Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 17:35, реферат
Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций. Поэтому целью нашей работы явилось рассмотрение различных психологических теорий мотивации, существующих в настоящее время, отражение различных подходов к самому изучению мотивов.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I.Изучение мотивации человека, понятие мотивации, её механизм и структура в психике человека.
1.1 Психологические теории мотивации. Различные подходы и методы изучения.
1.2 Понятие и сущность мотивации. Механизмы формирования в психике человека.
ГЛАВА II. Формирование мотивационной сферы человека.
2.1 Онтогинез становления мотивации человека.
2.2 Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2.3 Различия в поведении индивидов, мотивированных на достижение успеха и избегание неудач.
ГЛАВА III. Мотивация деятельности в теории и практике.
3.1 Роль мотивации в эффективном управлении персоналом.
3.2 Анализ мотивации работников структурного подразделения крупной организации на основе теста «Удовлетворенность работой»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Приложение
1. широкие учебные (направлены на усвоение новых знаний)
2. учебно-познавательные (направлены на добывание знаний)
3. мотив самообразования
(направлен на
Социальные – это
мотивы, связанные с тем, что
лежит вне самой учебной
1. широкие социальные мотивы (стремление получить знание, чтобы быть полезным обществу)
2. позиционные социальные
мотивы (стремление добиться
3. мотив сотрудничества с другими людьми в ходе учения
М.В.Матюхина тоже выделяет два основных типа мотивов.
Мотивы, заложенные в самом процессе деятельности:
1. мотивация содержанием:
- интерес – занимательность
- интерес к фактам
- интерес к сути явлений, их происхождению
2.мотивация процессом:
- исполнительский – как выполнение деятельности
- поисково-исполнительский – как выведение правила
- творческий – как
самостоятельное составление
Мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности:
- широкие социальные мотивы
- узколичностные
- отрицательные
Таким образом, в целом, выделяются два типа мотивов:
мотивы, непосредственно
связанные с учением, и
Оба типа мотивов
являются существенно
В 1 классе учение
привлекает детей как
Было показано, что
познавательные мотивы учения
у младших школьников играют
меньшую роль, чем социальные, но
и они подвергаются изменениям:
в 1-2 классе у школьников
Социальные и познавательные
мотивы имеют две
Содержательные
1. наличие личностного смысла учения.
2. действенность – влияние
мотива на учение и поведение
(реально действующий или
Действенность мотива
тесно связана с личностным
смыслом учения. Это проявляется
в активности самого ученика,
в его инициативе, в зрелости
и развернутости всех
3. мотив может быть
ведущим или подчиненным (
4. самостоятельность
5. уровень сознания.
6. степень распространения
мотива на разные виды
- аморфная, неясная локализация – общий интерес к учению, требующий побуждения извне;
- широкая локализация
интересов при отсутствии
- локализованные стержневые интересы;
Динамические характеристики:
1. устойчивость – мотив
проявляется достаточно
2. модальность – эмоциональная окраска мотива (положительные и отрицательные мотивы).
3. сила мотива.
4. быстрота возникновения.
Формы выражения мотивов
учения должны находиться в
поле зрения учителя. По ним
учитель составляет первое
Рассмотрим еще один важный аспект в мотивации учения.
Для организации учебной
деятельности важно отметить
возможность и продуктивность
формирования мотивации через
целеполагание учебной
Мотивы, даже самые
положительные и разнообразные,
А.К.Маркова, рассматривая
содержание целеполагания,
Видами целей в учении
могут быть конечные цели (получение
правильного результата
Уровни целей связаны
с уровнями мотивов; таким
Этапами реализации
целей являются постановка
Качества целей: новые, нестереотипные, гибкие, перспективные, устойчивые (или противоположные).
Проявления целей: доведение
работы до конца или ее
Мотивация рождается
в самой деятельности, и очень
важно придать целям, стоящим
перед учащимися в учебной
деятельности, самостоятельное значение,
в результате цель приобретает
собственную побудительную
На уроке ученик
получает цель из вне, от
учителя, в готовом виде. Однако
«объективные цели должны
Чтобы цель была
принята. Стала намерением, необходимо
участие детей не только в
постановке цели, но и в анализе,
обсуждении условий ее
Можно выделить такие
характеристики постановки
- готовность ученика к
принятию целей, заданных
- ученик научается определять важность и последовательность целей;
- ученик может уже
Слабость процессов
целеобразования, неумение
учителя являются одной
из причин отрицательного
Несколько слов хотелось бы сказать об интересе в мотивационной сфере и влиянии эмоций на мотивацию учения.
Характеризуя интерес
в общепсихологическом
При анализе роли
познавательного интереса в
1. Познавательный интерес
может быть ситуативным,
2. Локализация познавательных
интересов может быть также
различной. Неясная, аморфная
локализация связана с
3. В комплексе данных
о познавательном интересе
Показателем наличия (отсутствия) интереса к учебному
предмету могут быть определены во время урока:
I. На основе наблюдений, где выявляются:
а) эмоциональные проявления
ученика в виде речевых
б) участие ученика
в учебном процессе в виде:
содержания комментариев, ответов
товарищей, вопросов к учителю
по содержанию учебного
в) двигательная активность
учеников – отвлечение от
г) характерная реакция
ученика на окончание урока
– стремление со звонком
II. Наличие интереса к
содержанию учебного материала
может быть определенно по
результатам деятельности
а) времени решения задачи;
б) количеству решенных задач за урок и т.д.
Вне урока:
1. беседа ученика по поводу учебного предмета на перемене с учителем, с товарищами;
2. чтение учеником
3. характера использования учеником свободного времени.
Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами
планомерно возрастает
в 1-2 классах и заметно снижается
в 3 классе. Снижение интереса
происходит более заметно в
тех классах начальной школы,
где преобладала установка
Рассматривая интерес с его содержательной стороны, Г.И.Щукина
выделяет несколько уровней:
- непосредственный интерес
к фактам, занимательным явлениям,
которые фигурируют в
- интерес к познанию
существенных свойств
Информация о работе Проблемы мотивации в современной психологии