Причины и пути коррекции детской агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности агрессии детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены его задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностику уровня агрессии и тревожности как фактора, способствующего проявлению агрессии у детей дошкольного возраста;
3. Разработать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения;
4. Проверить эффективность реализованных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИВНОСТЬ»
1.1 Определение, основные теории, классификация……………….………….7
1.2 Причины возникновения детской агрессивности……. …………………...11
1.3. Возрастные и гендерные различия в проявлении детской агрессии ………………….................................................................................................... 17
1.4. Психолого – педагогические средства преодоления агрессивного
поведения ………………………………………………………………………..21
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
2.1. Диагностика уровня агрессии у детей старшего дошкольного
возраста ……………………………………………………………………….. 24
2.2. Организация коррекционной работы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………29
2.3. Анализ эффективности реализованных мероприятий ………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........38
БИБЛИОГРАФИЯ……… ………………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 666.00 Кб (Скачать)

Особое место занимает подростковая агрессивность. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг с другом влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У подростка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального «Я» идеалам. Кроме того, наступает время оторвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

Это очень сложный момент в жизни семьи. Специалист должен объяснить родителям, что, как бы ни хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от ребенка, - конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того, чтобы научиться науке коммуникативности должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета – но действовать он должен сам.

Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

- проявлять открыто, получая отпор со стороны окружающих и полезный жизненный опыт; следуя этим путем он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается – спивается, начинает употреблять наркотики, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;

- прятать и подавлять, становиться послушным, но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в своей жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу либо в виде невроза, либо как психосоматическое заболевание.

Интересно, что если в семье двое детей, особенно подростков одного пола, то один из них идет по первому пути, другой – по второму.

Немаловажен еще один аспект в изучении агрессии. Это различия в ее проявлении в соответствии с гендерным (половым) признаком. Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так. Просто агрессия у девочек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается.

Мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема, и контролировать ее ребята начинают гораздо позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, говорят: «Пойди и дай сдачи». Девочке же такой совет дается гораздо реже. Обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.

Еще одно отличие. Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые с раннего детства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, хотя бьет больнее.

Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессию, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчишки же контролируют свою агрессию хуже, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора.

Особенно заметна разница между агрессивностью полов между десятью и четырнадцатью годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков. Обладая лучшим самоконтролем, девочки довольно часто «подставляют» ребят

Эти же отличия характерны для проявления агрессии девочками в группе. В случае групповых «разборок» девочки чаще всего бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подтрунивать.

Как видим, формы конфликтного поведения детей с возрастом становятся все жестче и разрушительнее. Если не принимать мер, это может привести к совершению правонарушительных действий, особо тяжких преступлений. Поэтому уже в начальной школе педагогу необходимо проводить профилактическую работу по преодолению агрессивного поведения своих воспитанников. Для этого ему необходимо обладать рядом эффективных приемов и методов.

 

1.4. Психолого-педагогические средства преодоления агрессии

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, предлагается 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.

1.   Консультационная работа с родителями и педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

2.   Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

3.   Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

4.   Снижение уровня личностной тревожности.

5.   Формирование осознавания собственных эмоций, чувств других людей.

6.   Развитие позитивной самооценки.

7.   Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способам, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом.

              В.Оклендер считает, что в психокоррекционной работе с агрессией следует предусматривать четыре фазы:

1.      Предоставить ребенку приемлимые методы для выражения подавляемого гнева.

2.      Помочь ребенку подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить его отреагировать на гнев.

3.      Осуществить вербальный контакт с чувством гнева (пусть скажет все, что думает тому, о ком думает).

4.      Обсудить с ребенком проблему гнева.

Арсенал методических средств, используемых на подобных занятиях, включает в себя:

      беседы;

      тематические релаксации;

      самовыражение в рисунках;

      игры-драматизации;

      ролевые игры;

      психологические приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов.

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться только мерами индивидуального либо группового воздействия и коррекции.

К ухудшению поведения ребенка может привести непоследовательность поведения родителей. Поэтому коррекционная работа должна вестись параллельно работе со взрослыми, его окружающими, - родителями, родственниками. В зависимости от выявленных причин агрессии в работе со взрослыми необходимо дать несколько акцентов:

      изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

      изменения стиля взаимодействия с детьми;

      расширение поведенческого репертуара через развитие коммуникативных умений.

Самое важное – создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) – это главное условие предотвращения агрессии.

Вывод по 1 Главе

Агрессия — это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения.

Формы проявления агрессивности могут быть самыми разными – от внешне безобидных до самых деструктивных, от негативных до положительных, поскольку сама агрессивность буквально во всем пронизывает все формы деятельности человека.

Формы проявления детской агрессии с возрастом становятся все жестче и разрушительнее. Поэтому уже в дошкольном учреждении необходимо проводить профилактическую работу по преодолению агрессивного поведения.

Работа, направленная на предупреждение проявлений агрессии должна вестись систематически не только с детьми, но и с родителями.  Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль.

 

 

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ

2.1. Диагностика уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Целью эксперимента является анализ выраженности агрессивного компонента в поведении детей.

Задачи:

      Провести диагностику уровня агрессии и тревожности у детей дошкольного возраста;

      Разработать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения;

      Проверить эффективность реализованных мероприятий.

 

Опытно-экспериментальная работа была организована с 1 апреля по 25 мая 2009 года. Экспериментальное исследование состояло из трех этапов:

1.           Констатирующий этап. В результате констатирующего эксперимента был определен уровень агрессии у детей дошкольного возраста.

2.           Формирующий этап. На формирующем этапе с воспитанниками экспериментальной группы проводились занятия по методике, направленной на преодоление агрессивного поведения. С детьми, входящими в контрольную группу занятий не проводилось.

3.     Контрольный этап. На контрольном этапе исследования мы вновь определили уровень агрессии и тревожности у детей обеих групп. Сравнив результаты первичной и повторной диагностики, мы сделали вывод об эффективности предложенной нами коррекционной программы.

База исследования: Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня агрессивного поведения проводилась на базе ДОУ № 6 с. Голышманово. В качестве испытуемых выступали 40 воспитанников старшей группы (по 20 детей в контрольной и экспериментальной группах). При работе с детьми мы использовали следующие методики: наблюдение за ребенком во время игр и занятий, методики  «Несуществующее животное» (М.З.Дукаревич), «Шкала явной тревожности» (в адаптации А.М.Прихожан).

 

Методика 1.  Наблюдения за поведением ребёнка в ходе игры

Цель: более полная актуализация мотивационных тенденций у детей.

Для этого были отобраны две однотипные игры, смысл которых заключался в том, что каждый ребёнок подгруппы в определённый момент оставался в не игры. Ребёнку не хватало стула или кегли, когда после окончания каких либо движений давался сигнал, занять места или схватить кеглю, количество которых,  на одну меньше чем детей.

В ходе игры велось наблюдение за каждым ребёнком, и по специальной схеме (см. приложении №1) отмечались агрессивные реакции детей представленные в следующих этапах: 1. вступление в игру, 2. игровые этапы (6этапов), 3. выход из игры.

Поведение ребёнка на каждом этапе фиксировалось по следующим категориям: 1. выражение лица и поведения вообще, 2. речь, 3. агрессивные проявления, 4. косвенная агрессия.

Показателем методики является частота агрессивных реакций, а так же эмоциональных проявлений, сопровождаемых агрессивное поведение. Методика направлена на более детальный анализ  поведения и эмоциональных реакций ребёнка в ситуации соревновательной игры.

 

 

 

Методика 2. «Несуществующее животное»

Автор: М.З.Дукаревич

              Цель: диагностика уровня агрессии.

Рисунок «Несуществующее животное» - это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти - шести лет).

Процедура тестирования предполагает следующее. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально.

Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах». Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать, то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования. Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения. Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Информация о работе Причины и пути коррекции детской агрессивности