Причины и пути коррекции детской агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности агрессии детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены его задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностику уровня агрессии и тревожности как фактора, способствующего проявлению агрессии у детей дошкольного возраста;
3. Разработать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения;
4. Проверить эффективность реализованных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИВНОСТЬ»
1.1 Определение, основные теории, классификация……………….………….7
1.2 Причины возникновения детской агрессивности……. …………………...11
1.3. Возрастные и гендерные различия в проявлении детской агрессии ………………….................................................................................................... 17
1.4. Психолого – педагогические средства преодоления агрессивного
поведения ………………………………………………………………………..21
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
2.1. Диагностика уровня агрессии у детей старшего дошкольного
возраста ……………………………………………………………………….. 24
2.2. Организация коррекционной работы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………29
2.3. Анализ эффективности реализованных мероприятий ………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........38
БИБЛИОГРАФИЯ……… ………………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 666.00 Кб (Скачать)

4        раздражение (вспыльчивость, грубость);

5        негативизм (оппозиционная манера поведения).

А.А. Романов перечисляет следующие основные признаки для классификации агрессии:

1        направленность агрессии на предметный или животный мир, на другого, на себя;

2        наблюдаемость - ненаблюдаемость как скрытое или открытое проявление агрессии;

3        временные признаки, т. е. мера выраженности агрессии по частоте проявлений во времени и длительности состояний агрессии;

4        пространственные признаки - в семье, на улице и пр.;

5        по особенностям психических действий — физическая, вербальная; в агрессивных мыслях, чувствах и пр.;

6        по социальной опасности агрессивных действий:

              а) девиантные формы агрессии, нарушающие права других людей без юридической ответственности за собственное поведение;

              б) делинквентные формы агрессии, нарушающие права других, социальные нормы с юридической ответственностью за агрессивное поведение [15].

М.Ю. Михайлина также рассматривает агрессию с нескольких точек зрения.

1.        по направленности на объект: гетероагрессия (направленная на окружающих), аутоагрессия (направленная на себя);

2.        по причине проявления: реактивная (представляющая ответную реакцию на внешний раздражитель), спонтанная (проявляемая без видимой причины);

3.        по целенаправленности: инструментальная (совершается как средство достижения результата), целевая (выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение ущерба объекту);

4.        по открытости проявлений: прямая (направленная непосредственно на объект), косвенная (обращена на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения, но более удобные для проявления агрессии);

5.        по форме проявления: вербальная (выражена в словесной форме), экспрессивная (проявляется при помощи мимики, жестов, интонации), физическая (прямое применение силы).

         В норме проявление агрессии не может считаться поведенческим нарушением. Агрессия выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет). Однако должно вызывать настороженность такое положение, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка.

 

1.2 Причины возникновения детской агрессивности

Ученые выделяют несколько причин, по которым может возникнуть и прогрессировать детская агрессивность. Рассмотрим подробнее каждую из них.

1.     Заболевание центральной нервной системы

              В случаях, когда агрессивность не носит патологического характера, над ее коррекцией работают родители в контакте с психологом или психоневрологом параллельно с лечением основного заболевания. Но неспровоцированная агрессивность, асоциальность, неадекватность поведения ребенка, особенно внезапно возникшая, может быть и одним из симптомов таких тяжелых расстройств, как судорожная готовность, эпилепсия, шизофрения. В этом случае необходимо тщательное обследование ребенка и при необходимости – лечение у детского психиатра.

2.        Агрессивность как средство психологической защиты.Всем известна поговорка «Лучшее средство защиты – это нападение». Дети дошкольного возраста, разумеется, этой поговорки не знают, но пользоваться психологическими механизмами, лежащими в ее основе, вполне умеют. Как правило, такой способ защиты избирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Для флегматиков такой способ защиты неприемлем, так как требует слишком много внешней активности, которой они избегают. Чаще всего дети сознательно или бессознательно защищаются от неприятия родителями или другими членами семьи. В таком случае их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьезного и тяжелого по своим последствиям нарушения – отсутствия «базового доверия к миру».

3.        Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания

              а) Неприятие детей родителями

              Это одна из базовых причин агрессивности. Статистика подтверждает тот факт, что приступы агрессивности чаще проявляются у нежеланных детей. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

              б) Безразличие или враждебность со стороны родителей

              Очень тяжело бывает детям, родители которых бывают безразличны, а то и враждебны по отношению к ним.

 

              в) Разрушение эмоциональных связей в семье

              К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями  ребенком, так и между самими родителями, когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, а семья напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно если родители используют его как аргумент в споре между собой. Часто в меру своих сил  ребенок пытается примерить родителей, но в результате он сам может попасть под «горячую руку». В итоге ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Соответственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

              г) Неуважение личности ребенка

              Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями – в общем, всем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

              д) Чрезмерный контроль или отсутствие его

              Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вредны, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джин из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будет тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

              Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих агрессивное поведение «угнетаемого ребенка». Его агрессия – это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое «Я», и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто даже и не думает на него нападать.

              е) Избыток или недостаток внимания со стороны родителей

              когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Родители с пеленок приучают малыша к мысли, что он – небесное создание, которому все готовы служить. Стремление родителей угодить малышу и предупредить каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной приказ такого ребенка, они получаю в ответ вспышку агрессии.

              Диаметрально иная природа возникновения агрессии – агрессия детей вечно занятых родителей. В данном случае она служит для привлечения к себе любых, пусть даже негативных проявлений родительского внимания, в котором дети так нуждаются.

              ж) Запрет на физическую активность

              Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявить свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

              Поэтому, если и попытаться поставить ребенка по стойке «смирно», он, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой. Ведь был нарушен главный закон поведения ребенка: его энергия обязательно должна найти выход.

              з) Отказ в праве на личную свободу

              Как только ребенок начинает осознавать свое «Я», он начинает делить мир на «своих» и «чужих», соответственно и окружающие предметы очень четко разделяются им на свои и чужие. Начиная с этого момента ему требуется свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадлежит именно ему. Если у родителей есть возможность, нужно выделить ребенку отдельную комнату или отгородить его персональный уголок в общей комнате шкафом или ширмой. Важно, чтобы родители никогда без спроса не брали вещи ребенка, так его реакция на нарушение внешних и внутренних границ будет, скорее всего, достаточно бурной. Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать решения и отвечать за них. Но не менее свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.

4.      Нарушенная исследовательская активность ребенка

              Совсем маленький ребенок может пнуть собаку, ударить лопаткой сверстника. Такой род «исследований» часто встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы. Такие дети просто не способны оценить эмоциональные последствия своей активности. Настоящей агрессивности в них по началу нет, но когда их поступки встречают естественный отпор, то они могут и «озвереть», так как морально-нравственный компонент у детей находится в тесной связи с развитием тонкой эмоциональности.

5.      За агрессивность принимают что-то другое

              Наиболее часто за агрессивность принимают детское упрямство в возрасте от двух до четырех лет. В этот период ребенок настойчиво и достаточно последовательно отстаивает свою физическую автономию от родителей. Если на него в это время очень «давить», то можно получить тот тип сопротивления, который можно принять за самую настоящую агрессию. Но это лишь сопротивление.

              Как видим, причины, провоцирующие агрессию у детей весьма разнообразны и многочисленны. Огромное влияние на гармоничное развитие личности имеет климат в семье. Кроме того, агрессивные реакции могут возникнуть по причине врожденных психических отклонений. В таком случае родителям рекомендуется решать проблему поведения прибегая к помощи психолога и лечащего врача.

 

1.3 Возрастные  и гендерные различия в проявлении детской агрессии

Следует отметить, что в разные возрастные периоды агрессия, безусловно, проявляется по-разному.

Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми.

К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период агрессия носит инструментальный характер. Конфликты между детьми чаще всего возникают в ситуации обладать вещью, обычно игрушкой.

К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более “социализированных” форм (оскорбление, борьба).

В младшем школьном возрасте инициатором агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более организованным.  Соотношение между инструментальной и враждебной агрессиями меняется в пользу последней. Появляется желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие. Дети в этом возрасте все чаще стараются решить проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Пребывание в группе дает детям возможность испытывать чувство комфорта и защищенности. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, собственное желание утвердится в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.

Особо следует отметить, что для целого ряда детей с коммуникативными нарушениями группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых фильмов и пр. ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более, что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся.

Информация о работе Причины и пути коррекции детской агрессивности