Проблемы мотивации в современной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:35, реферат

Описание работы

Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Поэтому целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I.Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм и структура в психике человека.
1.1 Психологические теории мотивации. Различные подходы и методы изучения.
1.2 Понятие и сущность мотивации. Механизмы формирования в психике человека.
ГЛАВА II. Формирование мотивационной сферы человека.
2.1 Онтогинез становления мотивации человека.
2.2 Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2.3 Различия в поведении индивидов, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач.
ГЛАВА III. Мотивация деятельности в теории и практике.
3.1 Роль мотивации в эффективном управлении персоналом.
3.2 Анализ мотивации работников структурного подразделения крупной организации на основе теста «Удовлетворенность работой»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Проблемы мотивации в современной психологии.docx

— 161.55 Кб (Скачать)

/Так, родитель, предупреждающий  ребенка, что он не пойдет  гулять, пока не наведет порядок  в комнате, может руководствоваться  исключительно прагматическими  соображениями и не рассчитывать, что от этого изменится его  отношение к порядку. Но если  разобраться в подтексте данного  воздействия, напоминающего ребенку  о его обязанностях, о накапливающемся  недовольстве им взрослого и  т. п., то нетрудно убедиться,  что и оно вносит свой вклад  в создание вокруг ребенка  упоминавшейся тотальной воспитательной  атмосферы. Наконец, такое воздействие  лишний раз открывает ребенку,  что порядок ценится взрослыми,  а это значит, что это явление  приобретает в его глазах и  некоторое устойчивое мотивацнонное  значение, если, конечно, он не  полностью равнодушен к ценностям  взрослых./

 

 Ниже, где это имеет  значение, термин «мотивационное  воздействие» используется как  более широкий, охватывающий случаи  формирования не только «внутренней», но и «внешней» мотивации. Воспитательными  же будут называться воздействия,  нацеленные на изменение мотивационных отношений человека. Для полноты картины следует добавить, что человек воспитывается не только специально организованными воздействиями, но и, подчас без всякой преднамеренности, самими по себе условиями жизни, наблюдаемыми в ней примерами.

 Существующее множество  различных и часто взаимоисключающих  воспитательных влияний ставит  человека в условия, при которых  его активность в формировании  собственной мотивации имеет  характер выбора среди разных  открывающихся вариантов удовлетворения  и развития потребностей. Понятно,  что изначально этот фактор  мотивационного развития большого  значения не имеет (хотя в  случае воспитательных разногласий  в семье ребенок имеет некоторую  возможность выбора уже в раннем  детстве), однако при окончательном  оформлении мотивационной сферы  личности, требующем выбора того  или иного способа жизни, иначе  говоря - определенного варианта  удовлетворения сложившихся потребностей, он становится одним из главных.  А поскольку мотивационные выборы  человека часто определяются  не только сложившимися потребностями,  но и «зоной ближайшего развития»  мотивации, перед ним неизбежно  встают задачи самовоспитания.

 Итак, практика формирования  мотивации человека не сводится  к односторонним воспитательным  воздействиям на него в ранние  периоды жизни, охватывая самый  широкий круг взаимодействий  с другими людьми и культурой,  в которых он выступает и  как объект и как субъект  воспитания.

 При анализе тенденции  развития человеческой мотивации  прежде всего важно выяснить, в каком направлении развивается  мотивация, каковы структурные  новообразования, возникающие в  ходе развития, и каково в связи  с этим предположительное строение  ее зрелых форм, которые в процессе  развития выступают в относительно  расчлененном па последовательные  по времени становления компоненты  мотивации. То, что в зрелой  системе мотивации является уже  целостным, слитным, нерасчлененным, в развитии дает нам определенную  «анатомию» структурного строения.

 Среди основных тенденций  онтогенетического развития мотивации  необходимо отметить уже упоминавшийся  выше переход от аморфной одноуровневой  системы побуждений к иерархически  построенной; от простого, однокомпонентного  строения побуждений к сложному, многокомпонентному, и в частности  двухмодальному, строению; переход  от узкой временной сферы действия  побуждений и соответствующей  сферы функционально-энергетической  и содержательно-смысловой интеграции  побуждений ко все более широкой  интеграции.

 Характерные для ранних  этапов развития мотивации особенности,  проявляющиеся в диалектически  взаимосвязанных моментах (импульсивность  и ситуативность, негативизм и  внушаемость, упрямство и подражательность, экспрессивная деятельность и  эмоциональные реакции), и обостренная,  аффективно окрашенная тенденция  к результату претерпевают постепенное  изменение от фиксированных в  них крайностей к некоторой  оптимальной точке, соответствующей  более высокому уровню саморегуляции  мотивационной системы личности.

 В ряду этих тенденций  формирования мотивации мы хотели  бы подчеркнуть одну из ключевых, а именно тенденцию формирования  высшего, сознательно-волевого уровня  мотивационной регуляции поведения.

 Регулировать поведение  ребенка — это значит вначале  создавать соответствующую систему  объективных раздражителей (ритмика  распорядка дня, ситуативные раздражители  или их отсутствие, приемы переключения внимания на другой объект, отвлечение, удаление нежелательных вещей и введение полезных и т. д.). Однако позднее, с формированием целенаправленного поведения, с возникновением нового, более высокого уровня регуляции, необходимо развивать способность ребенка к выполнению правил, запретов, к дисциплине, способность действовать заведомо вопреки побуждениям ситуативно-импульсивного уровня, учить преодолевать «соблазны».

 Первоначальный этап  этого процесса — возникновение  и постепенное расширение диапазона  количественных различий в значимости  побуждений. На механизмах такой  количественной иерархии отрабатываются  элементы возникающей потом волевой  техники регуляции поведения.  Дело в том, что побуждения  импульсивно-ситуативного (низшего)  уровня в значительной степени  подчиняются в своей актуализации  принципу «все или ничего»:  побуждение либо актуализируется  и действует как непреодолимое,  аффективно окрашенное, либо оно  вытесняется, и притом полностью.  Здесь еще невозможно одновременное  удержание двух или нескольких  побуждений, а поэтому и количественное  их сопоставление-с точки зрения  значимости.

 Второй этап — оформление  качественных ступеней (и соответствующих  ориентиров и критериев), т. е.  выделение одних объектов или  областей отношений как наиболее  значимых, ведущих, а других—как  второстепенных.

 Побуждения ребенка  раннего возраста еще не имеют  той сферы относительности, того  количественного диапазона, в  пределах которого они могут  сдвигаться во времени, в пространстве, в качественных особенностях  средств удовлетворения. Это та  сфера, тот диапазон, который возникает  и постепенно расширяется с  возрастным развитием ребенка  и благодаря которому постепенно  становятся возможны смысловые  перестройки, целенаправленно регулирующие  смещения мотивации и поведения  в зависимости от изменившихся  обстоятельств внешнего и внутреннего  порядка.

 Но это требует уже  большего функционально-энергетического  потенциала мотивации и одновременно  более зрелой содержательно-смысловой,  интеллектуальной, сознательно-волевой  регуляции поведения. Умение подчинять  сознанию спонтанно актуализирующиеся  побуждения формируется довольно  рано, с самых первых лет жизни,  получает мощный толчок после  овладения ребенком речью, но  наиболее ярко выступает лишь  в подростковом возрасте.

 Формирование сознательно-волевого  уровня мотивации состоит, во-первых, в образовании иерархической,  многоуровневой системы регуляции  и в централизации этой регуляции;  во-вторых, в противопоставлении  высшего уровня стихийно формирующимся,  импульсивным влечениям, потребностям, интересам, которые начинают выступать  уже не как внутренние по  отношению к личности человека, а скорее как внешние, хотя  и принадлежащие ей.

 С формированием волевого  уровня появляются принципиально  новые возможности для направленной  воспитательной работы в связи  с образованием механизма самовоспитания  и возможностью прямого, непосредственного  осмысления и самоформирования  основных целей, принципов, норм  и идеалов.

 Процесс формирования  мотивации в плане воспитательного  воздействия включает в себя  два механизма. Первый из них  заключается в том, что стихийно  сложившиеся или специально организованные  воспитателем условия трудовой  деятельности и взаимоотношений  избирательно актуализируют отдельные  ситуативные побуждения, которые  при систематической активизации  постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Образно говоря, это механизм формирования «снизу вверх».

 Второй процесс заключается  в усвоении воспитуемым предъявляемых  ему в готовой «форме» побуждений, целей, идеалов, содержания направленности  личности, которые по замыслу  воспитателя должны у него  сформироваться и которые сам  воспитуемый должен постепенно  превратить из внешне понимаемых  во внутренне принятые и реально  действующие, объяснение смысла  формируемых побуждений, их соотнесение  с другими в огромной степени  облегчают воспитуемому внутреннюю  смысловую работу и избавляют  его от стихийного поиска, связанного  нередко со множеством ошибок. Это механизм формирования «сверху  вниз».

 Первый механизм опирается  в основном на естественное  динамическое усиление тех побуждений, которые по своему содержанию  могут служить зачатком, исходным  пунктом формирования требуемой  направленности мотивации. Второй  опирается в основном на искусственную  содержательно-смысловую перестройку  действующей системы мотивации.  Первый стимулируется в основном  изменением внешних условий жизнедеятельности,  второй — изменением внутриличностной  «атмосферы» через внутреннюю  сознательно-волевую работу по  переосмысливанию мотивационной  направленности поведения.

 Полноценное формирование  мотивационной системы личности  должно включать в себя оба  механизма, и в большинстве  случаев даже при стихийном  формировании они действуют оба.  Вместе с тем один из них  может преобладать, что говорит  не только об их единстве, но  и об относительной самостоятельности.

 Недостаточность первого  механизма, как такового, состоит  в том, что, даже специально  организуя процесс жизнедеятельности,  мы еще не можем быть уверены,  что сформируются именно требуемые  по содержанию побуждения. Поэтому  желательно дополнить этот механизм  вторым, предъявляя воспитуемым  требуемые от них нормы поведения,  идеалы и объясняя им смысл  и необходимость формирования  именно этих побуждений. Недостаточность  второго механизма состоит в  возможности чисто формального  усвоения требуемых побуждений.

 Здесь подчеркивается  необходимость не только содержательного  усвоения побуждения, но и динамического  его формирования и упрочения.  Вместе с тем и с динамической  стороны побуждение формируется  при условии и в результате  содержательно-смысловой его перестройки. 

 Проделанный нами в  предыдущей главе анализ особенностей  мотивации в детском возрасте  дает возможность выявить некоторые  важные особенности структурного  строения мотивации: иерархический  характер, энергетический потенциал,  выражающийся в соответствующей  временной сфере, двухмодальное  строение, единство содержательной  и динамической сторон, непрерывно-процессуальной  и результативно-целевой детерминации, единство актуального и потенциального.

 Присущая младенцу  потребность во впечатлениях  постепенно перерастает вместе  с развитием ребенка в потребность  познавательного характера. Сначала  эта потребность выражается в  стремлении ребенка ознакомиться  с внешними свойствами предметов,  возможно полнее воспринять их, затем ребенок начинает прослеживать  связи и отношения между предметами  и явлениями действительности  и , наконец, переходит к познавательному  интересу в собственном смысле  слова, т.е. к стремлению узнать, понять и объяснить окружающий  мир. Уже на втором году жизни у ребенка появляется некий «внутренний план», благодаря которому ребенок стремиться к самостоятельности и независимости. Эти внутренние побудители поведения ребенка в раннем возрасте даны в виде аффективно окрашенных образов и представлений.

 Качественное изменение  поведения ребенка происходит  в период дошкольного детства,  когда внешняя среда как бы  переносится во внутренний план, план сознания ребенка и тем  самым изнутри определяет поведение  ребенка. Потребности ребенка  начинают кристаллизовываться не  только в реальных внешних  предметах, удовлетворяющих эти  потребности, но и в образах,  представлениях, а затем и в  понятиях ребенка. Указанный процесс  приводит к возникновению на  данной ступени развития связи  между аффектом и интеллектом  ребенка или возникновению образов  и представлений, обладающих побудительной  силой и вступающих в игру  мотивационных тенденций, управляющих  поведением человека. Это новообразование  создает главную предпосылку  дальнейшего развития мотивационной  сферы ребенка и тех форм  его поведения, которые с ней  связаны. Это дает возможность  возникновения в дошкольном периоде  ведущей деятельности – ролевой  игры, в процессе которой и  осуществляется формирование личности  дошкольника в целом и его  аффективно - потребностной сферы  в частности.

Информация о работе Проблемы мотивации в современной психологии