Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:24, реферат

Описание работы

Задача методики — исследовать характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика 2.docx

— 1.90 Мб (Скачать)
  1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Так, например, важным показателем психологической близости является расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются разные объекты, которые служат как бы перегородкой между ними. Так, довольно часто можно увидеть рисунок, в котором отец сидит, спрятавшись за газетой, или около телевизора, отделяющего его от остальной семьи. Мать чаще рисуется у плиты, как бы поглощающей все ее внимание. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет несколько членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутренних группировок в семье. Рисуя свою семью, некоторые дети изображают все фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это уже может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка по поводу своей семейной ситуации, что она тревожит его, и он как бы откладывает рисование членов семьи, а рисует вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимостью.
  2. Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру его самого любимого члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоционально неоднозначно окрашены, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать и перерисовку. В рисунках можно наблюдать несколько стилей рисования.

Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о  стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что  они не умеют рисовать, это вполне нормально и понятно. Успокойте  их, скажите, что тут не столько  важно красиво нарисовать, сколько  придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Чаще всего свой рисунок дети начинают с изображения того члена  семьи, к которому они действительно  хорошо относятся. Иногда наблюдаются  паузы перед тем, как ребенок  начинает рисовать одну из фигур. Это  в некоторых случаях может  свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях также может сквозить его отношение  к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Для теста КРС разработана система  количественной оценки. Было выделено пять симтомокомплексов:  
1) благоприятная семейная ситуация;  
2) тревожность;  
3) конфликтность в семье;  
4) чувство неполноценности;  
5) враждебность в семейной ситуации.

 

Таблица  
симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

1. Благоприятная  
семейная  
ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи  
2. Преобладание людей на рисунке  
3. Изображение всех членов семьи  
4. Отсутствие изолированных членов семьи  
5. Отсутствие штриховки  
6. Хорошее качество линии  
7. Отсутствие показателей враждебности  
8. Адекватное распределение людей на листе  
9. Подчеркивание отдельных деталей

0,2 
0,1 
0,2 
0,2 
0,1 
0,1 
0,2 
0,1 
0,1

2. Тревожность

1. Штриховка  
2. Линия основания - пол  
3. Линия над рисунком  
4. Линия с сильным нажимом  
5. Стирание  
6. Преувеличенное внимание к деталям  
7. Преобладание вещей  
8. Двойные или прерывистые линии  
9. Подчеркивание отдельных деталей  
10. Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3 
0,1 
0,1 
0,1 
0,1; 2 
0,1 
0,1 
0,1 
0,1

3. Конфликтность  
в семье

1. Барьеры между фигурами  
2. Стирание отдельных фигур  
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур  
4. Выделение отдельных фигур  
5. Изоляция отдельных фигур  
6. Неадекватная величина отдельных фигур  
7. Несоответствие вербального описания и рисунка  
8. Преобладание вещей  
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи  
10. Член семьи, стоящий за спиной  
11. Другие возможные признаки

0,2 
0,1; 2 
0,2 
0,2 
0,2 
0,2 
0,1 
0,1 
0,2 
0,1

4. Чувство 
неполноценности 
в семейной 
ситуации

1. Автор рисунка непропорционально маленький  
2. Расположение фигур на нижней части листа  
3. Линия слабая, прерывистая  
4. Изоляция автора от других  
5. Маленькие фигуры  
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора  
7. Отсутствие автора  
8. Автор стоит спиной  
9. Другие возможные признаки

0,2 
0,2 
0,1 
0,2 
0,1 
0,1 
0,2 
0,1

5. Враждебность 
в семейной  
ситуации

1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа  
2. Агрессивная позиция фигуры  
3. Зачеркнутая фигура  
4. Деформированная фигура  
5. Обратный профиль  
6. Руки раскинуты в стороны  
7. Пальцы длинные, подчеркнутые  
8. Другие возможные признаки

0,2 
0,1 
0,2 
0,2 
0,1 
0,1 
0,1


Бланк регистрации  результатов оценки КРС

 
Фамилия, имя ребенка _________________________________________  
Дата рождения ________________ Дата эксперимента _______________

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность

Конфликтность в семье

Чувство неполноценности  в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

         

Анализ результатов:

_______________________________________________________________ 
_______________________________________________________________ 
_______________________________________________________________

 

 

 

«Дом – Дерево – Человек»  
Оценка агрессивности и других видов нарушений поведения ребенка (ДДЧ)

Для выполнения теста «Дом – Дерево – Человек» (ДДЧ) ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный  лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными  буквами написано «Дом», на второй «Дерево», на третьей – «Человек», на четвертой  – имя и фамилия ребенка, дата проведения исследования. Для рисования  обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого  карандаша наиболее ярко видны изменения  в силе нажима.

Инструкция. «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека».

На все уточняющие вопросы ребенка  следует отвечать, что он может  рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие–либо непривычные движения. Когда ребенок  заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунке. Опрос  обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивается, кого он рисовал, возраст нарисованного человека, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого–нибудь из его знакомых. Обычно вопрос о рисунках перерастает в беседу о жизненных представлениях ребенка.

Обработка результатов  и интерпретация

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной  ситуации. Интерпретировать значение деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным.

Пропорции рисунка отражают психологическую  значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые  непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорции могут рассматриваться  как отношение целого рисунка  к данному пространству бумаги или  как отношение одной части  целого рисунка к другой.

Перспектива показывает более сложное  отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы  внимание обращается на положение рисунка  на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Для оценки агрессивности ребенка  и других видов нарушений поведения  можно использовать нижеследующую  таблицу.

 

Симптомокомплексы теста «Дом – Дерево – Человек»

Симптомы

Балл

Враждебность

1. Отсутствие окон

0,2

2. Дверь – замочная скважина

0,1

3. Очень большое дерево

0,1

4. Дерево с краю листа

0,1

5. Обратный профиль дерева, человека

0,1

6. Ветки двух измерений, как пальцы

0,1

7. Глаза – пустые глазницы

0,2

8. Длинные острые пальцы

0,2

9. Оскал, видны зубы

0,1

10. Агрессивная позиция человека

0,1,2

11. Задняя стена дома изображена  с другой стороны, необычно

0,1

12. Двери с огромным замком

0,2

13. Окна без стекол

0,1

14. Отсутствие окон на первом  этаже дома

0,1

15. Волосы не заштрихованы, незакрашены, обрамляют голову

0,1,2

16. Руки скрещены на груди

 

17. Пальцы крупные, похожие на  гвозди (шипы)

0,1,2

18. Карикатурное изображение

0,1,2

19. Зубчатые неровные линии

0,1,2

20. Фигура Бабы–Яги (к женщинам)

0,1

21. Крона – клубок

0,1,2

22. Другие возможные признаки

0,1

Конфликтность

1. Ограничения пространства

0,1,2

2. Перспектива снизу (взгляд червя)

0,1,2

3. Перерисовывание объекта

0,2

4. Отказ рисовать какой–либо объект

0,2

5. Дерево как два дерева

0,2

6. Явное несоответствие качества  одного из рисунков

0,2

7. Противоречивость рисунка и высказывания

0,1

8. Подчеркнутая талия

0,1

9. Отсутствие трубы на крыше

0,1

10. Другие возможные признаки

0,1

Агрессивность

1. Разные постройки

0,1,2

2. Ноздри слишком подчеркнуты

0,1

3. Зубы четко нарисованы

0,1,2

4. Руки сильные

0,1,2

5. Рука как боксерская перчатка

0,2

6. Пальцы отделены

0,1,2

7. Большие пальцы

0,2

8. Пальцев больше пяти

0,2

9. Пальцы длинные

0,2

10. Оружие

0,1,2

11. Мало гнутых линий, много острых  углов

0,1,2

12. Линии с нажимом

0,1,2

13. Штриховка от себя

0,1,2

14. Закрытая густая листва

0,1,2

15. Штриховка ствола

0,1

16. Другие возможные признаки

0,1

Негативизм

1. Разные постройки

0,1,2

2. Боковая стена, изображенная в  одномерной перспективе

0,1

3. Уши маленькие

0,1

4. Уши слишком подчеркнуты

0,1,2

5. Пальцы сжаты в кулак

0,1,2

6. Кулаки прижаты к телу

0,2

7. Кулаки далеко от тела

0,1,2

8. Ноги непропорционально длинные

0,2

9. Ноги широко расставлены

0,1


 

 

Диагностика развития младенцев

 

 

Общее количество работ, относящихся к проблемам диагностики  детской психики, весьма велико. Не претендуя на полноту охвата всех существующих в психологии подходов к рассмотрению диагностики детей  первого периода жизни, попробуем  выделить некоторые наиболее значимые из них.

Потребность практики в методах оценки психического развития велика. Рассмотрим некоторые шкалы  развития младенцев.

Проведя серию лонгитюдных исследований нормального развития младенцев и дошкольников, А. Гезелл и его коллеги подготовили таблицы развития, охватывающие четыре основные сферы поведения: моторику, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение. Они обеспечивают стандартизированную процедуру для наблюдения и оценки хода развития поведения ребёнка в обыденной жизни. Хотя некоторые из разделов этих таблиц можно рассматривать в качестве тестов, все же большинство из них основаны только на наблюдении. В исследованиях Гезелла данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие стимульные объекты, дополнялись информацией, сообщаемой матерью ребёнка. А. Анастази отмечает недостаточную стандартизованность этих таблиц развития, но указывает на их полезность в качестве дополнения к медицинским обследованиям, осуществляемым педиатрами и другими детскими специалистами, выявляющими причины ненормальности поведения в ранний период жизни.

Преимущество различных  методов наблюдения за детьми —  от простого присмотра без каких-либо заметок до структурного наблюдения, подробно распланированного заранее  и проводимого с определённой целью, — показано в работах Д. Лешли, практического психолога из Англии. Для того чтобы метод наблюдения был более качественным и давал информацию о развитии, Д. Лешли вводит особый методический прием — создание определённой схемы наблюдения и заполнение карточек развития. Цель такой карточки развития, по мнению Д. Лешли, — создание чёткого представления о ребёнке на данный отрезок времени. Продолжая через месяц наблюдение по заданной схеме, можно судить о ходе развития младенца.

Содержание карточек развития включает следующие стороны:

а) физическое развитие (ребёнок может переворачиваться со спины на живот, поднимает головку, тянет в рот погремушку, может  сидеть без поддержки короткое время  и т.д.);

б) общение и развитие речи (понимает обращенную к нему речь, прислушивается, затихает и т.п.);

в) социальное развитие и игра (включается в общение со взрослыми, гулит, вокализирует, отдаёт игрушку взрослому и т.д.);

г) самостоятельность  и независимость (сколько времени  ребёнок в период бодрствования  может занимать сам себя);

Информация о работе Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)