Проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование
проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной
цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение воображению и мышлению, определить
степень их взаимосвязи. Установить, что такое творческое воображение и креативность;

2. Определить
возрастные особенности развития воображения в дошкольном возрасте;

3. Установить средства развития
воображения, определить при этом роль и значение игры;

4. Провести эксперимент по формированию
воображения у старших дошкольников с применением игровых технологий и сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. ВООБРАЖЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


1.1. Чувственная и
логическая ступени познания


1.2. Единство мышления и воображения


1.3. Классификация
мышления и мыслительные операции


1.4. Воображение и творчество. Понятие креативности


2.
ПРИМЕНЕНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1. Возрастные
особенности развития воображения в дошкольном возрасте


2.2. Средства развития воображения, роль
и значение игры


2.3. Проведение эксперимента по формированию воображения у старших
дошкольников


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

В возрасте от 3-х  до 5 
лет материальные действия перекомбинирования все больше заменяются словесными. Ребенок начинает 
«прикидывать», «примеривать» варианты, например: «Если кровь,  надо йодом заливать? А если маленькая 
ранка?.. А если крохотулечная? А если сильно кровь идет?». Варьирование становится 
воображаемым.

Мнимые ситуации динамичны и вариативны, что достигается  словесным дополнением сюжета; 
игра продолжается несколько дней и включает рассказы о действиях персонажей в прошлом. Сюжет 
создается легко; достаточно короткой реплики- подсказки, и ребенок входит в роль. Яркие образы 
побуждают обставлять игру многочисленными атрибутами, предпочитать детализированные, реалистические 
игрушки условным заместителям.

Существенно изменяются представления, ребенок свободно оперирует 
ими. Услышанную фразу или сценку дополняет до целостного образа множеством привлеченных элементов 
(увидев в мультфильме, что царь утонул, добавляет: «А царица ждала- ждала его, так и не дождалась»). 
Наблюдается своеобразная игра в трансформацию образов, типа: «Если бы эта канава была широкая- 
широкая, то какая бы стала улица?»

Умение представить  обстоятельства и соотнести детали снижает 
фантазийную ложь. Страхи остаются, но ребенок понимает их необоснованность. Личностные включения в 
литературные сюжеты связываются с заданными обстоятельствами: ребенок уже не меняет событий, но 
оплакивает героя в безысходной ситуации или говорит,- я бы так не делал. Образы - идеалы также 
приобретают детализированный характер. В рассказах о хорошей кукле слышится набор идеальных качеств 
и поступков, они отражают намерения ребенка, но далеко не всегда реальное поведение.

К 5 годам 
усиливается планирующая функция воображения. Выходя играть, подбирают игрушки к определенному 
сюжету. Представляют двуплановое развитие сюжета: ты делай то-то, а я буду делать то-то. Действия 
партнера начинают представлять на несколько ходов вперед. Создаются реальные условия для ролевой 
игры. Но в групповой игре снижается детализация и артистичность, дети начинают действовать 
усредненно, «как бывает». Вооб¬ражение начинает обслуживать продуктивную деятельность. Предметы 
заранее примеривают к разным функциям и сюжетам. Начинают собирать впрок на будущее всякие 
проволочки, пуговки в расчете пристроить их к чему-то. Появляются намерения нарисовать то-то и 
так-то, - предварительные действия в воображаемом плане. Появляются технические фантазии («Чтобы 
кроватка летала») и предметные роли: я трактор, я шайба и т.д. Ребенок пытается смоделировать 
технические устройства неадекватными средствами - ролью. Яркие детализированные образы побуждают к 
изображению, но они же усиливают критичность самооценки, что может надолго оттолкнуть от рисования 
(«Корова какая-то получается»). В рисунках и постройках словесные дополнения значительно богаче 
изображения.

Приведенные факты  позволяют сказать, что к 4-м годам  обособляется мир фантазии, и 
ребенок занимает отстраненную позицию. Образы становятся динамичными, меняются в меняющихся 
обстоятельствах, их используют для мысленного «проигрывания» реальных ситуаций.  На 5 - 6 году 
усиливается планирующая функция воображения как предварительная подготовка средств и «проигрывание» 
будущих действий.
 

2.2. Средства развития  воображения, роль и значение 
игры
 

Итак, можно предположить, что формирующим воздействием на развитие воображения у 
дошкольников является создание мнимых ситуаций и об¬разов в совместных действиях взрослого и 
ребенка. Всё это возможно лишь на уровне эмо¬ционально-личного общения, например:

- обманные 
движения, шутки, розыгрыши, звукоподражания, изо-бражающие движения;

- игровое, занимательное 
преобразование предметной среды, неспецифиче¬ское использование предмета, придание ему 
несвойственных зна¬чений, преобразование внешнего облика, моделирование на игрушках бытовых сюжетов, 
одушевление предмета путем словес¬ных обращений к нему и приписывания поступков.

- создание образов 
путем иллюстраций слова условным действием или рассказом-интерпретацией, придание образного смысла 
бесформенным объектам, привнесение образного смысла в преобразующие и моделирующие действия ребенка, 
или плана в его импульсивные действия.

Стимулирующие воздействия  взрослого осуществляются в раз¬ных 
формах: побуждения повторить образцы игры с предметом или воспроизвести реальное действие на 
игрушке, создание развиваю¬щей предметной среды, снятие запретов на перемещение и неспецифическое 
использование предметов, терпимость к варьированию ребенком способов действий, заинтересованное 
внимание к де¬тским рассказам и игре, предложение «Покажи, как», вопросы по поводу его намерений в 
бытовых действиях, в игре, а затем и в продуктивной деятельности. Вокруг ребенка складывается особая 
атмосфера доверия к его активности и стимулирования специфически человеческих ее форм.

В литературе 
отмечен обобщенный и схематический характер условного действия (Д.Б. Эльконин). Зарождаясь в 
совместных действиях ребенка со взрослым, условное действие становится первоначальной формой 
представле¬ний, опорой понимания рассказа и навсегда остается средством создания мнимой ситуации в 
игре, драматизациях, мысленном эксперименте.

Выразительные возможности  условного действия 
оказываются недостаточными, когда требуется создать детализированный образ со специфическими 
особенностями. Более совершенным средством оказывается слово. Оно позволяет выразить и действие, и 
отличительные черты, и характер персонажа. Слово придает динамичность образам, возможность изменять 
соответственно условиям, играть ими, наделять нереальными свойствами, комбинировать и обобщать до 
уровня идеалов, представлять личностное взаимодействие с образами и в то же время учитывать логику 
воображаемых событий.

Большая роль в  формировании воображения у дошкольников отводится игре. Игра – 
это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе игры. 
Игра сопровождает человека на протяжении всей его жизни, тесно переплетаясь с повседневной 
деятельностью, спортом, искусством и т.д. Игра – это имитация какого-либо действия, совершаемого в 
реальной жизни. Играть можно во всё. [8,61]

Следует понимать, что единственное отличие игры от 
реальной деятельности – это её непродуктивность. Игра – это сложное, многогранное явление. В играх 
происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков, но и развиваются  все психические 
процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра помогает сделать учебный 
материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое  использование игры в учебном 
процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются 
закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
 

2.3. Проведение  эксперимента по формированию

воображения у  старших дошкольников 

Для 
того чтобы на практике определить влияние игр на развитие воображения у детей старшего дошкольного 
возраста, был проведён эксперимент в МДОУ «Детский сад № 44» города Биробиджана. В эксперименте 
участвовало две группы: одна контрольная и одна испытуемая. Обе группы были одновозрастные (5-6 
лет). Тестирование проводилось выборочно с 10-ю детьми из каждой группы.

С испытуемой группой  в 
течение шести месяцев по предложенной автором методике (приложение 1) проводились занятия с 
использованием игр и игровых ситуаций. Игры включают в себя и процесс рисования, как способ 
наглядного выражения фантазий.

Игры подбирались  таким образом, чтобы в них  содержались различные 
дидактические задачи, направленные на формирование у детей различных компонентов воображения. Кроме 
этого, во избежание однообразия, на каждый компонент подбиралось несколько игр, которые чередовались 
во время занятий.

Эксперимент проводился в три этапа:

1. Констатирующий  эксперимент. На данном 
этапе были зафиксированы оценочные показатели контрольной и испытуемой групп;

2. Формирующий 
эксперимент, в процессе которого с испытуемой группой проводились занятия по предложенной методике 
на протяжении шести месяцев, а контрольная группа занималась по обычной программе ДОУ;

3. 
Контрольный эксперимент, во время которого были сняты контрольные показатели испытуемой и 
контрольной групп для их сравнения и анализа.

В начале эксперимента была выдвинута гипотеза о том, 
что игры положительно воздействуют на развитие у детей воображения.

Перед началом  эксперимента дети 
испытуемой и контрольной групп были подвергнуты оценке по игровой методике диагностики уровня 
развития воображения (приложение 2). Результаты диагностики представлены в таблице 2.1.

Таблица 
2.1.

Результаты диагностики  групп 

до начала формирующего эксперимента  

Показатель Испытуемая 
группа Контрольная группа

      Кол-во Структура Кол-во Структура

Дети с первым уровнем развития 
воображения 4 40 6 60

Дети со вторым уровнем развития 4 40 3 30

Дети с третьим уровнем 
развития 2 20 1 10

ОБЩИЙ БАЛЛ 18 15 

Необходимо отметить, что сами по себе цифры ничего не 
говорят. Цель проведения эксперимента – выявление влияния игровых упражнений на развитие воображения 
у дошкольников, поэтому, важным является анализ динамики показателей контрольной и испытуемой 
группы. Большая степень роста показателей у испытуемой группы будет свидетельствовать о 
подтверждении гипотезы, выдвинутой в начале эксперимента.

После проведения формирующего 
эксперимента, через шесть месяцев, дети обеих групп вновь были подвергнуты оценке по той же методике 
(приложение 2). Результаты оценки представлены в таблице 2.2.
 

Таблица 2.2.

Результаты 
диагностики групп

после формирующего эксперимента  

Показатель Испытуемая группа Контрольная 
группа

      Кол-во Структура Кол-во Структура

Дети с первым уровнем развития воображения (1 
балл) 2 20 5 40

Дети со вторым уровнем развития (2 балла) 5 50 4 30

Дети с третьим  уровнем 
развития (3 балла) 3 30 1 20

ОБЩИЙ БАЛЛ 21 16 

Для того, чтобы  понять, как повлияли игровые 
занятия на экспериментальную группу, необходимо оценить темп прироста сводного показателя в 
контрольной и экспериментальной группах. Анализа динамики показателей представлен в таблице (таб. 
2.3.).

Таблица 2.3.

Анализ динамики показателей 

Группа До 

эксперимента После

эксперимента Динамика

(+/- %)

Испытуемая группа 18 21 + 16,66

Контрольная 
группа 15 16 +6,66
 

Таким образом, как  видно из таблицы 2.3., темп роста показателей 
экспериментальной группы на много превышает темпы роста показателей контрольной группы, что 
позволяет сделать следующий вывод:

На протяжении шести месяцев у детей обеих  групп происходило 
формирование воображения. Контрольная группа получала знания по обычной программе ДОУ, а с 
экспериментальной группой, по определённой методике проводились занятия с применением игровых 
технологий, направленных на формирование у детей воображения. По результатам контрольной оценки, 
темп прироста сводного показателя испытуемой группы (16,66%) превысил темп прироста сводного   
показателя   контрольной    группы (6,66%) на 10%, что говорит о положительном влиянии  игр на 
развитие воображения у старших дошкольников. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, 
подтвердилась.
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Проведённые курсовые исследования позволили ответить 
на поставленные в начале работы вопросы.

Решающим фактором при развитии воображения у старших 
дошкольников является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослыми. Взрослый доставляет 
новую информацию не только тем, что показывает окружающий мир и свойства предметов, но и тем, что 
преобразует предметную среду и создает мнимые ситуации в виде обманных движений, шуток, розыгрышей, 
изобразительных действий, звукоподражания, повторов реальных действий в игре.

Информация о работе Проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста