Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:12, лекция

Описание работы

Понятие ощущения.
Нарушения ощущений.
Понятие восприятия.
Нарушения восприятий.
Понятие внимания.
Практические рекомендации по развитию внимания.

Работа содержит 1 файл

Лекции осенний семестр ЛД.docx

— 104.45 Кб (Скачать)

Антистрессорный  набор.

1.Медитация  на  дыхании  – 3 –4мин

2.Общее  расслабление  при  помощи  самовнушения –5-6мин

3.Формулы  уверенности  – 3-4мин

4.Создание  стратегии   успешного  поведения – 7-8мин

 

Горе, этапы переживания острого горя

Горе – это наша ответная реакция на потерю. Острое горе –  определенный синдром с психологической  и соматической симптоматикой, длящийся примерно 3-4 месяца.

Стадии горевания:

1 Стадия шока- эмоциональный ступор, ужас, отстраненность от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв.

2.Стадия отрицания – неверие в реальность потери, сознание не допускает мысли о чьей-то смерти, жизнь напоминает дурной сон. Отрицание - это механизм защиты, но постепенно сознание начинает принимать реальность потери и ее боль.

3.Стадия агрессии – негодование и враждебность, обвинение в смерти близкого человека себя, родных или знакомых, лечившего врача, Бога. Человек может угрожать виновным или заниматься самобичеванием.

4.Стадия депрессии – тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери. Через депрессию и боль человек имеет возможность познать смысл происшедшего, переосмыслить ценность собственной жизни, постепенно ослабить отношения с умершим, простить его и себя.

5. Стадия принятия смерти. Существует несколько уровней принятия. Одним из наиболее распространенных является покорность – тихое отчаяние и безнадежный застой. Другой уровень принятия смерти – понимание, что со смертью близкого человека собственная жизнь не потеряла смысл, что она продолжается и остается такой же значимой  и важной, несмотря на потерю. Может появиться новая идея собственной жизни, переосмысление ценности бытия, признание мудрости и глубокого смысла во всем происходящем.

       Несмотря  на общие закономерности переживания  горя, каждый человек – это  особый случай; это не «стадия», а беспрерывный процесс изменений,  наполненных жизнью, страданием  и поиском.

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

Лекция №11

«Синдром хронической  усталости  и синдром эмоционального выгорания»

План

1.Понятие синдрома хронической   усталости.

1.1.СХУ у медработников.

1.2.Влияние утомления на  профессиональную деятельность  медработника.

2.Понятие синдрома эмоционального  выгорания.

2.1.Симптомы СЭВ.

2.2.Влияние СЭВ на профессиональную  деятельность и личность медработника.

2.3.Приемы и методы профилактики  СЭВ.

Основными симптомами СХУ  являются: постоянная усталость, головные боли, спутанность сознания, бессонница, плохая память, боли в суставах и  шее, проблемы с желудком, одышка. Впервые, в 80-годах,  это заболевание выявлено в Америке. Три основные гипотезы о причинах возникновения СХУ: под  влиянием инфекции, вследствие поражения  иммунной системы, вследствие отравления организма. Особое место отводится  стрессам и депрессии, т.к. они ведут  к разрушению иммунной системы.

В отечественной литературе есть понятие, весьма близкое к понятию  СХУ – «астения переутомления». Этому состоянию предшествуют длительный период волевого усилия, умственного  напряжения и продолжения работы в условиях переутомления, отрицательная  настроенность на труд. Наиболее частым симптомом астении считается  раздражительность.

В профессиях типа человек-человек  усталость наступает прежде всего от другого человека. Она обусловлена: 1) постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей; 2) требовательность и ответственность в профессии; 3) организация работы в здравоохранении (дежурства, работа по сменам), чрезмерно большой прием; 4) эмоциональное отношение к жизни в целом, позиция жизнеутверждения или жизнеотрицания.

Последствия утомления.

  1. Нетерпеливость и раздражительность. Проявляется в сокращении времени приема каждого пациента.
  2. Снижение и замедление производительности труда. Характеризуется неспособностью концентрировать внимание, трудностью при постановке диагноза и выборе метода лечения.
  3. Врачебные ошибки.
  4. Недовольство результатами деятельности. Переживание собственной профессиональной несостоятельности.
  5. Конфликты и нарушение профессионального взаимодействия.(с администрацией, коллегами, пациентами).

 

Термин «эмоциональное сгорание»  был введен американским психологом Фреденбергом в 1974 году.

Синдром эмоционального выгорания  – это   состояние психического утомления и разочарования, и  чаще всего возникает у людей  помогающих профессий. Он обусловлен нарушениями  и сложностями, возникающими в организме  человека в процессе его профессиональной деятельности. Это ответ организма  на ситуацию, вызывающую постоянный, продолжительный  стресс. Он сопровождается эмоциональным  истощением, деперсонализацией, снижением  работоспособности.

Симптомы  можно разделить  на три группы: связанные с физическим состоянием, с социальными отношениями, внутриличностными переживаниями.

Симптомы, связанные с  физическим состоянием:

  • повышенная утомляемость, апатия;
  • физическое недомогание, частые простуды, тошнота, головная боль;
  • боли в сердце, повышенное или пониженное давление;
  • боли в области живота, нарушение аппетита т режима питания;
  • приступы удушья, астматические симптомы;
  • увеличение потливости;
  • покалывания за грудиной, мышечные боли;
  • нарушения сна, бессонница.

СЭВ обусловлен нарушениями  и сложностями, возникающими в организме  человека в процессе его профессиональной деятельности. Это ответ организма  на ситуацию, вызывающую постоянный, продолжительный  стресс.

Симптомы, связанные с  социальными отношениями:

  • появление тревоги в тех ситуациях, где раньше она не возникала;
  • раздражительность и агрессивность в общении с окружающими;
  • нежелание работать, перекладывание ответственности;
  • отсутствие контакта с пациентами и нежелание улучшать качество работы;
  • формализм в работе, стереотипность поведения, сопротивление переменам, активное неприятие любого творческого начала.

Внутриличностные симптомы:

  • повышенное чувство жалости к себе;
  • ощущение собственной невостребованности;
  • чувство вины;
  • тревога, страх, ощущение загнанности;
  • заниженная самооценка;
  • ощущение собственной угнетенности и бессмысленности всего происходящего, пессимизм;
  • разрушительное самокопание, проигрывание в голове ситуаций, связанных с сильными негативными эмоциями;
  • психическое истощение;
  • сомнение в эффективности работы.

Факторы возникновения СЭВ  у медработников: социальный фактор, личностный фактор, фактор среды.

Влияние СЭВ:

  • утрата авторитета медработника;
  • циничное, жестокое отношение к пациенту;
  • утрата способности к  правдивому и честному изложению информации о состоянии здоровья человека;
  • передача пациентам через слово, интонацию, эмоциональную реакцию чувства бессмысленности, безнадежности и вины ;
  • утрата ценностного и целостного подхода к человеку  и себе самому.

Приемы и методы профилактики СЭВ.

Методы, используемые на работе:

  • обустройство рабочего места, создание максимально возможных комфортных условий;
  • регулярное повышение квалификации, обучение;
  • обсуждение трудных рабочих ситуаций с коллегами;
  • соблюдение режима труда, отдыха и питания;
  • определение целей и возможностей дальнейшего карьерного роста;
  • смена места работы (как крайний вариант);
  • поиск в рутинной работе положительных моментов;
  • отдых соразмерно нагрузкам;
  • отпуск;
  • психологические тренинги;
  • оптимизация организации работы в здравоохранении.

Методы, используемые вне  работы:

  • художественная литература (в том числе философская);
  • фильмы, спектакли;
  • различные виды искусства;
  • просмотр юмористических передач;
  • любимый фильм;
  • кулинарные изыски;
  • танцы, йога, шейпинг;
  • правильное питание;
  • различные виды спорта, прогулки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция №12 «Психосоматические отношения»

План

  1. Понятие  психосоматики.
  2. Механизмы психосоматических заболеваний. 
  3. Связь конкретных заболеваний с особенностями характера человека.
  4. Соматогенное влияние: психогении : нарушения в соматической сфере; соматогении.

 

Психосоматическая патология  –это соматизированные расстройства, вызванные нарушением социальной адаптации, и проявляющиеся соматической патологией.  В основе ее формирования лежат психоэмоциональные стрессы и отрицательные эмоции. Ее можно разделить на три вида:

    • Избыточные вегетативные реакции на эмоциональное переживание (сердцебиение, головокружение, кишечные и почечные дисфункции);
    • Соматоформные расстройства (депрессивные расстройства);
    • Психосоматическая патология в узком смысле: артериальная гипертензия, ИБС, БА, гастродуоденальные язвы, неспецифический язвенный колит, ревматоидный артрит, нейродермит, тиреотоксикоз.

Особенностью психосоматической  патологии является  двухуровневое  проявление: психическое расстройство и соматическое расстройство.

Не у каждого человека одинаковая стрессовая ситуация вызывает одинаковые расстройства. До сих пор  идет изучение вопроса, почему и как  формируются психосоматические  нарушения. Общепризнанным считается  следующее:

      • Для того, чтобы психоэмоциональный стресс приобрел патогенное значение, он должен быть интенсивным или продолжительным или тем и другим одновременно;
      • Локализация патологических нарушений зависит от генетической предрасположенности , внешних причин  в сочетании с психофизиологической активностью.

Доказано   значение       долговременной       памяти         условного        патологического    рефлекса в  формировании           патологических  психофизиологических  реакций. Существует  много   теорий   и   моделей,     объясняющих  причины и механизмы  развития  психосоматической  патологии.      Основатель телесно   ориентированной  психотерапии    показал   связь  эмоций с мышечными зажимами. Отрицательные эмоции образуют мышечный панцырь, на поддержание которого организм расходует большое количество нервно-психической энергии, которая перестает свободно циркулировать по телу. Наибольший вес эмоциональный фактор имеет при ИБС, АГ, ЯБ 12- перстной кишки и БА. При ИБС и АГ  повышается тонус симпатической нервной системы, что приводит к повышению    тонуса артериальных сосудов и нарушениям в системе кровообращения.  При ЯБ и БА повышается тонус парасимпатической      нервной системы, в результате    повышается  уровень   соляной    кислоты   в    желудке    и увеличение тонуса бронхиального   дерева   при     бронхиальной астме. Конечный итог воздействия     эмоционального   стресса    зависит     от реакции    генетических     структур,    условий     внешней     среды     и  психологического    статуса     человека    на     момент        воздействия. К развитию  ИБС  и АГ  склонны люди амбициозные и   честолюбивые, активные на работе и дома, нетерпеливые,  агрессивные и не умеющие отдыхать. У людей апатичных,   со   сниженным    настроением     чаще  встречаются      болезни    желудка и    кишечника,   склонных к гневу – болезни печени.   Неудовлетворенность     жизненной       перспективой,  неопределенность   будущего  способствуют    повышению    в    2  раза  частоты психических расстройств и телесных заболеваний.  Человек    с крайне      низким   внешним   проявлением  эмоциональности,   низкой    

Информация о работе Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание