Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Определение влияния психопрофилактической и психокоррекционной работы на преодоление тревожности у детей и подростков.
Задачи исследования:
1) Изучение состояния названной проблемы на современном этапе.
2) Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков.
3) Разработка программы психопрофилактической и психокоррекционной работы и ее реализации.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1 Научно – теоретические основы проблемы детской тревожности-------------------------------------------------------- 9
1.1. Определение понятий «тревога», «тревожность» и
«страх»--------------------------------------------------------------- 9
1.2. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии---------------------------------------------------------- 17
1.2.1. Проблема страха в классических теориях эмоций---------- 17
1.2.2. Тревожность и страх, как объект изучения в теории научения------------------------------------------------------------- 22
1.3. Психологические проблемы тревожности и способы ее преодоления--------------------------------------------------------- 32
1.3.1. Тревожность и стресс--------------------------------------------- 34
Глава 2 Опытно – экспериментальное исследование особенностей состояний тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 39
2.1. Модель опытно – экспериментальной работы--------------- 39
2.2. Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 41
2.3. Программы психопрофилактической и психокоррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей и подростков----------------------------- 58
2.4. Определение эффективности психокоррекционной работы---------------------------------------------------------------- 67
Заключение----------------------------------------------------------------------------- 76
Библиография-------------------------------------------------------------------------- 79
Приложения---------------------------------------------------------------------------- 87

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 2.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

 

4.      На основании полученной школьной опенки делается вывод об уровне тревожности испытуемого (таблица 4).

Таблица 4

Характеристика уровней тревожности

Стены

Характеристика

Примечания

 

1 – 2

Состояние тревожности испытуемому не свойственно

Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера

3 – 6

Нормальный уровень тревожности

Необходим для адаптации и продуктивной деятельности

 

7 – 8

Несколько повышенная тревожность

Часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни

9

Явно повышенная тревожность

Обычно носит «разлитой», генерализованный характер

10

Очень высокая тревожность

Группа риска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

МЕТОДИКА «ШКАЛА ТРЕВОЖНОСТИ

(Разработанная  по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги»

О. Кондаша (1973))

 

1. Назначение теста

Определение уровня личностной тревожности

 

2. Описание теста

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

 

3. Инструкция к тесту

 

На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0,1, 2, 3, 4.

      Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру – 0.

      Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.

      Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру – 2.

      Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру – 3.

      Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру – 4.

Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.

 

4. Текст методики

№п/п

Ситуация

Ответ

1.         

Отвечать у доски

0 1 2 3 4

2.         

Пойти в дом к незнакомым людям

0 1 2 3 4

3.         

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

0 1 2 3 4

4.         

Разговаривать с директором школы

0 1 2 3 4

5.         

Думать о своем будущем

0 1 2 3 4

6.         

Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить

0 1 2 3 4

7.         

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0 1 2 3 4

8.         

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

0 1 2 3 4

9.         

Пишешь контрольную работу

0 1 2 3 4

10.     

После контрольной учитель называет отметки

0 1 2 3 4

11.     

На тебя не обращают внимания

0 1 2 3 4

12.     

У тебя что-то не получается

0 1 2 3 4

13.     

Ждешь родителей с родительского собрания

0 1 2 3 4

14.     

Тебе грозит неудача, провал

0 1 2 3 4

15.     

Слышишь за своей спиной смех

0 1 2 3 4

16.     

Сдаешь экзамены в школе

0 1 2 3 4

17.     

На тебя сердятся (непонятно почему)

0 1 2 3 4

18.     

Выступать перед большой аудиторией

0 1 2 3 4

19.     

Предстоит важное, решающее дело

0 1 2 3 4

20.     

Не понимаешь объяснений учителя

0 1 2 3 4

21.     

С тобой не согласны, противоречат тебе

0 1 2 3 4

22.     

Сравниваешь себя с другими

0 1 2 3 4

23.     

Проверяются твои способности

0 1 2 3 4

24.     

На тебя смотрят как на маленького

0 1 2 3 4

25.     

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

0 1 2 3 4

26.     

Замолчали, когда ты подошел (подошла)

0 1 2 3 4

27.     

Оценивается твоя работа

0 1 2 3 4

28.     

Думаешь о своих делах

0 1 2 3 4

29.     

Тебе надо принять для себя решение

0 1 2 3 4

30.     

Не можешь справиться с домашним заданием

0 1 2 3 4

 

5. Интерпретация теста

Методика включает ситуации трёх типов:

1)     ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2)     ситуации, актуализирующие представление о себе;

3)     ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу школы и по школе в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей школе - общего уровня тревожности (Таблица 1).

Таблица 1

Вид тревожности

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1

4

6

9

10

13

16

20

25

30

Самооценочная

3

5

12

14

19

22

23

27

28

29

Межличностная

2

7

8

11

15

17

18

21

24

26

 

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся, исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и тому подобное.

Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чреватое срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличие в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобрела ненасыщаемый характер. Следствием всего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на, случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую, очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим. Школа не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

В таблице 2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

Таблица 2

Уровень тревожности

Группа учащихся

Уровень различных видов тревожности (в баллах)

Класс

Пол

Общая

Школьная

Самооценоч-

ная

Межлич-

ностная

1.Нормальный

 

8

ж

30-62

7-19

11-21

7-20

м

17-54

4-17

4-18

5-17

9

ж

17-54

2-14

6-19

4-19

м

10-48

1-13

1-17

3-17

10

ж

35-62

5-17

12-23

5-20

м

23-47

5-14

8-17

5-14

2.Несколько повышенный

8

ж

63-78

20-25

22-26

21-27

м

55-73

18-23

19-25

18-24

9

ж

55-72

15-20

20-26

20-26

м

49-67

14-19

18-26

18-25

10

ж

63-76

18-23

24-29

21-28

м

48-60

15-19

18-22

15-19

3. Высокий

8

ж

79-94

26-31

27-31

28-33

м

74-91

24-30

26-32

25-30

9

ж

73-90

21-26

27-32

27-33

м

68-86

20-25

27-34

26-32

10

ж

77-90

24-30

30-34

29-36

м

61-72

20-24

23-27

20-23

4.Очень высокий

8

ж

более 94

более 31

более 31

более 33

м

более 91

более 30

более 32

более 30

9

ж

более 90

более 26

более 32

более 33

м

более 86

более 25

более 34

более 32

10

ж

более 90

более 30

более 34

более 36

м

более 72

более 24

более 27

более 23

5.Чрезмерное спокойствие

8

ж

менее 30

менее 7

менее 11

менее 7

м

менее 17

менее 4

менее 4

менее 5

9

ж

менее 17

менее 2

менее б

менее 4

м

менее 10

менее 3

10

ж

менее 39

менее 5

менее 12

менее 5

м

менее 23

менее 5

менее 8

менее 5

Информация о работе Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление