Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:12, лекция

Описание работы

Понятие ощущения.
Нарушения ощущений.
Понятие восприятия.
Нарушения восприятий.
Понятие внимания.
Практические рекомендации по развитию внимания.

Работа содержит 1 файл

Лекции осенний семестр ЛД.docx

— 104.45 Кб (Скачать)

самооценкой, недостатком  психологической независимости, с  тяжелой реакцией    на    стрессовую      ситуацию ,     порождающей        чувство подавленности,    угнетенности,     безнадежности,         беспомощности, склонен к раковым заболеваниям. По  данным  английского   психолога Г.Айзенка,  невротизм   и   психотизм      увеличивают         вероятность сердечных заболеваний, но уменьшают опасность возникновения рака.

Психогении - это нарушения, возникающие в организме  и  в   психике под влиянием тяжелых психогенных     факторов:    невроз     ожидания,  психогенный паралич,  психогенная     депрессия,  психогенный ступор, истерическая слепота,    подкашивание     ног     при      сильном страхе.

Нарушения в соматической сфере:   тошнота,   рвота,   поносы, запоры, анорексия, одышка, удушье, кашель,  повышение АД, потеря сознания, обморок,     недержание      мочи,    половая    холодность,    нарушение менструального    цикла,    отсутствие    молока у    кормящей    матери.

Соматогении -  психические   нарушения,    вызванные соматическими заболеваниями (  инфекции,    интоксикации,    заболевания внутренних органов). Заболевания сердца – страх, тревога; тиреотоксикоз – страх, вспыльчивость, плаксивость; ревматизм – тяжелые психические расстройства

Психология    пациентов   при    острых    и     тяжелых       хронических  заболеваниях и неясным исходом  различная  и меняется в зависимости  от течения заболевания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция №13

Тема “ Психология соматического пациента. Реакция  личности на боль”

План:

1. Понятие внутренняя  картина болезни

2. Особенности переживаний  пациента

2.1. особенности переживаний  различных переживаний

2.2. личностные особенности  больного

3. Паронояльный синдром

Вопрос 1. Понятие  внутренняя картина болезни.

Для обозначения как больной  оценивает свою болезнь и как  относится к ней в практическое использование было введено понятие  – внутренняя картина болезни  ( аутопластическая картина болезни, переживания болезни). Чаще используется термин ВКБ – это все то, что испытывает и переживает больной. Вся масса его ощущений, его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах.

ВКБ имеет 2 уровня: 1. Сенситивный – это совокупность ощущений связанных с болезнью; 2. Интеллектуальный – знание о болезни и ее оценка. Кроме того выделяют эмоциональную сторону: страх, тревога и волевые усилия.

Что влияет на ВКБ:

1. Характер болезни ( острая, хроническая);

2. Обстоятельства, в которых протекает болезнь:

а) проблемы и неуверенность, связанные с болезнью

б) среда, в которой протекает болезнь

в) причина болезни ( кого он считает виновником заболевания)

3. Какой была личность перед заболеванием (возраст, темперамент, характер, ценности, чувствительность, пол, профессия, воспитание)

Меланхолик способен отреагировать на горе, замкнутость, отрешенность, подавленным настроением.

Сангвиник постарается не выносить на обсуждение, будет реально оценивать свою болезнь.

Реакцией на болезнь может быть:

Агровация – преувеличение признаков заболевания и субъективных жалоб. Переоценка значимости заболевания делает человека тревожным, настороженным, он постоянно прислушивается к меняющимся ощущениям, недоволен лечением персонала.

Симуляция – притворство о наличии болезни (для получения выгоды, снятие ответственности)

Диссимуляция – скрывание болезни и ее признаков ( психозы, туберкулез, сифилис)

Понимая ВКБ задача мед. работника состоит в уменьшении тяжелых и неадекватных реакций, создание у больного разумного отношения к болезни. Этот процесс носит название коррекция масштаба переживания болезни.

Т.е. при реальном отношении  к болезни человек принимает  необходимые меры для улучшения  своего здоровья, спокойно сотрудничает с мед. персоналом принимает и выполняет рекомендации.

В настоящее время существуют следующие типы описаний отношения  больного к своей болезни.

Боухал выделяет следующие типы ВКБ:

1.нормальная – больной  реально оценивает тяжесть своих  состояний;

2.пренебрежительная –  больной недооценивает тяжесть  своего заболевания;

3.отрицающая – человек отрицает факт своего заболевания;

4.нозофобия – у больного  имеется преувеличение опасения  за свое здоровье и понимание  этого преувеличения;

5.ипохондрическая – человек  погружается, “уходит” в болезнь;

6.нозофильная – больной  получает удовлетворение от того, что болезнь освобождает его  от выполнения каких-то обязанностей;

7.утилитарная – больной получает определенную выгоду от болезни, материальную или моральную.

А.Е.Личко предлагает выделить такие варианты:

1.гармонический – больной  реально оценивает болезнь;

2.аназогностический –  человек не осознает своей  болезни;

3.тревожный – на фоне болезни у человека значительно возрастает тревога;

4.ипохондрический – человек  погружается “уходит” в болезнь;

5.неврастенический – основой болезни является: раздражительность, утомляемость, неустойчивость настроения;

6.меланхолический – обнаружение заболевания вызывает у человека депрессию;

7.апатический – человек,  заболев, теряет всякий интерес  ко всему, становится вялым,  пассивным;

8.сенситивный – у больного появляется избыточная склонность переживания за себя, за других;

9.эгоцентрический – больной  ставит свои страдания выше  всего остального, требует особого  внимания родственников и врачей;

10.эргопатический – человек  уходит в работу, стремится сохранить  профессиональный статус, как бы  игнорируя болезнь;

11.дисфорический – больной  становится всем недовольный,  злобный, агрессивный;

12.паранояльный – считает,  что болезнь является результатом  злого умысла, становится подозрительным  при всяких назначениях лекарств, процедур (повторить паронояльную акцентуацию, основные черты личности)

Знание ВКБ позволяет  врачу лучше понимать пациента и строить тактику лечения.

Вопрос 2. Особенности  переживания при различных заболеваниях

   Заболевание

      ВКБ

Злокачественное образование

Тяжелое психическое потрясение,

Лишение надежды, пассивность,

Суицидальное настроение

Внутренние болезни

Депрессия, страз из-за угрозы жизни, пессимистическое недовольное  настроение, вспыльчивость, тревожные  мысли

Инфекционные  заболевания

Большой диапазон расстройств в психической сфере от легкой астении до выраженных психозов с глубокими бредовыми и галлюцинаторными переживаниями, резким выраженным возбуждением. Индивидуальная повышенная чувствительность к инфекциям или переживание инфекций без особых расстройств, быстрая утомляемость, раздражительность, эмоциональная неустойчивость

Хирургия

Страх, отказ от операций, страх ожидания результатов, страх  перед наркозом, нарушение психики  при острых хирургических заболеваниях

Дерматология

Отрицательные эстетические переживания, стыд, чувство неполноценности

Гинекология

Страх и невротические  реакции неожиданно начавшейся менструации. Предменструальный синдром: раздражительность, утомляемость, головные боли. В период менструации: раздражительность, склонность к депрессии. Страх и сомнение при нежелательной беременности. Чувство сожаления, вины после последствия  аборта и до аборта.


 

    1. Личностные особенности больного
  1. Неспособность к свободному фантазированию;
  2. Ограничение способности воспринимать чувства и трудности в сообщении внутренних переживаний, душевная пустота;
  3. Обеднение словарного запаса;
  4. Переживание потери объекта. Больные не в состоянии адекватно перерабатывать свои переживания, потеря близкого становится болезненным;
  5. Склонны придавать значение словам окружающих. Достаточно одного с их точки зрения подозрительного взгляда окружающих, чтобы насторожить такого больного, усилить его сомнение

3.  Паронояльный синдром. На границе между невротическими и психотическими находятся паронояльные реакции, которые также могут возникать вследствие стресса.

Паронояльный синдром характеризуется у больного наличием сверхценных идей, основанных на логической ошибке и не поддающихся коррекции. При этом идея значимости становится  настолько сильной, что все попытки объяснить ему ошибку воспринимаются, как стремление ущемить права. Другие пишут жалобы (сутяжничество).

Лекция №14

Психогигиена  и психопрофилактика

План.

  1. Понятие  психогении,  соматогении,  ятрогении, кардиофобии.
  2. Психопрофилактика.
  3. Психогигиена.
  4. Одна  из  задач  медперсонала - максимально избегать  ненужных  отрицательных психологических воздействий на  больных.

Тем  не  менее,  по  вине  медработника  у  больных  могут  возникать  различные  неблагоприятные  состояния. 

   Ятрогении-  нарушение здоровья  человека  в результате  действий  медработника.

  Соматогении- вред  наносится прямым  воздействием  на  организм  необоснованно назначенным лекарством,  операцией,  обследованием.

   Психогении- отрицательное воздействие на  сознание  человека  ( неправильно понятые слова медработника,  нарушения в организме вследствие  психических травм).

   Кардиофобия-  страх остановки сердца  вследствие  назначения  строгого  постельного режима   без объяснения  при начавшихся  у  больного  неприятных  ощущениях  в сердце.

    Соррогении- вред,  который могут причинить сестры  больным.  Их  основные  причины: недостаточное внимание  к больным,  недостаточная общая культура,  амбициозность,  переоценка  своей личности,  желание «показать себя»,  дача  советов и рекомендаций,  трактовка данных  анализов  и обследований.

   Эгротогении-  отрицательное  воздействие  больных  друг  на  друга.

  1. Психопрофилактика-  просветительская  работа,  направленная  на  пропаганду  путей выздоровления.  Важным  моментом  является  не  запугивать  больных.

Первичная  профилактика -  диспансеризация   всего здорового населения, проведение  психологических мероприятий;  создание  здорового психологического  климата на  производстве;  обучение  психогигиеническим  навыкам в школах,  СУЗах  и ВУЗах.

   Вторичная   профилактика- выявление  заболеваний  на  самых  ранних  стадиях;  диспансеризация  беременных;  медико-  генетические  консультации  вступающих  в  брак;  выделение  групп  профессионального  риска.

   Третичная  профилактика- профилактика  рецидивов  имеющихся  заболеваний ; потери  трудоспособности,  инвалидизации.

  1. Психогигиена-  наука  о  сохранении  и  укреплении  психического  здоровья  человека.

Возрастная  психогигиена- наука о сохранении  и укреплении  здоровья  человека  в разные  возрастные  периоды.

Выделяются  наиболее  ответственные  возрастные  периоды:  детский  возраст, подростковый, период  инволюции - увядания (в  это  время  происходят  наибольшие  сдвиги  в  психике  человека).

Психогигиенической  задачей  в  раннем детском возрасте  являются строгий режим, питание , сон, физкультура.

Психогигиенической задачей  в   школьном и подростковом возрасте являются дозированная учебная нагрузка, регуляция отношений между учениками, учителем и учениками; целенаправленная работа в вопросах выбора профессии; адекватная оценка собственной личности, просвещение в сексуальных вопросах.

Психогигиенической задачей  в пожилом возрасте являются учет изменений, связанных с работой, режимом дня; рациональное питание.

Психогигиена  труда.

Важные факторы:

1.Эмоциональное отношение  к труду.

2.Соответствие психофизиологических  качеств человека особенностям  профессии.

3.Эстетика на производстве.

Психогигиена  обучения.

Важные факторы:

1.Правильная организация  умственного труда (3-4 часа без  перерыва; умственный труд на  свежую голову; чередование умственного  труда и физических нагрузок; использование технических приспособлений).

Психогигиена  быта.

Информация о работе Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание