Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:12, лекция

Описание работы

Понятие ощущения.
Нарушения ощущений.
Понятие восприятия.
Нарушения восприятий.
Понятие внимания.
Практические рекомендации по развитию внимания.

Работа содержит 1 файл

Лекции осенний семестр ЛД.docx

— 104.45 Кб (Скачать)

  Основные принципы психологической  теории деятельности:

  1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно проявляться в деятельности (принцип «размывания» круга сознания).
  2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения).
  3. Деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности).
  4. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер (принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Теперь необходимо обратить внимание на то, что каждое действие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией.  Способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции.  Цель в теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие . Операции – это более крупные единицы деятельности, чем действия. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков.  Четкую грань между операциями и действиями выделить трудно. Например, при выпечке блинов, вы не задумываясь переворачиваете блин с одной стороны на другую, – это операция. Но если вы при выполнении этой деятельности начинаете себя контролировать и думать, как сделать лучше, то сталкиваетесь с необходимостью выполнения целого ряда действий. В этом случае переворачивание блина превращается в цель целой серии действий, что само по себе не может рассматриваться в качестве операции. Самый нижний уровень структуры деятельности – психофизиологические функции. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов.  К ним в первую очередь следует отнести способности к ощущению, моторные способности, которые достаются человеку при его рождении и составляют фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.

3.Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.)   
В развитии ребенка существует  две переплетенных линии.  
Первая следует путем естественного созревания.  
Вторая состоит в овладении культур, способов поведения и мышления.

Средствами организации  поведения и мышления являются системы  знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.). Система  овладения ими проходит несколько  стадий.  
Начальная связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо натуральной, непроизвольной  функции.  
На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом).  
На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он — к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды — сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя выходами лежит процесс интериоризации, вращивания функции вовнутрь. Таким образом, психические функции приобретают осознанность и произвольность, и происходит  процесс экстериоризации — вынесения вовне результатов умственной деятельности, который происходит в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения - это коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми.  
Гениальна догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития : только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.   
Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания. В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке.   
Личность не врожденна, но возникает в результате культур, развития.   
Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу.  
Стабильные процессы  сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность.Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной). Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.   Появление К.-и. т. Выготского символизировало новый виток развития психологии личности: социальное происхождение, существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в   формах культуры, в которую приходит человек после рождения. 
                                                Периодизация Эльконина

  • Этап раннего детства
    • Младенчество (до года)
    • Ранний возраст (1-3 года)
  • Этап детства
    • Дошкольный возраст (3-7 лет)
    • Младший школьный возраст (7-11 лет)
  • Этап отрочества
    • Подростковый возраст (11-15 лет)
    • Ранняя юность (15-17 лет)

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

  1. Социум для ребенка не антагонистичен.
  2. Личность развивается от рождения до смерти.
  3. Личность развивается через последовательные этапы жизни.
  4. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
  5. В развитии человека восемь стадий.
  6. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
  7. Переход от стадии к  стадии является личностным кризисом.
  8. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть.

                                         Стадии развития

  1. Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
  2. Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
  3. Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
  4. Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
  5. Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
  6. Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
  7. Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
  8. Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

 

 

 

 

 

 

Лекция №6

Тема «Современные теории личности в зарубежной психологии»

Психоанализ З.Фейда

З.Фрейд в психической  жизни выделил 3 уровня : сознание, предсознательное, бессознательное.

Сознание – ощущения и переживания, осознаваемые человеком в данный момент. Охватывает малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и когда внимание человека переключается на другие сигналы, погружается на уровень предсознания или бессознательного.

Предсознание – «доступная память» - может легко вернуться  в сознание в результате минимальных усилий. Наводит мосты между осознаваемым и неосознаваемым.

Бессознательное – хранилище эмоций и воспоминаний, подавленных или вытесненных из-за того, что они угрожали сознанию (забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю, подавление сексуального желания).

Психологическая защита – комплекс осознаваемых или (чаще) неосознаваемых психологических действий для защиты своего психологического «Я», сохранения уважения и самоуважения, избавления от чувства напряжения.

Вид защиты

Описание  защиты

Пример

Вытеснение

   

Проекция

   

Рационализация

   

Регрессия

   

Изоляция

   

Отрицание

   

Сублимация

   

 

Структура личности по З.Фрейду.

В начале 20годов З.Фрейд в анатомию личности ввел три основные структуры: ИД, ЭГО, СУПЕР-ЭГО.

Ид – означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Функционирует в бессознательном, подчиняется принципу удовольствия, не знает страха и тревоги. Его можно сравнить со слепым королем, чья власть безгранична и заставляет подчиняться, но он вынужден опираться на своих подданных.

 Эго- компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Оно учитывает ограничения, налагаемые внешним миром. Подчиняется принципу реальности, который дает возможность человеку тормозить, переадресовывать энергию, вносит в наше поведение меру разумности. Эго различает реальность и фантазию, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта. Эго способно направлять энергию в нужное русло. Это исполнительный орган личности.

Супер-эго – (сверх Я) – компонент личности, выражающийся в общественных нормах и стандартах. Приобретается человеком в процессе воспитания. Это морально-этическая сила личности. Появляется  тогда, когда ребёнок начинает различать, что такое хорошо и плохо, правильно, неправильно, нравственно и безнравственно. Механизмом формирования Супер-эго является идентификация с родителями (под присмотром взрослых, в их присутствии и самостоятельно). Она возможна при позитивном отношении к родителям. Оптимальная идентификация происходит при либерализации воспитания, что позволяет ребенку справляться с комплексами. Оптимальные условия – когда один родитель построже, а другой  помягче. Отрицательно сказывается на ребенке конфликт внутри цензуры (один родитель говорит «можно», а другой – «нельзя»).

Фрейд Супер-эго разделил на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний, включает способность к критическому самоощущению, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины.

Эго-идеал  формируется из того, что родители высоко ценят или одобряют, что ведет человека к установлению для себя высоких стандартов.

Супер-эго считается сформированным,  когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Оно направляет человека к абсолютному совершенству в  мыслях, словах и поступках.

 

Аналитическая психология К.Г.Юнга

Основные понятия теории

Описание

Архетипы

Связь образов, переходящих  из поколения в поколение (образ  Бога, вождя, матери, ребенка)

Коллективное бессознательное

Наиболее глубинный уровень  психики, идентичный для всего человечества, в нем функционируют архетипы

Типология личностей

Экстраверт – общительный, направленный на людей, любитель перемен, импульсивен в поступках

Интроверт – замкнутый, направленный на себя, склонный к размышлениям,  со слабой готовностью к действиям

Индивидуация

Процесс поиска человеком  душевной гармонии. Проблема в том, что человек развивает в себе одну сторону противоречивой  пары


Структура личности по  К.Г.Югу

Наиболее важные архетипы в структуре личности по К.Г.Юнгу:

Персона –

Тень –

Анима –

Анимус –

Самость –

Эго -

 

 

                                                       

 

Лекция №7

Информация о работе Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание