Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, реферат
Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.
Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте их, скажите, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.
Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся. Иногда наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.
Для теста КРС разработана система
количественной оценки. Было выделено
пять симтомокомплексов:
1) благоприятная семейная ситуация;
2) тревожность;
3) конфликтность в семье;
4) чувство неполноценности;
5) враждебность в семейной ситуации.
Таблица
симтомокомплексы Кинетического рисунка
семьи
Симптомокомплекс |
Симптом |
Балл |
1. Благоприятная |
1. Общая деятельность
всех членов семьи |
0,2 |
2. Тревожность |
1. Штриховка |
0, 1, 2, 3 |
3. Конфликтность |
1. Барьеры между
фигурами |
0,2 |
4. Чувство |
1. Автор рисунка
непропорционально маленький |
0,2 |
5. Враждебность |
1. Одна фигура
на другом листе или на другой стороне
листа |
0,2 |
Бланк регистрации результатов оценки КРС
Фамилия, имя ребенка ______________________________
Дата рождения ________________ Дата эксперимента
_______________
Сумма баллов по симптомокомплексам
Благоприятная семейная ситуация |
Тревожность |
Конфликтность в семье |
Чувство неполноценности в семейной ситуации |
Враждебность в семейной ситуации |
Анализ результатов:
______________________________
______________________________
______________________________
«Дом – Дерево
– Человек»
Оценка агрессивности и других видов нарушений
поведения ребенка (ДДЧ)
Для выполнения теста «Дом – Дерево – Человек» (ДДЧ) ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «Дом», на второй «Дерево», на третьей – «Человек», на четвертой – имя и фамилия ребенка, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.
Инструкция. «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека».
На все уточняющие вопросы ребенка
следует отвечать, что он может
рисовать так, как ему хочется. Само
выполнение теста состоит из двух
частей: процесса рисования и беседы
после него. Богатую информацию дает
наблюдение за тем, как ребенок рисует.
Обычно записываются все спонтанные
высказывания, отмечаются какие–либо
непривычные движения. Когда ребенок
заканчивает рисовать, ему задается
ряд вопросов о его рисунке. Опрос
обычно начинается с рисунка человека.
Например, спрашивается, кого он рисовал,
возраст нарисованного
Обработка результатов и интерпретация
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Интерпретировать значение деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным.
Пропорции рисунка отражают психологическую
значимость, важность и ценность вещей,
ситуаций или отношений, которые
непосредственно или
Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.
Для оценки агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения можно использовать нижеследующую таблицу.
Симптомокомплексы теста «Дом – Дерево – Человек»
Симптомы |
Балл |
Враждебность | |
1. Отсутствие окон |
0,2 |
2. Дверь – замочная скважина |
0,1 |
3. Очень большое дерево |
0,1 |
4. Дерево с краю листа |
0,1 |
5. Обратный профиль дерева, человека |
0,1 |
6.
Ветки двух измерений, как |
0,1 |
7. Глаза – пустые глазницы |
0,2 |
8. Длинные острые пальцы |
0,2 |
9. Оскал, видны зубы |
0,1 |
10. Агрессивная позиция человека |
0,1,2 |
11. Задняя стена дома изображена с другой стороны, необычно |
0,1 |
12. Двери с огромным замком |
0,2 |
13. Окна без стекол |
0,1 |
14. Отсутствие окон на первом этаже дома |
0,1 |
15. Волосы не заштрихованы, незакрашены, обрамляют голову |
0,1,2 |
16. Руки скрещены на груди |
|
17. Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) |
0,1,2 |
18. Карикатурное изображение |
0,1,2 |
19. Зубчатые неровные линии |
0,1,2 |
20. Фигура Бабы–Яги (к женщинам) |
0,1 |
21. Крона – клубок |
0,1,2 |
22. Другие возможные признаки |
0,1 |
Конфликтность | |
1. Ограничения пространства |
0,1,2 |
2.
Перспектива снизу (взгляд |
0,1,2 |
3. Перерисовывание объекта |
0,2 |
4.
Отказ рисовать какой–либо |
0,2 |
5. Дерево как два дерева |
0,2 |
6. Явное несоответствие качества одного из рисунков |
0,2 |
7.
Противоречивость рисунка и |
0,1 |
8. Подчеркнутая талия |
0,1 |
9. Отсутствие трубы на крыше |
0,1 |
10. Другие возможные признаки |
0,1 |
Агрессивность | |
1. Разные постройки |
0,1,2 |
2. Ноздри слишком подчеркнуты |
0,1 |
3. Зубы четко нарисованы |
0,1,2 |
4. Руки сильные |
0,1,2 |
5. Рука как боксерская перчатка |
0,2 |
6. Пальцы отделены |
0,1,2 |
7. Большие пальцы |
0,2 |
8. Пальцев больше пяти |
0,2 |
9. Пальцы длинные |
0,2 |
10. Оружие |
0,1,2 |
11.
Мало гнутых линий, много |
0,1,2 |
12. Линии с нажимом |
0,1,2 |
13. Штриховка от себя |
0,1,2 |
14. Закрытая густая листва |
0,1,2 |
15. Штриховка ствола |
0,1 |
16. Другие возможные признаки |
0,1 |
Негативизм | |
1. Разные постройки |
0,1,2 |
2. Боковая стена, изображенная в одномерной перспективе |
0,1 |
3. Уши маленькие |
0,1 |
4. Уши слишком подчеркнуты |
0,1,2 |
5. Пальцы сжаты в кулак |
0,1,2 |
6. Кулаки прижаты к телу |
0,2 |
7. Кулаки далеко от тела |
0,1,2 |
8. Ноги непропорционально длинные |
0,2 |
9. Ноги широко расставлены |
0,1 |
Общее количество работ,
относящихся к проблемам
Потребность практики в методах оценки психического развития велика. Рассмотрим некоторые шкалы развития младенцев.
Проведя серию лонгитюдных исследований нормального развития младенцев и дошкольников, А. Гезелл и его коллеги подготовили таблицы развития, охватывающие четыре основные сферы поведения: моторику, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение. Они обеспечивают стандартизированную процедуру для наблюдения и оценки хода развития поведения ребёнка в обыденной жизни. Хотя некоторые из разделов этих таблиц можно рассматривать в качестве тестов, все же большинство из них основаны только на наблюдении. В исследованиях Гезелла данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие стимульные объекты, дополнялись информацией, сообщаемой матерью ребёнка. А. Анастази отмечает недостаточную стандартизованность этих таблиц развития, но указывает на их полезность в качестве дополнения к медицинским обследованиям, осуществляемым педиатрами и другими детскими специалистами, выявляющими причины ненормальности поведения в ранний период жизни.
Преимущество различных методов наблюдения за детьми — от простого присмотра без каких-либо заметок до структурного наблюдения, подробно распланированного заранее и проводимого с определённой целью, — показано в работах Д. Лешли, практического психолога из Англии. Для того чтобы метод наблюдения был более качественным и давал информацию о развитии, Д. Лешли вводит особый методический прием — создание определённой схемы наблюдения и заполнение карточек развития. Цель такой карточки развития, по мнению Д. Лешли, — создание чёткого представления о ребёнке на данный отрезок времени. Продолжая через месяц наблюдение по заданной схеме, можно судить о ходе развития младенца.
Содержание карточек развития включает следующие стороны:
а) физическое развитие
(ребёнок может
б) общение и развитие речи (понимает обращенную к нему речь, прислушивается, затихает и т.п.);
в) социальное развитие и игра (включается в общение со взрослыми, гулит, вокализирует, отдаёт игрушку взрослому и т.д.);
г) самостоятельность и независимость (сколько времени ребёнок в период бодрствования может занимать сам себя);