Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, реферат

Описание работы

Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика 2.docx

— 1.90 Мб (Скачать)

 

 

Бланк ответов

 

 

 

Бланк для ответов

ДЗ (*)

1

21

41

61

81

Г+

7

2

22

42

62

82

Г–

8

3

23

43

63

83

У+

8

4

24

44

64

84

У–

4

5

25

45

65

85

Т+

4

6

26

46

66

86

Т–

4

7

27

47

67

87

З+

4

8

28

48

68

88

З–

3

9

29

49

69

89

С+

4

10

30

50

70

90

С–

4

11

31

51

71

91

Н

5

12

32

52

72

92

РРЧ

6

13

33

53

73

93

ПДК

4

14

34

54

74

94

ВН

5

15

35

55

75

95

ФУ

6

16

36

56

76

96

НРЧ

7

17

37

57

77

97

ПНК

4

18

38

58

78

98

ВК

4

19

39

59

79

99

ПЖК

4

20

40

60

80

100

ПМК

4

101

107

113

119

125

Г+

 

102

108

114

120

126

Г–

 

103

109

115

121

127

У+

 

 

104

110

116

122

128

РРЧ

 

 

105

111

117

123

129

ФУ

 

 

106

112

118

124

130

НРЧ

 

 

 

 

 

Ф.И.О. ______________________________________________________________________  
Фамилия и имя сына (дочери)___________________________________________________  
Сколько ему (ей) лет___________________________________________________________  
Кто заполнял (отец, мать, другой воспитатель)_____________________________________  
* – эта часть бланка испытуемым не показывается

 

 

Опросник родительского отношения  
(А.Я.Варга, В.В.Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

 

Текст опросника

1.      Я всегда сочувствую своему ребенку.

2.      Я считаю своим долгом знать все, о чём думает мой ребенок.

3.      Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно  отклоняется от нормы.

4.      Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных  жизненных проблем, если они его травмируют.

5.       Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6.       Я уважаю своего ребенка.

7.       Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей  жизни.

8.      Мой ребенок часто мне неприятен.

9.      Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10.  Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11.  По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12.  Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13.  Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14.  Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые  заслуживают осуждения..

15.  Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16.   Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17.  Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18.   При  всем старании трудно научить моего ребенка хорошим манерам.

19.   Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него  вырастет хороший человек.

20.   Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в  дом.

21.  Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22.  К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23.  Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24.   Когда в компании говорят о детях, мне становится  стыдно, что мой ребенок не такой

умный и способный, как другие дети.

25.  Я жалею своего ребенка.

26.   Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они  кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребёнок.

27.  Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28.   Я часто жалею о том, что мой ребенок  взрослеет,  и с нежностью вспоминаю то время, когда он был ещё совсем маленьким.

29.  Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и  враждебно отношусь к ребенку.

30.   Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично  мне не удалось в жизни.

31.   Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами приспосабливаться к нему, относится к нему с уважением, как к личности.

32.  Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33.   При принятии  решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34.  Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35.  Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок  по-своему прав.

36.  Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37.  Я всегда считаюсь с ребенком.

38.  Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39.   Основная причина капризов моего ребенка ― это эгоизм, лень и упрямство.

40.   Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41.  Самое главное-  чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42.  Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43.  Я разделяю увлечения своего ребенка.

44.  Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45.  Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46.  Мой ребенок часто меня раздражает.

47.  Воспитание ребенка ― это сплошная нервотрепка.

48.  Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49.  Я не доверяю своему ребенку.

50.  За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51.  Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52.  В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53.  Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.

54.   Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то

обязательно получается не так, как нужно.

55.  Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56.  Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57.  Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58.  Я восхищаюсь своим ребенком.

59.  Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60.  Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не  скрываю этого от него.

61.  Ребёнок должен дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Обработка и оценка результатов

Ниже указаны номера суждений для  каждой шкалы.

Принятие—отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. 

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.      

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.            

Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.             

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;             

Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребностипо этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.                       

Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.            

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем. 

 

 

Кинетический  рисунок семьи  
Р.Бернс, С.Кауфман (КРС)

Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения  в семье, вызывающие тревогу у  ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место  среди них.

Используя тест КРС, следует иметь  в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей  ребенку анализировать, переосмыслять  семейные отношения. Поэтому рисунок  семьи не только отражает настоящее  и прошлое, но также направлен  на будущее: при рисовании ребенок  интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный  лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.

Инструкция: "Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом".

На все уточняющие вопросы следует  отвечать без каких-либо указаний, например: "Можешь рисовать, как хочешь".

Во время рисования следует  записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок  закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:  
1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи,  
2) где работают или учатся члены семьи;  
3) как в семье распределяются домашние обязанности,  
4) каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.

В системе количественной оценки КРС  учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями  рисунка считается качество линии  рисующего, положение объектов рисунка  на бумаге, стирание рисунка или  его отдельных частей, затушевывание  отдельных частей рисунка. Содержательными  характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположение, а также отношение  вещей и людей на рисунке.

 

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:  
1) анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке);  
2) анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных членов семьи); анализ процесса рисования (последовательность рисунка, комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).  
Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации.

Информация о работе Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)