                             

 дата и время  заполнения 

 

 

 

№ и содержание рисунка

Высказывание  ребенка

Выбор лица

веселое

печальное

1. Игра с младшими детьми

     

2. Ребенок и мать с младенцем

     

3. Объект агрессии

     

4. Одевание

     

5. Игра со старшими  детьми

     

6. Укладывание спать в одиночестве

     

7. Умывание

     

8. Выговор

     

9. Игнорирование

     

10. Агрессивное нападение

     

11. Собирание игрушек

     

12. Изоляция

     

13. Ребенок с родителями

     

14. Еда в одиночестве

     

 

 

 

Диагностика адаптации  ребенка к школе

 

Методика  Нежновой "Беседа о школе" и проективная методика "Школа зверей".

Для диагностики процесса адаптации ребенка к школе можно использовать методику Нежновой "Беседа о школе" и проективная методика "Школа зверей". 
Поскольку психологическая защита формируется на неосознанном уровне, то исследование ее механизмов может проводиться с помощью проективных методик. Одна из них –

"Школа зверей".

Она дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции.

Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. К тому же рисование для младших школьников привычно и интересно. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Однако эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте – при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями. Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме. 
Оборудование. Бумага, цветные карандаши. 
Предварительная подготовка  
Ведущий. Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите "Школу зверей". Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой "Школе зверей", пока я буду считать до 10, а затем откройте глаза.  

Инструкция  
Ведущий. Вы побывали в "Школе зверей". А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели.  
Дети выполняют задание. 
Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, которым могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте "х" или букву "я".  

Интерпретация  
1. Положение рисунка на листе.  
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. 
Положение рисунка в нижней части – неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме. 
2. Контуры фигур.  
Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий – все это защита от окружающих. Агрессивная – если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой – если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, заслоны. 
3. Нажим.  
При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим – о проявлении тревожности, очень сильный – о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы стирания. 
4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, – глаза, уши, рот. 
Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более больших и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот – о легкости возникновения страхов. Зубы – признак вербальной агрессии. 
5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество вступающих в различные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками. 
6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка.  
Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу? 
7. Изображение учебной деятельности.  
В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника. 
8. Цветовая гамма. 
Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучном эмоциональном состоянии ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии.

Информация о работе Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)