Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:40, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: Определение влияния психопрофилактической и психокоррекционной работы на преодоление тревожности у детей и подростков.
Задачи исследования:
1) Изучение состояния названной проблемы на современном этапе.
2) Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков.
3) Разработка программы психопрофилактической и психокоррекционной работы и ее реализации.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1 Научно – теоретические основы проблемы детской тревожности-------------------------------------------------------- 9
1.1. Определение понятий «тревога», «тревожность» и
«страх»--------------------------------------------------------------- 9
1.2. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии---------------------------------------------------------- 17
1.2.1. Проблема страха в классических теориях эмоций---------- 17
1.2.2. Тревожность и страх, как объект изучения в теории научения------------------------------------------------------------- 22
1.3. Психологические проблемы тревожности и способы ее преодоления--------------------------------------------------------- 32
1.3.1. Тревожность и стресс--------------------------------------------- 34
Глава 2 Опытно – экспериментальное исследование особенностей состояний тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 39
2.1. Модель опытно – экспериментальной работы--------------- 39
2.2. Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 41
2.3. Программы психопрофилактической и психокоррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей и подростков----------------------------- 58
2.4. Определение эффективности психокоррекционной работы---------------------------------------------------------------- 67
Заключение----------------------------------------------------------------------------- 76
Библиография-------------------------------------------------------------------------- 79
Приложения---------------------------------------------------------------------------- 87

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа 2.doc

— 1.28 Мб (Скачать)

«Когда по телевизору показывают страшное, из комнаты убегаешь, а оно как будто за тобой гонится, все время видишь, никуда не уйдешь, не спрячешься» (девочка 7 лет).

«Когда страшно, это когда ты сидишь один в комнате, а в углу как будто Баба Яга и как будто она шевелится, а если заметит, что на нее смотрят, схватит и съест» (мальчик 8 лет).

«Страшно, когда учительница смотрит на тебя и хочет спросить, но не спрашивает, а тянет-тянет, а ты все равно думаешь: «Давай спрашивай. Я мужчина, я смелый» (мальчик 9 лет).

О неопределенном, расплывчатом переживании тревоги маленькие дети почти не говорят.

Переживание тревожности в форме конкретизированных страхов остается типичным и для младших подростков, однако наряду с этим здесь отмечается и то, что характеризует собственно тревогу: недифференцированное ожидание неблагополучия в ситуациях, объективно не представляющих угрозы. Кроме того, в этот период ярко отмечается то явление, которое мы отмечали выше при анализе динамики страхов: повышенное внимание к деталям переживаний и ощущений, хотя они далеко не всегда обозначаются детьми как тревога или страх, а описываются как некое неопределенное переживание, которое может носить как неприятный, так и достаточно приятный («возбуждающий») характер, и лишь в ходе специально поставленных вопросов можно выявить связь этих переживаний с ожиданием угрозы, опасности. Приведем примеры из протоколов.

«Испытуемый: Например, получишь двойку или еще чего-то там в школе. И надо родителям сказать. И знаешь, что ничего такого не будет, а все равно внутри холодно и живот болит».

«Экспериментатор: А можно сказать, что ты чувствуешь тревогу или страх?»

«Исп.: Нет. Я знаю, что мне ничего не будет. Это просто так противно, как будто тебе в постель лягушку засунули... Так бывает, например, когда выбирают, с кем в футбол играть, и пока ждешь, пока на других смотрят (называет ряд аналогичных ситуаций)» (мальчик 11 лёт).

«Исп.: Сердце бьется, руки холодные, а в голове все: «Ну, давай, давай». Весело так, и мурашки везде бегают. Как будто тебя кто-то заводит».

«Эксп.: А когда это бывает?»

«Исп.: Когда кино смотришь или еще что, а там все накручивается и накручивается и вот сейчас что-нибудь случится».

«Эксп.: А если не в кино?»

«Исп.: На даче на речку не разрешали одним ходить, а мы пошли. И еще, когда в эту школу первый раз пришла, в четвертом классе это было, да еще во второй четверти. И еще в лифт один раз со мной такой парень зашел... Ну, про которого сразу видно... (девочка 12 лет).

В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте переживания становятся все более разлитыми, смутными, двойственными, неопределенными, т. е. приобретают черты тревоги в ее классическом описании. Переживания страха характеризуются наличием определенного объекта страха и разлитой тревоги. При этом иррациональность страха в основном отчетливо осознаётся.

«Иногда утром просыпаешься, но еще не до конца, и думаешь: сейчас посмотришь в зеркало, а там не твое лицо, а чужое. Страшно. И понятно, что это глупость. Но все равно чувствуешь, что это неспроста, что-нибудь плохое сегодня случится» (девушка 14 лет).

«У меня такой дар: я чувствую, когда беда приближается. Еще ничего нет, а я уже чувствую. У меня мама и соседи всегда спрашивают, будет или не будет. Не знаю точно, что, но знаю, что будет. Чувствую, что будет» (девушка 14 лет).

«Идешь по улице, и таким все кажется опасным. Кожей чувствуешь: сейчас на тебя нападут, а может быть, выстрелят. Это придумано, конечно, но все равно, напряжение такое, кайфное» (юноша 15 лет).

«Как будто... чем-то таким опасным пропитан воздух. Ты им дышишь, и она в тебя входит, не знаешь, почему, но ждешь какой-нибудь подлянки... Я замечал: мне в такие дни все люди хуже кажутся, кажется, гадость задумали против меня. Умом понимаешь, что не так это, но сделать ничего не можешь» (юноша 15 лет).

Литературные данные [4, 26, 27, 28, 60, 84] свидетельствуют, что конкретизированные страхи в значительной части случаев не отражают реальную угрозу, а как бы опредмечивают разлитую, неопределенную тревогу (уровень «иррационального» страха, четвертый член «явлений тревожного ряда», возникающий при усилении и нарастании тревоги, по Ф.Б. Березину). Значительные доказательства этого получены, в частности, при изучении различных вариантов посттравматического стресса [37, 50, 58, 78].

Результаты нашего исследования, прежде всего те, которые получены в ходе клинической работы с тревожными детьми, подтверждают эту точку зрения. Во-первых, частота и действенность конкретизированных страхов обнаруживали прямую устойчивую связь с наличием устойчивой тревожности. Во-вторых, работа по преодолению тревожности в младшем школьном возрасте, ориентированная преимущественно на взрослое окружение ребенка, нахождение и снятие источников напряжения, в случае успешности приводила к существенному снижению аффективной насыщенности конкретизированных страхов у детей. Это проявлялось в том, как они рассказывали о своих страхах. Если в начале работы они часто говорили о страхе по собственной инициативе и каждый раз как бы переживали страх заново, то в конце рассказывали о своих страхах как о полу стертых воспоминаниях и только в ответ на просьбу психолога.

В процессе выявления характера переживания тревог и страхов выявился также своеобразный феномен «стремления к страху», желание испытать страх, пережить тревогу. Такое стремление проявляется, по всей видимости, в хорошо известной любви значительной части детей к «страшилкам»- страшным рассказам и фильмам.

Это явление наблюдается у некоторых детей уже в дошкольном возрасте, но становится распространенным в младшем школьном возрасте, достигает своего «пика» в 12-14 лет и проявляется в дальнейшем в любви к фильмам и книгам ужасов, триллерам и т. п.

 

2) Наблюдения в тревогенных ситуациях.

 

Мы поставили перед собой задачу проанализировать актуальные (непосредственно наблюдаемые и субъективные) формы проявления тревоги у детей и подростков. С этой целью были проведены наблюдения за поведением, реакциями детей в тревогогенных ситуациях: при конкурсном поступлении в школу (7 лет) и во время школьных экзаменов: переводных по иностранному языку в школе (11 – 12 лет), по окончании 9-го класса (14 – 15 лет), выпускных (16 лет), а также беседы с ними. Кроме того, проводились беседы с детьми, учителями и родителями.

Эта работа, проводилась в три этапа. Первый был посвящен фиксации проявления симптомов тревоги в указанных ситуациях. С этой целью проводились наблюдение и беседы. Сразу после экзамена школьников спрашивали об их внутреннем состоянии и переживаниях во время экзамена: беспокоились, боялись ли они, – и если ответ был положительным (что бывало далеко не всегда), спрашивали о том, как, по каким признакам они узнавали о своих переживаниях, мыслях, ощущениях. Проводились также беседы с родителями и учителями о поведении детей перед экзаменами и во время экзаменов. Эти показатели, а также некоторые симптомы из известной карты наблюдений Д. Стотта [32, 45], опросника признаков психического напряжения и невротических тенденций у детей М. Шюрера и В. Смекала [80] и ряда других источников. Полученные данные оценивались группой экспертов – практических психологов, педагогов (6 чел.). В результате этого этапа были составлены две карты симптомов: непосредственно наблюдаемых и получаемых в результате самоотчетов.

На втором этапе по первой карте проводились наблюдения за 20 детьми каждой возрастной группы (девочек и мальчиков поровну). Вторая карта в устной форме предъявлялась детям и подросткам непосредственно перед экзаменом, симптоматика сопоставлялась с данными самоотчетов. В отличие от описанного выше изучения характера переживаний в этой части работы речь шла об актуальном переживании и тех признаках, по которым они это переживание распознают. В связи с большой распространенностью в карту были включены также два ретроспективных признака («нарушения сна», «нарушение питания»).

Результаты представлены в таблицах 4 и 5. В связи с отсутствием выраженных различий между проявлениями тревоги у мальчиков и девочек результаты представлены по выборке в целом.

Таблица 4 содержит данные о симптомах тревожности, полученные в ходе наблюдений. Для оценки степени выраженности симптома использовалась 10-балльная шкала. Представлены средние показатели по каждой возрастной группе.

Таблица 4

Наблюдаемые формы проявления состояния тревоги в тревогенных ситуациях у детей разного возраста.

Симптомы тревоги

Степень выраженности симптома, балл

7 лет

11 – 12 лет

14 – 15 лет

16лет

Поведенческие проявления

1. Постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы

 

 

 

5,2

 

 

 

5,4

 

 

 

6,6

 

 

 

5,9

2. Потирает руки, крутит пальцы, теребит кончик носа

 

5,5

 

5,8

 

6,1

 

6,3

3. Сосет палец, ручку, волосы, одежду и пр.

6,7

5,3

4,4

4,4

4. Грызет ногти

2,2

2,0

3,1

1,8

5. Изо всех сил грызет карандаш, ручку

4,1

4,8

5,2

4,6

6. Напряжен, скован, не может расслабиться

5,8

5,3

4,7

4,6

7. Повышенная суетливость, много лишних жестов, все время что-то роняет, теряет

 

 

5,8

 

 

5,3

 

 

5,1

 

 

4,3

8. Теряется, когда обращаются внезапно, задают дополнительный вопрос

 

2,6

 

2,9

 

3,3

 

3,6

9. Сбивчивая речь

2,4

3,2

3,1

2,8

10. Постоянно исправляет ответ, работу, без существенного улучшения ее качества, постоянно извиняется

 

 

 

3,9

 

 

 

2,2

 

 

 

2,6

 

 

 

2,1

11. Напряжено следит за реакцией педагогов, улавливает малейшие изменения лица и пр.

 

4,6

 

3,7

 

2,4

 

3,4

12. Часто плачет

3,5

4,2

1,6

0,9

Наблюдаемые физиологические реакции

13. Легко краснеет (бледнеет), лицо покрывается пятнами

 

 

6,3

 

 

6,4

 

 

6,6

 

 

5,9

14. В значимых ситуациях потеет

2,1

2,4

3,0

2,9

15. Сильно дрожит, дрожат руки

2,6

1,8

2,7

1,8

16. Сильно вздрагивает при неожиданном обращении, неожиданных звуках

 

 

2,9

 

 

2,4

 

 

3,3

 

 

2,0

 

Различия обнаруживаются по пяти пунктам карты: по п.3 и п.12 («сосет палец, ручку…», «плачет») между 7 – летними детьми, с одной стороны, и 14 – 15, 16 - летними – с другой; по п.10 («постоянно исправляет ответ») между 7-летними и 11 – 12, 16 - летними; по п.11 («напряженно следит за реакцией педагогов») между группами 7 и 11 – 12-летних, с одной стороны, и группой 14 – 15-летних – с другой; по п.16 («сильно вздрагивает») между группами 14 – 15-летними и 16 - летних. Очевидно, что некоторые из этих различий (пп.3,12,16) характеризуют не проявления тревожности, а некоторые возрастные формы поведения, реагирования.

В выборке в целом наиболее выраженными оказываются такие признаки, как «легко краснеет (бледнеет)» – п.13, «потирает руки, крутит пальцы» – п.2, «постоянно крутит что-то в руках» – п.1. Наименее выражены такие симптомы, как «грызет ногти» – п.4 и «дрожат руки» – п.15. Таким образом, наиболее частым проявлением тревоги является симптом вегетативного характера и так называемый «симптом беспокойных рук».

В таблице 5 представлены данные, характеризующие частоту проявлений тревожности по результатам бесед и ретроспективных отчетов. Результаты представлены в процентном отношении к числу испытуемых в возрастной выборке.

Таблица 5

Формы проявления тревоги у детей разного возраста по данным самоотчетов.

Симптомы тревоги

Степень выраженности симптома, %

Возрастные выборки, лет

7 лет

11 – 12 лет

14 – 15 лет

16 лет

Физиологические симптомы

1. Учащенное сердцебиение

 

30

 

70

 

80

 

65

2. Затрудненное дыхание

35

65

55

65

3. «Пустота и холод внутри»

15

75

45

35

4. «Сердце куда-то проваливается, все обрывается»

 

20

 

65

 

35

 

45

5. Соматические жалобы: боль в животе, позывы к мочеиспусканию, пульсация в висках, головная боль и т.п.

 

 

65

 

 

65

 

 

25

 

 

20

6. Нарушения сна

54

65

70

70

7. Нарушения питания (не может есть или ест очень много)

 

40

 

45

 

35

 

70

Переживания чувства

8. Позитивные, мобилизирующие

 

20

 

65

 

70

 

70

9. Ярко выраженная боязнь неудачи, катастрофического провала

 

30

 

60

 

65

 

65

10. Непереносимость ожидания

75

25

30

25

11. Желание убежать, скрыться, исчезнуть

15

20

30

30

12. Чувство одиночества, покинутости, незащищенности

 

 

35

 

60

 

65

13. «Сумбур в голове», «пустая голова», «все сразу забыл»

 

35

 

35

 

60

 

55

14. Чувство неполноценности

10

25

45

40

15. Ощущение беспомощности

20

25

30

16. Чувство стыда, вины

15

55

60

45

Информация о работе Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление