Проблемы мотивации в современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:35, реферат

Описание работы

Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Поэтому целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I.Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм и структура в психике человека.
1.1 Психологические теории мотивации. Различные подходы и методы изучения.
1.2 Понятие и сущность мотивации. Механизмы формирования в психике человека.
ГЛАВА II. Формирование мотивационной сферы человека.
2.1 Онтогинез становления мотивации человека.
2.2 Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2.3 Различия в поведении индивидов, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач.
ГЛАВА III. Мотивация деятельности в теории и практике.
3.1 Роль мотивации в эффективном управлении персоналом.
3.2 Анализ мотивации работников структурного подразделения крупной организации на основе теста «Удовлетворенность работой»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Проблемы мотивации в современной психологии.docx

— 161.55 Кб (Скачать)

 Совершенно иначе ведут  себя индивиды, мотивированные на  избежание неудачи. Их явно  выраженная цель в деятельности  заключается не в том, чтобы  добиться успеха, а в том, чтобы  избежать неудач. Все их мысли  и действия в первую очередь  подчинены именно этой цели. Человек  изначально мотивированный на  неудачу проявляет неуверенность  в себе, не верит в возможность  добиться успеха, боится критики.  С работой, особенно такой,  которая чревата возможностью  неудачи, у него обычно связаны  отрицательные эмоциональные переживания,  он и не испытывает удовольствия  от деятельности, тяготится ею. В  результате он часто оказывается  не победителем, а побежденным,  в целом – жизненным неудачником.

 Индивиды, ориентированные  на достижение успеха, способны  правильнее оценивать свои возможности,  успехи и неудачи и обычно  выбирают для себя профессии,  соответствующие имеющимся у  них знаниям, умениям и навыкам.  Люди, ориентированные на неудачу,  напротив не редко характеризуются  неадекватностью профессионального  самоопределения, предпочитая для  себя или слишком легкие или  слишком сложные виды профессий.  При этом они нередко игнорируют  объективную информацию о своих  способностях, имеют заниженную  или завышенную самооценку, нереалистичный  уровень притязаний.

 Люди, мотивированные  на успех проявляют большую  настойчивость в достижении поставленных  целей. При слишком легких и  очень трудных задачах они  ведут себя иначе, чем те, кто  мотивирован на неудачу. При  доминировании мотивации достижения  успеха человек предпочитает  задачи средней или слегка  повышенной степени трудности,  а при преобладании мотивации  избежании неудачи – задачи  наиболее легкие и наиболее  трудные.

 Интересным представляется  еще одно психологическое различие  в поведении людей мотивированных  на успех и неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности  привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи  в ее решении возрастает, а  для человека, ориентированного  на неудачу – падает. Иными  словами, индивиды, мотивированные  на успех, проявляют тенденцию  возвращения к решению задачи, в которой они потерпели неудачу,  а изначально мотивированные  на неудачу - из бегания ее, желание больше к ней никогда  не возвращаться. Оказалось также,  что люди, изначально настроенные  на успех, после неудачи обычно  добиваются лучших результатов  добиваются после успеха. Отсюда  можно сделать вывод, что успех  в учебной и других видах  деятельности тех детей, которые  имеют выраженные мотивы достижения  успеха и избежания неудачи,  может быть на практике обеспечен  по-разному.

 Значимая, отдаленная  во времени цель в большей  степени способна стимулировать  деятельность человека с развитым  мотивом достижения успехов, чем  с выраженным мотивом избежания  неудач.

 Рассмотренные факторы  показывают, что прямой корреляции  между силой мотива достижения  успеха и величиной мотива  избежания неудачи ожидать не  приходится, так как кроме величины  и характера мотива стремления  к успехам, успехи в учебной  деятельности зависят от сложности  решаемых задач, от достижений  или неудач, которые имели место  в прошлом, от многих других  причин. Кроме того, непосредственная  зависимость между мотивацией  и достижениями успехов в деятельности, даже если она существует (при  нейтрализации действия многих  других значимых факторов), не  носит линейного характера. Особенно  это касается связи мотивации  достижения успехов с качеством  работы. Наилучшим оно является  при среднем уровне мотивации  и обычно ухудшается при слишком  слабом и слишком сильном.

 

 Имеются определенные  различия в объяснениях своих  успехов и неудач людьми с  выраженными мотивами достижения  успехов и избежания неудачи.  В то время как стремящиеся  к успеху чаще приписывают  свой успех имеющимися у них  способностями, избегающие неудачи  обращаются к анализу своих  способностей как раз в противоположном  случае – в случае неудачи.  Наоборот, опасающиеся неудачи свой  успех скорее склонны объяснять  случайным стечением обстоятельств,  в то время как стремящиеся  к успеху подобным образом  объясняют свою неудачу. Таким  образом, в зависимости от доминирующего  мотива, связанного с деятельностью,  направленной на достижение успехов,  результаты этой деятельности  люди с мотивами достижения  успехов и избежания неудач склонны объяснять по-разному. Стремящиеся к успеху свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т.д. ), а стремящиеся к избежанию неудач – к внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избежания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом; правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

 Индивиды, определенно  ориентированные на успех, обычно  стараются получить правильную, достоверную информацию о результатах  своей деятельности и поэтому  предпочитают задачи средней  степени трудности, так как  при их решении старание и  способности могут проявиться  наилучшим образом. Избегающие  неудачи, напротив, стремятся уклониться  от такой информации и поэтому  чаще выбирают или слишком  легкие, или чересчур сложные  задачи, которые практически невыполнимы.

 Кроме мотива достижения  на выбор задачи и результаты  деятельности влияет представление  человека о самом себе, которое  в психологии именуют по-разному:  «Я», «образ Я», «самосознание», «самооценка»  и т. д. Люди, приписывающие  себе такое качество личности, как ответственность, чаще предпочитают  иметь дело с решением задач  средней, а не низкой или  высокой степени трудности. Они  же, как правило, обладают и  более соответствующим действительным  успехам уровнем притязаний.

 Другой важной психологической  особенностью, влияющей на достижения  успехов и самооценку человека, являются требования, предъявляемые  им к самому себе. Тот, кто  предъявляет к себе повышенные  требования, в большей мере старается  добиться успеха, чем тот, чьи  требования к себе невысоки.

 Немаловажное значение  для достижения успеха и оценки  результатов деятельности имеет  представление человека о присущих  ему способностях, необходимых для  решаемой задачи. Установлено, например, что те индивиды, которые имеют  высокое мнение о наличии у  них таких способностей, в случае  неудачи в деятельности меньше  переживают, чем те, кто считает,  что соответствующие способности  у них развиты слабо.

 Важную роль в понимании  того, как человек будет выполнять  ту или иную деятельность, особенно  в том случае, когда рядом с  ним кто-то еще занимается тем  же самым делом, кроме мотива  достижения играет тревожность.  Проявления тревожности в различных  ситуациях не одинаковы. В одних  случаях люди склонны вести  себя тревожно всегда и везде,  в других они обнаруживают  свою тревожность лишь время  от времени, в зависимости от  складывающихся обстоятельств. Ситуативно  устойчивые проявления тревожности  принято называть личностными  и связывать с наличием у  человека соответствующей личностной  черты (так называемая «личностная  тревожность»). Ситуативно изменчивые  проявления тревожности именуют  ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность,  обозначают как «ситуационная  тревожность». Далее для сокращения  личностную тревожность будем  обозначать сочетанием букв ЛТ, а ситуационную — СТ.

 Поведение повышенно  тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов,  имеет следующие особенности

1. Высокотревожные индивиды  эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.

2. Высокотревожные люди  хуже, чем низкотревожные, работают  в стрессовых ситуациях или  в условиях дефицита времени,  отведенного на решение задачи.

3. Боязнь неудачи —  характерная черта высокотревожных  людей. Эта боязнь у них доминирует  над стремлением к достижению

 успеха.

4 Мотивация достижения  успехов преобладает у низкотревожных  людей. Обычно она перевешивает  опасение возможной неудачи.

5. Для высокотревожных  людей большей стимулирующей  силой обладает сообщение об  успехе, чем о неудаче.

6. Низкотревожных людей  больше стимулирует сообщение  о

 неудаче.

7 ЛТ предрасполагает индивида  к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций  как таких, которые несут в

 себе угрозу.

 Деятельность человека  в конкретной ситуации согласно  модели, предложенной К.Спилбергом, зависит не только от самой  ситуации, от наличия или отсутствия  у индивида ЛТ, но и от СТ, возникающей у данного человека  в данной ситуации под влиянием  складывающихся обстоятельств. Воздействие  сложившейся ситуации, собственные  потребности, мысли и чувства  человека, особенности его тревожности  как ЛТ определяют когнитивную  оценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь,  вызывает определенные эмоции (активизация  работы автономной нервной системы  и усиление состояния СТ вместе  с ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через  нервные механизмы обратной связи  передается в кору головного  мозга человека, воздействуя на  его мысли, потребности и чувства.

 Та же когнитивная  оценка ситуации одновременно  и автоматически вызывает реакцию  организма на угрожающие стимулы,  что приводит к появлению контрмер  и соответствующих ответных реакций,  направленных на понижение возникшей  СТ. Итог всего этого непосредственно  сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельность находится в  непосредственной зависимости от  состояния тревожности, которое  не удалось преодолеть с помощью  предпринятых ответных реакций  и контрмер, а также адекватной  когнитивной оценки ситуации.

 

 Таким образом, деятельность  человека в порождающей тревожность  ситуации непосредственно зависит  от силы СТ, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки  ситуации.

 Особый интерес у  исследователей тревожности вызвало  психологическое изучение поведения  людей во время экзаменационных  испытаний, влияние возникающей  при этом СТ на результаты  экзаменов. Оказалось, что многие  высокотревожные люди терпят  неудачи во время экзаменационных сессий не потому, что им недостает способностей, знаний или умений, а по причине стрессовых состоя ний, возникающих в это время. У них появляется ощущение некомпетентности, беспомощности, беспокойства, причем все эти блокирующие успешную деятельность состояния чаще возникают у людей с высокими показателями ЛТ. Сообщение о том, что им предстой пройти испытание, нередко вызывает у таких людей сильнейшее беспокойство, которое мешает им нормально думать, вызывает множество не имеющих отношение к делу аффективно окрашенных мыслей, которые мешают сосредоточить внимание, и блокирую извлечение нужной информации из долговременной памяти. Высокотревожными людьми ситуации экзаменационных испытаний обычно воспринимаются и переживаются как угроза их «Я», порождают серьезные сомнения в себе, излишнюю эмоциональную напряженность, которая отрицательно сказывается на результатах.

 Часто человек, попадая  в такие жизненные ситуации, где  о в состоянии справиться с  неожиданно возникшей проблемой,  те не менее оказывается практически  беспомощным. Почему? Посмотрим,  что по этому поводу говорят  данные психологических исследований.

 Первые результаты, связанные  с психологическим изучением  состояния беспомощности, причин  его возникновения, были получены  на животных. Оказалось, что если  собаку некоторое время силой  удерживать на привязи в станке  и давать ей умеренные удары  электрическим током после того, как зажигается световой сигнал, то, будучи свободной от сдерживающих  ее пут, она поначалу ведет  себя довольно странно. Имея  возможность выпрыгнуть из станка  и убежать после того, как очередной  раз зажигается световой сигнал, она тем не менее покорно  стоит на месте и дожидается  удара электрическим током. Животное  оказывается беспомощным, хотя  на самом деле вполне в состоянии  избежать беды.

 В противоположность  этому собаки, которые не подвергались  подобного рода процедуре в  физически стесненных обстоятельствах,  ведут себя иначе: как только  зажигается световой сигнал, они  моментально выпрыгивают из станка  и убегают.

 Почему в первом  эксперименте собаки не вели  себя иначе? Дальнейшие исследования  позволили получить ответ на  этот вопрос. Оказалось, что беспомощным  собаку делает прежний печальный  опыт поведения в подобного  рода ситуациях.

 Аналогичные реакции  нередко наблюдаются и у людей,  причем наибольшую беспомощность  демонстрируют те, кто характеризуется  сильно выраженной ЛТ, т. е.  люди, неуверенные в себе и  полагающие, что от них в жизни  мало что зависит.

 Еще более интересные  результаты дали непосредственно  проведенные на человеке эксперименты  по возбуждению и выяснению  причин так называемой когнитивной  беспомощности, когда, взявшись  за решение некоторой задачи  и имея необходимые для нее  знания, умения и навыки, человек  оказывается не в состоянии  применить их на практике. Чтобы  опытным путем исследовать когнитивную  беспомощность, необходимо было  поставить человека в такую  ситуацию, где он, успешно решая  одни задачи, не справлялся бы  с другими и был не в состоянии  объяснить, почему в одних случаях  он добивается успеха, а в других  его постигает неудача. Такого  рода ситуация должна была  сделать его усилия, направленные  на управление .успехами, практически  бессмысленными. Именно так соответствующие  исследования проводились.

Информация о работе Проблемы мотивации в современной психологии