Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Определение влияния психопрофилактической и психокоррекционной работы на преодоление тревожности у детей и подростков.
Задачи исследования:
1) Изучение состояния названной проблемы на современном этапе.
2) Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков.
3) Разработка программы психопрофилактической и психокоррекционной работы и ее реализации.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1 Научно – теоретические основы проблемы детской тревожности-------------------------------------------------------- 9
1.1. Определение понятий «тревога», «тревожность» и
«страх»--------------------------------------------------------------- 9
1.2. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии---------------------------------------------------------- 17
1.2.1. Проблема страха в классических теориях эмоций---------- 17
1.2.2. Тревожность и страх, как объект изучения в теории научения------------------------------------------------------------- 22
1.3. Психологические проблемы тревожности и способы ее преодоления--------------------------------------------------------- 32
1.3.1. Тревожность и стресс--------------------------------------------- 34
Глава 2 Опытно – экспериментальное исследование особенностей состояний тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 39
2.1. Модель опытно – экспериментальной работы--------------- 39
2.2. Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 41
2.3. Программы психопрофилактической и психокоррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей и подростков----------------------------- 58
2.4. Определение эффективности психокоррекционной работы---------------------------------------------------------------- 67
Заключение----------------------------------------------------------------------------- 76
Библиография-------------------------------------------------------------------------- 79
Приложения---------------------------------------------------------------------------- 87

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 2.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

 

Статистический анализ результатов показал, что после проведенной нами психокоррекционной работы уровень тревожности резко снизился. При этом различия между 8 – 9 классами не обнаружены по группе девушек и юношей, а в 11 классе по-прежнему оказываются девушки.

У девятиклассников повышенный уровень тревожности проявляется по параметрам: «страх ситуации проверки знаний», «страх самовыражения», «страх несоответствия ожиданиям окружающих», «страхи в отношениях с учителем».

 

II. Содержание страхов и тревог у детей раннего возраста.

 

1. Методика незаконченных предложений.

Таблица 9

Возрастные «пики» тревожности и страхов (2007 – 2008гг..)

Возраст и пол испытуе-мых

Область проявления тревожности, содержание страхов

 

2007г.

 

2008г.

7 – 10 лет

девочки

Школа: Невыполнение требований, ошибки, замечания

Социальные страхи: «опасные люди»

«Архаические страхи»: темноты, огня, крови, внезапных резких звуков

«Магические страхи»: потусторонних сил, судьбы, «сглаза»

Семья: болезнь, смерть родителей и прародителей, страхи расставания

Социальные нормы – невыполнение

7 – 10 лет

мальчики

Школа: наказания, замечания, плохие оценки, ошибки

Витально – социальные страхи: физическое насилие

Социальные страхи: одиночество (физическое)

Дезинтеграционные страхи, катастрофы

Семья: волнение, недовольство родителей

Дезинтеграционные страхи, вселенские катастрофы

11 – 12 лет

девочки

Школа: непонимание материала, неуспех, контрольные, насмешки учителей и одноклассников

Социальные страхи: «опасные люди»

Витально – социальные страхи: физическое насилие

«Архаические страхи»: темноты, крови, внезапных резких звуков

Семья: здоровье и переживания родных, семейное благополучие

Безобъективные, непреодоленные страхи

Социальные нормы – невыполнение

«Архаические страхи»: боязнь темноты, крови, мышей, змей и др.

11 – 12 лет

мальчики

Школа: неуспех, наказания, замечания, оценки, насмешки учителей и одноклассников

Сверстники: неприятные насмешки

Витальные страхи: смерть, травма

Витально – социальные страхи: физическое насилие, ограбление

Семья: болезнь, смерть родителей.

Сверстники: неприятные насмешки

Витальные страхи: физическое насилие

13 – 14 лет

девочки

Школа: непонимание материала, неуспех, насмешки учителей и одноклассников

«Я»: внешность, неуспех, непохожесть на других

«Магические страхи»: потусторонних сил, судьбы, «сглаза»

Витальные страхи: смерть, смертельные болезни

Семья: болезнь и смерть родителей.

Витальные страхи: смерть, травма

13 – 14 лет

мальчики

Школа: непонимание материала, неуспех.

«Я»: неудачи, непопулярность

Взрослые: ссоры, конфликты, непонимание

«Архаические страхи»: боязнь темноты, высоты, огня и др.

«Архаические страхи»: боязнь темноты, высоты, огня и др.

15 – 17 лет

девушки

«Я»: внешность, будущее: личностное и профессиональное

Сверстники: отвержение

«Магические страхи»: потусторонних сил, судьбы, «сглаза»

Семья: здоровье и благополучие родителей.

«Я»: несостоятельность, будущее

15 – 16 лет

юноши

Социальные страхи: будущее, армия

«Я»: внешность, оказаться смешным, будущее, несостоятельности, затруднительных положений

«Я»: будущее, сексуальные проблемы

 

В исследованиях 2008 практически во всех возрастах выявились половые различия. У девочек во все возрастные периоды наибольшую тревогу вызывают проблемы семьи: возможность болезни, смерти, отрицательных переживании родителей. У мальчиков общей сферы для всех возрастов, не обнаружилось. В младшем школьном возрасте наиболее тревогогенной сферой для них оказывается семья, но в отличие от девочек их более всего волнуют проявления недовольства со стороны родителей. Кроме того, их тревожит возможность глобальных катастроф («Земля столкнется с кометой и погибнет вся сгорит», «Воздух нагревается из-за машин и труб всяких. Теплеет. Растопятся льды в Арктике, и Земля утонет», «Все люди могут умереть от СПИДа»). В младшем подростковом возрасте мальчиков волнует общение со сверстниками, ярко выражены также витальные страхи: собственной смерти, физического насилия. В старшем подростковом возрасте тревожность вызывает также боязнь проявлений собственной несостоятельности (не сумею, не смогу, не получится). При этом наиболее часты мысли о том, что такая несостоятельность проявится «при всех», публично. Ярко выражена обеспокоенность за собственное будущее. В старших классах подобные страхи и тревоги становятся ведущими. Кроме того, у юношей в этот период тревогу вызывает сфера сексуальных отношений, точнее, представление о собственных возможностях в данной сфере и в этой связи – проблемы внешности.

 

III. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги

 

1. Наблюдения в тревогенных ситуациях.

Таблица 10

Наблюдаемые формы проявления состояния тревоги в тревогенных ситуациях у детей разного возраста.

 

Симптомы тревоги

Степень выраженности симптома, балл

7 лет

11 – 12 лет

14 – 15 лет

16 лет

24.03.

07

10.02.

08

24.03.

07

10.02.

08

24.03.

07

10.02.

08

24.03.

07

10.02.

08

Поведенческие проявления

1. Постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы

 

 

 

5,2

 

 

 

4,7

 

 

 

5,4

 

 

 

3,2

 

 

 

6,6

 

 

 

5,3

 

 

 

5,9

 

 

 

5,2

2. Потирает руки, крутит пальцы, теребит кончик носа

 

5,5

 

4,4

 

5,8

 

5,3

 

6,1

 

5,1

 

6,3

 

5,2

3. Сосет палец, ручку, волосы, одежду и пр.

 

6,7

 

6,0

 

5,3

 

5,1

 

4,4

 

2,3

 

4,4

 

3,0

4. Грызет ногти

2,2

2,1

2,0

2,0

3,1

3,0

1,8

1,6

5. Изо всех сил грызет карандаш, ручку

 

4,1

 

3,4

 

4,8

 

4,6

 

5,2

 

4,8

 

4,6

 

4,1

6. Напряжен, скован, не может расслабиться

 

5,8

 

5,4

 

5,3

 

4,6

 

4,7

 

4,2

 

4,6

 

3,8

7. Повышенная суетливость, много лишних жестов, все время что-то роняет, теряет

5,8

4,9

5,3

4,2

5,1

4,7

4,3

3,6

8. Теряется, когда обращаются внезапно, задают дополнительный вопрос

 

 

2,6

 

 

1,9

 

 

2,9

 

 

2,3

 

 

3,3

 

 

3,0

 

 

3,6

 

 

3,1

9. Сбивчивая речь

2,4

2,4

3,2

2,6

3,1

2,8

2,8

2,3

10. Постоянно исправляет ответ, работу, без существенного улучшения ее качества, постоянно извиняется

 

 

 

3,9

 

 

 

3,4

 

 

 

2,2

 

 

 

2,0

 

 

 

2,6

 

 

 

2,3

 

 

 

2,1

 

 

 

2,0

11. Напряжено следит за реакцией педагогов, улавливает малейшие изменения лица и пр.

 

 

4,6

 

 

4,2

 

 

3,7

 

 

3,7

 

 

2,4

 

 

2,3

 

 

3,4

 

 

3,1

12. Часто плачет

3,5

2,0

4,2

4,1

1,6

1,0

0,9

0,2

Наблюдаемые физиологические реакции

13. Легко краснеет (бледнеет), лицо покрывается пятнами

 

 

 

 

6,3

 

 

 

 

6,2

 

 

 

 

6,4

 

 

 

 

6,3

 

 

 

 

6,6

 

 

 

 

6,6

 

 

 

 

5,9

 

 

 

 

5,8

14. В значимых ситуациях потеет

2,1

2,0

2,4

2,5

3,0

3,2

2,9

2,5

15. Сильно дрожит, дрожат руки

2,6

2,6

1,8

1,8

2,7

2,9

1,8

1,9

16. Сильно вздрагивает при неожиданном обращении, неожиданных звуках

 

 

2,9

 

 

2,3

 

 

2,4

 

 

2,1

 

 

3,3

 

 

3,2

 

 

2,0

 

 

2,0

 

Различия обнаруживаются по всем пунктам.

Остаются наиболее выраженными такие признаки как п.13 («легко краснеет»), п.2 («потирает руки, крутит пальцы»), п.15 («сильно дрожит, дрожат руки»).

Менее выражены такие симптомы, как п.12 («часто плачет»).

Практически без изменения остались возрастные формы поведения п.4 («грызет ногти»), п.16 («Сильно вздрагивает при неожиданном обращении»).

 

Таблица 11

Формы проявления тревоги у детей разного возраста по данным самоотчетов.

 

 

Симптомы тревоги

Степень выраженности симптома, %

Возрастные выборки, лет

7 лет

11 – 12 лет

14 – 15 лет

16 лет

24.03.

07

10.02.

08

24.03.

07

10.02.

08

24.03.

07

10.02.

08

24.03.

07

10.02.

08

Физиологические симптомы

1. Учащенное сердцебиение

 

 

30

 

 

25

 

 

70

 

 

55

 

 

80

 

 

65

 

 

65

 

 

60

2. Затрудненное дыхание

35

30

65

50

55

50

65

55

3. «Пустота и холод внутри»

15

10

75

55

45

40

35

35

4. «Сердце куда-то проваливается, все обрывается»

 

20

 

20

 

65

 

60

 

35

 

35

 

45

 

40

5. Соматические жалобы: боль в животе, позывы к мочеиспусканию, пульсация в висках, головная боль и т.п.

 

 

65

 

 

50

 

 

65

 

 

55

 

 

25

 

 

15

 

 

20

 

 

20

6. Нарушения сна

54

50

65

55

70

60

70

65

7. Нарушения питания (не может есть или ест очень много)

 

40

 

40

 

45

 

40

 

35

 

35

 

70

 

65

Переживания чувства

8. Позитивные, мобилизирующие

20

20

65

50

70

65

70

55

9. Ярко выраженная боязнь неудачи, катастрофического провала

 

30

 

35

 

60

 

50

 

65

 

50

 

65

 

50

10. Непереносимость ожидания

75

70

25

25

30

25

25

20

11. Желание убежать, скрыться, исчезнуть

 

15

 

10

 

20

 

15

 

30

 

30

3

0

 

25

12. Чувство одиночества, покинутости, незащищенности

35

15

60

35

65

25

13. «Сумбур в голове», «пустая голова», «все сразу забыл»

 

35

 

30

 

35

 

30

 

60

 

35

 

55

 

25

14. Чувство неполноценности

10

25

10

45

30

40

25

15. Ощущение беспомощности

20

10

25

15

30

25

16. Чувство стыда, вины

15

5

55

45

60

35

45

30

 

В исследованиях практически во всех возрастах выявилось, что уровень тревожности резко снизился. Различия проявляются между группами у детей 6-7 лет и 14-15лет п.4 («сердце куда-то проваливается»), п.7 («нарушение питания»), 11-12 летние п.10 («непереносимость ожидания»), 16-летних подростков п.3 («пустота и холод внутри»), п. 5 («соматические жалобы»)

 

IV. Влияние тревоги на успешность деятельности.

 

1. Матрица Равена.

Таблица 12

Влияние вызванного инструкцией состояния тревоги на успешность деятельности детей раннего возраста.

 

 

Возрастные выборки, лет

 

Серии, категории трудности. Кол-во выполненных заданий, %

Кол-во предъявлявшихся заданий в серии, 100%

нейтральная

тревогенная

простых

сложных

24.03.

07

10.02.

08

24.03.

07

10.02.

08

24.03.

07

10.02.

08

24.03.

07

10.02.

08

24.03.

07

10.02.

08

24.03.

07

10.02.

08

7 – 8

73,5

82.6

61,9

67.4

84,2

86.9

39,7

37.5

234

234

234

234

9 – 12

63,8

81.4

48,8

54.3

69,2

73.5

28,1

26.3

420

420

420

420

14 – 16

67,9

78.2

63,6

66.8

76,1

85.4

53,6

38.4

330

330

330

330

В целом

68,4

80,7

58,1

62,8

76,5

81,9

40,5

34,1

984

984

984

984

 

Вывод  По результатам диагностики мы можем подтвердить нашу гипотезу о том, что снижение уровня тревожности у детей и подростков может быть обусловлено психокоррекционной работы по следующим направлениям:

1)     психологическое просвещение педагогов и родителей;

2)     непосредственная работа с детьми и подростками с целью снижения уровня тревожности по специальным коррекционным программам;

3)     обеспечение психологом практики, реализации приобретенных в обучающей ситуации навыков и умений детей, в реальной жизни за пределами обучающей ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сформулируем кратко основные выводы из проведенного исследования.

Работа показала, что тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности являются выражением неудовлетворения значимых потребностей человека: актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при устойчивой тревожности. Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального.

Возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я-концепции», отношения к себе. До этого она является производной широкого круга семейных нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, в свою очередь, порождая негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и зашиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей, вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики» тревожности являются отражением наиболее значимых социогенных потребностей. Это мы можем увидеть по статистическим анализам диагностики из вышеуказанных таблиц.

Информация о работе Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление