Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, реферат
Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.
Таблица 4
Оценка валидности выявления риска злоупотребления наркотиками и другими дурманящими веществами (% подростков с данной оценкой в баллах по каждой группе[5])
Группы подростков |
Оценка в баллах | |||
0–1 |
2 |
3 |
4–6 | |
Никогда не употреблявшие Эпизодически употреблявшие Токсикоманы |
84 18 18 |
8 12 22 |
8 22 32 |
0 48 28 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
ИСТИННЫХ И ДЕМОНСТРАТИВНЫХ СУИЦИДНЫХ ПОПЫТОК
Считается, что более половины суицидных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление суицидной попытки с целью привлечь к себе внимание, добиться каких-то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей. Тем не менее различить истинные и демонстративные суицидные попытки не всегда легко. По клиническим данным (А.Е.Личко, 1983) у подростков около 30% составляют не вполне ясные случаи. Именно поэтому была поставлена задача попытаться использовать обследование с помощью ПДО для дифференциальной диагностики между истинными и демонстративными суицидными попытками. Соответствующая шкала была разработана Н.Я.Ивановым и Ю.В.Поповым (1994).
Шкала дифференциальной диагностики истинных и демонстративных суицидных попыток
В пользу истинной попытки начисляется 1 балл со знаком плюс за каждый из следующих показателей: |
В пользу демонстративной попытки начисляется 1 балл со знаком минус за каждый из следующих показателей: |
С=6 и больше Н=2 и больше Т>Д Др=+2 и больше[6] Дискордантность характера[7] |
Г=7 и больше С=3 и меньше И=7 и больше Н=6 и больше Др=-2 и ниже |
Признаками дискордантности служат:
Диагностируемый тип |
Признаки дискордантности |
Гипертимный |
С=6 и больше П=6 и больше Ш=6 и больше |
Циклоидный |
Ш=6 и больше |
Сенситивный |
Э=6 и больше И=6 и больше |
Психастенический |
Н=6 и больше |
Шизоидный |
Г=6 и больше Ц=6 и больше |
Эпилептоидный |
С=6 и больше |
Истероидный |
С=6 и больше |
Неустойчивый |
П=6 и больше |
Кроме того, при высоком показателе эмансипации |
С=6 и больше П=6 и больше |
Диагностическая процедура состоит
в том, что полученные по шкале
дифференциальной диагностики истинных
и демонстративных суицидных
попыток баллы со знаком плюс и
минус суммируются
Если полученная сумма имеет знак плюс (от +1 до +5), то попытка расценивается как истинная, если со знаком минус (от -1 до -5) — как демонстративная. При нулевом результате он считается неопределенным.
Оценка валидности шкалы, проведенная на других группах подростков с суицидными попытками, представлена в таблице 5.
Таблица 5
Оценка валидности шкалы дифференциальной диагностики истинных и демонстративных суицидных попыток (% подростков с данной оценкой в баллах в каждой из групп)
Оценка в баллах |
Суицидные попытки | |
Истинные |
Демонстративные | |
+5, +4 +3, +2 +1 0 -1 -2, -3 -4, -5 |
20
|
16
|
В итоге, при довольно большом проценте неопределимых результатов (16–20%), хотя и меньше, чем при клинической оценке (30%), шкалу можно признать удовлетворительной в отношении валидности — ошибочная диагностика составляет лишь 14–16%.
РИСК РАННЕЙ ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ У ДЕВОЧЕК
Шкала оценки данного риска была разработана Б.М.Слуцкиным (1991) путем сопоставления результатов исследования с помощью ПДО подростков женского пола, начавших половую жизнь до 16 лет и их сверстниц — учащихся средних школ, не имевших половых контактов. Данная шкала отличается от предыдущей тем, что построена она не на оценке графика результатов с помощью ПДО, а на учете некоторых выборов в определенных темах ПДО в 1–м и во 2–м исследованиях.
Шкала риска ранней половой жизни у девочек
Баллы в пользу риска (за каждый из следующих выборов начисляется 1 балл со знаком плюс): |
Баллы против риска (за каждый из следующих выборов начисляется 1 балл со знаком минус): | ||
Тема выбора |
№ |
Тема выбора |
№ |
1-Е ИССЛЕДОВАНИЕ |
1-Е ИССЛЕДОВАНИЕ | ||
Отношение к спиртным напиткам |
13 |
Настроение |
8 |
Отношение к родителям |
13 |
Сон и сновидения |
11 |
Отношение к критике и возражениям |
10 |
Отношение к спиртным напиткам |
7 |
Отношение к правилам и законам |
4 |
Отношение к одежде |
8 |
Отношение к школе |
1 |
Отношение к родителям |
3 |
2-Е ИССЛЕДОВАНИЕ |
Отношение к окружающим |
9 | |
Отношение к спиртным напиткам |
6 |
Отношение к одиночеству |
11 |
9 |
Отношение к новому |
3 | |
Сексуальные проблемы |
2 |
Отношение к неудачам |
13 |
Отношение к критике и возражениям |
9 |
Отношение к лидерству |
7 |
Отношение к правилам и законам |
8 |
2-Е ИССЛЕДОВАНИЕ | |
Отношение к школе |
6 |
Сон и сновидения |
8 |
Аппетит и отношение к еде |
11 | ||
Отношение к правилам и законам |
7 |
Результат в баллах суммируется алгебраически (с учетом знака). Установлены следующие критерии для оценки .иска на основе суммарного итога:
-3 и ниже — риск отсутствует,
0, -1, -2 — результат неясен,
+1 и выше — риск высокий.
Оценка данной шкалы на валидность, осуществленная на других группах подростков, представлена в таблице 6.
Таблица 6
Оценка валидности шкалы риска ранней половой жизни у девочек
(% от числа подростков данной группы[8])
Оценка в баллах |
Подростки с ранней половой жизнью |
Контрольная группа |
3 и ниже |
8 |
56 |
0, -1, -2 |
44 |
42 |
+1 и выше |
48 |
2 |
В итоге следует заметить, что
заключения об отсутствии риска или
о высоком риске обладают высокой
валидностью, но значительным является
процент неясных результатов.
Регистрационный лист № 1
(1-е исследование)
Фамилия,
имя, отчество______________________
Поставьте в графе "Номера выбранных ответов" номера тех ответов, которые наиболее для Вас подходят. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается.
Названия таблиц |
Номера выбранных ответов |
Раскодирование |
Самочувствие |
||
Настроение |
||
Сон и сновидения |
||
Пробуждение ото сна |
||
Аппетит и отношение к еде |
||
Отношение к спиртным напиткам |
||
Сексуальные проблемы |
||
Отношение к одежде |
||
Отношение к деньгам |
||
Отношение к родителям |
||
Отношение к друзьям |
||
Отношение к окружающим |
||
Отношение к незнакомым |
||
Отношение к одиночеству |
||
Отношение к будущему |
||
Отношение к новому |
||
Отношение к неудачам |
||
Отношение к приключению и риску |
||
Отношение к лидерству |
||
Отношение к критике и возражениям |
||
Отношение к опеке и наставлениям |
||
Отношение к правилам и законам |
||
Оценка себя в детстве |
||
Отношение к школе |
||
Оценка себя в данный момент |
Регистрационный лист № 2
(2-е исследование)
Фамилия, имя, отчество______________________
Поставьте в графе "Номера наиболее неподходящих ответов" номера тех ответов, которые наиболее для Вас не подходят. В каждой таблице разрешается отмечать не более трех номеров.
Названия таблиц |
Номера наиболее неподходящих ответов |
Раскодирование |
Самочувствие |
||
Настроение |
||
Сон и сновидения |
||
Пробуждение ото сна |
||
Аппетит и отношение к еде |
||
Отношение к спиртным напиткам |
||
Сексуальные проблемы |
||
Отношение к одежде |
||
Отношение к деньгам |
||
Отношение к родителям |
||
Отношение к друзьям |
||
Отношение к окружающим |
||
Отношение к незнакомым |
||
Отношение к одиночеству |
||
Отношение к будущему |
||
Отношение к новому |
||
Отношение к неудачам |
||
Отношение к приключению и риску |
||
Отношение к лидерству |
||
Отношение к критике и возражениям |
||
Отношение к опеке и наставлениям |
||
Отношение к правилам и законам |
||
Оценка себя в детстве |
||
Отношение к школе |
||
Оценка себя в данный момент |
Прогрессивные матрицы Равена (детский вариант)
Батарея тестов нанаглядное мышлениепо аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.
П.м.Р широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности. По мнению сторонников концепции независимости мышления от речи, П.м.Р (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в "чистом виде", исключающая влияние языка и знаний. Однако подобный вывод не подтверждается современными психологическими и электрофизическими исследованиями, свидетельствующими от участии внутренней речи в решении сложных матричных задач.
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.
Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена
Ребенку предлагается серия
из десяти постепенно усложняющихся
задач одинакового типа: на поиск
закономерностей в расположении
деталей на матрице (представлена в
верхней части указанных
На выполнение всех десяти
заданий ребенку отводится 10 минут.
По истечении этого времени
Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ: 1—7,2—6,3—6,4—1,5—2,6—5,7—6, 8-1,9-3,10-5.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий. |
«Анализ семейных
взаимоотношений»
Э.Г. Эйдемиллер, В.В.
Юстицкис (АСВ)
Сформулированы такие понятия, как "семейная психотерапия" и "диагностика семейных отношений". Под последней подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.
В построении адекватного семейного
диагноза помогают, применяемые комплексно,
клинико-биографический, психологический
методы и метод включенного