Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:12, лекция

Описание работы

Понятие ощущения.
Нарушения ощущений.
Понятие восприятия.
Нарушения восприятий.
Понятие внимания.
Практические рекомендации по развитию внимания.

Работа содержит 1 файл

Лекции осенний семестр ЛД.docx

— 104.45 Кб (Скачать)

3.Виды стресса.

4.Механизмы проявления  стресса.

  1. Слово  стресс  происходит  от  латинского  stringere – затягивать.  Впервые в обиход    термин  ввел  выпускник Пражского университета  Ганс  Селье.  По  его мнению,  стресс – это совокупность  «неспецифических  реакций организма на  любое требование  извне».

 В  концепции   Ганса  Селье  выделяются  3  основные  положения на  стресс.

  1. Физиологическая  реакция  не  зависит  от  природы  стрессора,  от  вида  организма,  у  которого  она  возникает.  Она  универсальна  и  направлена  на  защиту  человека.
  2. Защитная  реакция  при  продолжающемся  или  повторяющемся  действии  стрессора  включает  3  стадии,  которые  названы «общий  адаптационный  синдром».

1-я  стадия -  реакция   тревоги, в  организме  появляются  изменения,  характерные  для   первоначального  воздействия   стрессора :  напряжение  мышц,  учащение  дыхания,  ускоренный  пульс,  повышенное  артериальное  давление,  чувство тревоги. Устойчивость организма снижается,  и если  стрессор  сильный,  может наступить смерть.

2-я  стадия -  стадия  резистентности -  организм  приспосабливается   к  продолжающемуся  воздействию   стрессора.  Если  стрессовый  фактор  продолжает  действовать,  то  может  наступить  третья  стадия.

3-я  стадия – стадия  истощения -  вновь  появляются  и  нарастают  симптомы,  характерные  для  стадии  тревоги. При  непринятии  необходимых   мер  стадия  истощения  заканчивается   смертью.

  1. Если  защитная  реакция  оказывается  продолжительной  и  сильной,  она  может  перейти  в  болезнь  адаптации.

II.  Стрессор – ( стрессогенный  фактор) – любое воздействие из  внешней среды или возникающее внутри  организма,  которое вызывает  стрессовую  реакцию. Существует  два пути возникновения стресса : психологический и физиологический. Если  стрессогенный  фактор  не  осознается  человеком, но  вызывает  симптомы,  характерные для стресса,  такой стресс  рассматривается,  как физиологический ( прием большого  количества  кофеина). Если стрессогеный фактор преломляется через сознание человека, то возникающие при этом изменения оцениваются как психологический или психоэмоциональный стресс. Воздействие приобретает качество стрессогенного, если оценивается человеком, как угрожающее  его социальному, психологическому или физическому благополучию. Психологические стрессы делятся на информационные и эмоциональные.  (Предлагается привести примеры).

Одной из причин психологического стресса является невозможность  решить значимую потребность, в итоге  возникает ситуация угрозы, стресс-реакция. Психологическое состояние в  такой ситуации называется фрустрация, а ситуацию–фрустрирующей (англ.frustration – расстройство, крушение). Для нее характерны два обязательных условия – 1)                          

              2)                                                                       

Если психоэмоциональный стресс вызывает развитие психического заболевания, то психологическую причину  именуют психотравма - чувственное отражение в сознании индивидуально значимых событий, оказывающих гнетущее,  беспокоящее и отрицательное в целом действие (приведение примеров).

Ятрогенный психоэмоциональный стресс – (предлагается  самостоятельный поиск знаний: понятие, классификация, поводы для развития ятрогений).

III.  Ганс  Селье  предложил выделять  две разновидности стресса: дистресс  -  неблагоприятный стресс, и эустресс – положительный стресс,  вызванный переживанием  приятных  событий.  Канадский психотерапевт предложил разделять дистрессы  на  вредоносные  и мобилизующие. К  последним  можно отнести спортивные  состязания,  экзамены,  обливание холодной  водой.  С другой  стороны,  чрезмерно напряженные тренировки,  тяжелая учебная к        категории   вредоносных стрессов.

  Кроме  того,  выделяется  конструктивный  стресс  и   деструктивный.  Конструктивный  – пройдя  этап  тревоги,  заканчивается   стадией  адаптации  организма   к  новой  ситуации,  повышением  его  устойчивости.  Деструктивный   возникает,  если  стресс-фактор  более  интенсивен  и  продолжителен,  имеет  место  неправильная  оценка  стресс-  фактора, сочетание   нескольких  стресс-факторов,  организм  ослаблен  по  другим  причинам (в  силу  врожденной  или  наследственной  слабости  защитных  механизмов).  При  деструктивном  стрессе  реакция  адаптации  достигает  уровня  истощения  и запускаются процессы  разрушения  защиты  через болезнь.

IV.  1.Психологический механизм.Полученная  информация,  которая вызывает  угрозу  состоянию человека, проходит  через мозг  человека,  и характер  стресса зависит от  индивидуальных  особенностей  личности – информации,  хранящейся  в памяти, установок, ожиданий,  мотивации. Сначала происходит  первичная обработка информации, далее идет  анализ,  синтез, моделирование и , наконец,  происходит  оценка  ситуации.  Если  сознание  оценивает ситуацию, как опасную, то  развивается стресс.  Параллельно этому происходит  эмоциональная оценка  события. Первичный запуск  эмоциональной реакции происходит  почти мгновенно на  подсознательном уровне,  а затем к нему    прибавляется  еще эмоциональная реакция,    сделанная на основе  анализа.  Отрицательная оценка  события и бурная  эмоциональная реакция дают  сильный стресс.

2.Физиологический механизм. Если  мозг  человека  оценивает  ситуацию, как  опасную, то  вначале  происходит  активация  гипоталамуса, т.е.  при  неблагоприятных  событиях  во  внешней  среде  гипоталамус  запускает  активность  симпатической  нервной  системы,  т.к  он  является  высшим  центром вегетативной  нервной системы и управляет эндокринной системой  человека.

    Повышение   активности  симпатического  отдела  нервной  системы  выражается  в  учащении  сердцебиения,  расширении  зрачков,  появлении   адреналина  в крови( при страхе)  ил  норадреналина (при гневе),  напряжении  мышц  и их  более интенсивной работе.

     Далее  происходит  активация  коркового  слоя  надпочечников,  которые  помогают  нам  преодолевать  различные   трудности  при  помощи  специальных   антистрессовых  гормонов.  Под   действием  гормонов  коркового   вещества  надпочечников  (  глюкокортикоиды)  усиливаются все обменные  процессы,  в крови появляется  больше  глюкозы,  подавляются воспалительные  процессы,  организм  становится  менее чувствительным  к боли – в результате  организм  лучше приспосабливается к повышенным  требованиям среды обитания.

   Дальнейшее  развитие  событий  зависит  от  того, как  быстро  организму  удастся  справиться  со  стрессом, и  если  срессорный  фактор  продолжает  воздействовать  на  организм,  физиологический стресс  сменяется на  патологический,  другими словами,  человек заболевает.

Лекция №10

Тема  «Стресс  и  связанные с ним заболевания. Горе»

План

1.Стресс и связанные с ним заболевания.

2.Методы управления  стрессом.

3. Горе.

Болезни адаптации. В том случае, если стрессовые воздействия превышают приспособительные возможности,  могут возникнуть ухудшения самочувствия  и заболевания (соматические и невротические ). Болезни адаптации могут проявляться нарушениями со стороны внутренних органов или психопатологическими расстройствами : соответственно психосоматические болезни и неврозы, депрессия.

В круг психосоматических  болезней входят : гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, стенокардия, бронхиальная  астма, полиартрит, ожирение, мигрень, но следует помнить, что эти болезни могут развиваться и по другим причинам  (предлагается поразмыслить, почему именно данные болезни относятся к психосоматическим).

Механизм возникновения  психосоматических  заболеваний  состоит в  том, что стресс был  интенсивным или продолжительным, или тем или другим одновременно, имела место генетическая предрасположенность органа к развитию в нем нарушений вследствие психофизиологической  активности; вызванная внешними причинами предрасположенность органа к развитию в нем нарушений вследствие психофизиологической активности.

Группа  неврозов

В  настоящее  время  большинство  отечественных  авторов  выделяют    классические  формы  неврозов :  неврастения,  истерия,    невроз  навязчивых  состояний, ипохондрия. Основными  причинами  возникновения  невроза  являются  наследственность,  конституциональные  факторы,  перенесенные  заболевания, социально-психологические  факторы, психотравмирующие  ситуации.

  Для  неврастении   характерно  преобладание  симптомов   «раздражительной  слабости», интенсивная   реакция  на  раздражители,  быстрая  усталость, чувство   напряжения ,тревоги, снижение  трудоспособности,  ослабление  памяти,  нарушение  сна.  Наиболее  существенная  роль  в  развитии  неврастении  придается  эмоциям.  Для  постановки  диагноза    необходимо,  чтобы  нарушения  длились  в  пределах  шести  месяцев.

  Для  истерии   характерно  изменение  или   утрата  какой-либо  функции   тела  в  результате  психологического  конфликта.  Это  могут  быть  нарушения  чувствительности  (расстройства  слуха,  зрения,  вкуса,  обоняния),  расстройства  речи,  парезы  конечностей, фригидность,  импотенция.  Возникновению истерии способствуют  такие особенности личности, как повышенная  эмоциональность,  театральность,  демонстративность.  

   Невроз  навязчивых  состояний  проявляется  навязчивостями,  представляющими  собой  мысли,  влечения,  действия  или  страхи,  не  имеющие  под  собой   реальной  основы,  но  от  которых   человек  волевым  усилием   не  может  избавиться.  Примером  может  быть  навязчивое  стремление  представить  «безграничность   Вселенной»,  навязчивое  воспоминание  некогда  бывшего  события.

     Ипохондрия  представляет  собой  болезненное   состояние,  проявляющееся  чрезмерной  тревожной  озабоченностью  своим   здоровьем.  Больные  убеждены  в  наличии  у  них   серьезного  заболевания.  Этот  страх  и  убежденность  удерживаются,  несмотря  на  нормальные  показатели  проводимых  обследований  и   обоснованные  разубеждения  со  стороны  врачей.

Методы управления стрессом

Медитация – это система  духовной  практики,  которая  позволяет  приблизиться  к  центру  своего  Я  путем  расслабления  и  тем  самым  принять ответственность  за  содержание  своих  мыслей.  Она  родилась  на  Востоке.  Европейцы  и  американцы  различными  способами  пытались  «врастить»  ее  в  свою  культуру.  Наиболее  успешной  «европеизированной»  модификацией  восточных  медитативных  и  телесных  техник  можно  считать  метод  аутотренинга  Шульца.

  1. Медитация  на  мантрах.  для  сосредоточения  является  «мантра»- слово  или  фраза,  многократно  повторяемая,  обычно  про  себя.  В  качестве  религиозной  мантры  используются  молитвы.  Как  вид  мантры  можно  рассматривать  повторение  стихотворных  отрывков  и  текстов  народных  песен.
  2. Медитация  на  янтрах (зрительная  концентрация). Объектом  для концентрации  является  зрительный  образ.  Янтры -  геометрические  фигуры,  предназначенные для медитации,  например,  «мандала» – квадрат  внутри  круга, -  символизирующий  единство  человека и  вселенной.
  3. Сосредоточение  на  физических  действиях.  Основано  на  фокусировке внимания  на  каком-либо  физическом  действии.  Некоторые народы  Востока используют  продолжительные хороводные  танцы с повторяющимися  движениями.  Медитативные  переживания могут возникать при длительном  беге  трусцой.
  4. Решение  пародоксальной  задачи.  Классическим  примером  являются дзеновские  «коаны».  В этом  случае  для  размышления  дается  парадоксальная  на  вид  задача,  например: «Как  звучит  хлопок  одной  ладони?»

В  современных    тренингах  используют медитации  – визуализации,  связанные  с  созданием  зрительных  образов,  техники  релаксации (дыхание),  элементы  аутотренинга,  суггестивные  приемы (методы  внушения).

Релаксация- это метод,  который  позволяет ослабить  или сбросить  вызванное стрессом  психическое и мышечное  напряжение.

Методы  релаксации:

1.Комплекс  упражнений   аутогенной  тренировки  по  Шульцу.

2.Активационный  релаксационный  метод  Махача.

3.Прогрессивная  мышечная  релаксация  по  Якобсону.4.Йога.

Противострессовые  дыхательные упражнения.

Они  основаны  на  ритмичном,  глубоком, спокойном  дыхании.  Обязательным  условием  является  горизонтальное  или  вертикальное положение  позвоночника,  прямое  и  свободное  положение  головы  и  шеи. Эффект  повышается  при  продолжительном  выдохе,  сознательно  контролируемой  задержке  дыхания,  участии  в  дыхании  всех  частей  туловища.

Методы  управления  стрессом.

1.Психологические (аутотренинг,  медитация,  рациональная  терапия).

2.Физические (баня,  массаж).

3. Биохимические (лекарства,  алкоголь,  фитотерапия).

Можно  выделить  средства  самопомощи  и  методы,  предполагающие  присутствие  другого  человека.  Кроме  того,  выделяют  два  направления  в  преодолении  психологического  стресса: профилактическое  и  терапевтическое.  Первый  путь – это  усиление  защитных  сил  организма, второй – направлен  на  нейтрализацию  уже  возникшего  стресса.

Информация о работе Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание