Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:12, лекция
Понятие ощущения.
Нарушения ощущений.
Понятие восприятия.
Нарушения восприятий.
Понятие внимания.
Практические рекомендации по развитию внимания.
Основные принципы
Теперь необходимо обратить внимание на то, что каждое действие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. Способ выполнения действия зависит от условий. В различных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. Цель в теории деятельности называется задачей. В зависимости от задачи операция может состоять из разнообразных действий, которые могут подразделяться на еще более мелкие . Операции – это более крупные единицы деятельности, чем действия. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков. Четкую грань между операциями и действиями выделить трудно. Например, при выпечке блинов, вы не задумываясь переворачиваете блин с одной стороны на другую, – это операция. Но если вы при выполнении этой деятельности начинаете себя контролировать и думать, как сделать лучше, то сталкиваетесь с необходимостью выполнения целого ряда действий. В этом случае переворачивание блина превращается в цель целой серии действий, что само по себе не может рассматриваться в качестве операции. Самый нижний уровень структуры деятельности – психофизиологические функции. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические механизмы обеспечения психических процессов. К ним в первую очередь следует отнести способности к ощущению, моторные способности, которые достаются человеку при его рождении и составляют фундамент процессов деятельности. Без них невозможны не только конкретные действия, но и постановка задач на их осуществление.
3.Концепция разрабатывалась Выготским и его школой
(Леонтьев, Лурия и др.)
В развитии ребенка существует две
переплетенных линии.
Первая следует путем естественного созревания.
Вторая состоит в овладении культур, способов
поведения и мышления.
Средствами организации
поведения и мышления являются системы
знаков-символов (например, язык, письмо,
система счисления и др.). Система
овладения ими проходит несколько
стадий.
Начальная связана с тем, что другой человек
(взрослый) с помощью определенного средства
управляет поведением ребенка, направляя
реализацию его какой-либо натуральной,
непроизвольной функции.
На второй стадии ребенок сам уже становится
субъектом и, используя данное психологическое
орудие, направляет поведение другого
(полагая его объектом).
На следующей стадии ребенок начинает
применять к самому себе (как объекту)
те способы управления поведением, которые
другие применяли к нему, и он — к ним.
Т. о., пишет Выготский, каждая психическая
функция появляется на сцене дважды —
сперва как коллективная, социальная деятельность,
а затем как внутренний способ мышления
ребенка. Между этими двумя выходами лежит процесс интериоризации,
вращивания функции вовнутрь. Таким образом,
психические функции приобретают осознанность
и произвольность, и происходит процесс экстериоризации
— вынесения вовне результатов умственной
деятельности, который происходит в ходе
обучения и самообучения. Процесс обучения
- это коллективная деятельность, а развитие
внутренних индивидуальных свойств личности
ребенка имеет ближайшим источником его
сотрудничество (в самом широком смысле)
с другими людьми.
Гениальна догадка Выготского о значении зоны ближайшего
развития : только то обучение является
хорошим, которое упреждает развитие.
Согласно Выготскому, слово относится
к сознанию как малый мир к большому, как
живая клетка к организму, как атом к космосу. Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания. В воззрениях Выготского личность
есть понятие социальное, в нем представлено
надприродное, историческое в человеке.
Личность не врожденна, но возникает в
результате культур, развития.
Развиваясь, человек осваивает собственное
поведение. В своем развитии личность
проходит ряд изменений, имеющих стадиальную
природу.
Стабильные процессы сменяются критическими
периодами в жизни личности, во время которых
идет бурное формирование психологических
новообразований. Например, появление
рефлексии у подростка совершенно перестраивает
его психическую деятельность. Например,
появление рефлексии у подростка совершенно
перестраивает его психическую деятельность.Кризисы
характеризуются единством негативной
(деструктивной) и позитивной (конструктивной).
Видимое поведенческое неблагополучие
ребенка в критическом возрастном периоде
не закономерность, а скорее свидетельство
неблагоприятного течения кризиса, отсутствия
изменений в негибкой педагогической
системе, которая не поспевает за быстрым
изменением личности ребенка. Появление К.-и. т.
Выготского символизировало новый виток
развития психологии личности: социальное
происхождение, существования первичных
аффективно-смысловых образований человеческого
сознания до и вне каждого развивающегося
индивида в формах культуры, в которую
приходит человек после рождения.
Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:
Лекция №6
Тема «Современные теории личности в зарубежной психологии»
Психоанализ З.Фейда
З.Фрейд в психической жизни выделил 3 уровня : сознание, предсознательное, бессознательное.
Сознание – ощущения и переживания, осознаваемые человеком в данный момент. Охватывает малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и когда внимание человека переключается на другие сигналы, погружается на уровень предсознания или бессознательного.
Предсознание – «доступная память» - может легко вернуться в сознание в результате минимальных усилий. Наводит мосты между осознаваемым и неосознаваемым.
Бессознательное – хранилище эмоций и воспоминаний, подавленных или вытесненных из-за того, что они угрожали сознанию (забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю, подавление сексуального желания).
Психологическая защита – комплекс осознаваемых или (чаще) неосознаваемых психологических действий для защиты своего психологического «Я», сохранения уважения и самоуважения, избавления от чувства напряжения.
Вид защиты |
Описание защиты |
Пример |
Вытеснение |
||
Проекция |
||
Рационализация |
||
Регрессия |
||
Изоляция |
||
Отрицание |
||
Сублимация |
Структура личности по З.Фрейду.
В начале 20годов З.Фрейд в анатомию личности ввел три основные структуры: ИД, ЭГО, СУПЕР-ЭГО.
Ид – означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Функционирует в бессознательном, подчиняется принципу удовольствия, не знает страха и тревоги. Его можно сравнить со слепым королем, чья власть безгранична и заставляет подчиняться, но он вынужден опираться на своих подданных.
Эго- компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Оно учитывает ограничения, налагаемые внешним миром. Подчиняется принципу реальности, который дает возможность человеку тормозить, переадресовывать энергию, вносит в наше поведение меру разумности. Эго различает реальность и фантазию, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта. Эго способно направлять энергию в нужное русло. Это исполнительный орган личности.
Супер-эго – (сверх Я) – компонент личности, выражающийся в общественных нормах и стандартах. Приобретается человеком в процессе воспитания. Это морально-этическая сила личности. Появляется тогда, когда ребёнок начинает различать, что такое хорошо и плохо, правильно, неправильно, нравственно и безнравственно. Механизмом формирования Супер-эго является идентификация с родителями (под присмотром взрослых, в их присутствии и самостоятельно). Она возможна при позитивном отношении к родителям. Оптимальная идентификация происходит при либерализации воспитания, что позволяет ребенку справляться с комплексами. Оптимальные условия – когда один родитель построже, а другой помягче. Отрицательно сказывается на ребенке конфликт внутри цензуры (один родитель говорит «можно», а другой – «нельзя»).
Фрейд Супер-эго разделил на две подсистемы: совесть и эго-идеал.
Совесть приобретается посредством родительских наказаний, включает способность к критическому самоощущению, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины.
Эго-идеал формируется из того, что родители высоко ценят или одобряют, что ведет человека к установлению для себя высоких стандартов.
Супер-эго считается
Аналитическая психология К.Г.Юнга
Основные понятия теории |
Описание |
Архетипы |
Связь образов, переходящих из поколения в поколение (образ Бога, вождя, матери, ребенка) |
Коллективное бессознательное |
Наиболее глубинный уровень психики, идентичный для всего человечества, в нем функционируют архетипы |
Типология личностей |
Экстраверт – общительный, направленный на людей, любитель перемен, импульсивен в поступках Интроверт – замкнутый, направленный на себя, склонный к размышлениям, со слабой готовностью к действиям |
Индивидуация |
Процесс поиска человеком душевной гармонии. Проблема в том, что человек развивает в себе одну сторону противоречивой пары |
Структура личности по К.Г.Югу
Наиболее важные архетипы в структуре личности по К.Г.Юнгу:
Персона –
Тень –
Анима –
Анимус –
Самость –
Эго -
Лекция №7
Информация о работе Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание