Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, реферат

Описание работы

Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика 2.docx

— 1.90 Мб (Скачать)

 

Таблица 4

Оценка валидности выявления риска злоупотребления наркотиками и другими дурманящими веществами (% подростков с данной оценкой в баллах по каждой группе[5]) 

 

Группы подростков

Оценка в баллах

0–1

2

3

4–6

Никогда не употреблявшие

Эпизодически употреблявшие

Токсикоманы

84

18

18

8

12

22

8

22

32

0

48

28


 

 

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА

ИСТИННЫХ И ДЕМОНСТРАТИВНЫХ  СУИЦИДНЫХ ПОПЫТОК

Считается, что более половины суицидных  попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без  настоящего намерения умереть, а  лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление суицидной  попытки с целью привлечь к  себе внимание, добиться каких-то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей. Тем не менее различить истинные и демонстративные суицидные попытки не всегда легко. По клиническим данным (А.Е.Личко, 1983) у подростков около 30% составляют не вполне ясные случаи. Именно поэтому была поставлена задача попытаться использовать обследование с помощью ПДО для дифференциальной диагностики между истинными и демонстративными суицидными попытками. Соответствующая шкала была разработана Н.Я.Ивановым и Ю.В.Поповым (1994). 

 

 

 

 

 

 

Шкала дифференциальной диагностики  истинных и демонстративных суицидных  попыток 

 

В пользу истинной попытки  начисляется 1 балл со знаком плюс за каждый из следующих показателей:

В пользу демонстративной  попытки начисляется 1 балл со знаком минус за каждый из следующих показателей:

С=6 и больше

Н=2 и больше

Т>Д

Др=+2 и больше[6]

Дискордантность характера[7]

Г=7 и больше

С=3 и меньше

И=7 и больше         

Н=6 и больше

Др=-2 и ниже


 

 

 

Признаками дискордантности служат:  

 

Диагностируемый тип

Признаки дискордантности

Гипертимный

С=6 и больше

П=6 и больше

Ш=6 и больше

Циклоидный

Ш=6 и больше

Сенситивный

Э=6 и больше

И=6 и больше

Психастенический

Н=6 и больше

Шизоидный

Г=6 и больше

Ц=6 и больше

Эпилептоидный

С=6 и больше

Истероидный

С=6 и больше

Неустойчивый

П=6 и больше

Кроме того, при высоком показателе эмансипации

С=6 и больше

П=6 и больше


 

 

Диагностическая процедура состоит  в том, что полученные по шкале  дифференциальной диагностики истинных и демонстративных суицидных  попыток баллы со знаком плюс и  минус суммируются алгебраически.

Если полученная сумма имеет  знак плюс (от +1 до +5), то попытка расценивается  как истинная, если со знаком минус (от -1 до -5) — как демонстративная. При нулевом результате он считается неопределенным.

Оценка валидности шкалы, проведенная на других группах подростков с суицидными попытками, представлена в таблице 5.

 

 

Таблица 5

Оценка валидности шкалы дифференциальной диагностики истинных и демонстративных суицидных попыток (% подростков с данной оценкой в баллах в каждой из групп) 

 

Оценка в баллах

Суицидные попытки

Истинные

Демонстративные

+5, +4

+3, +2

+1

0

-1

-2, -3

-4, -5

20

16


В итоге, при довольно большом проценте неопределимых результатов (16–20%), хотя и меньше, чем при клинической  оценке (30%), шкалу можно признать удовлетворительной в отношении  валидности — ошибочная диагностика составляет лишь 14–16%.

РИСК РАННЕЙ ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ У  ДЕВОЧЕК

Шкала оценки данного риска была разработана Б.М.Слуцкиным (1991) путем сопоставления результатов исследования с помощью ПДО подростков женского пола, начавших половую жизнь до 16 лет и их сверстниц — учащихся средних школ, не имевших половых контактов. Данная шкала отличается от предыдущей тем, что построена она не на оценке графика результатов с помощью ПДО, а на учете некоторых выборов в определенных темах ПДО в 1–м и во 2–м исследованиях.  

 

 

 

 

 

Шкала риска ранней половой  жизни у девочек 

 

Баллы в пользу риска (за каждый из следующих выборов начисляется 1 балл со знаком плюс):

Баллы против риска (за каждый из следующих выборов начисляется 1 балл со знаком минус):

Тема выбора

Тема выбора

1-Е ИССЛЕДОВАНИЕ

1-Е ИССЛЕДОВАНИЕ

Отношение к спиртным напиткам

13

Настроение

8

Отношение к родителям

13

Сон и сновидения

11

Отношение к критике и возражениям

10

Отношение к спиртным напиткам

7

Отношение к правилам и законам

4

Отношение к одежде

8

Отношение к школе

1

Отношение к родителям

3

2-Е ИССЛЕДОВАНИЕ

Отношение к окружающим

9

Отношение к спиртным напиткам

6

Отношение к одиночеству

11

9

Отношение к новому

3

Сексуальные проблемы

2

Отношение к неудачам

13

Отношение к критике и возражениям

9

Отношение к лидерству

7

Отношение к правилам и законам

8

2-Е ИССЛЕДОВАНИЕ

Отношение к школе

6

Сон и сновидения

8

Аппетит и отношение к еде

11

Отношение к правилам и законам

7


 

 

Результат в баллах суммируется  алгебраически (с учетом знака). Установлены  следующие критерии для оценки .иска на основе суммарного итога:

-3 и ниже  — риск отсутствует,

0, -1, -2 — результат неясен,

+1 и выше — риск высокий.

Оценка данной шкалы на валидность, осуществленная на других группах подростков, представлена в таблице 6. 

 

 

 

Таблица 6

Оценка валидности шкалы риска ранней половой жизни у девочек

(% от числа подростков  данной группы[8]) 

 

Оценка в баллах

Подростки с ранней половой  жизнью

Контрольная группа

3 и ниже

8

56

0, -1, -2

44

42

+1 и выше

48

2


В итоге следует заметить, что  заключения об отсутствии риска или  о высоком риске обладают высокой  валидностью, но значительным является процент неясных результатов. 

Регистрационный лист № 1

(1-е исследование)

 

 

 Фамилия, имя, отчество________________________________________

 

 

 Поставьте в графе "Номера выбранных ответов" номера тех ответов, которые наиболее для Вас подходят. Более трех выборов  в одной таблице делать не разрешается.

Названия  таблиц

Номера  выбранных ответов

Раскодирование

Самочувствие

   

Настроение

   

Сон и сновидения

   

Пробуждение ото сна

   

Аппетит и отношение к еде

   

Отношение к спиртным напиткам

   

Сексуальные проблемы

   

Отношение к одежде

   

Отношение к деньгам

   

Отношение к родителям

   

Отношение к друзьям

   

Отношение к окружающим

   

Отношение к незнакомым

   

Отношение к одиночеству

   

Отношение к будущему

   

Отношение к новому

   

Отношение к неудачам

   

Отношение к приключению и риску

   

Отношение к лидерству

   

Отношение к критике и возражениям

   

Отношение к опеке и наставлениям

   

Отношение к правилам и законам

   

Оценка  себя в детстве

   

Отношение к школе

   

Оценка  себя в данный момент

   

 

 

 

 

Регистрационный лист № 2

(2-е исследование)  

 

Фамилия, имя, отчество________________________________________  

 

Поставьте в графе "Номера наиболее неподходящих ответов" номера тех  ответов, которые наиболее для Вас  не подходят. В каждой таблице разрешается  отмечать не более трех номеров. 

 

Названия  таблиц

Номера  наиболее неподходящих ответов

Раскодирование

Самочувствие

   

Настроение

   

Сон и сновидения

   

Пробуждение ото сна

   

Аппетит и отношение к еде

   

Отношение к спиртным напиткам

   

Сексуальные проблемы

   

Отношение к одежде

   

Отношение к деньгам

   

Отношение к родителям

   

Отношение к друзьям

   

Отношение к окружающим

   

Отношение к незнакомым

   

Отношение к одиночеству

   

Отношение к будущему

   

Отношение к новому

   

Отношение к неудачам

   

Отношение к приключению и риску

   

Отношение к лидерству

   

Отношение к критике и возражениям

   

Отношение к опеке и наставлениям

   

Отношение к правилам и законам

   

Оценка  себя в детстве

   

Отношение к школе

   

Оценка  себя в данный момент

   

 

 

Прогрессивные матрицы  Равена (детский вариант)

Батарея тестов нанаглядное мышлениепо аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.

П.м.Р широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности. По мнению сторонников концепции независимости мышления от речи, П.м.Р (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в "чистом виде", исключающая влияние языка и знаний. Однако подобный вывод не подтверждается современными психологическими и электрофизическими исследованиями, свидетельствующими от участии внутренней речи в решении сложных матричных задач.

Эта методика предназначается  для оценивания наглядно-образного  мышления у младшего школьника. Здесь  под наглядно-образным мышлением  понимается такое, которое связано  с оперированием различными образами и наглядными представлениями при  решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного  мышления, в данной методике взяты  из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена

Ребенку предлагается серия  из десяти постепенно усложняющихся  задач одинакового типа: на поиск  закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в  верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей  вставки к этой матрице, соответствующей  ее рисунку (данная часть матрицы  представлена внизу в виде флажков  с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент  прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также  общая сумма баллов, набранных  ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер  матрицы, а вторая — на правильный ответ: 1—7,2—6,3—6,4—1,5—2,6—5,7—6, 8-1,9-3,10-5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.


 

«Анализ семейных взаимоотношений»  
Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ)

Сформулированы такие понятия, как "семейная психотерапия" и "диагностика  семейных отношений". Под последней подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.

В построении адекватного семейного  диагноза помогают, применяемые комплексно, клинико-биографический, психологический  методы и метод включенного наблюдения. Клинико-биографический метод, являясь основным и ведущим, позволяет стереоскопически воспроизвести биографию семьи, выявить психологические взаимоотношения в настоящий момент путем сопоставления и сравнения оценок одних и тех же ситуаций, сделанных разными членами семьи и психотерапевтом ("семья глазами ребенка", "семья глазами родителей", "семья глазами психотерапевта").

Информация о работе Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)