Проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование
проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной
цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение воображению и мышлению, определить
степень их взаимосвязи. Установить, что такое творческое воображение и креативность;

2. Определить
возрастные особенности развития воображения в дошкольном возрасте;

3. Установить средства развития
воображения, определить при этом роль и значение игры;

4. Провести эксперимент по формированию
воображения у старших дошкольников с применением игровых технологий и сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ


1. ВООБРАЖЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


1.1. Чувственная и
логическая ступени познания


1.2. Единство мышления и воображения


1.3. Классификация
мышления и мыслительные операции


1.4. Воображение и творчество. Понятие креативности


2.
ПРИМЕНЕНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


2.1. Возрастные
особенности развития воображения в дошкольном возрасте


2.2. Средства развития воображения, роль
и значение игры


2.3. Проведение эксперимента по формированию воображения у старших
дошкольников


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 

1. ВООБРАЖЕНИЕ,  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ  

1.1. Чувственная  и 
логическая ступени познания 

1.2. Единство мышления  и воображения 

1.3. Классификация 
мышления и мыслительные операции 

1.4. Воображение  и творчество. Понятие креативности  

2. 
ПРИМЕНЕНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

2.1. Возрастные 
особенности развития воображения в дошкольном возрасте 

2.2. Средства развития  воображения, роль 
и значение игры 

2.3. Проведение  эксперимента по формированию воображения у старших 
дошкольников 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Проблема воспитания для современного общества является одной  из актуальных 
проблем. Воспитание полноценного человека ставится во главе всех ценностей, так как только 
полноценный гражданин может принести пользу для общества и решать задачи его развития и процветания. 

Обособлено в  проблеме воспитания стоит вопрос развития творческого воображения у детей, так как 
только творческая личность способна решать глобальные вопросы, стоящие перед человечеством. Но к 
сожалению, существующая система воспитания всё ещё сводится к развитию шаблонного, алгоритмического 
мышления, а большинство методик представляет собой процесс формирования алгоритмов действия при 
решении той или иной задачи. Таким образом, вопрос развития воображения у детей старшего дошкольного 
возраста является актуальным и требует тщательного изучения. 

Целью работы является исследование 
проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной 
цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение  воображению и мышлению, определить 
степень их взаимосвязи. Установить, что такое творческое воображение и креативность;

2. Определить 
возрастные особенности развития воображения в дошкольном возрасте;

3. Установить средства  развития 
воображения, определить при этом роль и значение игры;

4. Провести эксперимент  по формированию 
воображения у старших дошкольников с применением игровых технологий и сделать выводы.

Объектом 
исследования является развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста. Предметом 
исследования – средства развития воображения и их применение при этом.

Перед написание  курсовой 
работы можно предположить (выдвинуть гипотезу) о том, что особую роль в воспитании воображения у 
детей исполняют игры и игровые ситуации, так как игра – это естественное состояние детей.

При 
написании курсовой работы были изучены различные источники, среди которых можно выделить работы 
таких авторов, как Брушлинский А.В., Выготский Л.С. Рубинштейн С.Л. и другие. Полный перечень 
библиографических источников приведён в конце работы.
 

1. ВООБРАЖЕНИЕ,  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И 
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
 

1.1. Чувственная  и логическая ступени познания 

Чувственное познание 
неразрывно связано с органами чувств человека. Всё окружающее нас воздействуют на наши органы 
чувств, и вызывает определённые ощущения. Совокупность этих ощущений составляют чувственное 
познание, которое имеет три основные формы:

1. Ощущение;

2. Восприятие;

3. Представление. 
[19,32]

Ощущения –  отражение в организме  отдельных  качеств, свойств и сторон материальных 
предметов и явлений, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Например, прикасаясь к 
кипящему чайнику, мы ощущаем, что он горячий.

Ощущения могут быть внешними или внутренними. 

Внешние ощущения, это ощущения, которые отражают свойства предметов и явлений внешнего мира через 
зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Внутренние ощущения отражаются через состояние наших 
внутренних органов (мышечные ощущения, ощущения равновесия и т.д.). Внешние и внутренние ощущения 
всегда существуют в совокупности. Сам источник ощущения лежит в свойстве материальных предметов и 
явлений.

Восприятие –  это целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно 
воздействующего на органы чувств. Чтобы понять, что такое восприятие, представим, что определённый 
человек потерял память, при этом все органы чувств у него функционируют. Так вот, если этому 
человеку преподносить предметы, то он, не зная названия этим предметам, будет их воспринимать на 
уровне органов чувств, не делая каких-либо заключений о их предназначении. Далее, в процессе 
сравнения предмета и его свойств с другими предметами, человек будет делать какие-то умозаключения о 
предмете.   

Представление является чувственным отображением предмета при его отсутствии. 
Например, Вам рассказывают о строении машины, и Вы начинаете представлять её устройство и принцип 
работы. Кроме этого, представление может быть связано с прошлым опытом взаимодействия с предметом 
органов чувств человека. Если Вы ели фрукт киви, то когда Вы слышите название  этого фрукта, - 
представляете его цвет, форму и вкус. Представления и восприятия объединяются в конкретный наглядный 
образ предмета.

Человек, чувствуя окружающий материальный мир, сталкивается со множеством вопросов 
и противоречий. Так устроен человек, что он испытывает потребность в изучении закономерностей 
окружающего мира. Познавая мир, человек меньше его боится и чувствует себя намного комфортнее в нём. 
Справиться с этими задачами человеку помогает логическое познание.

Логическое познание помогает 
человеку охватить предмет и явление в целом, включая все его внутренние связи. Таким образом, 
чувственная и логическая ступени познания тесно связаны между собой. С помощью чувств человек 
воспринимает отдельные предметы и явления, а с помощью логики осуществляет их взаимосвязь между 
собой и определяет им место в общей системе мировоззрения.
 

1.2. Единство мышления  и 
воображения
 

Воображение представляет собой психический процесс создания образов, который 
связан с предвидением конечного результата предметной деятельности и обеспечивает создание программы 
поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью.

Созданию 
чего-нибудь нового всегда предшествует воображение или фантазия. Вначале человек воображает объект, 
его полезные для себя свойства и т.д., и только затем он строит определённые планы (программу), 
которые помогут создать ему этот новый объект.

Воображение, как  и все другие психические процессы, 
является функцией коры больших полушарий. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с 
эмоциями дают основания предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в 
коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В то же время возникающие в мозгу образы 
оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование. В этом 
отношении из всех психических процессов воображение наиболее связано с органическими процессами и 
позволяет воздействовать на них. Так, созданная воображением картина может влиять на пульс, 
изменение дыхания и т.д. Нередко встречаются факты внушения различных болезней.

Воображение тесно 
связано с мышлением, особенно с такими видами мышления как наглядно-образное и словесно-логическое. 
Без воображения просто невозможно существование этих видов мышления. Если предметно-действенное 
мышление подразумевает наличие самих предметов, то наглядно-образное и словесно-логическое мышление 
существует благодаря манипулированию воображаемыми предметами и образами. Рассмотрим виды мышления 
подробнее.
 

1.3. Классификация  мышления и мыслительные операции 

В психологии 
распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:  [19,48]

1) 
предметно-действенное;

2) наглядно-образное;

3) отвлеченное  (теоретическое, словесно-логическое) 
мышление.

Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что  задачи решаются с 
помощью реального, физического преобразования ситуации, с помощью прямого контакта с предметами. Эта 
форма мышления характерна для детей до 3-х лет. Ребёнок этого возраста сравнивает предметы, 
накладывая один на другой или приставляя один к другому. То есть, мысль ребёнка напрямую связана с 
его действиями, при этом само действие опережает мышление.

Предметно-действенное  мышление также 
встречается и у взрослых. Например, переставляя мебель, мы используем этот вид мышления. 
Предметно-действенное мышление необходимо, когда нет возможности полностью предвидеть  результаты 
каких-нибудь действий.

Наглядно-образное мышление связано с оперированием  образами. Об этом виде 
мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, 
представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздаёт всё 
многообразие различных характеристик предмета, при этом, видение предмета может быть одновременно 
зафиксировано с нескольких точек зрения.

Таким образом, наглядно-образное мышление практически 
неотделимо от воображения. Например, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе 
конечный результат. Наглядно-образное мышление позволяет придать форму изображения таким вещам и их 
отношениям, которые сами по себе невидимы.

Словесно-логическое мышление действует на базе языковых 
средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. При словесно-логическом 
мышлении используются понятия, логические конструкции, которые иногда не имеют прямого образного 
выражения (честность, гордость, тщеславие и т.д.). Благодаря словесно-логическому мышлению человек 
может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие определённых процессов в 
природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

Фактически, все  виды мышления тесно 
взаимосвязаны между собой. На практике бывает трудно определить, какой вид мышления используется 
человеком при решении той или иной задачи. Можно лишь говорить об относительном преобладании того 
или иного вида мышления.

Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, 
посредством которого человек решает мыслительные задачи. Другими словами, процесс мышления состоит 
из мыслительных операций.

Рассмотрим основные мыслительные операции:

1. Анализ. При анализе 
происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, 
действий, отношений. Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, 
необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести 
анализ.

2. Синтез. Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение 
частей, свойств, действий в единое целое. Например, исследуя составные элементы сложного механизма, 
можно представить, как будет работать весь механизм в целом. Синтезу всегда предшествует анализ.  В 
мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.

3. Сравнение –  это установление 
сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически 
сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому или мысленное их 
сопоставление.

4. Абстракция заключается  в выделении каких-либо свойств,  признаков изучаемого 
объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления. Например, 
абстракцией является понятие цвета, если мы не уточняем предмет, который обладает этим цветом. 
Говоря «зелёный» мы отделяем это понятие от предметов и мысленно можем приставить понятие «зелёный» 
к различным объектам, например, зелёное небо, зелёный человек и т.д., то есть, абстрактное понятие 
превращается в самостоятельный объект. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. 
Именно путём абстрагирования были созданы такие абстрактные понятия как длина, широта, количество, 
равенство и др.

5. Конкретизация.  При конкретизации происходит возвращение мысли от общего и 
абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, 
если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в 
единичном.

Информация о работе Проблемы воспитания воображения у детей старшего дошкольного возраста