Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:12, лекция
Понятие ощущения.
Нарушения ощущений.
Понятие восприятия.
Нарушения восприятий.
Понятие внимания.
Практические рекомендации по развитию внимания.
Антистрессорный набор.
1.Медитация на дыхании – 3 –4мин
2.Общее расслабление при помощи самовнушения –5-6мин
3.Формулы уверенности – 3-4мин
4.Создание стратегии успешного поведения – 7-8мин
Горе, этапы переживания острого горя
Горе – это наша ответная реакция на потерю. Острое горе – определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой, длящийся примерно 3-4 месяца.
Стадии горевания:
1 Стадия шока- эмоциональный ступор, ужас, отстраненность от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв.
2.Стадия отрицания – неверие в реальность потери, сознание не допускает мысли о чьей-то смерти, жизнь напоминает дурной сон. Отрицание - это механизм защиты, но постепенно сознание начинает принимать реальность потери и ее боль.
3.Стадия агрессии – негодование и враждебность, обвинение в смерти близкого человека себя, родных или знакомых, лечившего врача, Бога. Человек может угрожать виновным или заниматься самобичеванием.
4.Стадия депрессии – тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери. Через депрессию и боль человек имеет возможность познать смысл происшедшего, переосмыслить ценность собственной жизни, постепенно ослабить отношения с умершим, простить его и себя.
5. Стадия принятия смерти. Существует несколько уровней принятия. Одним из наиболее распространенных является покорность – тихое отчаяние и безнадежный застой. Другой уровень принятия смерти – понимание, что со смертью близкого человека собственная жизнь не потеряла смысл, что она продолжается и остается такой же значимой и важной, несмотря на потерю. Может появиться новая идея собственной жизни, переосмысление ценности бытия, признание мудрости и глубокого смысла во всем происходящем.
Несмотря
на общие закономерности
.
Лекция №11
«Синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания»
План
1.Понятие синдрома
1.1.СХУ у медработников.
1.2.Влияние утомления на профессиональную деятельность медработника.
2.Понятие синдрома
2.1.Симптомы СЭВ.
2.2.Влияние СЭВ на
2.3.Приемы и методы
Основными симптомами СХУ являются: постоянная усталость, головные боли, спутанность сознания, бессонница, плохая память, боли в суставах и шее, проблемы с желудком, одышка. Впервые, в 80-годах, это заболевание выявлено в Америке. Три основные гипотезы о причинах возникновения СХУ: под влиянием инфекции, вследствие поражения иммунной системы, вследствие отравления организма. Особое место отводится стрессам и депрессии, т.к. они ведут к разрушению иммунной системы.
В отечественной литературе есть понятие, весьма близкое к понятию СХУ – «астения переутомления». Этому состоянию предшествуют длительный период волевого усилия, умственного напряжения и продолжения работы в условиях переутомления, отрицательная настроенность на труд. Наиболее частым симптомом астении считается раздражительность.
В профессиях типа человек-человек усталость наступает прежде всего от другого человека. Она обусловлена: 1) постоянным эмоциональным контактом с большим количеством людей; 2) требовательность и ответственность в профессии; 3) организация работы в здравоохранении (дежурства, работа по сменам), чрезмерно большой прием; 4) эмоциональное отношение к жизни в целом, позиция жизнеутверждения или жизнеотрицания.
Последствия утомления.
Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психологом Фреденбергом в 1974 году.
Синдром эмоционального выгорания – это состояние психического утомления и разочарования, и чаще всего возникает у людей помогающих профессий. Он обусловлен нарушениями и сложностями, возникающими в организме человека в процессе его профессиональной деятельности. Это ответ организма на ситуацию, вызывающую постоянный, продолжительный стресс. Он сопровождается эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности.
Симптомы можно разделить на три группы: связанные с физическим состоянием, с социальными отношениями, внутриличностными переживаниями.
Симптомы, связанные с физическим состоянием:
СЭВ обусловлен нарушениями и сложностями, возникающими в организме человека в процессе его профессиональной деятельности. Это ответ организма на ситуацию, вызывающую постоянный, продолжительный стресс.
Симптомы, связанные с социальными отношениями:
Внутриличностные симптомы:
Факторы возникновения СЭВ у медработников: социальный фактор, личностный фактор, фактор среды.
Влияние СЭВ:
Приемы и методы профилактики СЭВ.
Методы, используемые на работе:
Методы, используемые вне работы:
Лекция №12 «Психосоматические отношения»
План
Психосоматическая патология –это соматизированные расстройства, вызванные нарушением социальной адаптации, и проявляющиеся соматической патологией. В основе ее формирования лежат психоэмоциональные стрессы и отрицательные эмоции. Ее можно разделить на три вида:
Особенностью
Не у каждого человека одинаковая стрессовая ситуация вызывает одинаковые расстройства. До сих пор идет изучение вопроса, почему и как формируются психосоматические нарушения. Общепризнанным считается следующее:
Доказано значение долговременной памяти условного патологического рефлекса в формировании патологических психофизиологических реакций. Существует много теорий и моделей, объясняющих причины и механизмы развития психосоматической патологии. Основатель телесно ориентированной психотерапии показал связь эмоций с мышечными зажимами. Отрицательные эмоции образуют мышечный панцырь, на поддержание которого организм расходует большое количество нервно-психической энергии, которая перестает свободно циркулировать по телу. Наибольший вес эмоциональный фактор имеет при ИБС, АГ, ЯБ 12- перстной кишки и БА. При ИБС и АГ повышается тонус симпатической нервной системы, что приводит к повышению тонуса артериальных сосудов и нарушениям в системе кровообращения. При ЯБ и БА повышается тонус парасимпатической нервной системы, в результате повышается уровень соляной кислоты в желудке и увеличение тонуса бронхиального дерева при бронхиальной астме. Конечный итог воздействия эмоционального стресса зависит от реакции генетических структур, условий внешней среды и психологического статуса человека на момент воздействия. К развитию ИБС и АГ склонны люди амбициозные и честолюбивые, активные на работе и дома, нетерпеливые, агрессивные и не умеющие отдыхать. У людей апатичных, со сниженным настроением чаще встречаются болезни желудка и кишечника, склонных к гневу – болезни печени. Неудовлетворенность жизненной перспективой, неопределенность будущего способствуют повышению в 2 раза частоты психических расстройств и телесных заболеваний. Человек с крайне низким внешним проявлением эмоциональности, низкой
Информация о работе Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание