Причины и пути коррекции детской агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности агрессии детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены его задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностику уровня агрессии и тревожности как фактора, способствующего проявлению агрессии у детей дошкольного возраста;
3. Разработать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения;
4. Проверить эффективность реализованных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИВНОСТЬ»
1.1 Определение, основные теории, классификация……………….………….7
1.2 Причины возникновения детской агрессивности……. …………………...11
1.3. Возрастные и гендерные различия в проявлении детской агрессии ………………….................................................................................................... 17
1.4. Психолого – педагогические средства преодоления агрессивного
поведения ………………………………………………………………………..21
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
2.1. Диагностика уровня агрессии у детей старшего дошкольного
возраста ……………………………………………………………………….. 24
2.2. Организация коррекционной работы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………29
2.3. Анализ эффективности реализованных мероприятий ………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........38
БИБЛИОГРАФИЯ……… ………………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 666.00 Кб (Скачать)

5.                  Контур фигуры. При анализе этого признака решающим является наличие или отсутствие выступов типа ребристого панциря, наростов, шипов, игл. Это отражение особенностей механизмов психологической защиты. Выраженность острых выступов отражает степенно агрессивной защиты, их направленность – направление опасений и тревоги: вверх – источником опасения являются люди, наделенные властью и способные подавить, запретить, ограничить (старшие по возрасту, в том числе и родители) по социальному положению (учителя, руководители, воспитатели). Направленность защитных элементов вниз – боязнь непризнания, насмешек, потери авторитета у подчиненных, детей и т.п. боковые выступы – недифференцированная самозащита, готовность встретить опасность с любой стороны в любой ситуации.

6.                  Общая энергия оценивается по количеству изображенных деталей. Следует оценить, изображены ли только необходимые элементы, представляющие дать общее представление о животном (голова, туловище, конечности), или имеет место щедрое изображение дополнительных усложненных деталей. Соответственно, чем больше деталей, тем выше энергия испытуемого. И наоборот – отсутствие деталей свидетельствует о слабости, стремлении экономить энергию, возможно хроническое заболевание. Показателен и характер линии: слабая, паутинообразная линия свойствен астеникам. Обратный характер линии не является противоположным показателем (жирная линия с нажимом свидетельствует о не жизненной силе, а о тревожности. Важно обратить внимание, какие детали выполнены с особым нажимом, т.е. к какой сфере относится обостренная тревожность.

7.                  Характер животного. Этот показатель оценивается достаточно произвольно, в ряде случаев выделить его затруднительно. В целом же животных можно подразделить на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Такая позиция более или менее явно выраженная на рисунке – прямая проекция самоощущения испытуемого. Характер животного отражает отношение к собственному «я», представление о своем положении в мире.        

Уподобление животного человеку – постановка его в положение прямого хождения, похожесть морды на лицо, конечностей – на человеческие руки и ноги, одевание животного в одежду и т.п. – свидетельство инфантилизма, эмоциональной незрелости.

Подчеркивание сексуальных признаков – половых органов, вымени, сосков – яркое свидетельство повышенного внимания к сексуальной сфере. Иногда встречается вмонтирование в тело животного механических компонентов – тракторных гусениц, антенны, пропеллера и т.п.  установлена тесная связь таких изображений с  психической патологией, в частности шизофренической природы. Творческие возможности испытуемого выражаются количеством элементов фигуры и оригинальностью их сочетания. Банальность мышления, отсутствие творческого начала приводит к тому, что изображение принимает форму реального существующего животного.

8. Название животного.  Необычное сочетание в названии тривиальных характеристик («лесной верблюд», «летающий заяц») свидетельствует о рациональном складе ума, возможно – о стремлении к оригинальности, не подкрепленном, однако, выраженным творческим потенциалом. Псевдонаучные названия (иногда с латинским суффиксом) – свидетельство демонстративности, особенно в плане интеллекта и эрудиции. Бессмысленные звукосочетания – показатель легкомыслия при наличии повторяющихся или рифмующихся слогов («кра-кра», «кряк-бряк») – инфантильности. Громоздкие названия чаще всего свидетельствуют о склонности к фантазированию замещающее-защитного порядка.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Таблица 1. Результаты обследования до начала занятий. (Экспериментальная группа)

 

 

Испытуемые

 

Тест несущ. Жив.

Игра

 

 

Баллы

Вступление в игру

Этапы игры

Выход из игры

1

Иванов Женя

+

 

+

+

3 б

2

Баварский Ваня

 

 

 

+

1 б

3

Мухин Юра

+

+

+

+

4 б

4

Солнцева Катя

 

+

 

 

1 б

5

Аникина Таня 

 

+

 

+

2 б

6

Орлова Эльвира

+

 

+

 

2 б

7

Вешкурцева Лена

+

+

+

+

4 б

8

Замиралов Вова

+

+

+

+

4 б

9

Сырьев Валера

 

 

 

 

0 б

10

Тришечкин Игнат

+

+

+

+

4 б

11

Гальчук Максим

+

+

+

 

3 б

12

Русаков Алеша

+

+

+

+

4 б

13

Мишкина Жанна

 

 

 

 

0 б

14

Запесочных Лиза

+

+

 

+

3 б

15

Павлюк Марина

+

 

+

 

2 б

16

Бальцер Игорь

+

+

+

+

4 б

17

Шорохов Данил

+

 

 

+

2 б

18

Клишева Ира

+

+

+

+

4 б

19

Гордиенко Люда

 

 

+

+

2 б

20

Юхневич Боря

 

+

 

+

2 б

 

Таблица 2. Результаты обследования до начала занятий. (Контрольная группа)

 

 

Испытуемые

 

Тест несущ. Жив.

Игра

 

 

Баллы

Вступление в игру

Этапы игры

Выход из игры

1

Абрамова Наташа

+

 

+

 

2

Бабкина Юля

 

 

 

 

3

Бушуев Максим

+

+

+

+

4

Григоренко Артем

+

+

+

+

5

Кайшенова Лейла

 

+

 

+

6

Киприн Миша

+

 

+

+

7

Коновалов Саша

 

+

 

+

8

Лыскович Света

 

 

+

 

9

Мальков Слава

+

+

+

+

10

Желомский Коля

 

+

+

 

11

Кузнецов Юля

 

 

 

 

12

Чернов Оля

+

 

 

+

13

Петров Игорь

 

 

 

 

 

14

Мансурова Аня

+

+

+

+

15

Колесникова Манина

 

+

 

 

16

Смирнова Лена

 

+

+

+

17

Пестов Паша

+

 

+

 

18

Ишанов Игорь

+

+

+

 

19

Тишкин Илья

 

+

+

 

20

Кутырева Инна

+

+

+

+

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №4. Детский вариант шкалы тревожности (А.М.Прихожан).

Вопросы

п/п

Вопросы

Ответы

1

Ты мальчик

ВЕРНО

НЕВЕРНО

2

Тебе больше нравится играть во дворе, а не дома

ВЕРНО

НЕВЕРНО

3

Твой любимый урок - математика

ВЕРНО

НЕВЕРНО

4

Тебе трудно думать о чем-нибудь одном

ВЕРНО

НЕВЕРНО

5

Тебе неприятно, когда за тобой наблюдают, когда ты что-нибудь делаешь

ВЕРНО

НЕВЕРНО

6

Тебе очень хочется быть во всем самым лучшим

ВЕРНО

НЕВЕРНО

7

Ты легко краснеешь

ВЕРНО

НЕВЕРНО

8

Все твои знакомые тебе нравятся

ВЕРНО

НЕВЕРНО

9

Нередко ты замечаешь, что у тебя сильно бьется сердце

ВЕРНО

НЕВЕРНО

10

Ты очень сильно стесняешься

ВЕРНО

НЕВЕРНО

11

Бывает, что тебе хочется быть как можно дальше от того места, где ты находишься

ВЕРНО

НЕВЕРНО

12

Тебе кажется, что у других все получается гораздо лучше, чем у тебя

ВЕРНО

НЕВЕРНО

13

В играх ты больше любишь выигрывать, чем проигрывать

ВЕРНО

НЕВЕРНО

14

В глубине души ты сильно боишься

ВЕРНО

НЕВЕРНО

15

Ты часто чувствуешь, что другие недовольны тобой

ВЕРНО

НЕВЕРНО

16

Ты боишься оставаться один дома

ВЕРНО

НЕВЕРНО

17

Тебе трудно решиться на что-либо

ВЕРНО

НЕВЕРНО

18

Ты нервничаешь, если тебе не удается сделать то, что хочется

ВЕРНО

НЕВЕРНО

19

Часто тебя что-то мучает, а что - непонятно

ВЕРНО

НЕВЕРНО

20

Ты всегда и со всеми вежлив

ВЕРНО

НЕВЕРНО

21

Тебя беспокоит то, что скажут родители

ВЕРНО

НЕВЕРНО

22

Тебя легко разозлить

ВЕРНО

НЕВЕРНО

23

Часто тебе трудно дышать

ВЕРНО

НЕВЕРНО

24

Ты всегда хорошо себя ведешь

ВЕРНО

НЕВЕРНО

25

У тебя потеют руки

ВЕРНО

НЕВЕРНО

26

В туалет тебе надо ходить чаще, чем другим детям

ВЕРНО

НЕВЕРНО

27

Другие ребята удачливее тебя

ВЕРНО

НЕВЕРНО

28

Для тебя важно, что о тебе думают другие

ВЕРНО

НЕВЕРНО

29

Часто тебе трудно глотать

ВЕРНО

НЕВЕРНО

30

Часто ты беспокоишься из-за того, что, кА выясняется позже, не имеет значения

ВЕРНО

НЕВЕРНО

31

Тебя легко обидеть

ВЕРНО

НЕВЕРНО

32

Тебя все время мучает, все ли ты делаешь правильно

ВЕРНО

НЕВЕРНО

33

Ты никогда не хвастаешься

ВЕРНО

НЕВЕРНО

34

Ты боишься того, что с тобой может что-нибудь случиться

ВЕРНО

НЕВЕРНО

35

Вечером тебе трудно уснуть

ВЕРНО

НЕВЕРНО

36

Ты очень переживаешь из-за отметок

ВЕРНО

НЕВЕРНО

37

Ты никогда не опаздываешь

ВЕРНО

НЕВЕРНО

38

Часто ты чувствуешь неуверенность в себе

ВЕРНО

НЕВЕРНО

39

Ты всегда говоришь только правду

ВЕРНО

НЕВЕРНО

40

Ты чувствуешь, что тебя никто не понимает

ВЕРНО

НЕВЕРНО

41

Ты боишься, что тебе скажут «ты все делаешь плохо»

ВЕРНО

НЕВЕРНО

42

Ты боишься темноты

ВЕРНО

НЕВЕРНО

43

Тебе трудно сосредоточиться на учебе

ВЕРНО

НЕВЕРНО

44

Иногда ты злишься

ВЕРНО

НЕВЕРНО

45

У тебя часто болит живот

ВЕРНО

НЕВЕРНО

46

Тебе бывает страшно, когда перед сном ты остаешься один в темной комнате

ВЕРНО

НЕВЕРНО

47

Ты часто делаешь то, чего не стоило бы делать

ВЕРНО

НЕВЕРНО

48

У тебя часто болит голова

ВЕРНО

НЕВЕРНО

49

Ты беспокоишься, что с твоими родителями что-нибудь случиться

ВЕРНО

НЕВЕРНО

50

Иногда ты не выполняешь свои обещания

ВЕРНО

НЕВЕРНО

51

Ты быстро устаешь

ВЕРНО

НЕВЕРНО

52

Ты часто грубишь родителям и другим взрослым

ВЕРНО

НЕВЕРНО

53

Тебе нередко снятся страшные сны

ВЕРНО

НЕВЕРНО

54

Тебе кажется, что другие ребята смеются над тобой

ВЕРНО

НЕВЕРНО

55

Бывает, что ты врешь

ВЕРНО

НЕВЕРНО

56

Ты боишься, что с тобой случиться что-нибудь плохое

ВЕРНО

НЕВЕРНО

 

Ключ к шкале тревожности:

Ответы  «ВЕРНО» на вопросы 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 39, 50, 42, 43, 44, 45, 46, 48, 50, 51, 53.

Перевод «сырых» баллов в «стены».

Половозрастные группы (результаты в баллах)

Стены

Возраст 7 лет

девочки

мальчики

1

0-2

0-3

2

3-4

4-6

3

5-7

7-9

4

8-10

10-12

5

11-14

13-15

6

15-18

16-18

7

19-21

19-21

8

22-25

22-24

9

26-29

24-26

10

29 и более

27 и более

Информация о работе Причины и пути коррекции детской агрессивности