Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:40, дипломная работа
Цель исследования: Определение влияния психопрофилактической и психокоррекционной работы на преодоление тревожности у детей и подростков.
Задачи исследования:
1) Изучение состояния названной проблемы на современном этапе.
2) Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков.
3) Разработка программы психопрофилактической и психокоррекционной работы и ее реализации.
Введение--------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава 1 Научно – теоретические основы проблемы детской тревожности-------------------------------------------------------- 9
1.1. Определение понятий «тревога», «тревожность» и
«страх»--------------------------------------------------------------- 9
1.2. Развитие взглядов на тревожность и страх в истории психологии---------------------------------------------------------- 17
1.2.1. Проблема страха в классических теориях эмоций---------- 17
1.2.2. Тревожность и страх, как объект изучения в теории научения------------------------------------------------------------- 22
1.3. Психологические проблемы тревожности и способы ее преодоления--------------------------------------------------------- 32
1.3.1. Тревожность и стресс--------------------------------------------- 34
Глава 2 Опытно – экспериментальное исследование особенностей состояний тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 39
2.1. Модель опытно – экспериментальной работы--------------- 39
2.2. Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков---------------------------------------------------------- 41
2.3. Программы психопрофилактической и психокоррекционной работы по снижению уровня тревожности у детей и подростков----------------------------- 58
2.4. Определение эффективности психокоррекционной работы---------------------------------------------------------------- 67
Заключение----------------------------------------------------------------------------- 76
Библиография-------------------------------------------------------------------------- 79
Приложения---------------------------------------------------------------------------- 87
1) Методика неоконченных предложений [79];
III. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги.
1) Беседа по картинкам, выражающим различные эмоциональные состояния [41];;
2) Наблюдение в стрессогенных ситуациях;
IV. Влияние тревоги на успешность деятельности.
1) Матрицы Равена (анализировалось соотношение простых и сложных заданий под влиянием нейтральной и угрожающей инструкции) [48].
Коррекционный этап.
Цель: Разработка программы психопрофилактической и психокоррекционной работы;
Время проведения: с 01.04.07 по 25.12.07 гг.
Направление работы:
1) Психологическое просвещение родителей и педагогов;
2) Непосредственная работа с детьми и подростками по специальным коррекционным программам;
3) Создание условий для практического применения новых навыков и умений в реальной жизни детей (за пределами обучающей ситуации).
Контрольный этап.
Время проведения: с 15.01.08 по 10.02.08гг.
Цель: определение эффективности психокоррекционной работы.
Данный этап предполагает повторную диагностику с использованием тех же диагностических примеров, что и в первый раз.
2.2. Выявление состояния тревоги и страхов у детей и подростков
I. Динамика уровня тревожности учащихся (1-9 классов). Половозрастные различия.
1) Шкала явной тревожности:
По этой шкале тревожность измеряется по наличию симптомов раздражительности, нетерпеливости, чувству внутренней скованности, склонности испытывать сильный страх и беспокойство даже по незначительным поводам и другое. (Подробно детский вариант шкалы приведен в приложении 1 [83).
В таблице 1 представлены данные о среднем уровне тревожности по детскому варианту «Шкалы явной тревожности (CMAS)». Интервал значений по шкале – от 0 до 42 баллов. Критические показатели, свидетельствуют о наличии тревожности, в зависимости от возраста испытуемых находятся в диапазоне от 20 до 28 баллов.
Таблица 1
Средние показатели уровня тревожности по половозрастным выборкам по (CMAS).
Показа-тели | половозрастные выборки | |||||||
1 – 2-е классы, 7 – 8 лет | 3 – 4-е классы, 8 – 9 лет | 5 – 6-е классы, 10 – 11 лет | 7класс, 12 лет | |||||
дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
Сред- нее ариф- мети- ческое (%) | 15,83 | 14,25 | 14,80 | 13,67 | 19,67 | 16,73 | 17,65 | 16,24 |
Кол-во испытуе-мых |
20
|
26 |
24 |
22 |
22 |
25 |
14 |
10 |
Статистический анализ результатов в 1 – 7 классах показал, что в группе девочек, и в группе мальчиков средний уровень проявлений тревожности возрастает при переходе в среднюю школу (от 4-го к 5-му классу) и от предподросткового – к подростковому возрасту (от 6-го к 7-му классу). Различия между группами девочек и мальчиков обнаруживаются в 7-м классе: среди 12-летних тревожными оказываются девочки.
2). Шкала классического социально – ситуационного страха, волнения (методика О. Кондаша.)
Данная методика предназначена для школьников 13 – 17 лет, для выявления тревожности. В заданиях этой шкалы испытуемые должны оценить различные ситуации с точки зрения того, насколько они вызывают у них волнение, беспокойство, тревогу. (Описание методики мы поместили в приложении 2 [81]).
Таблица 2
Средние показатели уровня тревожности по половозрастным выборкам (шкала Кондаша).
Показатели | половозрастные выборки | |||||
8 – 9-е классы, 13 – 14 лет | 10-й класс, 15 лет | 11-й класс, 16 лет | ||||
дев. | юн. | дев. | юн. | дев. | юн. | |
Среднее арифме тическое (%) |
54,15 |
53,44 |
47,68 |
41,89 |
52,62 |
46,88 |
Кол-во испытуемых |
24 |
21 |
12 |
9 |
13 |
8 |
Результаты по этой шкале представлены в таблице 2. Интервал значений по шкале – от 31 до 155 баллов. Критические показатели, свидетельствующие о наличии тревожности, находятся в диапазоне от 65 до 75 баллов.
В 8 – 11-х классах статистические различия обнаруживаются между результатами 8 – 9-х, с одной стороны, и 10-х – с другой, а также 10-х и 11-х классов и по группе девушек, и по группе юношей. Это свидетельствует, о том, что тревожность резко снижается при переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту, при переходе в старшие классы школы и повышается в выпускном классе, что соответствует результатам прямого оценивания. В старшем подростковом возрасте различий между юношами и девушками по данному показателю не обнаруживается, в старших классах более тревожными оказываются девушки.
Вывод Результаты свидетельствуют о рассогласовании данных с помощью опросных методов, выявляющих тревожность как устойчивое личностное образование (таблица 1 и 2). Такое рассогласование наблюдается, прежде всего, на уровне подросткового возраста, проявляясь и в общем показателе динамики при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту и на протяжении этого периода, так и в некоторых половых различиях.
Мы предположили, что подобное несоответствие характеризует не столько различия, существующие между разными показателями тревожности (что часто отмечается в литературе), сколько специфику осознания и понимания подростками самого состояния тревоги. Если исходить из представления о тревоге как о переживании, которое индивид осознает именно как тревогу, беспокойство, то полученные данные дают основание полагать, что в предподростковом и подростковом возрастах наблюдается расхождение между подобным осознанием и пониманием с одной стороны, и повышением внимания к собственным эмоциональным, физическим состояниям – с другой стороны.
II. Содержание страхов и тревог у детей разного возраста
1) Методика незаконченных предложений.
Диагностика проводилась в два этапа. На первом – с помощью методики незаконченных предложений, проводившейся с младшими школьниками индивидуально, в устной форме, а в средних и старших классах письменно, выявились переживаемые детьми страхи, тревоги и создавался «перечень страхов, тревог» для различных возрастных групп: младших школьников, младших подростков, старших подростков, старших школьников. На втором этапе этот перечень предлагался для оценки другим детям: в 1 – 2-х классах – индивидуально и в устной форме, в 3 – 11-х – в групповом эксперименте, письменно. В перечни, мы также включили те страхи и тревоги, которые дети и подростки называли как наиболее частые в предшествующие периоды, даже если они на этот раз не были названы. Кроме того, мы дополнили перечень некоторыми пунктами из списка, предлагаемого А.И. Захаровым [26]. На первых этапах работы участвовали 250 человек, на вторых этапах работы участвовали 190 человек (мальчиков и девочек приблизительно поровну). В соответствии с принятым статистическим критерием мы считали, что область проявления тревожности, содержание страха характерны для определенного возраста, если они встречались не менее чем у 65% испытуемых. Те сферы действительности, которые вызывают тревогу у большинства детей определенного возраста, вне зависимости от наличия устойчивой тревожности условно обозначены как возрастные «пики» тревожности. Полученные данные представлены в таблице 3. Здесь страхи доминируют в половозрастной выборке и имеют примерно равную выраженность. (Описание методики мы поместили в приложении 3 [79]).
Таблица 3
Возрастные «пики» тревожности и страхов.
Возраст и пол испытуемых | Область проявления тревожности, содержание страхов |
7 – 10 лет девочки | Школа: Невыполнение требований, ошибки, замечания Социальные страхи: «опасные люди» «Архаические страхи»: темноты, огня, крови, внезапных резких звуков «Магические страхи»: потусторонних сил, судьбы, «сглаза» |
7 – 10 лет мальчики | Школа: наказания, замечания, плохие оценки, ошибки Витально – социальные страхи: физическое насилие Социальные страхи: одиночество (физическое) Дезинтеграционные страхи, катастрофы |
11 – 12 лет девочки | Школа: непонимание материала, неуспех, контрольные, насмешки учителей и одноклассников Социальные страхи: «опасные люди» Витально – социальные страхи: физическое насилие «Архаические страхи»: темноты, крови, внезапных резких звуков |
11 – 12 лет мальчики | Школа: неуспех, наказания, замечания, оценки, насмешки учителей и одноклассников Сверстники: неприятные насмешки Витальные страхи: смерть, травма Витально – социальные страхи: физическое насилие, ограбление Семья: болезнь, смерть родителей. |
13 – 14 лет девочки | Школа: непонимание материала, неуспех, насмешки учителей и одноклассников «Я»: внешность, неуспех, непохожесть на других «Магические страхи»: потусторонних сил, судьбы, «сглаза» Витальные страхи: смерть, смертельные болезни |
13 – 14 лет мальчики | Школа: непонимание материала, неуспех. «Я»: неудачи, непопулярность Взрослые: ссоры, конфликты, непонимание «Архаические страхи»: боязнь темноты, высоты, огня и др. |
15 – 16 лет девушки | «Я»: внешность, будущее: личностное и профессиональное Сверстники: отвержение «Магические страхи»: потусторонних сил, судьбы, «сглаза» |
15 – 16 лет юноши | Социальные страхи: будущее, армия «Я»: внешность, оказаться смешным, будущее, несостоятельности, затруднительных положений |
В результатах: обращает на себя внимание ряд моментов. Прежде всего, большое число доминирующих страхов, причем это характерно для всех рассмотренных возрастов. Имеется выраженность «школьных» страхов, эти страхи разнообразнее по содержанию и затрагивают выборку 13 – 14-летних, выражены «Архаические» и «магические» страхи».
III. Характер переживания страхов и тревог. Формы проявления тревоги
1) Беседа по картинкам выражающим различные эмоциональные состояния.
Характер переживания страхов и тревог выявлялся с помощью экспериментальной беседы. Детям и подросткам предлагались четыре картинки из стандартных наборов, схематически демонстрирующие мимику при переживании различных эмоций: радости, удивления, страха и тревоги, гнева. Они должны были назвать изображенные эмоции (в случае затруднений это делал экспериментатор) и рассказать, объяснить, что значит переживать эти эмоции. Работа проводилась с каждым испытуемым индивидуально, в ней приняли участие 84 ребенка в возрасте от 7 до 16 лет.
Эти данные сопоставлялись с описаниями переживаний страха, тревоги, полученными в ходе клинической работы с детьми и подростками, обратившимися за психологической помощью в связи с повышенной тревожностью, напряженностью, склонностью к частым переживаниям страха и тому подобное. Всего 78 человек в возрасте от 7 до 16 лет.
Прежде всего, отметим следующее: описание того, что значит переживать тревогу, страх, в указанных двух категориях детей и подростков не различалось по содержанию, различия касались частоты, аффективной насыщенности и, значительно реже, действенности переживания («Как будто парализатором ударяет», «В голове пустота и только слабый звон маминого голоса», «Паника и хаос»). Совпадение описания характера переживания у тревожных и не тревожных детей представляется нам важным для понимания устойчивой тревожности, поскольку еще раз подтверждает представление о том, что это образование характеризуется не какими-либо качественными особенностями переживаний страхов и тревог, а легкостью их актуализации, повышенной склонностью к ним. В связи с близостью результатов эти две категории рассматриваются совместно.
Анализ также выявил различия в характере переживания тревоги и страхов у детей разного возраста. В младшем школьном возрасте наиболее часты переживания страха, когда угрожающим является конкретизированный, эмоционально насыщенный образ, часто носящий фантастический, иррациональный или преувеличенный характер. Проиллюстрируем это выдержками из протоколов.
«Страшно – это когда что-то знакомое и хорошее, а по правде опасное, что обмануть может. Притворяется доброй, а сама – в мешок и утащит» (девочка 7 лет).
Информация о работе Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление