Причины и пути коррекции детской агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности агрессии детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены его задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностику уровня агрессии и тревожности как фактора, способствующего проявлению агрессии у детей дошкольного возраста;
3. Разработать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения;
4. Проверить эффективность реализованных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИВНОСТЬ»
1.1 Определение, основные теории, классификация……………….………….7
1.2 Причины возникновения детской агрессивности……. …………………...11
1.3. Возрастные и гендерные различия в проявлении детской агрессии ………………….................................................................................................... 17
1.4. Психолого – педагогические средства преодоления агрессивного
поведения ………………………………………………………………………..21
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
2.1. Диагностика уровня агрессии у детей старшего дошкольного
возраста ……………………………………………………………………….. 24
2.2. Организация коррекционной работы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………29
2.3. Анализ эффективности реализованных мероприятий ………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........38
БИБЛИОГРАФИЯ……… ………………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 666.00 Кб (Скачать)

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы: Чем оно питается? Где живет? Чем обычно занимается? Что любит делать больше всего? А чего больше всего не любит? Оно живет одно или с кем-нибудь? Есть у него друзья? Кто они? А враги у него есть? Кто? Почему они его враги? Чего оно боится, или оно ничего не боится? Какого оно размера? (Интерпретация рисунков см. приложение №2).

Анализируя рисунки детей, мы обращали внимание на присутствие/отсутствие признаков агрессии (рога, зубы, шипы).

Анализ результатов.

              Данные, полученные по проведенным методикам, отражены нами в  таблицах (см. приложение № 3). Для отражения результатов использованы условные обозначения «+» - присутствие признаков агрессии, «-»  - отсутствие признаков агрессии.

Критерии: Высокий уровень агрессии 4-3 балла;  средний уровень – 2 балла;   низкий уровень 0-1балла.

              Анализ результатов методики позволил сделать следующие выводы.

              В экспериментальной группе:

      высокий уровень  - 10 детей, что составляет 50%;

      средний уровень – 6 детей, что составляет 30%;

      низкий уровень – 4 ребенка, что составляет 20%.

              В  контрольной группе:

      высокий уровень - 8 детей, что составляет 40%;

      средний уровень – 7 детей, что составляет 35%;

      низкий уровень – 5 детей, что составляет 25%.

 

Методика 3. Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)

Автор: в адаптации А.М. Прихожан

              Цель: диагностика уровня тревожности как фактора, способствующего зарождению и проявлению агрессии.

              Методика предъявляется ребенку на индивидуальном бланке (см. приложение № 4), содержащем 56 вопросов. Методика может проводится как индивидуально, так и в группах, с соблюдением стандартных правил обследования. Для детей 5-6 лет предпочтительнее индивидуальное проведение. Если ребенок испытывает трудности в чтении, возможен устный способ предъявления. Примерное выполнение теста – 15-20 минут.

              Инструкция: на следующих страницах напечатаны предложения. Около каждого из них два варианта ответа «ВЕРНО», «НЕВЕРНО». В предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочитай каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, подчеркни слово «ВЕРНО», если нет - «НЕВЕРНО». Не думай долго над ответом. Если не можешь решить, верно или неверно, выбирай то, что что бывает, как тебе кажется, чаще.

Характеристика уровня тревожности:

1-6   баллов - нормальный уровень тревожности

7-8 баллов – несколько повышенная тревожность.

9-10 баллов – явно повышенная тревожность.

              Анализ результатов методики позволил сделать следующие выводы

              В экспериментальной группе:

      высокий уровень  - 10 детей, что составляет 50%;

      средний уровень – 6 детей, что составляет 30%;

      низкий уровень – 4 ребенка, что составляет 20%.

              В  контрольной группе:

      высокий уровень - 8 детей, что составляет 40%;

      средний уровень – 7 детей, что составляет 35%;

      низкий уровень – 5 детей, что составляет 25%.

Полученные результаты отражены нами в гистограммах (см. приложение №5).

Как видим, показатели по уровню проявления тревожности и агрессии высок в обеих группах. Вследствие этого мы делаем выводы о необходимости применения коррекционной методики, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

 

2.2. Организация коррекционной работы, направленной на преодоление агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Цель коррекционной программы: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности и агрессии у детей дошкольного возраста.

Занятия проводились только в экспериментальной группе.

 

Коррекционная программа «Страна понимания».

Цель: Данная программа направлена на развитие коммуникативных способностей детей, посредством которых они научатся понимать других ребят и делать оценку своего негативного (агрессивного) поведения.

Задачи:

1.                  Обучение умению слушать и слышать других.

2.                  Осмысление своих поступков.

3.                  Развитие способности делиться своими переживаниями.

Методические приёмы:

1.                  Беседа, направленная на знакомство с различными средствами понимания.

2.                  Словесно подвижные релаксационные упражнения.

3.                  Рисование

Программа рассчитана на 7 занятий по 50 минут. Количество участников – 20 человек (по количеству детей в группе).

1 занятие.

1 упражнение. Игра «Снежный ком».

Психолог говорит: «давайте познакомимся», дети должны называть себя по имени.

Дети становятся в круг, ведущий берёт мячик и кидает одному из детей, он называет своё имя, затем следующему, который, помимо своего имени называет имя предшествующего и т.д. 

2 упражнение. «Давайте поздороваемся». 

Вначале говорится о разных формах приветствия реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д. и выдумать свои необычные способы приветствия и поздороваться ими.

3 упражнение. «Те кто…».

Ведущий предлагает встать тем, кто…

-         любит бегать

-         радуется хорошей погоде

-         имеет младшую сестру и т.д.

После ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую сестру, а кто любит бегать и т.д.

2 занятие.

1 упражнение «Запомни»

Дети приветствуют друг друга в кругу. А затем им предлагается игра «Запомни». Дети делятся по двое и встают спиной друг к другу. После этого по очереди описывают причёску, одежду, лицо партнёра. Описание сравнивается с оригиналом и определяется, на сколько ребёнок был точен.

2 упражнение. «Что изменилось?!»

Каждый ребёнок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе происходит 2–3 изменения в одежде, перестановке мебели и т.д. В задачу водящего входит правильно подметить эти изменения.

3 упражнение. «Прощание».

Обсуждаем разные формы прощания, а затем придумываем свои варианты  и прощаемся.

 

 

3 занятие.

1 упражнение. «Цветик-семицветик»

Группа встаёт в круг и здоровается, а затем начинает игру «Цветик - Семицветик». Дети рисуют отдельные части цветка – лепестки и разукрашивают разными цветами. Затем кладут на стол, собрав воедино. А после даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам?» или «Если бы у тебя был цветик - семицветик какое бы ты желание загадал?»

«Лети, лети лепесток через запад на восток

через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

лишь коснёшься ты земли быть, по-моему, вели

Вели что бы…»

По окончанию можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех и нарисовать его всем вместе на листе ватмана.

2 упражнение  - «Кораблик».

Дети делают кораблик, встав так, чтобы один ребенок уместился в середине. Ведущий объясняет, что кораблик сначала плывет  в солнечную хорошую погоду, но вот он попадает в шторм, а тот, кто в середине капитан корабля и он не боится шторма. На зло бури и молниям он должен крикнуть «Я сильный и смелый капитан, я не боюсь бури!»

3 упражнение - «Руки знакомятся, ссорятся, мерятся».

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии (вытянутой руки). Ведущий говорит: «Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношение. Опустите руки. Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями. После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры.

4 занятие.

1  упражнение «Волшебные заросли». Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми «волшебными водорослями» - всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить «водорослей» пропустить его в центр круга. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет. 

2  упражнение  «Кто позвал, узнай!»

Водящий отходит в дальний угол комнаты, отворачивается и закрывает глаза. Даётся инструкция: дети по очереди называют водящего по имени  разными интонациями, а он должен отгадать, кто к нему обратился и как (нежно, грубо, зло и т.д.) После упражнения обсуждаются чувства, возникшие при том или ином оклике.

3 упражнение  «Волшебный ящик».

В центр круга ставится ящик (или то, что его напоминает), Дети должны по очереди подойти к нему и что-то из него вынуть, показав какое-нибудь упражнение или игру с вытащенным предметом. А окружающие должны догадаться, что он делает или что это за игра. 

5 занятие.

1  упражнение  «Походка».

Детям предлагается пройтись так, как в их представлении ходит:

-         маленькая девочка в хорошем настроении;

-         старик;

-         уставший мужчина и т.д.

Так же, дети могут сами выбрать себе персонаж, а другие будут отгадывать, кого он изображает.

2   упражнение  «Мы рисуем».

Ведущий предлагает нарисовать доброе животное и назвать его ласковым именем. После этого, все дети показывают своё животное и объясняют, что говорит о том, что животное доброе.

3  упражнение  «То, что я люблю делать».

Дети стоят в кругу, водящий средствами пантомимы показывает то, что он любит больше всего делать. Дети отгадывают, и так по кругу. Какие животные нравятся водящему, какие он любит подарки, его любимое время года и т.д.

6 занятие.

1  упражнение  «Вежливые слова».

Игра проводится с мячом и в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо назвать только слова приветствия (здравствуйте, привет, добрый день и т.д.), благодарности (спасибо и т.д.), извинения, прощания и т.д. 

2  упражнение  «Калаж».

Берётся некоторое количество журналов и газет. Детям предлагается вырезать разных людей и приклеить на лист ватмана, но так, что бы в одной группе были люди исключительно добрые, весёлые и улыбчивые, а в другой грустные, ссорящиеся,  злые люди. Дети придумывают про каждую группу свою историю и стараются объяснить, чем же доброта отличается от зла и каким человеком легче быть добрым или злым.   

 

3 упражнение  «Игрушка».

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары обладатель красивой, очень любимой игрушки, а другой очень хочет в неё поиграть. Важно что бы обладатель игрушки смог представить ту игрушку, которую он держит самой, самой любимой. В задачу другого входит упросить напарника дать поиграть игрушку. Как только хозяин игрушки отдаёт её просящему, игра прерывается, и у хозяина спрашивают, почему он отдал игрушку. 

7 занятие.

1  упражнение  «Мы играем в приключенья!»

Детям предлагается придумать сказку и выбрать похожих на них персонажей, а затем проиграть её перед другими (водящие – изображающие историю, 2-3 ребёнка). А остальные внимательно смотрят и пытаются проследить, на сколько у «актёров» получилось вжиться в образ героев сказки. Затем проходит беседа, насколько было сложно изобразить выбранный персонаж и  передать содержание сказки. 

2  упражнение  «Итоги – каким бы я хотел быть и какой сейчас».

Детям предлагается нарисовать себя какой он есть сейчас и каким бы хотел стать. После показа рисунков в кругу с каждым участником обсуждается (а ребята помогают советами – как стать лучше) какие шаги нужно предпринять, что бы соответствовать своему образу, какие ему присущи черты, и как в себе их развить.

После этого каждый ребёнок рисует для себя поэтапную «дорожку –     лестницу» к вершине своего совершенства, изображая себя на каждом этапе восхождения (какие качества он прибавляет себе с каждой ступенькой и какие поступки совершает, что бы быть лучше.)

По окончанию курса, проводится отдельная консультация с родителями, на которой им даются рекомендации относительно конкретного ребёнка, а так же инструкция по поддержанию эффекта проведённых занятий, связанных с последним упражнением. Объясняются его цели и  задачи, а так же предлагается поддерживать в ребёнке личностный контроль над своими поступками, акцентируя его внимание на построенной им лестнице.

 

2.3.  Анализ эффективности реализованных мероприятий

С целью выявления эффективности внедренной нами коррекционной программы был проведен контрольный этап по методикам констатирующего этапа исследования.

Информация о работе Причины и пути коррекции детской агрессивности