Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:12, лекция

Описание работы

Понятие ощущения.
Нарушения ощущений.
Понятие восприятия.
Нарушения восприятий.
Понятие внимания.
Практические рекомендации по развитию внимания.

Работа содержит 1 файл

Лекции осенний семестр ЛД.docx

— 104.45 Кб (Скачать)

Лекция №2

Тема: «Познавательные  процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание».

План:

  1. Понятие ощущения.
  2. Нарушения ощущений.
  3. Понятие восприятия.
  4. Нарушения восприятий.
  5. Понятие внимания.
  6. Практические рекомендации по развитию внимания.

Познавательные  процессы – процессы получения и переработки информации: ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, интеллект.

Ощущение  – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Две группы:

Информация о свойствах  предметов и явлений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые.

Состояние внутренних органов  и расположение тела в пространстве.

Свойства:

 качество – каждый вид ощущений имеет свои особенности, отличающие его от других видов (слуховые – высота, тембр, громкость, зрительные – цвет).

 интенсивность – сила действия раздражителя.

 длительность – время действия и интенсивность.

 пространственная  локализация – где возникает ощущение.

Нарушения ощущений

Гиперестезия – это повышенная чувствительность.

Гипестезия – пониженная чувствительность.

Анестезия – отсутствие.

Парестезия – жжение, покалывание, стягивание.

Сенестопатия – ощущения, проецируемые внутрь тела: сжимание и растягивание, перекатывание и дрожание, просверливание, отсасывание.

Кожный зуд – предвестник и спутник многих заболеваний (невроз, поражение ЦНС, нарушение обмена веществ, болезни почек, крови).

Неблагоприятно влияет на психику: раздражительность, нетерпимость, злобность, гневность.

Боль возникает при действии раздражителей, при изменениях в организме.

Тактика

Кожный зуд – терпеливое и спокойное отношение.

Боль – внимательное, заботливое отношение к жалобам  и просьбам, пригласить дежурного  врача и решить вопрос о купировании  боли.

Восприятие.

Процесс отражения действующих  на органы чувств предметов и явлений в их целостности. Целостное отражение в сознании человека предметов или явлений.

Свойства:

константность – это относительная независимость образа от условий восприятия, которая проявляется в его неизменности.

 предметность – объект воспринимается как отдельное физическое тело (выделение фигуры из фона).

 целостность – объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности.

обобщенность – отношение каждого образа к некоторому классу объектов.

 Зрительные, слуховые, осязательные.

Нарушения.

 Иллюзии – искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Могут наблюдаться и у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха.

Разделяются по органам чувств.

Парейдолии – сложные иллюзии у больных с невротическими расстройствами и у здоровых при переутомлении. В рисунках ковра – страшные головы, узоры

Галлюцинации – восприятие без объекта. Различаются по органам чувств

Возникают только на болезненной  основе, в основном при психических  заболеваниях.

Отмечаются изменения  в сфере чувств и в поведении.

Агнозии – нарушения сложных познавательных процессов.

Зрительные, слуховые, тактильные.

Возникают при локальных  поражениях коры головного мозга  в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолей.

Предметная агнозия (нарушение узнавания предметов): не может нарисовать кувшин, говорит, что треугольник.

Трудно узнавать предметы с недостающими деталями.

Нарушение обобщенного восприятия предметов.

 Нарушения зрительного  восприятия – узнавать знакомые  лица.

 Оптико – пространственная агнозия – нарушение пространственного расположения отдельных предметов (расположение улиц в городе, больные не могут найти дверь в палату и т. д.)

  Астереоноз – расстройство высших форм осязательного восприятия: больные не могут с закрытыми глазами определить форму, узнавать предмет.

Слуховая агнозия – нарушение узнавания знакомых звуков: шелест бумаги, шум поезда, звук животных.                                                             Тактика.

 Внимательное выслушивание  жалоб. Не разубеждать  больных  и не спорить с ними. Если  нарушения впервые выявлены, необходимо  доложить лечащему врачу; действовать  в соответствии с предписаниями  врача.

Галлюцинации – признак  развития психического заболевания, поэтому  о наличии их срочно доложить врачу  и не выпускать больного из поля зрения.

Внимание.

 Направленность, сосредоточенность  сознания человека на каком-либо  предмете, явлении или деятельности.  Свойства:

Устойчивость – способность противостоять отвлечениям.

Объем - число объектов, на которых человек способен сосредоточиться.

Распределение – умение одновременно следить за несколькими объектами.

Переключаемость – сознательное быстрое перемещение внимания с одного объекта на другой.

Концентрация – способность длительно удерживать внимание  на объекте.

Виды внимания.

Непроизвольное (пассивное)

Произвольное (активное)

                                                Расстройства.

Первый тип невнимательности – рассеянность, определяемая малой интенсивностью внимания. Как норма у детей дошкольного возраста и у астенизированных пациентов.

Второй тип определяется высокой интенсивностью, трудной переключаемостью внутринаправленного внимания. Отличается у лиц, одержимых какой-либо идеей, сосредоточенных на своих переживаниях. В болезненном состоянии – у лиц со сверхценными и навязчивыми идеями. При локальных поражениях лобных долей головного мозга. У маниакальных больных – переключаемость внимания усиливается.

 Третий тип – слабая интенсивность концентрации, слабая переключаемость – в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.

Практические  рекомендации по развитию внимания.

Приучать себя работать в  разнообразных условиях, шумной обстановке.

Сосредоточиться усилием  воли, следовать чаще принципу «надо».

Начинать работу с трудного и неинтересного.

Чередование легких и трудных  занятий, интересных и неинтересных с перерывами.

Подвижные и спортивные игры, решение головоломок, игра в шахматы  в том случае, если они вам интересны.

Систематические упражнения на переключаемость внимания с одного объекта на другой; умение выделять наиболее важные объекты.

Развитие внимания.

В любой обстановке стараться  замечать все наиболее характерное, типичное.

В знакомой обстановке целесообразно  заметить все, что в ней изменилось с момента последнего пребывания.

Во время чтения стараться  одновременно схватывать своим вниманием  как можно большую часть текста, читать как можно быстрее, улавливать смысл прочитанного.

Выполнять сразу несколько  дел. Полезно переключать внимание с одного объекта на другой, одной  мысли на другую, с одного органа чувств на другой; с того, что происходит вокруг, на свои собственные ощущения.

Выполнение специальных  упражнений, развивающих внимание (например, находясь в комнате, установленной  вещами, постарайтесь распределить внимание так, чтобы видеть все предметы и  то, что с ними происходит). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция №3

Тема  «Память. Воображение. Мышление. Интеллект»

План

  1. Понятие  памяти.
  2. Нарушения  памяти.
  3. Понятие  воображения.
  4. Понятие  мышления.
  5. Нарушения  мышления.
  6. Понятие  интеллекта.
  7. Нарушения  интеллекта.

Память  -  это  отражение  прошлого  опыта,  заключающееся  в  запоминании,  сохранении,  воспроизведении  и  узнавании.

Различается  память  видовая (генетическая)  и  индивидуальная (приобретенная).  По  времени  удержания  информации  различают  кратковременную ( сохранение информации  без  повторения  до  30сек )  и  долговременную  память. По  характеру  участия  воли  в запоминании  и  воспроизведении  - непроизвольная  и  произвольная.  В  зависимости  от  того,  какой  анализатор  активен  при  запоминании – зрительная,  слуховая, двигательная,  обонятельная,  вкусовая.  Люди  с  феноменальной  памятью  называются  эйдетиками.

Процессы  памяти.

Запоминание –процесс  закрепления  в  памяти  информации.  Бывает  механическое  и смысловое.

Сохранение - может быть  кратковременным (однократное  воспроизведение);  долговременное (частое  воспроизведение).

Воспроизведение – происходит  в отсутствие  объекта восприятия. 

Узнавание  -  происходит  при повторной встрече с воспринимаемым  объектом.

Забывание  -  противоположно  запоминанию.  Забыванию характерна  неравномерность  :  начинаясь вскоре  после заучивания,  оно вначале идет  особенно  быстро.  Одна из  причин  забывания -  мотив нежелания помнить.

Нарушения  памяти.

  1. Гипомнезия – снижение  памяти ( бывает  при  астеническом  состоянии, переутомлении,  после  тяжелых  заболеваний).  В  пожилом  возрасте  ухудшается  запоминание  текущей  информации,  события прошлого  сохраняются.
  2. Амнезия -  выпадение памяти.  Полная  амнезия встречается при старческих  психозах,  тяжелых травмах мозга, отравлении  окисью  углерода.  Ретроградная  амнезия – забывается  то,  что  было  до  болезни.  Антереградная – забывается  то,  что  было  после  заболевания.
  3. Парамнезия-  расстройства  воспроизведения.

Конфабуляции – пробелы памяти  замещаются  событиями и фактами, не  имевшими  места в действительности (у больных алкоголизмом,  старческим  психозом).

Псевдореминисценции – искаженные  воспоминания. Как о настоящем,  человек рассказывает  о  событиях,  которые  были  в  далеком  прошлом.

  1. Гипермнезия – повышенная  способность к запоминанию.  Встречается у больных в состоянии маниакального депрессивного психоза и маниакальном состоянии при шизофрении.

Тактика  медработника  при  нарушениях  памяти.

  1. Щадящее  отношение (особенно  с  амнезиями,  т.к. резкое  снижение  памяти  делает  их  совсем  беспомощными). Больные  боятся  насмешек  и  упреков  окружающих,  болезненно  реагируют.
  2. Умение  поправить,  ободрить  и  успокоить  при  различных  «промахах».
  3. Не  разубеждать  больного  ,  что его высказывания  лишены  реальности,  т.к. это вызовет раздражение.

Рекомендации  по  развитию  памяти.

  1. Выбирать  наиболее  существенное.
  2. Наличие  интереса  к  информации.
  3. Внимательность.
  4. Чувства  и  эмоции.
  5. Режим  труда и  отдыха.
  6. Выписки  из  прочитанного,  схемы,  проговаривание  про  себя  и вслух.
  7. Больше  внимания  обращать  на  середину  информации.
  8. Дисциплинированность  и  организованность.
  9. Отношение  к  людям  (эгоизм,  обидчивость).
  10. Специальные  методы  запоминания.

Воображение.

Мысленное  создание  новых,  ранее  не  имевших  места  представлений,  образов  и  восприятий.

Функции  воображения:

  1. Позволяет  отрываться  от непосредственной  обстановки  и  переноситься  в  будущее.
  2. Позволяет  прогнозировать  развитие  того  или  иного  процесса.
  3. Помогает  представлению  действительности  в  образах.
  4. Регулирует  эмоциональное состояние.

Виды  воображения.

Непроизвольное – новые образы  возникают сами  собой.  Призвольное  -  направляется  человеком.

Информация о работе Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание