Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:40, дипломная работа
Цель исследования: Определение влияния психопрофилактической и психокоррекционной работы на преодоление тревожности у детей и подростков.
Задачи исследования:
1) Изучение состояния названной проблемы на современном этапе.
2) Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков.
3) Разработка программы психопрофилактической и психокоррекционной работы и ее реализации.
Введение--------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1 Научно – теоретические основы проблемы детской тревожности-------------------------------------------------------- 9
1.1. Определение понятий «тревога», «тревожность» и
«страх»--------------------------------------------------------------- 9
1.2. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии---------------------------------------------------------- 17
1.2.1. Проблема страха в классических теориях эмоций---------- 17
1.2.2. Тревожность и страх, как объект изучения в теории научения------------------------------------------------------------- 22
1.3. Психологические проблемы тревожности и способы ее преодоления--------------------------------------------------------- 32
1.3.1. Тревожность и стресс--------------------------------------------- 34
Глава 2 Опытно – экспериментальное исследование особенностей состояний тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 39
2.1. Модель опытно – экспериментальной работы--------------- 39
2.2. Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 41
2.3. Программы психопрофилактической и психокоррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей и подростков----------------------------- 58
2.4. Определение эффективности психокоррекционной работы---------------------------------------------------------------- 67
Заключение----------------------------------------------------------------------------- 76
Библиография-------------------------------------------------------------------------- 79
Приложения---------------------------------------------------------------------------- 87
«Когда по телевизору показывают страшное, из комнаты убегаешь, а оно как будто за тобой гонится, все время видишь, никуда не уйдешь, не спрячешься» (девочка 7 лет).
«Когда страшно, это когда ты сидишь один в комнате, а в углу как будто Баба Яга и как будто она шевелится, а если заметит, что на нее смотрят, схватит и съест» (мальчик 8 лет).
«Страшно, когда учительница смотрит на тебя и хочет спросить, но не спрашивает, а тянет-тянет, а ты все равно думаешь: «Давай спрашивай. Я мужчина, я смелый» (мальчик 9 лет).
О неопределенном, расплывчатом переживании тревоги маленькие дети почти не говорят.
Переживание тревожности в форме конкретизированных страхов остается типичным и для младших подростков, однако наряду с этим здесь отмечается и то, что характеризует собственно тревогу: недифференцированное ожидание неблагополучия в ситуациях, объективно не представляющих угрозы. Кроме того, в этот период ярко отмечается то явление, которое мы отмечали выше при анализе динамики страхов: повышенное внимание к деталям переживаний и ощущений, хотя они далеко не всегда обозначаются детьми как тревога или страх, а описываются как некое неопределенное переживание, которое может носить как неприятный, так и достаточно приятный («возбуждающий») характер, и лишь в ходе специально поставленных вопросов можно выявить связь этих переживаний с ожиданием угрозы, опасности. Приведем примеры из протоколов.
«Испытуемый: Например, получишь двойку или еще чего-то там в школе. И надо родителям сказать. И знаешь, что ничего такого не будет, а все равно внутри холодно и живот болит».
«Экспериментатор: А можно сказать, что ты чувствуешь тревогу или страх?»
«Исп.: Нет. Я знаю, что мне ничего не будет. Это просто так противно, как будто тебе в постель лягушку засунули... Так бывает, например, когда выбирают, с кем в футбол играть, и пока ждешь, пока на других смотрят (называет ряд аналогичных ситуаций)» (мальчик 11 лёт).
«Исп.: Сердце бьется, руки холодные, а в голове все: «Ну, давай, давай». Весело так, и мурашки везде бегают. Как будто тебя кто-то заводит».
«Эксп.: А когда это бывает?»
«Исп.: Когда кино смотришь или еще что, а там все накручивается и накручивается и вот сейчас что-нибудь случится».
«Эксп.: А если не в кино?»
«Исп.: На даче на речку не разрешали одним ходить, а мы пошли. И еще, когда в эту школу первый раз пришла, в четвертом классе это было, да еще во второй четверти. И еще в лифт один раз со мной такой парень зашел... Ну, про которого сразу видно... (девочка 12 лет).
В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте переживания становятся все более разлитыми, смутными, двойственными, неопределенными, т. е. приобретают черты тревоги в ее классическом описании. Переживания страха характеризуются наличием определенного объекта страха и разлитой тревоги. При этом иррациональность страха в основном отчетливо осознаётся.
«Иногда утром просыпаешься, но еще не до конца, и думаешь: сейчас посмотришь в зеркало, а там не твое лицо, а чужое. Страшно. И понятно, что это глупость. Но все равно чувствуешь, что это неспроста, что-нибудь плохое сегодня случится» (девушка 14 лет).
«У меня такой дар: я чувствую, когда беда приближается. Еще ничего нет, а я уже чувствую. У меня мама и соседи всегда спрашивают, будет или не будет. Не знаю точно, что, но знаю, что будет. Чувствую, что будет» (девушка 14 лет).
«Идешь по улице, и таким все кажется опасным. Кожей чувствуешь: сейчас на тебя нападут, а может быть, выстрелят. Это придумано, конечно, но все равно, напряжение такое, кайфное» (юноша 15 лет).
«Как будто... чем-то таким опасным пропитан воздух. Ты им дышишь, и она в тебя входит, не знаешь, почему, но ждешь какой-нибудь подлянки... Я замечал: мне в такие дни все люди хуже кажутся, кажется, гадость задумали против меня. Умом понимаешь, что не так это, но сделать ничего не можешь» (юноша 15 лет).
Литературные данные [4, 26, 27, 28, 60, 84] свидетельствуют, что конкретизированные страхи в значительной части случаев не отражают реальную угрозу, а как бы опредмечивают разлитую, неопределенную тревогу (уровень «иррационального» страха, четвертый член «явлений тревожного ряда», возникающий при усилении и нарастании тревоги, по Ф.Б. Березину). Значительные доказательства этого получены, в частности, при изучении различных вариантов посттравматического стресса [37, 50, 58, 78].
Результаты нашего исследования, прежде всего те, которые получены в ходе клинической работы с тревожными детьми, подтверждают эту точку зрения. Во-первых, частота и действенность конкретизированных страхов обнаруживали прямую устойчивую связь с наличием устойчивой тревожности. Во-вторых, работа по преодолению тревожности в младшем школьном возрасте, ориентированная преимущественно на взрослое окружение ребенка, нахождение и снятие источников напряжения, в случае успешности приводила к существенному снижению аффективной насыщенности конкретизированных страхов у детей. Это проявлялось в том, как они рассказывали о своих страхах. Если в начале работы они часто говорили о страхе по собственной инициативе и каждый раз как бы переживали страх заново, то в конце рассказывали о своих страхах как о полу стертых воспоминаниях и только в ответ на просьбу психолога.
В процессе выявления характера переживания тревог и страхов выявился также своеобразный феномен «стремления к страху», желание испытать страх, пережить тревогу. Такое стремление проявляется, по всей видимости, в хорошо известной любви значительной части детей к «страшилкам»- страшным рассказам и фильмам.
Это явление наблюдается у некоторых детей уже в дошкольном возрасте, но становится распространенным в младшем школьном возрасте, достигает своего «пика» в 12-14 лет и проявляется в дальнейшем в любви к фильмам и книгам ужасов, триллерам и т. п.
2) Наблюдения в тревогенных ситуациях.
Мы поставили перед собой задачу проанализировать актуальные (непосредственно наблюдаемые и субъективные) формы проявления тревоги у детей и подростков. С этой целью были проведены наблюдения за поведением, реакциями детей в тревогогенных ситуациях: при конкурсном поступлении в школу (7 лет) и во время школьных экзаменов: переводных по иностранному языку в школе (11 – 12 лет), по окончании 9-го класса (14 – 15 лет), выпускных (16 лет), а также беседы с ними. Кроме того, проводились беседы с детьми, учителями и родителями.
Эта работа, проводилась в три этапа. Первый был посвящен фиксации проявления симптомов тревоги в указанных ситуациях. С этой целью проводились наблюдение и беседы. Сразу после экзамена школьников спрашивали об их внутреннем состоянии и переживаниях во время экзамена: беспокоились, боялись ли они, – и если ответ был положительным (что бывало далеко не всегда), спрашивали о том, как, по каким признакам они узнавали о своих переживаниях, мыслях, ощущениях. Проводились также беседы с родителями и учителями о поведении детей перед экзаменами и во время экзаменов. Эти показатели, а также некоторые симптомы из известной карты наблюдений Д. Стотта [32, 45], опросника признаков психического напряжения и невротических тенденций у детей М. Шюрера и В. Смекала [80] и ряда других источников. Полученные данные оценивались группой экспертов – практических психологов, педагогов (6 чел.). В результате этого этапа были составлены две карты симптомов: непосредственно наблюдаемых и получаемых в результате самоотчетов.
На втором этапе по первой карте проводились наблюдения за 20 детьми каждой возрастной группы (девочек и мальчиков поровну). Вторая карта в устной форме предъявлялась детям и подросткам непосредственно перед экзаменом, симптоматика сопоставлялась с данными самоотчетов. В отличие от описанного выше изучения характера переживаний в этой части работы речь шла об актуальном переживании и тех признаках, по которым они это переживание распознают. В связи с большой распространенностью в карту были включены также два ретроспективных признака («нарушения сна», «нарушение питания»).
Результаты представлены в таблицах 4 и 5. В связи с отсутствием выраженных различий между проявлениями тревоги у мальчиков и девочек результаты представлены по выборке в целом.
Таблица 4 содержит данные о симптомах тревожности, полученные в ходе наблюдений. Для оценки степени выраженности симптома использовалась 10-балльная шкала. Представлены средние показатели по каждой возрастной группе.
Таблица 4
Наблюдаемые формы проявления состояния тревоги в тревогенных ситуациях у детей разного возраста.
Симптомы тревоги | Степень выраженности симптома, балл | |||
7 лет | 11 – 12 лет | 14 – 15 лет | 16лет | |
Поведенческие проявления 1. Постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы |
5,2 |
5,4 |
6,6 |
5,9 |
2. Потирает руки, крутит пальцы, теребит кончик носа |
5,5 |
5,8 |
6,1 |
6,3 |
3. Сосет палец, ручку, волосы, одежду и пр. | 6,7 | 5,3 | 4,4 | 4,4 |
4. Грызет ногти | 2,2 | 2,0 | 3,1 | 1,8 |
5. Изо всех сил грызет карандаш, ручку | 4,1 | 4,8 | 5,2 | 4,6 |
6. Напряжен, скован, не может расслабиться | 5,8 | 5,3 | 4,7 | 4,6 |
7. Повышенная суетливость, много лишних жестов, все время что-то роняет, теряет |
5,8 |
5,3 |
5,1 |
4,3 |
8. Теряется, когда обращаются внезапно, задают дополнительный вопрос |
2,6 |
2,9 |
3,3 |
3,6 |
9. Сбивчивая речь | 2,4 | 3,2 | 3,1 | 2,8 |
10. Постоянно исправляет ответ, работу, без существенного улучшения ее качества, постоянно извиняется |
3,9 |
2,2 |
2,6 |
2,1 |
11. Напряжено следит за реакцией педагогов, улавливает малейшие изменения лица и пр. |
4,6 |
3,7 |
2,4 |
3,4 |
12. Часто плачет | 3,5 | 4,2 | 1,6 | 0,9 |
Наблюдаемые физиологические реакции 13. Легко краснеет (бледнеет), лицо покрывается пятнами |
6,3 |
6,4 |
6,6 |
5,9 |
14. В значимых ситуациях потеет | 2,1 | 2,4 | 3,0 | 2,9 |
15. Сильно дрожит, дрожат руки | 2,6 | 1,8 | 2,7 | 1,8 |
16. Сильно вздрагивает при неожиданном обращении, неожиданных звуках |
2,9 |
2,4 |
3,3 |
2,0 |
Различия обнаруживаются по пяти пунктам карты: по п.3 и п.12 («сосет палец, ручку…», «плачет») между 7 – летними детьми, с одной стороны, и 14 – 15, 16 - летними – с другой; по п.10 («постоянно исправляет ответ») между 7-летними и 11 – 12, 16 - летними; по п.11 («напряженно следит за реакцией педагогов») между группами 7 и 11 – 12-летних, с одной стороны, и группой 14 – 15-летних – с другой; по п.16 («сильно вздрагивает») между группами 14 – 15-летними и 16 - летних. Очевидно, что некоторые из этих различий (пп.3,12,16) характеризуют не проявления тревожности, а некоторые возрастные формы поведения, реагирования.
В выборке в целом наиболее выраженными оказываются такие признаки, как «легко краснеет (бледнеет)» – п.13, «потирает руки, крутит пальцы» – п.2, «постоянно крутит что-то в руках» – п.1. Наименее выражены такие симптомы, как «грызет ногти» – п.4 и «дрожат руки» – п.15. Таким образом, наиболее частым проявлением тревоги является симптом вегетативного характера и так называемый «симптом беспокойных рук».
В таблице 5 представлены данные, характеризующие частоту проявлений тревожности по результатам бесед и ретроспективных отчетов. Результаты представлены в процентном отношении к числу испытуемых в возрастной выборке.
Таблица 5
Формы проявления тревоги у детей разного возраста по данным самоотчетов.
Симптомы тревоги | Степень выраженности симптома, % Возрастные выборки, лет | |||
7 лет | 11 – 12 лет | 14 – 15 лет | 16 лет | |
Физиологические симптомы 1. Учащенное сердцебиение |
30 |
70 |
80 |
65 |
2. Затрудненное дыхание | 35 | 65 | 55 | 65 |
3. «Пустота и холод внутри» | 15 | 75 | 45 | 35 |
4. «Сердце куда-то проваливается, все обрывается» |
20 |
65 |
35 |
45 |
5. Соматические жалобы: боль в животе, позывы к мочеиспусканию, пульсация в висках, головная боль и т.п. |
65 |
65 |
25 |
20 |
6. Нарушения сна | 54 | 65 | 70 | 70 |
7. Нарушения питания (не может есть или ест очень много) |
40 |
45 |
35 |
70 |
Переживания чувства 8. Позитивные, мобилизирующие |
20 |
65 |
70 |
70 |
9. Ярко выраженная боязнь неудачи, катастрофического провала |
30 |
60 |
65 |
65 |
10. Непереносимость ожидания | 75 | 25 | 30 | 25 |
11. Желание убежать, скрыться, исчезнуть | 15 | 20 | 30 | 30 |
12. Чувство одиночества, покинутости, незащищенности |
– |
35 |
60 |
65 |
13. «Сумбур в голове», «пустая голова», «все сразу забыл» |
35 |
35 |
60 |
55 |
14. Чувство неполноценности | 10 | 25 | 45 | 40 |
15. Ощущение беспомощности | – | 20 | 25 | 30 |
16. Чувство стыда, вины | 15 | 55 | 60 | 45 |
Информация о работе Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление