Проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование
проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной
цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение воображению и мышлению, определить
степень их взаимосвязи. Установить, что такое творческое воображение и креативность;

2. Определить
возрастные особенности развития воображения в дошкольном возрасте;

3. Установить средства развития
воображения, определить при этом роль и значение игры;

4. Провести эксперимент по формированию
воображения у старших дошкольников с применением игровых технологий и сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. ВООБРАЖЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


1.1. Чувственная и
логическая ступени познания


1.2. Единство мышления и воображения


1.3. Классификация
мышления и мыслительные операции


1.4. Воображение и творчество. Понятие креативности


2.
ПРИМЕНЕНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1. Возрастные
особенности развития воображения в дошкольном возрасте


2.2. Средства развития воображения, роль
и значение игры


2.3. Проведение эксперимента по формированию воображения у старших
дошкольников


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным 
признакам.
 

1.4. Воображение  и творчество. Понятие креативности 

Творчество, - это     
деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существующее. Деятельность может 
выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, 
политической и т.д., - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Психология 
творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества как 
субъективного акта индивида. То есть, творчество не может существовать без творческой личности. 

Главное отличие  творческой личности заключается в  её специфической мотивации. Творческим людям 
присущи следующие личностные черты:

1) независимость – личностные стандарты важнее стандартов 
группы, неконформность  оценок и суждений;

2) открытость ума  – готовность поверить своим  и чужим 
фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

3) высокая толерантность   к неопределенным  и 
неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое 
чувство, стремление к красоте. [2,63]

Творчество - это  высшая форма деятельности человека. 
Условиями развития творческого мышления являются:

- длительная подготовка;

- эрудиция;


интеллектуальные способности;

- повышенные требования  к задаткам и чертам психики; 

- талант 
ученого;

- тонкая наблюдательность;

- любознательность;

- воля;

- способность думать  и 
работать в одном направлении;

- большая работоспособность; 

- критический склад  ума; 

- интуиция 
и подвижничество;

- стремление к  самообучению и самосовершенствованию. [2,67]

Под творческим 
мышлением понимают такое мышление, посредством которого деятельность индивида становится 
творчеством. Творческое мышление не может возникнуть само по себе. Творческому мышлению предшествует 
длительная подготовка, начиная с самого рождения человека. Вначале человек попадает в окружение 
семьи, которая его обучает. Затем дошкольные учреждения, затем школа, институт и т.д. Но, как 
правило, творческая личность не ограничивается формальными общественными институтами. Для творческой 
личности любое взаимодействие с окружающим миром есть процесс обучения. Обычно таким личностям дают 
следующие характеристики: любопытный, дотошный (в плане углублённого изучения проблемы), 
любознательный и т.д.

Следствием длительной подготовки является эрудиция личности. Под эрудицией 
понимается ученость, начитанность, наличие глубоких основательных познаний в определённой области 
науки, а также разносторонняя образованность человека. Эрудированному человеку намного легче 
поддаётся словесно-логическое мышление, что и обуславливает эрудицию, как неотъемлемую часть 
творческого мышления.

В современном  обществе вопрос развития творческого  мышления становится всё 
более актуальным. Главная проблема заключается в существующей системе образования, которая не 
содержит необходимых подходящих методик. Весь образовательный процесс строится по принципу 
однообразного решения проблемы, то есть, любая задача в школе решается одним способом, установленным 
в учебнике. Сам процесс обучения, как правило, сводится не к познанию процесса или явления, а к 
заучиванию (зазубриванию) алгоритма решения конкретной задачи. В этом плане наше общество недалеко 
ушло от своих предков. Решая задачу, не следует замыкаться на определённом алгоритме. Необходимо 
учить детей умению представлять всю проблему в целом, и это умение, в свою очередь, должно 
подсказывать им способы решения поставленной задачи. Важная роль при этом отводится развитию у детей 
воображения.

Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида, 
характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру 
одаренности в качестве независимого фактора.

С одной стороны, креативность является универсальным 
историческим эволюционным фактором, с другой - индивидуальным потенциалом, дающим человеку 
возможность не только решать проблемы и ориентироваться в новых ситуациях, но и активно изменять 
окружающую среду, свою жизнь, свое будущее.

Креативность трудно определить и измерить. Частью 
проблемы, возникающей при изучении креативности, является ее многосторонность. Люди могут быть 
креативными по-разному. Некоторые креативны в профессиональной сфере, не будучи таковыми в личной 
жизни. Креативность напрямую связана с уровнем интеллекта (IQ), но IQ-тесты не способны измерить 
креативность напрямую.

Многие психологи  считают, что креативность, - это  исключительно врождённое 
свойство личности. С ними можно согласиться. Безусловно, врождённые способности индивида играют 
огромную роль в развитии его творческого мышления. Исследования показывают, что условия среды, 
воспитания и образования также влияют на проявление умственных способностей, однако они играют лишь 
второстепенную роль. Опираясь на генетическую природу гениальности, человечество даже создало науку 
евгенику - об улучшении человеческой породы. Евгеника бурно развивалась в 20-х годах XX века в 
России и Германии.

Как показывает история, гении рождаются не только у гениев.  Одаренные люди 
рождаются с определенной частотой во времени и пространстве независимо от того, кто их родители. 

Другие исследователи  считают, что креативность, - это  результат отклонения личности от 
общепринятого поведения. И с ними также можно согласиться, так как для создания нового необходимо 
отвергнуть старое, общепринятое.

С гениями много  непонятного. Истории известны случаи, когда 
практически ничем не привлекательные люди становились внезапно прославленными и гениальными. Также 
известны факты развития гениальности у лиц, имеющих заболевания мозга (когда опухоль стимулирует 
некоторые участки мозга).

Последние исследования в данном направлении показали, что  креативность 
не свойственна личности от рождения. Конечно, в креативности присутствует элемент врождённых 
способностей, но когда говорят о креативности, подразумевают особый вид специфического человеческого 
потенциала или способности. Креативность не является энергией сама по себе, это присущий человеку 
потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности. Эта 
специфическая человеческая деятельность приводит к появлению нового, новаторского продукта.

Таким 
образом, креативностью можно обладать, но не знать об этом. Для того, чтобы креативность дала 
определённый результат, необходимо включить её в процесс мышления, сделав тем самым этот процесс 
творческим. Изучение способов измерения креативности и методов воздействия на неё является одной из 
главных задач психологии как науки.

Как правило, креативность формируется на ранней стадии развития 
человека. Основы её закладываются в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, современная система 
воспитания не отвечает требованиям времени. Как уже отмечалось выше, задачи современной педагогики 
мало отличаются от задач, которые решались в системе образования в далёком прошлом. Современное же 
образование должно делать упор не на изучение догм, а на развитие креативного потенциала личности. 

Необходимо понимать, что само решение задачи не является важным элементом в развитии творческого 
воображения. Важным является умение познавать объекты и явления в целом. То есть, в процессе 
воспитания нельзя полностью опираться на уже существующие понятия и определения. Само воспитание 
должно строиться так, чтобы каждый ребёнок самостоятельно познавал окружающий мир, каждый день делая 
для себя новые открытия. Ребёнок должен быть не просто слушателем, а активным участником процесса 
обучения, роль же педагога должна сводиться не к роли лектора, а к роли организатора активного 
процесса мышления.

Креативность должна развиваться с самого раннего возраста, так как именно дети 
наиболее восприимчивы к познанию. Как правило, проявление креативности присуще большинству детей. 
Они склоны к исследованиям, восприимчивы к новому, создают себе проблемы и решают их (игра). Роль 
игры в развитии творческого мышления и воображения у детей будет рассмотрено во второй части 
курсовой работы на конкретном примере.
 

2. ПРИМЕНЕНИЕ ИГР  В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 

2.1. Возрастные  особенности развития воображения в 
дошкольном возрасте
 

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, прежде 
всего, проявляются в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном 
изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых. Многие психологи 
считают, что именно в этом возрасте проблема развития воображения должна вставать на первые планы в 
воспитании ребёнка.

Носителем социального  опыта для ребёнка является взрослый. Взаимодействие 
ребёнка и взрослого порождают определённые формы психической деятельности. Авторы 
психолого-педагогической теории амплификации, обогащения развития А.В. Запорожец и А.П. Усова 
подчёркивают огромное значение и самоценность спе¬цифически «детских» видов деятельности и форм 
общения. Становится актуальным поиск новых источников обогащения со¬держания детской деятельности и 
в этой связи - исследование влияние игр на развитие воображения именно в старшем дошкольном 
возрасте.

Предпосылками к  развитию воображения служат активность ребенка, его потребности в новых 
впечатлениях, в общении и самоутверждении. Источниками формирования воображения являются совместные 
действия взрослого и ребенка по перекомбинированию предметной среды, придание предмету 
несвойственных значений, создание взрослым мнимых ситуаций с участием ребенка, речевое общение, 
словесно-образная интерпретация взрослым чувственного опыта ребенка.

В исследованиях  конкретных 
видов творческой деятельности до-школьников рассматривается развитие воображения как переход его от 
воссоздающих форм к более творческим (Т.С. Комарова, М.М. Рыбакова, Т.Г. Казакова, Н.Н. Стрелянова, 
Г.Д. Кириллова и др). Нижней границей воображения авторы считают 2,5 - 4 года. Традиционным и 
общепринятым является утверждение о  том, что воображение складывается к 3-4 годам на уровне 
развитой речи в процессе ролевой игры, когда ребенок создает развернутую мнимую ситуацию (Л.С. 
Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Воображение есть 
элемент символической функции и складывается вместе с речью в совместных действиях ребен¬ка и 
взрослого по механизму социального наследования. Важнейший момент воображения - создание (видение) 
целостного образа раньше его частей.  [7,49]

Более старший  дошкольный возраст (5-6 лет) 
рассматривается некоторыми психологами и педагогами как время становления продуктивной деятельности, 
когда развитие воображения зависит от специфического содержания действий. Позволительно 
предположить, что общие механизмы воображения складываются в этих временных границах.

Как только 
ребенок начинает ходить и получает свободный доступ к предметам, наблюдается его стремление изменить 
предметную среду и варьировать свои действия. Предметы переносятся, переставляются ребёнком, 
соединяются, используются им в разных условиях и в разных значениях. Перекомбинирование предметной 
среды сопровожда¬ется яркими положительными эмоциями. Ребенок любуется результатом, хлопает в 
ладоши, зовет всех посмотреть. Все это позволяет характеризовать вариативные действия как 
предысторию игры, а способы их выполнения как материализованные формы воображения: 
разъединение-соединение, перенос в другие условия, одушевление, приписывание функций одного предмета 
другому. Мотивом выступает получение новых впечатлений и радость оттого, что создает их сам. В них 
выражен личностный элемент - игровое отношение ребенка к предмету.

По мере овладения  фразовой речью 
ребенок начинает с помощью слова достраивать образ события по отдельным его элементам. Появляются 
рассказы - интерпретации по поводу рисунков, мультфильмов, нечетко воспринимаемых объектов отдельных 
звуков.

На 3-м году жизни  совершенствуются механизмы и способы  перекомбинирования опыта. 
Варьирование расположениями предметов уменьшается, нарастает варьирование способами действий. В 
бытовые действия ребёнок включает элементы мнимого: «Пусть куколка посмотрит, как я делаю». 
Варьируются сюжеты игры, характеристики персонажей, позиция игрушек.

Условное действие начинает 
достигать высокой схематизации, - оно выполняется на любом предмете и даже без предметов на основе 
слова (угощают молочком из ничего). Мнимые ситуации выраже¬ны словом, ярки и разнообразны. Игра 
развивается в логике действия (развернутый сюжет) и в логике образа,-   сюжет расцвечивают мимикой, 
эмоцией, сопутствующими действиями.

Речь-рассказ еще  сопровождается условными действиями, но все 
чаще описываются действия словами. При этом образы становятся вариативными, наделяются необычными 
свойствами (добрая лиса, добрый волк и т.д.). Появляются специфические феномены воображения: 
личностные включения в сюжет, собственные концовки и варианты сказок, фантазийная ложь, страхи, 
идеальный образ хорошего ребенка, отдаленные намерения («Когда вырасту…»).

Информация о работе Проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста