Проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование
проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной
цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение воображению и мышлению, определить
степень их взаимосвязи. Установить, что такое творческое воображение и креативность;

2. Определить
возрастные особенности развития воображения в дошкольном возрасте;

3. Установить средства развития
воображения, определить при этом роль и значение игры;

4. Провести эксперимент по формированию
воображения у старших дошкольников с применением игровых технологий и сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. ВООБРАЖЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


1.1. Чувственная и
логическая ступени познания


1.2. Единство мышления и воображения


1.3. Классификация
мышления и мыслительные операции


1.4. Воображение и творчество. Понятие креативности


2.
ПРИМЕНЕНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1. Возрастные
особенности развития воображения в дошкольном возрасте


2.2. Средства развития воображения, роль
и значение игры


2.3. Проведение эксперимента по формированию воображения у старших
дошкольников


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Задание 4. Рисуем 
вместе

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится  на 4 «поля» (с учетом 
количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему 
(«Наш город», «Летний отдых» и т.д.).

Каждый ребенок  начинает рисовать на своем поле. Затем  по 
сигналу взрослого все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и 
продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с 
учетом заданной темы. На первых занятиях дети ориентируются на создание реалистичных образов. Затем 
в задание постепенно вносятся элементы фантастики — например, реальные контурные изображения 
предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова — зеленая, солнце — синее и 
т.д.).

Задание 5. Волшебное  дерево

Предлагается нарисовать волшебное дерево, которое должно быть 
непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные 
вещи. Подобные задания активизируют прошлый опыт, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей. В 
процессе совместных действий дети учатся понимать друг друга, создается атмосфера доверия и 
заинтересованности, а это — одно из главных условий, располагающих к творчеству.

Блок заданий  на 
воображение может завершаться творческой композицией группы детей — созданием большого общего 
рисунка или коллажа. Для более полного вхождения в образ и создания благоприятного эмоционального 
фона во время занятий подбирается соответствующее музыкальное сопровождение. Музыка помогает создать 
настроение, успокаивает возбудимых детей. Под музыку можно расслабляться, можно двигаться, ее можно 
рисовать.  В наших занятиях с детьми комбинировались описанные упражнения на воображение и игры, 
направленные на развитие внимания и моторики, релаксация и свободное рисование. Методика работы 
строилась с учетом темы занятия, поставленных целей и этапа обучения. Сначала мы показывали, как 
можно выполнить работу, как создать новый образ, затем шло совместное действие, и только потом 
ребенок действовал самостоятельно. Обязательным условием было создание ситуации успеха, особенно для 
детей неуверенных, робких, застенчивых и тех, кто привык к тому, что у них ничего не получается. «Я 
не умею, не могу...» — эти слова можно было часто слышать. Надо было преодолеть этот страх, и мы 
старались, чтобы дети поверили в свои возможности. При этом использовались различные варианты помощи 
и постоянная эмоциональная поддержка: поощрение словом, взглядом, улыбкой одобрения.

Волшебный 
сад

(примерное занятие  на развитие воображения)

Цель: активизация  образов памяти, представлений, 
формирование воображения.

Оборудование: настенное  панно из цветов, различные цветы, сделанные из 
бумаги в технике оригами (маки, розы, тюльпаны, ромашки и др.), магнитофон, кассеты с записями 
медитационной музыки (из серии «Времена года»), фломастеры, цветные мелки, бумага.

План проведения 
занятия:

1. Разминка-расслабление.

2. Актуализация  имеющихся знаний о цветах (дети выбирают себе 
любимый цветок и рассказывают о нем).

3. Слушание сказки  под музыкальное сопровождение  (дети 
садятся, закрывают глаза, взрослый под музыку начинает рассказывать сказку).

4. Рисование по 
описанию и представлению («Нарисуйте мелками картины, которые я вам нарисовала словами»).

5. 
Рассказ детей по своим рисункам.

6. Оценка работы  детей.

План проведения занятий мог меняться в 
зависимости от состояния детей и темы занятия. Выставки работ детей, выполненных на занятиях, 
обязательно порадуют родителей. Их тоже можно вовлечь в упражнения. Придумывание всяческих небылиц, 
сочинение новых сказок, новых концовок к известным сказкам, переделывание старых сказок на новый лад 
— это увлекательные занятия для детей с родителями, причем заниматься этим можно и дома, и по дороге 
из детского сада, и пока мама готовит ужин. Упражнения на дорисовывание или на совместное рисование 
также могут проводить мамы и папы. Развивать воображение полезно и взрослым.
 

Приложение 2 

Диагностика развития воображения 

Игровая методика для 
педагогов и родителей.
 
 

Предлагаемая игровая  методика не только позволяет определить, 
насколько у ребенка развито воображение, но и является средством его развития.
 

"Где чье 
место?"
 

Психологический смысл данной методики состоит в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок 
сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации: уйти от конкретности и 
реальности (например, от вопроса взрослого), смоделировать в уме всю ситуацию целиком (увидеть целое 
раньше частей) и перенести функции с одного объекта на другой.
 

Стимульный материал. 

Для 
проведения этой методики-игры подойдет любая сюжетная картинка, правда, с некоторыми особенностями. 
Вот пример такой картинки (рис. 1).
 

  

Около всех изображенных предметов расположены пустые 
кружочки. Для игры также понадобятся такие же по величине кружочки, но уже с нарисованными на них 
фигурками (рис. 2). Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на 
картинке.
 

  

Игровое задание. 

Взрослый просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и 
поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему они там оказались.
 

Анализ 
выполнения задания.
 

В зависимости  от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту 
задачу.
 

Одни дети (первый уровень) испытывают значительные трудности, выполняя задание. Они, как 
правило, ставят фигурки на их "законные" места, а все объяснения сводят к следующему: собака в 
конуре потому, что она должна быть там. Если же взрослый сам поставит кружочки на "чужие" места, то 
малыш будет весело смеяться, но объяснить, почему они там оказались, все равно не сможет. Если же 
вам удастся добиться от ребенка каких-то объяснений, то они будут шаблонны и стереотипны: "Кошка на 
клумбе потому, что она спряталась", "Собака в пруду потому, что она спряталась" и т.п. От кого и 
почему кошка или собака спрятались, дети при этом уровне развития воображения ответить не 
могут.
 

Вместе с тем  ситуация коренным образом изменяется, если мы уберем целую картинку и, 
оставив лишь кружочки, поговорим с ребенком о том, где и почему может находиться тот или иной 
персонаж. В таких беседах со взрослым дети, как правило, показывают значительно лучшие результаты, 
чем при самостоятельном объяснении. Они могут придумать - правда, очень короткие и несложные - 
ситуации и истории (в основном по сюжетам знакомых им рассказов и сказок), объясняющие необычное 
положение персонажей.
 

Другие же дети (второй уровень) особых проблем при  выполнении этого задания 
испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на "чужие" места, однако объяснение 
будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, едва мы попросим 
рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте.
 

Рассказы дошкольников с 
этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере 
малыши очень стараются это доказать. "В прошлом году на даче я видел, как кошка залезла на дерево 
(помещает кошку на дерево), папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться (ставит собаку в 
пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит 
птичку в конуру)" и т.п.
 

Если изменить задание и попросить детей  объяснить, как расставил 
персонажи взрослый или другой ребенок, то их рассказы станут более содержательными и детальными, чем 
тогда, когда они сами ставили картинки и пытались пояснить свои действия. Если же убрать большую 
картинку, то в отличие от детей с первым уровнем развития воображения они почти не будут реагировать 
на это, т.е. их рассказы и объяснения не станут качественно ни хуже, ни лучше.
 

Дети с высоким 
(третьим) уровнем развития воображения без труда расставляют кружочки на "чужие" места и объясняют 
свои шаги. Для них характерен такой этап, когда они обдумывают предложенную взрослым задачу. 
Некоторые намеренно отводят глаза от картинки, задумчиво смотрят в потолок, встают, чтобы лучше 
увидеть изображение, прищуриваются и т.д.
 

Иногда этот этап завершается тем, что ребенок  берет на 
себя какую-либо роль, исходя из которой он и будет вести объяснения. Например: "Я волшебник, сейчас 
я оживлю эту картинку", - а затем следует фантастический рассказ, объясняющий необычное 
местоположение предметов. Или после некоторых размышлений: "На столе лежала картинка, и никто не 
знал, что с ней делать. Но вот подул ветер (ребенок начинает дуть), и все предметы разбежались". 
Далее следует сказочный сюжет.
 

Важной особенностью в объяснениях детей с высоким  уровнем 
развития воображения является то, что они связывают в своем рассказе отдельные эпизоды, предметы и 
части картинки в единый целостный сюжет. Другая особенность в том, что им легче даются объяснения 
тогда, когда они ставят предметы сами, чем когда их просят рассказать о предметах, размещенных 
кем-то другим.
 

Это, вероятно, объясняется  тем, что эти дети в своих действиях  руководствуются с 
самого начала замыслом, он ими управляет. Когда же им надо пояснить "чужое", то они должны 
проникнуть в "чужой" замысел, а этого дети в дошкольном возрасте, как правило, делать еще не умеют. 
Все изображенные в кружочках фигурки имеют свое определенное место на картинке, мы же просим ребенка 
внимательно рассмотреть рисунок и поставить кружочки в "необычные" места, а затем объяснить, почему 
они там оказались.
 

Формирование воображения  у детей предполагает известную  свободу в 
использовании нормативов и образцов деятельности. Жестко заданные и некритично усвоенные ребенком 
системы образцов препятствуют творческому решению задач, ведут к однообразным, стереотипным 
действиям, препятствуют проявлению индивидуальности.
 

Таким образом, говоря о развитии 
воображения в дошкольном возрасте, можно использовать еще один показатель, а именно посмотреть, как 
ребенок применяет на практике усвоенные образцы и эталоны, т.е. являются ли эти образцы "шорами", 
ограничивающими его деятельность и препятствующими развитию его воображения и фантазии, или они 
составляют необходимый базис, на котором впоследствии строятся воображение и творчество 
ребенка.
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

     

  1. Алабина Л.В. Сборник 
    упражнений и  дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.
 

     

  1. Брушлинский 
    А.В. Субъект: Мышление,  учение, воображение: Избранные психологические труды. – М.: МОДЭК, 
    2003.
 

     

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская  психология: Психическое развитие ребёнка до 
    поступления в школу. – М., 2002.
 

     

  1. Выготский Л.С. Психология развития  человека. -  М.: 
    Эксмо-Пресс, 2004.
 

       

  1. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М.:  Союз, 2004.
 

      

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –  М., 2004.
 

       

  1. Выготский Л.С. Детская 
    психология. – М.: ИД  «Равновесие», 2004.
 

     

  1. Гарбузов В.И. Воспитание ребёнка. –  М.: АСТ, 
    1997.
 

     

  1. Давыдов В.В. Лекции по общей  психологии. – М.: Академия, 2002.
 

     

  1. Дж.  
    Дьюи. психология и педагогика мышления. - М., 2003.
 

     

  1. Дилтс  Р. НЛП: Управление 
    креативностью. - СПб.: Питер, 2003.

Информация о работе Проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста