Причины и пути коррекции детской агрессивности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности агрессии детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены его задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностику уровня агрессии и тревожности как фактора, способствующего проявлению агрессии у детей дошкольного возраста;
3. Разработать коррекционную программу, направленную на преодоление агрессивного поведения;
4. Проверить эффективность реализованных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «АГРЕССИВНОСТЬ»
1.1 Определение, основные теории, классификация……………….………….7
1.2 Причины возникновения детской агрессивности……. …………………...11
1.3. Возрастные и гендерные различия в проявлении детской агрессии ………………….................................................................................................... 17
1.4. Психолого – педагогические средства преодоления агрессивного
поведения ………………………………………………………………………..21
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
2.1. Диагностика уровня агрессии у детей старшего дошкольного
возраста ……………………………………………………………………….. 24
2.2. Организация коррекционной работы, направленной на преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста ………29
2.3. Анализ эффективности реализованных мероприятий ………………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………........38
БИБЛИОГРАФИЯ……… ………………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………....

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 666.00 Кб (Скачать)

              Данные, полученные при повторном проведении методик, отражены нами в таблицах (см. приложение №6). Анализ результатов методики позволил сделать следующие выводы.

              В экспериментальной группе:

      высокий уровень  - 4 ребенка, что составляет 20%;

      средний уровень – 6 детей, что составляет 30%;

      низкий уровень – 10 детей, что составляет 50%.

              В  контрольной группе:

      высокий уровень - 8 детей, что составляет 40%;

      средний уровень – 7 детей, что составляет 35%;

      низкий уровень – 5 детей, что составляет 25%.

Таким образом, мы можем констатировать понижение  уровня агрессивных проявлений у детей в экспериментальной группе. Показатели контрольной группы остались неизменными.

Повторное тестирование по методике «Шкала явной тревожности» дало следующие результаты.

В экспериментальной группе:

      высокий уровень  - 4 ребенка, что составляет 20%;

      средний уровень – 6 детей, что составляет 30%;

      низкий уровень – 10 детей, что составляет 50%.

              В  контрольной группе:

      высокий уровень - 8 детей, что составляет 40%;

      средний уровень – 7 детей, что составляет 35%;

      низкий уровень – 5 детей, что составляет 25%.

Полученные результаты отражены нами в гистограммах (см. приложение №7).

Как видим, показатели по уровню проявления тревожности и агрессии снизился только в  экспериментальной группе. Показатели контрольной группы остались неизменными. Вследствие этого мы делаем выводы об эффективности предложенной нами методики.

Вывод по 2 Главе

В результате констатирующего эксперимента был определен высокий уровень агрессии и тревожности у детей дошкольного возраста. Признаки агрессивного поведения присутствовали в обеих группах (экспериментальной и контрольной).

Вследствие этого, мы сделали выводы о необходимости разработки и применения коррекционной программы, направленной на преодоление агрессии детей. Занятия по данной программе проводились только в экспериментальной группе.

На завершающем этапе эксперимента нами была проведена контрольная диагностика, которая показала что, в экспериментальной группе уровень агрессивных проявлений резко снизился. Показатели же в контрольной группе остались неизменными. Опираясь на данные показатели, мы делаем выводы об эффективности предложенной нами программы коррекции агрессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Агрессивные проявления или же построенное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку.

Особо следует обратить внимание на агрессивное поведение  дошкольников. Формы агрессии в этот период находятся на стадии становления, если не принимать мер, они могут перерасти в более жесткие и разрушительные. Поэтому уже в дошкольном учреждении воспитателю необходимо проводить профилактическую работу по преодолению агрессивного поведения своих воспитанников. Для этого им необходимо обладать рядом эффективных приемов и методов.

В результате выполненного исследования была реализована основная цель, которая заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке особенностей агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Диагностическое исследование продемонстрировало, что около 50% испытуемых обладают агрессивностью в достаточно выраженной форме, что может повышать вероятность формирования деструктивных намерений личности. Полученные данные в результате экспериментального исследования послужили толчком к разработке профилактики и коррекции деформированного общения вследствие повышенного уровня агрессивности детей и направлены на умение справляться с конфликтными ситуациями, а в некоторых случаях подавлению или всплеску своей агрессии в социально-приемлемой форме.

Контрольная диагностика, проведенная после коррекционных занятий, показала что, в экспериментальной группе уровень агрессивного поведения резко снизился. Показатели же в контрольной группе остались неизменными. Опираясь на данные показатели, мы делаем выводы об эффективности предложенной нами методики.

Эмпирическое исследование подтвердило исходную гипотезу о том, что использование комплекса коррекционных методов может служить эффективным средством преодоления агрессивности  у детей.

Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение. Результаты нашего исследования могут быть успешно использованы в практике ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1.      Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст]/ В.А.Аверин. - СПб.: Питер, 1998.

2.      Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Н.М.Платоновой. - СПб.: Речь, 2006.

3.      Аликина, Н.В. Особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и основы его профилактики: Метод. Рекомендации [Текст]/ Н.В.Аликина.– Киев: Вища школа, 1991.

4.      Анцупов, А.Я, Шипилов, А.И. Конфликтология [Текст]/ А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000.

5.      Белоусова, З.И. Овсянникова, В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков [Текст]/ З.И.Белоусова, В.В.Овсянникова. - Запорожье: Изд-во Запорожского государственного университета, 1998.

6.      Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст]/ Л.Берковиц.- СПб. ПРАЙМ ЕВРОЗНАК. 2001. – 512с.

7.      Богданов Е.Н, Зазыкин В.Г. Психология личности в конфликте, СПб.: Питер, 2004

8.      Варга, А.Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития// Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция [Текст]/ А.Я.Варга. – М.: МГПИ, 1992. – С. 142–160.

9.      Горынцева, П.Д. Девиации в детском и подростковом возрасте [Текст]/ П.Д.Горынцева. - М.: Лига, 2005.

10. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст]/ Н.В.Гришина. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. 464 с.

11. Диагностика и коррекция состояния агрессии// Детский психолог. – Вып.2. – Ростов-на-Дону, 1992. – С.68–73.             

12. Кузнецова, Л.Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности . //Начальная школа [Текст]/ Л.Н.Кузнецова. - 1999. - № 3. – С 15-24.

13. Леонов, Н.И. Основы конфликтологии [Текст]/ Н.И.Леонов. - Ижевск, 2000. – 128 с.

14. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии [Текст]/ Р.С.Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576с.

15. Реан, А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности [Текст]/ А.А. Реан; Ананьевские чтения. – 97. – СПб., 1997.

16. Романов, А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детейч[Текст]/А.А.Романов. - М.: Логос, 2001.

17. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии.// Вопросы психологии [Текст]/ Т.Г.Румянцева. - 1991 - № 1 - С.81-88.

18. Семенюк, Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста: Методические рекомендации в помощь педагогам–практикам [Текст]/Л.М.Семенюк.– М., 1991.             

19. Сироткин, С.Ф. Агрессивность детей как объект педагогической диагностической оценки. /Автореф. канд. дисс. [Текст]/ С.Ф.Сироткин. - Ижевск. 1996.

20. Славина, Л. С. Дети с аффективным поведением [Текст]/ Л.С.Славина. - М., 1966.

21. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст]/ И.А.Фурманов. – Минск,1996. 192 с.

22. Фурманов, И.А. Агрессивность и ее проявления в детском возрасте [Текст]/ И.А.Фурманов.– Минск: НИО, 2004.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Схема анализа наблюдения за поведением ребёнка в ходе игры.

1.        Выражение лица и поведение вообще (суетливость, растерянность, беспокойство, радость, спокойствие, смущение, удивление, безразличие, злоба, отчаяние, огорчение, отказ, нарушил правила, другие реакции).

2.        Речь (командный тон, угрожающий крик, плач, обзывается, ругается, просьба, радостный возглас, другие реакции.

3.        Агрессивные реакции (толкается, дерется, забирает кеглю, сталкивает со стула).

4.        Косвенная агрессия (топает ногами, кидает игрушку, начинает плакать, другие реакции).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Обработка теста «Несуществующее животное»

1.                  Положение рисунка на листе. В норме рисунок располагается на средней линии стандартного листа. Положение ближе к верхнему краю (и чем ближе, тем более выражено) свидетельствует о высокой самооценке и уровне притязаний, обостренной тенденции самоутверждения и претензии на признание, не находящей, однако, по ощущению испытуемого, полной реализации. Завышение рисунка над средней линией листа трактуется буквально как стремление завысить собственную значимость вопреки недостаточному признанию со стороны окружающих. Размещение рисунка в нижней части листа свидетельствует об обратных тенденциях – низкой самооценке, неуверенности в своих силах, отсутствии стремления к самоутверждению.

2.                  Центральная часть фигуры – голова или заменяющие ее элементы. Голова, повернутая вправо свидетельствует о высокой целеустремленности и активности. Замыслы и планы отличаются реалистичностью и практически всегда осуществляются. Если голова повернута влево, это свидетельствует об обратном: человек более склонен фантазировать и размышлять, а до воплощения замыслов дело не доходит. Возможно, это связано со страхом неудачи, боязнью активных действий (этот аспект выясняется дополнительно – другими методами или в ходе беседы). Голова в положении анфас – свидетельство эгоцентризма. Изображение головы очень крупно (по отношению к телу) говорит о том, что испытуемый высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – глаза, уши, рот. Их отсутствие свидетельствует о непринятии информации, поступающей по данному сенсорному каналу. Так, отсутствие глаз можно интерпретировать образной формулой: «Глаза бы мои на этот мир не глядели!» крупные, широко раскрытые глаза – индикатор страха (особенно при резкой прорисовке радужной оболочки). Наличие ресниц – показатель истероидно-демонстративных манер, заинтересованности в одобрении, которое окружающие проявляют к внешности.

Изображение ушей трактуется буквально – как заинтересованность в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Чем крупнее и детальнее изображены уши, тем более выражено данное свойство.

Трактовка изображения рта многозначна. Приоткрытый рот, в котором виден язык – свидетельство разговорчивости, даже болтливости. Прорисовка губ расценивается как чувствительность. Открытый рот при отсутствии губ и языка демонстрирует легкость возникновения страхов. Зубы (особенно острые) – признак вербальной агрессии, чаще реактивной (готовность огрызаться в ответ на осуждение). Дополнительным признаком агрессии выступают изображенные на голове рога, всевозможные шипы, иглы и т.п. грива, шерсть, подобие прически – чувственность, повышенная сексуальность. Перья – свидетельство демонстративного поведения, тенденции к самоукрашению.

3.            Основная часть фигуры.  Лапы, постамент и т.п. оценивается по форме, а также относительно общего размера фигуры. Основательность опорной части – признак рациональности, склонность принимать обдуманные решения на основе существенной информации. И наоборот, субтильные лапки и т.п. свидетельствуют о легкомыслии, поверхности суждений, импульсивности. Соединение опорных конечностей с телом – точное, тщательное либо небрежное, слабое – буквально отражает степень контроля за своими суждениями и решениями. Направленность ног в одну сторону, изображение их одинаковыми – свидетельство комфортности, а также банальности мышления. Разнообразия в положении ног – обратный признак (самостоятельность);  будучи резко выражены, свидетельствуют об отстраненном нонконформизме.

4.            Части тела, возвышающиеся над уровнем фигуры – крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья и т.д. могут быть функциональными и декоративными. Первые свидетельствуют об энергии, стремлении охватить разнообразные сферы деятельности, самоутвердится. Вторые свидетельствуют о манерности, стремлении обратить на себя внимание окружающих.

Изображение хвоста отражает отношения к собственным размышлениям и поступкам. Поворот хвоста характеризует преобладание одной их этих сфер: если влево, то для человека более значимо отношение с своему поведению, если вправо – к собственному внутреннему миру. Хвост, поднятый вверх – свидетельство в целом положительного отношения. Человек чувствует себя бодрым, уверенным в себе. Опущенный хвост, наоборот, свидетельствует о неуверенности в себе, подавленности, недовольстве собой.

Информация о работе Причины и пути коррекции детской агрессивности