Проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование
проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной
цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение воображению и мышлению, определить
степень их взаимосвязи. Установить, что такое творческое воображение и креативность;

2. Определить
возрастные особенности развития воображения в дошкольном возрасте;

3. Установить средства развития
воображения, определить при этом роль и значение игры;

4. Провести эксперимент по формированию
воображения у старших дошкольников с применением игровых технологий и сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. ВООБРАЖЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


1.1. Чувственная и
логическая ступени познания


1.2. Единство мышления и воображения


1.3. Классификация
мышления и мыслительные операции


1.4. Воображение и творчество. Понятие креативности


2.
ПРИМЕНЕНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1. Возрастные
особенности развития воображения в дошкольном возрасте


2.2. Средства развития воображения, роль
и значение игры


2.3. Проведение эксперимента по формированию воображения у старших
дошкольников


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Воображение и 
мышление – два понятия, связанных между собой.

Воображение представляет собой психический процесс 
создания образов, который связан с предвидением конечного результата предметной деятельности и 
обеспечивает создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется 
неопределённостью.

Процесс воображения  очень сложен и является объектом изучения многих научных 
теорий. Но педагогическую психологию интересует процесс формирования у детей творческого 
воображения, так как только творческая личность способна продуцировать новые идеи, так необходимые 
современному обществу. Творческое мышление не может возникнуть само по себе. Творческому воображению 
предшествует длительная подготовка, начиная с самого рождения человека.

Главная проблема 
современной педагогики состоит в том, что весь образовательный процесс строится по принципу 
однообразного решения проблемы, то есть, любая задача в школе решается одним способом, установленным 
в учебнике. Сам процесс обучения, как правило, сводится не к познанию процесса или явления, а к 
заучиванию (зазубриванию) алгоритма решения конкретной задачи.

Решая задачу, не следует  замыкаться 
на определённом алгоритме. Необходимо учить детей умению представлять всю проблему в целом, и это 
умение, в свою очередь, должно подсказывать им способы решения поставленной задачи. Важная роль при 
этом отводится развитию у детей креативного воображения именно в старшем дошкольном 
возрасте.

Каждый возраст  ребёнка имеет свои особенности  в развитии воображения, которые  были 
рассмотрены в курсовой работе. Предпосылками к развитию воображения служат активность ребенка, его 
потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении. Источниками формирования воображения 
являются совместные действия взрослого и ребенка по перекомбинированию предметной среды, придание 
предмету несвойственных значений, создание взрослым мнимых ситуаций с участием ребенка, речевое 
общение, словесно-образная интерпретация взрослым чувственного опыта ребенка.

В качестве основного 
средства развития воображения у детей, в том числе у детей старшего дошкольного возраста, выступают 
игры. Игра – это непродуктивный вид деятельности. Игра – это естественное состояние ребёнка и 
поэтому, в процессе игры наблюдается наибольшая  восприимчивость ребёнка к познанию и развитию.

В 
курсовой работе был проведён эксперимент по формированию воображения у старших дошкольников с 
применением игровых технологий. Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую в начале гипотезу и 
позволили уверенно сказать, что применение игровых методик в ДОУ благоприятно сказываются на 
развитии воображения у детей.

Приложение 1 

Методика развития воображения у старших 
дошкольников
 
 

ПЕРВЫЙ ЭТАП

На первом этапе  главной целью занятий было формирование 
операционных навыков, необходимых для создания образов воображения. Детей учили построению знакомых 
им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировали умение выделять образ 
предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.

Задание 1. Дорисуй  картинку

Ребенку 
предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не 
удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После 
того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают 
картинки.

Предъявляемые детям  незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное 
изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям 
объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», 
«цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других 
занятиях.

Задание 2. Узнай  предметы и нарисуй их

Детям предлагается картинка с изображением 
«зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Такую картинку легко 
получить, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений отдельных 
предметов (не более 5—6). Для начала объекты берутся из одной смысловой группы, усложненный вариант 
задания — с геометрическими фигурами. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки 
можно начать обводить контур предмета. При индивидуальных занятиях в случае затруднения обводим с 
ребенком контуры цветным карандашом. После того как все предметы названы, детям предлагается 
нарисовать каждый из них отдельно.

  

Задание 3. Кто больше придумает и нарисует

Показываем 
детям изображения двух одинаковых по форме, но разных по величине фигур (любых) и предлагаем назвать 
как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния просим 
нарисовать эти предметы (игра может проводиться как командная, при этом дети из разных команд по 
очереди называют предметы и рисуют их на доске). В случае необходимости задаются наводящие 
вопросы.

ВТОРОЙ ЭТАП

На втором этапе основной целью становится обучение сюжетному видению на 
основе наглядных опорных знаков. Дети учатся анализировать объекты и ситуации: выделять главные и 
второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином 
порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы 
в изображение.

В этом блоке заданий  используются тематические композиции («город», «школа», 
«деревня», «праздник», «стройка», «спорт» и т.д.). Дети должны быть знакомы с материалом, 
используемым в заданиях.
 

Задание 1.  Составление  рассказов (например, на тему «Летний  отдых») 

Вам понадобятся  плоскостные изображения предметов, относящихся к теме. Их можно вырезать из старых 
учебников или журналов (желательно, наклеив на картон).

Занятие начинается с расспроса детей о том, 
как они провели лето, где кто из них побывал и чем занимался. После того как дети воссоздали образы 
своих летних впечатлений, им предлагается набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, 
ребенок, собака, пруд, дом и т.д.). На столе дети создают композицию из этих предметов и 
рассказывают, что происходит в изображенный момент. После этого их просят нарисовать картину на тему 
«Летний отдых». Если рисование вызывает затруднения, можно позволить детям обводить и дорисовывать 
фигурки.
 

Задание 2. Небывальщина

Если смешать  два или более комплекта таких  сюжетных фигурок (из 
задания 1), то дети могут составлять из них смешные композиции-путаницы. Например, после «Летнего 
отдыха» можно составить картинку «Чего летом не бывает». В качестве примера показываются готовые 
картинки-шутки (дети плавают в реке в валенках и т.п.). Детям предлагается составить смешной 
рассказ, а потом нарисовать его. Предоставляем полную свободу фантазированию.

Задание 3. Дорисуй 
картинку (сюжет)

Ребенку предлагается недорисованная сюжетная картинка, которую  он должен сначала 
внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить.

 

Задание 4. Дорисовываем рассказ 
(например, «Спасение собак»)

Необходимы 3—4 сюжетные картинки, составляющие рассказ. На доске 
последовательно вывешиваются картинки, но без первой (начало истории) или без последней (развязка). 
Детям предлагается воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку. 
 

ТРЕТИЙ ЭТАП

На третьем этапе основное внимание должно уделяться приемам и способам 
комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать абстрактные элементы и знакомые 
фигуры в различных изображениях — это один из важных компонентов развития воображения.
 

Задание 1. 
Геометрические фигуры в предметах

Мы показываем детям картинку с изображением конкретной 
геометрической фигуры и просим отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом 
нарисовать их.

Задание 2. Волшебные  превращения

Ребенку предлагаются картинка с изображением 
фигуры или абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых эта фигура присутствует, а 
затем его просят отыскать, «где спряталась фигурка» в этих картинках. После выполнения задания можно 
дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый 
элемент.

Задание 3. Дорисовывание  на основе данного элемента

Детям раздаются  листочки с 
нарисованным элементом или фрагментом предмета: необходимо догадаться, что начал рисовать художник, 
и дорисовать картинку. Результаты могут быть самые неожиданные.

 ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

На четвертом  этапе 
целью работы становится развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей. В 
процессе обсуждения и уточнения представлений детей об окружающем мире они обучаются пониманию 
смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, 
делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. Важно, чтобы ребенок за 
словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока должно 
уделяться словесной опоре.

Задание 1. Опорные  слова 

На основе 3—4-х  опорных слов (например, 
«мальчик», «собака», «лес», «корзина») детям предлагается либо сначала нарисовать рисунок по этим 
словам, а потом придумать рассказ по нему, либо сперва составить историю с этими словами, а потом 
нарисовать к ней картинку.

Задание 2. Иллюстрации  к сказке

Читаем детям  сказку, после чего каждый 
ребенок выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нем и рисует к нему 
картинку.

Задание 3. История  о ...

Детям предлагается придумать короткую историю на хорошо 
знакомую им тему или о знакомом им персонаже, рассказать эту историю и нарисовать к ней картинку. 
Дети могут сами выбрать темы и героев своих историй.

Важную роль для  формирования воображения 
детей играет их совместная деятельность (при организующей роли взрослого). В таком сотворчестве дети 
учатся действовать с учетом того, что делают их товарищи. При этом они занимаются анализом, 
перестройкой и перекомбинированием образов воображения.
 

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ  ПО РАЗВИТИЮ 
ВООБРАЖЕНИЯ

Задание 1. Украсим  елку

Двоим детям дается общее задание: нарисовать большую 
новогоднюю елку и украсить ее разноцветными игрушками. Рисовать надо по очереди. Для работы 
потребуются большой лист бумаги, цветные фломастеры или мелки.

Задание 2. Игры во дворе 

Детям 
предлагается вместе нарисовать картину «Игры во дворе». Работать они должны по очереди, каждый своим 
мелком и фломастером. Повторять то, что уже нарисовано одним из участников, нельзя. Можно нарисовать 
только один предмет, но придуманный самостоятельно. Чтобы получилась интересная и красивая картина, 
надо стараться учитывать размеры изображаемых фигур и предметов, их расположение на листе и цветовые 
соотношения. После окончания работы проводятся коллективная оценка и анализ того, что сделано 
неверно.

Задание 3. Отгадай, что я задумал, и дорисуй

Каждый из детей  задумывает свое изображение 
(но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен 
представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его 
также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ. 
Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а 
также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы. Когда дети в ходе обучения 
уже приобрели навыки «достраивания», реконструирования и создания новых образов, занятия можно 
усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

Информация о работе Проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста