Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:40, дипломная работа
Цель исследования: Определение влияния психопрофилактической и психокоррекционной работы на преодоление тревожности у детей и подростков.
Задачи исследования:
1) Изучение состояния названной проблемы на современном этапе.
2) Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков.
3) Разработка программы психопрофилактической и психокоррекционной работы и ее реализации.
Введение--------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1 Научно – теоретические основы проблемы детской тревожности-------------------------------------------------------- 9
1.1. Определение понятий «тревога», «тревожность» и
«страх»--------------------------------------------------------------- 9
1.2. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии---------------------------------------------------------- 17
1.2.1. Проблема страха в классических теориях эмоций---------- 17
1.2.2. Тревожность и страх, как объект изучения в теории научения------------------------------------------------------------- 22
1.3. Психологические проблемы тревожности и способы ее преодоления--------------------------------------------------------- 32
1.3.1. Тревожность и стресс--------------------------------------------- 34
Глава 2 Опытно – экспериментальное исследование особенностей состояний тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 39
2.1. Модель опытно – экспериментальной работы--------------- 39
2.2. Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 41
2.3. Программы психопрофилактической и психокоррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей и подростков----------------------------- 58
2.4. Определение эффективности психокоррекционной работы---------------------------------------------------------------- 67
Заключение----------------------------------------------------------------------------- 76
Библиография-------------------------------------------------------------------------- 79
Приложения---------------------------------------------------------------------------- 87
Тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере «возрастных пиков» тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие.
Тревога как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов; в старшем подростковом – раннем юношеском возрастах влияние может носить также и мобилизующий характер. На протяжении всего школьного возраста влияние тревоги на деятельность опосредуется характеристиками педагогического общения, создаваемой педагогом общей атмосферой класса. Влияние на деятельность тревожности как свойства личности усиливается с возрастом.
Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности детей и подростков мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка и подростка может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.
Таким образом наша гипотеза подтвердилась, что снижение уровня тревожности у детей и подростков может быть обусловлено психокоррекционной работы по следующим направлениям:
1) психологическое просвещение педагогов и родителей;
2) непосредственная работа с детьми и подростками с целью снижения уровня тревожности по специальным коррекционным программам;
3) обеспечение психологом практики, реализации приобретенных в обучающей ситуации навыков и умений детей, в реальной жизни за пределами обучающей ситуации.
На основе исследовательских данных, полученных при изучении тревожности на разных этапах возрастного развития, а также результатов многолетней практической психологической работы с тревожными детьми и подростками были выделены принципы ее профилактики и преодоления, главным из которых, как и для других личностных образований, остается ориентация на выработку адекватных способов реализации и удовлетворения ведущих для каждой возрастной группы социогенных потребностей детей.
Библиография
1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дис…докт. психол. наук. – М., 1989.
2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – М.: Медицина,1993.
3. Ананьев В.А. Психологическая характеристика тревоги у больных с предъязвенным состоянием и язвенной болезнью: Автореф. дис…канд. психол. наук. – Л., 1988.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Медицина, 1988.
5. Березин Ф.Б, Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности: структура, основы интерпретации, некоторые области применения. – М.: Фолиум, 1994.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.
8. Былкина Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психоматической патологии (на материале язвенной болезни двенадцатиперстной кишки): Дис… канд. психол. наук. – М.: МГУ, 1995.
9. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. – М.: Независимая фирма «Класс», 1995.
10. Возрастные особенности эмоциональных состояний подростков в зонах радиоактивной загрязненности: Материалы исследования / Отв. ред. Л.Н. Рожина. – Минск, 1992.
11. Габдреева Г.Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Дис…канд. психол. наук. – М., 1990.
12. Голушко А.А. Соотношение результативности деятельности и уровня тревожности (на примере экзаменационной ситуации) // Вопросы прикладной психологии. – Новокузнецк, 1995.
13. Гордецова Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших до школьников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2. – Пермь, 1978.
14. Готвальд Ф.Т., Ховланд В. Помоги себе сам: Медитация. – М.: СП «Интерэксперт», 1992.
15. Гриндер М. Исправление школьного конвейера // Линда Ллойд. Школьная магия. Майкл Гриндер. Исправление школьного конвейера. Серия: НЛП в педагогике, 1994.
16. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
17. Детство идеальное и настоящее. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994.
18. Джеймс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.
19. Доронина О.В. Страх перед компьютерами: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. 1993. № 1.
20. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1991.
21. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1982. № 3
22. .Екимова В.И. Феномен «Чернобыльского следа»: Психологический аспект // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М., 1994.
23. Забродин Ю.М., Бороздина Л.В., Мусина И.А. Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1983. №4.
24. Забродин Ю.М. , Бороздина Л.В., Мусина И.А. К методике оценки уровня тревожности по характеристике временной перцепции // Психологический журнал. 1989. Т.10, №5.
25. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1982.
26. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, I988.
27. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб.: Гиппократ, 1995
28. Захаров А. И. Что снится нашим детям: Как избавиться от страхов. – СПб.: Дельта, 1997.
29. Захарова Л,Н., Сергиюк П.И., Кузьминова М.П. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя // Психология человека в условиях социальной нестабильности. – М., 1994.
30. Изард К. Эмоции человека. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
31. Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. – Тбилиси, 1966.
32. Исурина Г.Л. и др. «Трудные» подростки в массовой школе // Патохарактерологический опросник для подростков. – Л., 1976.
33. Камю А. Бунтуюший человек. – М.: Политиздат, 1990.
34. Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане): Дис... канд. психол. наук. – М., 1972.
35. Китаев - Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983.
36. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003.
37. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. – М., 1992.
38. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М.: Знание, 1988.
39. Лангмейер Й, Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценна, 1984.
40. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1.
41. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. – М.: Прогресс, 1970.
42. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.
43. Мампория Ж.Ф. Некоторые вопросы патогенеза бронхиальной астмы у детей: Автореф. дис... канд. психол. наук. – Тбилиси, 1976.
44. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.
45. Мурзенко В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых «трудных детей» в условиях массовой школы: Автореф. дис... канд. психол. наук. – Л., 1979.
46. Мусина И.А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени: Дис... канд. психол. наук. – М., 1993.
47. Нежнова Т.А., Филиппова Е.В. Различие в эмоциональном отношении к школе и учению у детей 6-летнего и 7-летнего возраста // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., 1971.
48. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.3: Психодиагностика. Введение в научно психологическое исследование с элементами математической статистики.
49. Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков // Проблема психодиагностики обучения и развития школьников. – М., 1985.
50. Новые аспекты психотерапии посттравматического стресса: Методические рекомендации / Сост. М.Ш. Магомед - Эминов и др. Харьков, 1990.
51. Панин Л.Е., Соколов В.П. Психосоматические взаимоотношения в хроническом эмоциональном напряжении. – Новосибирск, Наука, 1981.
52. Перлз Ф.С. Гештальттерапия дословно // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 3.
53. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф.С. и др. Практикум по гештальттерапии. – СПб.: Петербург – XXI век, 1995.
54. Прихожан A.M. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10 – 12 лет: Программа курса занятий // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками. – М. - Тула, 1993.
55. Прихожан A.M. Игры и задания для занятий с подростками: Личностное развитие // Психологическая реабилитация детей и подростков. – Калуга, 1994.
56. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // «Психологическая наука и образование» 1998, №2.
57. Прихожан А. М. «Под гнетом школьных требований»// «Психологическая наука и образование» 2001, №12, 15.
58. Психология травматического стресса сегодня. – Киев, 1992.
59. Развитие личности ребенка / П.Х. Массен и др. – М.: Прогресс, 1987.
60. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987.
61. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоции. – М.: Прогресс, 1979.
62. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн – 2 - е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.
63. Рудестам К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1990.
64. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой. – М.: Владос, 1997.
65. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. – М.: Педагогика, 1989.
66. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
67. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983.
68. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982.
69. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М.: Медицина, 1986.
70. Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком – М.: Госиз. 1929.
71. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 1998.
72. Фрейд А. Норма и патология детского развития // А. Фрейд, 3. Фрейд Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. – СПб., Восточно - Европейский Институт психоанализа, 1997.
73. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
74. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Тт. 1,2. – М.: Педагогика, 1986.
75. Хелус З. Понимаете ли вы ученика? – М.: Педагогика, 1987.
76. Цукерман Г.Л., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Интерпракс, 1995.
77. Человек в экстремальной производственной ситуации. / Под ред. Е.И. Головаха. – Киев: Наукова думка, 1990.
78. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. – М., 1995.
79. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Информация о работе Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление