Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:12, лекция
Понятие ощущения.
Нарушения ощущений.
Понятие восприятия.
Нарушения восприятий.
Понятие внимания.
Практические рекомендации по развитию внимания.
Лекция №2
Тема: «Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание».
План:
Познавательные процессы – процессы получения и переработки информации: ощущение, восприятие, представление, воображение, память, мышление, интеллект.
Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Две группы:
Информация о свойствах предметов и явлений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые.
Состояние внутренних органов и расположение тела в пространстве.
Свойства:
качество – каждый вид ощущений имеет свои особенности, отличающие его от других видов (слуховые – высота, тембр, громкость, зрительные – цвет).
интенсивность – сила действия раздражителя.
длительность – время действия и интенсивность.
пространственная локализация – где возникает ощущение.
Нарушения ощущений
Гиперестезия – это повышенная чувствительность.
Гипестезия – пониженная чувствительность.
Анестезия – отсутствие.
Парестезия – жжение, покалывание, стягивание.
Сенестопатия – ощущения, проецируемые внутрь тела: сжимание и растягивание, перекатывание и дрожание, просверливание, отсасывание.
Кожный зуд – предвестник и спутник многих заболеваний (невроз, поражение ЦНС, нарушение обмена веществ, болезни почек, крови).
Неблагоприятно влияет на психику: раздражительность, нетерпимость, злобность, гневность.
Боль возникает при действии раздражителей, при изменениях в организме.
Тактика
Кожный зуд – терпеливое и спокойное отношение.
Боль – внимательное, заботливое отношение к жалобам и просьбам, пригласить дежурного врача и решить вопрос о купировании боли.
Восприятие.
Процесс отражения действующих на органы чувств предметов и явлений в их целостности. Целостное отражение в сознании человека предметов или явлений.
Свойства:
константность – это относительная независимость образа от условий восприятия, которая проявляется в его неизменности.
предметность – объект воспринимается как отдельное физическое тело (выделение фигуры из фона).
целостность – объединение разных элементов в целое и независимость образованной целостности.
обобщенность – отношение каждого образа к некоторому классу объектов.
Зрительные, слуховые, осязательные.
Нарушения.
Иллюзии – искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Могут наблюдаться и у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха.
Разделяются по органам чувств.
Парейдолии – сложные иллюзии у больных с невротическими расстройствами и у здоровых при переутомлении. В рисунках ковра – страшные головы, узоры
Галлюцинации – восприятие без объекта. Различаются по органам чувств
Возникают только на болезненной основе, в основном при психических заболеваниях.
Отмечаются изменения в сфере чувств и в поведении.
Агнозии – нарушения сложных познавательных процессов.
Зрительные, слуховые, тактильные.
Возникают при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолей.
Предметная агнозия (нарушение узнавания предметов): не может нарисовать кувшин, говорит, что треугольник.
Трудно узнавать предметы с недостающими деталями.
Нарушение обобщенного восприятия предметов.
Нарушения зрительного
восприятия – узнавать
Оптико – пространственная агнозия – нарушение пространственного расположения отдельных предметов (расположение улиц в городе, больные не могут найти дверь в палату и т. д.)
Астереоноз – расстройство высших форм осязательного восприятия: больные не могут с закрытыми глазами определить форму, узнавать предмет.
Слуховая агнозия – нарушение узнавания знакомых
звуков: шелест бумаги, шум поезда, звук
животных.
Внимательное выслушивание
жалоб. Не разубеждать
Галлюцинации – признак развития психического заболевания, поэтому о наличии их срочно доложить врачу и не выпускать больного из поля зрения.
Внимание.
Направленность, сосредоточенность
сознания человека на каком-
Устойчивость – способность противостоять отвлечениям.
Объем - число объектов, на которых человек способен сосредоточиться.
Распределение – умение одновременно следить за несколькими объектами.
Переключаемость – сознательное быстрое перемещение внимания с одного объекта на другой.
Концентрация – способность длительно удерживать внимание на объекте.
Виды внимания.
Непроизвольное (пассивное)
Произвольное (активное)
Первый тип невнимательности – рассеянность, определяемая малой интенсивностью внимания. Как норма у детей дошкольного возраста и у астенизированных пациентов.
Второй тип определяется высокой интенсивностью, трудной переключаемостью внутринаправленного внимания. Отличается у лиц, одержимых какой-либо идеей, сосредоточенных на своих переживаниях. В болезненном состоянии – у лиц со сверхценными и навязчивыми идеями. При локальных поражениях лобных долей головного мозга. У маниакальных больных – переключаемость внимания усиливается.
Третий тип – слабая интенсивность концентрации, слабая переключаемость – в старческом возрасте, при церебральном атеросклерозе, в условиях кислородного голодания.
Практические рекомендации по развитию внимания.
Приучать себя работать в разнообразных условиях, шумной обстановке.
Сосредоточиться усилием воли, следовать чаще принципу «надо».
Начинать работу с трудного и неинтересного.
Чередование легких и трудных занятий, интересных и неинтересных с перерывами.
Подвижные и спортивные игры, решение головоломок, игра в шахматы в том случае, если они вам интересны.
Систематические упражнения на переключаемость внимания с одного объекта на другой; умение выделять наиболее важные объекты.
Развитие внимания.
В любой обстановке стараться замечать все наиболее характерное, типичное.
В знакомой обстановке целесообразно заметить все, что в ней изменилось с момента последнего пребывания.
Во время чтения стараться
одновременно схватывать своим вниманием
как можно большую часть
Выполнять сразу несколько дел. Полезно переключать внимание с одного объекта на другой, одной мысли на другую, с одного органа чувств на другой; с того, что происходит вокруг, на свои собственные ощущения.
Выполнение специальных упражнений, развивающих внимание (например, находясь в комнате, установленной вещами, постарайтесь распределить внимание так, чтобы видеть все предметы и то, что с ними происходит).
Лекция №3
Тема «Память. Воображение. Мышление. Интеллект»
План
Память - это отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении, воспроизведении и узнавании.
Различается память видовая (генетическая) и индивидуальная (приобретенная). По времени удержания информации различают кратковременную ( сохранение информации без повторения до 30сек ) и долговременную память. По характеру участия воли в запоминании и воспроизведении - непроизвольная и произвольная. В зависимости от того, какой анализатор активен при запоминании – зрительная, слуховая, двигательная, обонятельная, вкусовая. Люди с феноменальной памятью называются эйдетиками.
Процессы памяти.
Запоминание –процесс закрепления в памяти информации. Бывает механическое и смысловое.
Сохранение - может быть кратковременным (однократное воспроизведение); долговременное (частое воспроизведение).
Воспроизведение – происходит в отсутствие объекта восприятия.
Узнавание - происходит при повторной встрече с воспринимаемым объектом.
Забывание - противоположно запоминанию. Забыванию характерна неравномерность : начинаясь вскоре после заучивания, оно вначале идет особенно быстро. Одна из причин забывания - мотив нежелания помнить.
Нарушения памяти.
Конфабуляции – пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности (у больных алкоголизмом, старческим психозом).
Псевдореминисценции – искаженные воспоминания. Как о настоящем, человек рассказывает о событиях, которые были в далеком прошлом.
Тактика медработника при нарушениях памяти.
Рекомендации по развитию памяти.
Воображение.
Мысленное создание новых, ранее не имевших места представлений, образов и восприятий.
Функции воображения:
Виды воображения.
Непроизвольное – новые образы возникают сами собой. Призвольное - направляется человеком.
Информация о работе Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание