Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:36, курс лекций
Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г.
Лекция 1. Предмет, методы и структура
юридической психологии
1. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи
Развитие представлений о юридической психологии. Научные представления о связи юридической практики и психологии возникли в связи с работой следователей правоохранительных органов и в начале прошлого столетия стали именоваться «психологией следственной деятельности» или «судебной психологией». Время шло, психология стала использоваться в других сферах юридической деятельности, а система юридико-психологических знаний продолжала именоваться «судебной психологией». Только в 60-х годах XX века профессором Д.Р. Ратиновым, которому принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридико-психологических знаний в постсталинское время «хрущевской оттепели», было предложено новое название — «юридическая психология», официально включенное в 1969 г. в перечень научных специальностей. Это было не простым переименованием старых знаний, а принципиально новым пониманием сущности и возможностей психологии в юридической практике и, стало быть, новым представлением о предмете этой отрасли научного знания.
Интегративный
характер предмета юридической психологии.
Система научных знаний, находящаяся на
стыке юридических и психологических
наук, иначе как
юридической психологией именоваться
просто не может. Это определяет и интегративную
сущность самой реальности и интегративный
характер знаний о ней, являющихся юридико
– психологическими.Закономерные
связи, феномены и механизмы, обнаруживающиеся
и действующие при соприкосновении юридической
и психологической реальностей, и выступают
основой предмета юридической психологии.
Юридическая психология, находясь на стыке юриспруденции и психологии, призвана понимать свой предмет в «юридической части» так, как его понимает юридическая наука, а в «психологической» — как его понимает психологическая наука.
Поэтому предметом юридической психологии выступает психологическая реальность (психологические феномены, психологические закономерности и психологические механизмы) в деятельности юридических органов, государственных, хозяйственных и общественных организаций, их влияний на правовую систему и зависимостей от нее, а также юридически значимых сторон образа жизни, поведения и правоотношений граждан и их групп.
Цели
и основные задачи юридической психологии
как науки.
Конечная цель юридической
психологии общая с юриспруденцией
— построение правового государства и
общества, а специфика — способствование
достижению ее на основе раскрытия зависимостей
и влияний юридико-психологической реальности,
а также разработки путей их оптимизации.
Основные задачи юридической психологии:
По своим целям и задачам
юридическая психология, как видим,
является прикладной,
практически ориентированной отраслью
научного знания.
Это и естественно, поскольку само возникновение
ее и развитие шло и идет на основе запросов
практики и стремления обеспечить достижение
более высоких результатов в различных
видах юридической деятельности.
Психологическая сущность и структура предмета юридической психологии. Психологическая реальность, неразрывно связанная с правовой, влияющая на нее и зависящая определенным образом от нее, — это целый мир психических явлений. Хотя он непосредственно не воспринимаем, он — реальность, которая существует и обнаруживает свое существование в поступках и отношениях людей, имеющих юридическое значение. Мы можем не желать признавать и учитывать его, но от этого он не исчезнет и не прекратит свое влияние на состояние законности и правопорядка.
Психология людей в отношениях с системой права (предмет юридической психологии) — это реальность, представленная в своеобразной психологии их, в виде особой психологической функциональной подсистемы их психики, отражающей систему права и регулирующей взаимоотношения с ней, которую, как реальность, и называют правовой психологией людей. Адекватные научные представления об этой психологии, модель психологии людей в правовой системе разрабатывает особая отрасль научного знания, находящаяся на стыке юридических и психологических наук. Очевидно, что эти знания будут адекватны реальности, если будут носить юридико-психологический характер.
По своей сущности и представленности нашему восприятию психические явления делятся на психологические факты, психологические закономерности и психологические механизмы.
По форме существования все психологические явления делятся на психические процессы, психические состояния и психические образования (свойства, стереотипы).
По качественно-содержательным особенностям выделяется ряд психологических явлений.
Мотивационные феномены выполняют в психической деятельности побуждающую функцию и определяют избирательность отношений и активности юриста, гражданина, правонарушителя к окружающему, к происходящим событиям, проблемам, возможностям, будущему и пр. Потребности, мотивы, цели, планы, стремления, психологические установки, интересы, убеждения, взгляды — важнейшие из них и доминирующие среди других психологических факторов, закономерностей и механизмов психики каждого человека, имеющие решающее значение в его юридически значимых намерениях, акциях, образе жизни и пр.
Познавательные психические процессы, состояния и образования характеризуют интеллектуальную деятельность и соответствующие возможности человека. Они ответственны за то, что и как, в частности, воспринимается и понимается им в правовой и психологической действительности, какая картина мира и общества складывается и функционирует в его сознании. К ним относятся: ощущения, восприятия, внимание, память, представления, воображение, мышление и речь.
В эмоциональных психических явлениях
совершается и выражается переживание
человеком своего отношения к окружающему,
к правовой действительности, нормам права,
правомерному поведению и правонарушениям,
правоохранительным органам и пр. Чувства
и эмоции — основные разновидности этих
явлений, которые сильно влияют на жизнь,
поступки, отношения и развитие самого
человека. Положительные эмоции сказываются
притягательно по отношению к их объекту
или предмету, а отрицательные — отталкивающе,
что (в зависимости от конкретного случая
и его содержательных характеристик) влияет
положительно или отрицательно на личность,
ее поведение и достигаемые ею результаты.
Никакие вопросы укрепления
правопорядка основательно решить нельзя,
не решив проблему эмоций и чувств человека.
Это приходится подчеркивать, потому что
именно эмоциями и чувствами чаше всего
пренебрегают при решении созидательных
юридических проблем.
Волевые психические явления обеспечивают мобилизацию сил и возможностей человека при встрече с трудностями. Они выражаются в волевом усилии, напряжении, настойчивости, упорстве, самообладании и др.
Психомоторные явления включены в регуляцию движений тела, рук, ног человека и выражаются в «мышечном чувстве» (кинестезических ощущениях), «чувстве тела», двигательной памяти, процессах зрительно – мышечной координации, регулирующих движения мысленных образах их и пр. Они активно участвуют в формировании двигательных навыков при обучении специалистов правоохранительных органов.
По уровню отражения различаются явления сознания и бессознательного (иногда некоторые авторы добавляют к ним и подсознательные). Сознание включает в себя всю совокупность психических явлений, определяющих осмысленное отношение человека к миру с пониманием его существенных свойств, закономерностей и происходящего в нем. Важный элемент сознания – самосознание, осмысленность собственного существования в объективном мире, своих потребностей, себя самого (образ своего «Я»). Подсознание — совокупность явлений психики, которые не осознаются в какое-то время, но могут быть осознаны. Подсознание еще мало учитывается в юридической деятельности.
По преобладающей
Личностные социально-психологические явления преимущественно обусловлены социальными, т.е. общественными, факторами — социальным окружением: людьми, социальными условиями, событиями и процессами, групповыми социально-психологическими факторами. Они преобладают в важнейших свойствах (направленность, характер) и качествах личности (социальные потребности, отношение к труду и другим людям, мировоззрение, чувство долга, правопослушность, нравственная воспитанность, требовательность к себе и др.), ее привычках, психических состояниях, процессах и проявляются особенно в мотивации, нормах поведения, поступках, деятельности, отношениях и др. Они постоянно проявляются в психической деятельности человека, играют в ней важнейшую роль и характерны содержательными, качественными характеристиками. Важно, что они сильно подвержены социально-психологическим влияниям со стороны других людей и групп.
Психофизиологические явления имеют явные зависимости со стороны физиологии, прежде всего, центральной нервной системы. Социально-психологические влияния в них представлены менее всего. К ним можно отнести, прежде всего, те, которые традиционно объединяются в темпераменте человека (чувствительность, уравновешенность, тревожность, устойчивость к риску, подвижность, эмоциональность и др.), а также, с оговорками, — ощущения.
Таким образом, все перечисленные явления — психологические (родовое понятие) и являются лишь разновидностями. Крайностью было бы абсолютизировать специфику детерминации этих явлений, например, считать, что психофизиологические явления целиком зависят от физиологии, фатально неизменны, имеют биологическую природу.
Действие и взаимодействие социально-психологических явлений, носящих в целом отражающую природу, во многом обусловлены особыми социально-психологическими механизмами: общения, социального восприятия, группового давления, конформизма (подражания), заражения, подчинения, фасилитации — усиления или ослабления взаимодействующих людей.
2. Место юридической психологии в системе наук
Концепция системы. Система (от греч. systema — целое, составленное из частей; соединение) научной отрасли представляет собой определенным образом структурированную совокупность целостного комплекса ее знаний, их направлений, разделов, частей.
В структуру этой системы входят разделы юридико-психологического знания:
Структура и состояние системы. Макроструктура системы юридической психологии в виде основных частей и разделов.
Основы юридической психологии — исходные научные и прикладные положения, характеризующие ее как отрасль научного знания, находящуюся на стыке юриспруденции и психологии, ее назначение, концептуальные подходы к научно-психологическому решению проблем укрепления законности и правопорядка, создания общества, основанного на законе.
Эта часть включает в себя основные разделы, каждый из которых образован рядом направлений юридико-психологического знания и их практического приложения:
1) методологические основы юридической психологии — научная база, фундамент всей юридической психологии как особой отрасли научного знания и всех ее разделов. К ним относятся знания о:
2) психология правового общества и государства — раздел, представляющий собой научно-психологическое видение (модель) правового государства и общества, психологических феноменов, закономерностей, механизмов, отношений, характеризующих субъекты, структуры, общности, граждан, отвечающих требованиям законности, образ жизни, поведение и деятельность, их психологические детерминанты.
Информация о работе Предмет, методы и структура юридической психологии