Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Определение влияния психопрофилактической и психокоррекционной работы на преодоление тревожности у детей и подростков.
Задачи исследования:
1) Изучение состояния названной проблемы на современном этапе.
2) Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков.
3) Разработка программы психопрофилактической и психокоррекционной работы и ее реализации.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1 Научно – теоретические основы проблемы детской тревожности-------------------------------------------------------- 9
1.1. Определение понятий «тревога», «тревожность» и
«страх»--------------------------------------------------------------- 9
1.2. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии---------------------------------------------------------- 17
1.2.1. Проблема страха в классических теориях эмоций---------- 17
1.2.2. Тревожность и страх, как объект изучения в теории научения------------------------------------------------------------- 22
1.3. Психологические проблемы тревожности и способы ее преодоления--------------------------------------------------------- 32
1.3.1. Тревожность и стресс--------------------------------------------- 34
Глава 2 Опытно – экспериментальное исследование особенностей состояний тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 39
2.1. Модель опытно – экспериментальной работы--------------- 39
2.2. Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 41
2.3. Программы психопрофилактической и психокоррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей и подростков----------------------------- 58
2.4. Определение эффективности психокоррекционной работы---------------------------------------------------------------- 67
Заключение----------------------------------------------------------------------------- 76
Библиография-------------------------------------------------------------------------- 79
Приложения---------------------------------------------------------------------------- 87

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 2.doc

— 1.28 Мб (Скачать)
yle="text-align:justify">80.        Щванцара Й. и кол. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.

81.        «Шкала тревожности» (О. Кондаш) / Диагностика эмоционально – нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002.

82.        «Шкала явной тревожности» CMAS (адаптация А.М. Прихожан) / Диагностика эмоционально – нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб., 2002.

83.        Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. – Ростов - на - Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 1994.

84.        Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М.: Знание, 1981.

85.        Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. – М., 1996(а).

86.        Эриксон Э. Детство и общество. – СПб, 1996(6).

87.        Anxiety & Behaviour // Ed. by Ch.D. Spielbergcr. – N.Y.: Academic Press, 1996.

88.        Anxiety: Current Trends in Theory and Research / Ed. By Ch.D. Spiclberger. V. 1, 2. – N.Y.: Academic Press, 1972.

89.        Atkinson J. W. Some general implications of conceptual developments in the study of achievement-oriented behaviour // Human Motivation. – Lincoln, 1965.

90.        Bandura A. Psychotherapy as a learning process // Psychological Bulletin, 1961.V.58. № 2.

91.        Bandura A. Behavioural psychotherapy // Scientific American, 1967. V. 216. №3.

92.        Castaneda A., McCandless B.R. & Palermo D.S. The children form of Manifest Anxiety Sale // Child Development. 1956. V. XXVII(a).

93.        Cattell R.B The nature and genesis of mood states: a theoretical model with experimental measurements concerning anxiety, depression, arousal and other mood states // Anxiety, Current trends in Theory and Research. V. 1 – N.Y., 1972.

94.        Cattell R.B. & Scheier I.N. The Meaning and Measurement of Ncuroticism and Anxiety. – N.Y.: Ronald Press, 1961.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ДЕТСКИЙ ВАРИАНТ ШКАЛЫ

ЯВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

(CMAS)

 

1. Краткая характеристика и история создания

 

Шкала явной тревожности для детей (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8 – 12 лет. Шкала была разработана американскими психологами A. Castaneda, B.R. McCandless, D.S. Palermo в 1956 г. на основе Шкалы явной тревожности Дж. Тейлор, предназначенной для взрослых.

Как известно, шкала Дж. Тейлор была создана путем отбора из Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI) таких пунктов, которые соответствовали бы клиническому представлению о тревожности как генерализованном хроническом переживании психического или соматического напряжения, проявляющегося в усталости, раздражительности, нетерпеливости, чувстве внутренней скованности, склонности даже по незначительным поводам испытывать приступы сильного страха и беспокойства. Для детского варианта шкалы, в свою очередь, было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют лишь утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной L-шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Таким образом, методика содержит 53 вопроса.

Шкала Дж. Тейлор получила в СССР и в России широкое распространение и применяется как в практической, так и в исследовательской работе. Наиболее известна адаптация ТА. Немчина, хотя имеются и другие варианты. Использование детского варианта шкалы во многих странах, включая США, Францию, Японию, Чехию, Словакию и др., доказывает ее достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность применения для широкого круга профессиональных задач.

Тест хорошо зарекомендовал себя при решении следующих практических задач:

•  выявлении групп риска с точки зрения профилактики и сохранения психического здоровья детей;

•  анализа характера эмоциональных проблем детей;

•  профилактики «срывов», связанных с экзаменационными, конкурсными, соревновательными и другими стрессовыми условиями, предъявляющими повышенные требования к нервно-психическому состоянию школьника;

•  выявлении причин школьной дезадаптации;

•  в психогигиенических целях – для определения оптимального расписания занятий, режима труда и отдыха, общей и учебной нагрузки и тому подобное;

•  при анализе факторов, связанных с повышенной утомляемостью школьника, нарушениях сна и другие;

•  при определении целесообразности посещения ребенком группы продленного дня;

•  в работе с детьми и родителями, в том числе выявлении соотношения тревожности детей и родителей/педагогов (при проведении с родителями/педагогами взрослого варианта шкалы).

 

 

 

2. Адаптация и стандартизация теста

 

Предлагаемый ниже вариант представляет собой адаптацию шкалы для применения в России. Он был осуществлен нами в 1991 – 1993 гг. [56], и дополнительная коррекции осуществлена в 1995 – 1996 гг. Именно этот вариант излагается в настоящей публикации. Адаптация проводилась при помощи группы экспертов – детских и медицинских психологов, детских психиатров.

Основные изменения, произведенные в процессе адаптации в тексте шкалы:

1. Предъявление высказываний во втором лице, а не в первом, как на языке оригинала. Делая это, мы следовали имеющейся в отечественной психодиагностике практике адаптации MMPI [5], доказавшей возможность и целесообразность употребления подобной формы высказываний у взрослых испытуемых. Наши данные, полученные в процессе адаптации теста свидетельствуют, что и дети воспринимают высказывания, предъявляемые во 2-м лице как более естественные, что делает методику проще и понятнее для них, облегчает выбор варианта ответа.

2. Замена вариантов ответа: «да – нет» на «верно – неверно». Это сделано для того, чтобы избежать затруднений в случае наличия отрицания в высказывании (например, ответ «нет» на высказывание «ты никогда не хвастаешься» может у школьников означать как согласие с утверждением, так и несогласие с ним).

3. Изменение формулировок некоторых высказываний или их полная замена в соответствии с общей практикой адаптации теста к новой культурно-лингвистической среде. При этом по возможности использовались варианты высказываний, входящие либо в русский вариант шкалы Дж. Тейлор, либо в версию MMPI Ф.Б. Березина и других.

Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7 – 12 лет из различных регионов страны.

3. Описание методики

 

Методика предъявляется ребенку на индивидуальном бланке. На первой странице бланка проставляются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, возраст, пол, класс, дата и время проведения и др.). Здесь же целесообразно оставить место для записи оценки и выводов по результатам исследования. На второй странице имеется инструкция к методике и примеры:

Инструкция

На следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа: «ВЕРНО» и «НЕВЕРНО». В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, подчеркни слово «ВЕРНО», если нет – «НЕВЕРНО».

Не думай долго над ответом. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаше.

 

НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ НА ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СРАЗУ ДВА ОТВЕТА,

(т.е. подчеркивать оба варианта)

НЕ ПРОПУСКАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ,

ОТВЕЧАЙ НА ВСЕ ПОДРЯД

 

 

Давай потренируемся:

 

 

 

Ты мальчик

ВЕРНО

НЕВЕРНО

Тебе больше нравиться играть во дворе, а не дома

ВЕРНО

НЕВЕРНО

 

Твой любимый урок – математика

ВЕРНО

НЕВЕРНО

 

Далее представлен текст методики:

1.                    

Тебе трудно думать о чем-нибудь одном

ВЕРНО

НЕВЕРНО

2.                    

Тебе неприятно, если за тобой наблюдают, когда ты что ни будь делаешь

ВЕРНО

НЕВЕРНО

3.                    

Тебе очень хочется во всем быть самым лучшим

ВЕРНО

НЕВЕРНО

4.                    

Ты легко краснеешь

ВЕРНО

НЕВЕРНО

5.                    

Все твои знакомые тебе нравятся

ВЕРНО

НЕВЕРНО

6.                    

Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце

ВЕРНО

НЕВЕРНО

7.                    

Ты очень сильно стесняешься

ВЕРНО

НЕВЕРНО

8.                    

Бывает, что тебе хочется быть как можно дальше от того места, где ты находишься

ВЕРНО

НЕВЕРНО

9.                    

Тебе кажется, что у других все получается лучше, чем у тебя

ВЕРНО

НЕВЕРНО

10.                

В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать

ВЕРНО

НЕВЕРНО

11.                

В глубине души ты многого боишься

ВЕРНО

НЕВЕРНО

12.                

Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой

ВЕРНО

НЕВЕРНО

13.                

Ты боишься оставаться один дома

ВЕРНО

НЕВЕРНО

14.                

Тебе трудно решиться на что-либо

ВЕРНО

НЕВЕРНО

15.                

Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что хочется

ВЕРНО

НЕВЕРНО

16.                

Часто тебя что-то мучает, а что – непонятно

ВЕРНО

НЕВЕРНО

17.                

Ты всегда и со всеми вежлив

ВЕРНО

НЕВЕРНО

18.                

Тебя беспокоит, что тебе скажут родители

ВЕРНО

НЕВЕРНО

19.                

Тебя легко разозлить

ВЕРНО

НЕВЕРНО

20.                

Часто тебе трудно дышать

ВЕРНО

НЕВЕРНО

21.                

Ты всегда хорошо себя ведешь

ВЕРНО

НЕВЕРНО

22.                

У тебя потеют руки

ВЕРНО

НЕВЕРНО

23.                

В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям

ВЕРНО

НЕВЕРНО

24.                

Другие ребята удачливее тебя

ВЕРНО

НЕВЕРНО

25.                

Для тебя важно, что о тебе думают другие

ВЕРНО

НЕВЕРНО

26.                

Часто тебе трудно глотать

ВЕРНО

НЕВЕРНО

27.                

Часто ты беспокоишься из-за того, что, как выясняется позже, не имеет значения

ВЕРНО

НЕВЕРНО

28.                

Тебя легко обидеть

ВЕРНО

НЕВЕРНО

29.                

Тебя все время мучает: все ли ты делаешь правильно, так, как следует

ВЕРНО

НЕВЕРНО

30.                

Ты никогда не хвастаешься

ВЕРНО

НЕВЕРНО

31.                

Ты боишься того, что с тобой может случиться

ВЕРНО

НЕВЕРНО

32.                

Вечером тебе трудно уснуть

ВЕРНО

НЕВЕРНО

33.                

Ты очень переживаешь из-за отметок

ВЕРНО

НЕВЕРНО

34.                

Ты никогда не опаздываешь

ВЕРНО

НЕВЕРНО

35.                

Часто ты чувствуешь неуверенность в себе

ВЕРНО

НЕВЕРНО

36.                

Ты всегда говоришь только правду

ВЕРНО

НЕВЕРНО

37.                

Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает

ВЕРНО

НЕВЕРНО

38.                

Ты боишься, что тебе скажут: «Ты все делаешь плохо»

ВЕРНО

НЕВЕРНО

39.                

Ты боишься темноты

ВЕРНО

НЕВЕРНО

40.                

Тебе трудно сосредоточиться на учебе

ВЕРНО

НЕВЕРНО

41.                

Иногда ты злишься

ВЕРНО

НЕВЕРНО

42.                

У тебя часто болит живот

ВЕРНО

НЕВЕРНО

43.                

Тебе бывает страшно, когда ты перед сном остаешься один в темной комнате

ВЕРНО

НЕВЕРНО

44.                

Ты часто делаешь то, чего не стоило бы делать

ВЕРНО

НЕВЕРНО

45.                

У тебя часто болит голова

ВЕРНО

НЕВЕРНО

46.                

Ты беспокоишься, что с твоими родителями что-нибудь случится

ВЕРНО

НЕВЕРНО

47.                

Иногда ты не выполняешь свои обещания

ВЕРНО

НЕВЕРНО

48.                

Ты быстро устаешь

ВЕРНО

НЕВЕРНО

49.                

Ты часто грубишь родителям и другим взрослым

ВЕРНО

НЕВЕРНО

50.                

Тебе нередко снятся страшные сны

ВЕРНО

НЕВЕРНО

51.                

Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой

ВЕРНО

НЕВЕРНО

52.                

Бывает, что ты врешь

ВЕРНО

НЕВЕРНО

53.                

Ты боишься, что с тобой случится что-нибудь

ВЕРНО

НЕВЕРНО

 

Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил группового обследования. Для детей 7 – 8 лет предпочтительней индивидуальное проведение. При этом если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления: психолог зачитывает каждый пункт и фиксирует ответ школьника. При групповом проведении такой вариант предъявления теста, естественно, исключен.

Примерное время выполнения теста – 15 – 25 мин.

 

4. Обработка результатов

 

Предварительный этап

1. Просмотреть бланки и отобрать те, на которых все ответы одинаковы (только «верно» или только «неверно»). Как уже отмечалось, в CMAS диагностика всех симптомов тревожности подразумевает только утвердительный ответ («верно»), что создает при обработке трудности, связанные с возможным смешением показателей тревожности и склонности к стереотипии, которая встречается у младших школьников. Для проверки следует использовать контрольную шкалу «социальной желательности», предполагающую оба варианта ответа. В случае выявления левосторонней (все ответы «верно») или правосторонней (все ответы «неверно») тенденции, полученный результат следует рассматривать как сомнительный. Его следует тщательно проконтролировать с помощью независимых методов.

2. Обратить внимание на наличие ошибок в заполнении бланков: двойные ответы (т.е. подчеркивание одновременно и «верно», и «неверно»), пропуски, исправления, комментарии и тому подобное. В тех случаях, когда у испытуемого ошибочно заполнено не более 3 пунктов субшкалы тревожности (вне зависимости от характера ошибки), его данные могут обрабатываться на общих основаниях. Если же ошибок больше, то обработку проводить нецелесообразно. Следует обратить особое внимание на детей, которые пропускают или дают двойной ответ на пять или более пунктов CMAS. В значительной части случаев это свидетельствует о затрудненности выбора, трудностях в принятии решения, попытке уйти от ответа, т. е. является показателями скрытой тревожности.

 

Основной этап

1.      Подсчитываются данные по контрольной шкале – субшкале «социальной желательности».

 

Таблица 1

Ключ к субшкале «социальной желательности»

(номера пунктов CMAS)

Ответ «верно»

Ответ «неверно»

5,17,21,30,34,36

10,41,47,49,52

 

Критическое значение по данной субшкале – 9. Этот и более высокий результат свидетельствуют о том, что ответы испытуемого могут быть недостоверны, могут искажаться под влиянием фактора социальной желательности.

2.      Подсчитываются баллы по субшкале тревожности.

Таблица 2

Ключ к субшкале тревожности

Ответы «верно»

1,2,3,4,6,7,8,9,11,12, 13, 14, 15, 16, 18, 19,20,22,23,24,25,26,27,28,29, 31,32,33,35,37,38,39,40,42,43,44,45,46,48,50,51,53

 

Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую» оценку.

3.      Первичная оценка переводится в шкальную (смотри таблицу 3). В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка (стены). Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы детей соответствующего возраста и пола.

Таблица 3

Тревожность. Перевод «сырых» баллов в стены

Половозрастные группы (результаты в баллах)

 

7 лет

8—9 лет

10-11 лет

12 лет

Стены

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

1

0 – 2

0 – 3

0

0 – 1

0 – 3

0 – 2

0 – 6

0 – 5

2

3 – 4

4 – 6

1 – 3

2 – 4

4 – 7

3 – 6

7 – 9

6 – 8

3

5 – 7

7 – 9

4 – 7

5 – 7

8 – 10

7 – 9

10 – 13

9 – 11

4

8 – 10

10 – 12

8 – 11

8 – 11

11 – 14

10 – 13

14 – 16

12 – 14

5

11 – 14

13 – 15

12 – 15

12 – 14

15 – 18

14 – 16

17 – 20

15 – 17

6

15 – 18

16 – 18

16 – 19

15 – 17

19 – 21

17 – 20

21 – 23

18 – 20

7

19 – 21

19 – 21

20 – 22

18 – 20

22 – 25

21 – 23

24-27

21 – 22

8

22 – 25

22 – 24

23 – 26

21 – 23

26 – 28

24 – 27

28 – 30

23 – 25

9

26 – 29

24 – 26

27 – 30

24 – 26

29 – 32

28 – 30

31 – 33

26 – 28

10

29 и

более

27 и более

31 и

более

27 и

более

33 и

более

31 и

более

34 и более

29 и

более

Информация о работе Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление