Проблемы мотивации в современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:35, реферат

Описание работы

Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Поэтому целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I.Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм и структура в психике человека.
1.1 Психологические теории мотивации. Различные подходы и методы изучения.
1.2 Понятие и сущность мотивации. Механизмы формирования в психике человека.
ГЛАВА II. Формирование мотивационной сферы человека.
2.1 Онтогинез становления мотивации человека.
2.2 Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2.3 Различия в поведении индивидов, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач.
ГЛАВА III. Мотивация деятельности в теории и практике.
3.1 Роль мотивации в эффективном управлении персоналом.
3.2 Анализ мотивации работников структурного подразделения крупной организации на основе теста «Удовлетворенность работой»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Проблемы мотивации в современной психологии.docx

— 161.55 Кб (Скачать)

1. Теория потребностей  Маслоу.

 А.Маслоу выдвинул теорию, согласно которой человек работает  для того, чтобы удовлетворить  свои внутренние потребности.  Мы более подробно говорили  об этой теории в предыдущих  главах, но еще раз отметим  несколько важных её положений.

 Потребность - ощущение  дефицита сопровождаемая стремлением  ликвидировать его. Она является  основой активности человека. Человеческие  потребности различны по своему  характеру и имеют особую иерархию  или порядок актуализации (превращения  в потребность, направляющую в  данный момент трудовое поведение  человека). После того, как потребность  удовлетворяется, она теряет свою  актуальность.

 По мнению Маслоу, человеческие  потребности могут быть сгруппированы  в пять качественно различных  категорий:

1.первичные потребности:

* физиологические

* стремление к безопасности  и защите от риска

2.вторичные потребности:

* социальные (стремление  к контактам)

* признания (стремление  к престижу и уважению)

* развития (стремление к  самовыражению)

 

 

 Согласно теории иерархии  потребностей, если человек не  удовлетворил свои базисные потребности  (физиологические и потребности  в безопасности и стабильности), организация сможет положительно  воздействовать на его мотивацию,  предоставляя достаточный уровень  заработной платы, определенные  льготы и гарантии занятости.

 По мере удовлетворения  более низких потребностей приоритетными  становятся высшие потребности.  Для работников с потребностями  более высокого уровня эти  элементы не будут оказывать  стимулирующего воздействия. Чтобы  мотивировать таких работников, организация должна предоставлять  им возможности для самореализации; приобретения социального статуса  и т.д. более подробно мы  рассмотрели методы удовлетворения  высших потребностей, поместив их  в соответствующую таблицу:

 

 

 

 

 МЕТОДЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ

 

I.

 Что необходимо для  удовлетворения социальных потребностей

 

1

 давать сотрудникам  работу, позволяющую им общаться

 

2

 создание на рабочих  местах духа единой команды

 

3

 проведение с подчиненными  периодических совещаний

 

4

 поддержка неформальных  организаций в коллективе

 

5

 создание условий для  социальной активности вне организации

II.

 Что необходимо для  удовлетворения потребностей в  уважении

 

1

 обеспечение работника  более содержательной работой

 

2

 обеспечение положительной  обратной связи с достигнутыми  результатами

 

3

 привлечение подчиненных  к управлению

 

4

 диллигирование полномочий

 

5

 продвижение подчиненных  по службе

 

6

 обучение и повышение  квалификации

III.

 Что необходимо для  удовлетворения потребностей в  самовыражении

 

1

 обеспечение подчиненных  возможностями для обучения и  развития

 

2

 обеспечение подчиненных  сложной важной работой

 

3

 поощрение и развитие  творческих способностей работников

 

 Таким образом, смысл  управления по мнению Маслоу, заключается в том, что в  одинаковых ситуациях разные  люди ведут себя по-разному,  в зависимости от сложившихся  ценностных ориентиров а искусство  менеджера в управлении заключается  в том, чтобы четко представлять  потребности каждого человека  и создавать необходимые условия  для их удовлетворения.

 

 Теория Маклевена 

 добавляет теорию Маслоу  и выделяет ещё 3 потребности  :

* власти

* успеха

* принадлежности

- это потребности высшего  порядка.

 

 

 

 

 Двухфакторная теория  Герцберга.

 

 В основе этой теории  лежит положение о том, что  существует два типа факторов, влияющих на трудовое поведение  работников – факторы, связанные  с внешними условиями (контекстом  труда), и факторы, связанные с  содержанием труда. Группа факторов, которая непосредственно влияет  на удовлетворение физиологических  потребностей человека, называется - гигиеническими факторами. К  ним были отнесены уровень  заработной платы, межличностные  отношения в коллективе, политика  администрации, степень непосредственного  контроля за работой персонала,  а также комфортабельность рабочих  мест сотрудников. По мнению  Герцберга, гигиенические факторы  не оказывают влияния на мотивацию  трудовой деятельности, хотя их  низкий уровень или отсутствие  являются источником неудовлетворения  работой. К примеру, конфликты  внутри педагогического коллектива  или задержки с выплатой заработной  платы, естественно, не способствуют  желанию учителей трудиться эффективно, заниматься новациями, стремиться  к самосовершенствованию. Но согласно  выводам Герцберга, наличие высокой  степени гигиенических факторов  также не стимулирует персонал  к хорошей работе.

 Вторая группа факторов  непосредственно влияет на мотивацию  работников и способствует повышению  эффективности их труда. Эти  факторы у Герцберга получили  название мотивирующих. Они позволяют  удовлетворить более высокие,  чем физиологические, потребности  человека: потребности в признании  и уважении, эстетические и познавательные, в реализации своих возможностей  и развитии собственной личности.

 К факторам—мотиваторам  Герцберг отнес успех деятельности  работника, признание и одобрение  результатов его труда, продвижение  по службе, высокую степень ответственности,  возможности для творческого  и делового роста. Именно эти  факторы, по его мнению, побуждают  сотрудника к эффективной работе. Как мотивирующую силу он рассматривал  и оплату труда, если таковая  зависит от результативности  деятельности работника. Руководителям  нужно знать, что отсутствие  или недостаточность мотивирующих  факторов не приводят к неудовлетворенности  работой. Сотрудников вполне может устраивать ситуация, когда они мало за что отвечают, при этом не ожидая повышений, и предпочитают творческой рутинную работу, используя новации лишь в случае крайней необходимости.

 Исходя из теории  Герцберга, руководитель, чтобы добиться  мотивации трудовой деятельности  работников, должен обеспечивать  наличие мотивирующих факторов, выяснив предварительно, каковы  приоритетные потребности подчиненных.  Особую роль в мотивации играет  ощущение успеха в работе, стимулирующее  на дальнейший творческий труд, способное изменить ситуацию  в малой группе, коллективе. Следует  отметить и мысль Герцберга  о том, что подчиненные начинают  обращать внимание на гигиенические  факторы только тогда, когда  считают их реализацию недостаточной  или несправедливой.

 Для более полного  представления об этих двух  группах факторов, представим их  в виде таблицы:

 

 Все факторы работы  разделил на :

 

 Непосредственные мотивирующие  факторы:

 Гигиенические 

 Факторы:

* Самореализация

* Частная собственность

* Ответственность

* Признание

* Успех

* Повышение

* Отношения с начальством

* Отношения с коллегами

* Стиль руководства

* Политика предприятия

* Условия труда 

* Личная жизнь

 и то и другое:

* оплата труда

* перспектива развития

* статус

 

 Теория двух факторовутверждает, что если руководители хотят  добиться заметного повышения  производительности труда, они  должны сконцентрироваться на  «мотиваторах» и попытаться изменить  содержание труда. Если их волнуют  вопросы неудовлетворенности работников, низкой дисциплины, текучестью кадров  – следует обратить внимание  на факторы другого типа и  улучшить внешнюю сторону труда.

 

 Несколько слов хочется  сказать об управлении, которое  получило название ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ  ПО ЦЕЛЯМ.

 Этот компонент мы  рассматриваем отдельно от всех  теорий мотиваций, так как он  сам по себе является мощным  мотивационным фактором и должен  быть не только учтен в управлении  персоналом, но и активно применяться  для эффективного руководства  предприятия в целом. Мы уже  неоднократно обращали внимание  на тесную взаимосвязь мотивации  и целеполагания в предыдущих  главах. Поэтому рассмотрим данный  элемент в контексте управления  предприятием лишь схематично, выделив  основные моменты.

 Цели направляют поведение  индивида и всего коллектива, в связи с этим выделяют  следующие ЭТАПЫ целостной системы  целеполагания:

1. постановка цели (формируются  стратегии, цели, задачи)

2. планирование мероприятий  (разработка программ...)

3. самоконтроль (внедрение  и осуществление системы корректировки  действий)

4. периодический пересмотр  цели (оценка степени достижения  цели, определение общей результативности, подкрепление поведения и усиление  мотивации )

 

 Процесс формирования  цели при правильном подходе  - это мощное мотивирующее средство  осознания причастности к управлению, поэтому 

 РОЛЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ  заключается в следующем:

* концентрация внимания  и усилий на определенных направлениях  к действиям

* цели служат в качестве  нормативов, с которыми следует  сопоставлять результаты

* служат в качестве  механизма при распределении  МПЗ

* степень сложности поставленной  цели влияет на структуру и  организацию производства

* отражают глубокие мотивы  и особенности в поведении  людей.

 

 Рассматривая цели, как  факторы мотивации, можно выделить  следующие требования ТРЕБОВАНИЯ :

* цели должны быть измеримы

* цели должны быть однозначны

* цели должны иметь  конкретные сроки достижения 

* цели должны быть реальными,  достижимыми

* цели должны быть контролируемыми

* цели должны поддаваться  оценке

* цели должны концентрировать  внимание на возможности повышения  эффективности деятельности

* цели должны рассматривать  потенциальные стимулы

* цели должны пользоваться  поддержкой всего коллектива

 

 Таким образом, если  удовлетворены все вышеназванные  требования к целям, можно констатировать, что 

1. Трудные цели ведут  к более высокой результативности  по сравнению с легкими.

2. Трудные, но конкретные  цели ведут к более высокой  результативности, чем отсутствие  цели или при постановке в  общем виде.

3. Цели смягчают непосредственное  руководящее воздействие на работника.

 

 

 

 

3.2 Анализ мотивации работников  структурного подразделения на  основе теста «удовлетворенность  работой».

 

 Для нашего исследования, мы использовали Тест «Удовлетворенность  работой». Это стандартный тест, применяемый при изучении факторов  влияющих на мотивацию и позволяющий  выявить параметры удовлетворяющие  или не удовлетворяющие сотрудников  организации условиями работы, организацией  руководства и отношениями в  рабочем коллективе.

 Данный тест содержит 14 утверждений, каждое утверждение  может быть оценено от 1 до 5 баллов. При оценке удовлетворенности  работой трудового коллектива, используются  средние величины показателей.  При этом оценка результатов  производится по следующей шкале:

15-20 балловвполне удовлетворенны  работой

21-32 баллаудовлетворены

33-44 баллане вполне удовлетворены

45-60 балловне удовлетворенны

 свыше 60 балловкрайне  не удовлетворенны

 

 Испытуемым предлагается  следующая инструкция:

- Сделайте свой выбор  по каждому из этих утверждений,  отметив соответствующую цифру.

 

1 – вполне удовлетворен;

5. – удовлетворен;

6. – не вполне удовлетворен;

7. – неудовлетворен;

8. – крайне неудовлетворен.

 

 №

 Утверждение

 

 

 

 

 

1

 Ваша удовлетворенность  предприятием, где вы работаете

1

2

3

4

5

2

 Ваша удовлетворенность  физическими условиями (жара, холод,  шум и т.д.)

1

2

3

4

5

3

 Ваша удовлетворенность  работой 

1

2

3

4

5

4

 Ваша удовлетворенность  слаженностью действий работников

1

2

3

4

5

5

 Ваша удовлетворенность  стилем руководства вашего начальника

1

2

3

4

5

6

 Ваша удовлетворенность  профессиональной компетентностью  вашего начальника

1

2

3

4

5

7

 Ваша удовлетворенность  зарплатой в смысле соответствия  с вашими трудозатратами

1

2

3

4

5

8

 Ваша удовлетворенность  зарплатой в сравнении с тем,  сколько за такую же работу  платят на других предприятиях

1

2

3

4

5

9

 Ваша удовлетворенность  служебным (профессиональным) продвижением

1

2

3

4

5

10

 Ваша удовлетворенность  вашими возможностями продвижения

1

2

3

4

5

11

 Ваша удовлетворенность  тем, как на своей работе  вы можете использовать свой  опыт и способности

Информация о работе Проблемы мотивации в современной психологии