Причины и пути коррекции детской агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности агрессии детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены его задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностику уровня агрессии и тревожности как фактора, способствующего проявлению агрессии у детей дошкольного возраста;
3. Разработать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения;
4. Проверить эффективность реализованных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИВНОСТЬ»
1.1 Определение, основные теории, классификация……………….………….7
1.2 Причины возникновения детской агрессивности……. …………………...11
1.3. Возрастные и гендерные различия в проявлении детской агрессии ………………….................................................................................................... 17
1.4. Психолого – педагогические средства преодоления агрессивного
поведения ………………………………………………………………………..21
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
2.1. Диагностика уровня агрессии у детей старшего дошкольного
возраста ……………………………………………………………………….. 24
2.2. Организация коррекционной работы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………29
2.3. Анализ эффективности реализованных мероприятий ………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........38
БИБЛИОГРАФИЯ……… ………………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 666.00 Кб (Скачать)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический

институт им. П.П.Ершова»

 

 

 

Кафедра психологии

ПРИЧИНЫ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

Курсовая работа

 

 

                         Исполнитель: ___________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

 

                                                                     Научный руководитель:__________

_________________________________

_________________________________

 

 

 

Ишим 2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИВНОСТЬ»

1.1 Определение, основные теории, классификация……………….………….7

1.2 Причины возникновения детской агрессивности……. …………………...11

1.3. Возрастные  и гендерные различия в проявлении детской агрессии ………………….................................................................................................... 17

1.4. Психолого – педагогические    средства    преодоления    агрессивного

поведения ………………………………………………………………………..21

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ

2.1. Диагностика уровня агрессии у детей старшего дошкольного

возраста ……………………………………………………………………….. 24

2.2. Организация коррекционной работы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………29

2.3.  Анализ эффективности реализованных мероприятий ………………….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........38

БИБЛИОГРАФИЯ……… ………………………………………………………40

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………....42

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни части детей; кризисом воспитания в ряде семей; невнимание педагогов и воспитателей к нервно-психическому состоянию воспитанников; социокультурными факторами, такими как средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, которые регулярно пропагандируют культ насилия.

              Современный ребенок входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с перенасыщенным характером информации, с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих новые требования; с экологическим кризисом; сложными политическими и идеологически–нравственными трудностями, поразившими наше общество; с нарушением преемственности между поколениями, усилением бездуховности и внедрения чуждых ценностей, традиций; с падением образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения. Все это вызывает у детей чувство безнадежности и раздражения.

              Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить сотрудничеству. Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современных ДОУ.

              В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические аспекты и гипотезы о механизмах и проявлениях детской агрессии. В то же время исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Между тем особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления, именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность изучения агрессии детей дошкольного возраста.

Данное положение позволило обозначить проблему: каковы причины и эффективные психологические средства, позволяющие преодолевать агрессию.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования "Причины и пути коррекции детской агрессивности".

Объект: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: психологические средства преодоления агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности агрессии детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование комплекса коррекционных методов может служить эффективным средством преодоления агрессии у детей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:

1.      Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.      Провести диагностику уровня агрессии и тревожности как фактора, способствующего проявлению агрессии у детей дошкольного возраста;

3.      Разработать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения;

4.      Проверить эффективность реализованных мероприятий.

Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.

              Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; педагогический эксперимент; тестирование; наблюдение; анализ продуктов деятельности; статистические методы обработки данных.

              Поставленные задачи определили ход исследования, включающий три этапа:

Первый этап – теоретический был посвящен определению методологической основы и теоретической базы, ее обоснованию, изучению и анализу философской, психолого-педагогической, социологической, исторической литературы по исследуемой проблеме. В этот период были сформулированы проблема, цель, гипотеза исследования, разрабатывались задачи исследования.

Второй этап – экспериментальный характеризовался проведением опытно-экспериментальной работы с целью выявления степени решения исследуемой проблемы в практике дошкольного образования и воспитания, разработкой и проведением формирующего эксперимента, проверкой выводов и осмысление результатов исследования, его обобщение.

Третий этап – систематизирование, обобщение материала, полученного в ходе экспериментальной работы и формулирование выводов.

              Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ДОУ  № 6  с. Голышманово.

              Научная новизна заключается в обобщении, систематизации теории, взглядов, существующих в отечественной и зарубежной педагогике и психологии по вопросам агрессивного поведения у детей.

Теоретическая значимость: обоснованы сущность, причины и содержание детской агрессии, а также средства ее преодоления.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов проведенного исследования в системе дошкольного образования.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (22 источника), приложений (7 шт.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИВНОСТЬ»

1.1 Определение, основные теории, классификация

В жизни, к сожалению, мы нередко сталкиваемся с агрессивно настроенными людьми. Грубость на улице и в транспорте, магазине и различных службах, третирование в школе и на работе, эмоциональный шантаж со стороны соседей и близких родственников.

Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту. Э.Фромм выделяет "доброкачественную" и "злокачественную" агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу—появляется в момент опасности как реакция на угрозу. Злокачественная агрессия проявляется в деструктивности, жестокости; целью ее является получение удовольствия [14] .

Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебное поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [14]. В настоящее время ближайшими по смыслу словами к термину "агрессия" являются следующие: нападение, захват, переход границ, насилие, проявление враждебности, угроза и реализация воинственности.

Агрессия (от латинского "agressio" - нападение, приступ) рассматривается учеными как мотивированное деструктивное поведение (индивидуальное или коллективное), действие, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб либо уничтожение другого человека или группы людей, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность и т.д.

Агрессивное поведение человека иногда определяется как "агрессия", а иногда - как "агрессивность". Нередко "агрессия" и "агрессивность" рассматриваются как синонимы. Однако, А.А. Реан разграничивает эти термины. По мнению ученого агрессией можно назвать намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей, животному [15]. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии [15].

Современные исследователи в этой области рассматривают агрессию и агрессивность с различных позиций:

1.        Теория инстинкта (З.Фрейд, К.Лоренц) предполагает агрессивное поведение как неотьемлимое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь.

2.        Теория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул.

3.        Теория смещенной агрессии утверждает, что для ее реализации выбирается заведомо безобидный объект, что всегда расширяет рамки агрессии, проецируя ее во вне: например, если вас обидит сильный, то значительно проще отыграться на тех, кто слабее вас, чем вступать с ним в борьбу.

4.        Когнитивная (познавательная) теория (Л.Берковец) предполагает наличие своего рода когнитивно-аффективного маховика. В этом случае характер интерпретации человеком чьих-либо действий оказывает решающее влияние на его эмоции и поведение. В свою очередь, негативные аффективные реакции ведут к смещению познавательных процессов. Например, если вы сочтете, что коллега умышленно обрызгал вас чернилами, это возмутит вас. Вы будете впредь настороженно относится ко всем его действиям. Возможно, это позволит вам заметить немало провоцирующего в его поведении, и, не желая оставаться в долгу, вы тоже совершите агрессивный поступок.

5.        Теория социального научения (А.Бандура) рассматривает агрессивное поведение как совокупность ранее усвоенных моделей поведения. Например, в раннем детстве ребенок в песочнице усваивает, что в драке со сверстниками куда легче добиться соблюдения своих прав, а то и навязать им свои правила игры, чем без драки. Подросток после просмотра фильма о войне обращает внимание, что нарочито грубый тон офицера, отдающего приказы, помог решить важную боевую задачу. Теории социального научения рассматривают агрессивное поведение как реакцию на соответствующую социальную обстановку. Теория подразумевает, что изменение социальных условий автоматически меняет и характер агрессивного поведения, возможно устраняя его целиком.

В современной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивности.

Классификация, предложенная Г. Паренсом делит агрессию на две основные формы: недеструктивную (настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение целей и тренировку), деструктивную (желание приченить боль другому и получить от этого удовольствие).

А.Басс предложил определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Он выделил пять видов агрессии:

1        физическая (физические действия против кого-либо);

2        вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);

3        косвенная:

              а) направленная (сплетни, злобные шутки);

              б) ненаправленная (крики в толпе, топание и т. д.);

Информация о работе Причины и пути коррекции детской агрессивности