Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:12, лекция

Описание работы

Понятие ощущения.
Нарушения ощущений.
Понятие восприятия.
Нарушения восприятий.
Понятие внимания.
Практические рекомендации по развитию внимания.

Работа содержит 1 файл

Лекции осенний семестр ЛД.docx

— 104.45 Кб (Скачать)

У  людей  с  богатой  фантазией  могут  изменяться  органические  процессы  (пульс,  дыхание);  неуемная  фантазия  может  вызывать  некоторые  виды  заболеваний  (сердечно- сосудистые,  желудочно- кишечные).  У людей с болезненным воображением  могут рисоваться  мрачные картины исхода  заболевания,    появляется  чувство безнадежности и безысходности.

Мышление.

Психический  процесс,  который  выявляет  основные  свойства  предметов  и  явлений  и  устанавливает   закономерные  связи  и  отношения  между  ними.  Основные  мыслительные  операции -  анализ  и  синтез.  Анализ – выделение  отдельных  частей.  Синтез -  объединение  и  установление  взаимосвязи.  Логические  формы  мышления –  понятие, суждение  и  умозаключение.

Понятие – отражение  общих  и  существенных  качеств  предметов  и  явлений.  Суждение – утверждение  или  отрицание  чего-то.

Умозаключение – когда  из  нескольких  убеждений  делается  новый  вывод.

Виды  мышления.

Наглядно – действенное – непосредственное  восприятие  предметов при их  взаимодействии  (  должно  быть  хорошо  развито  у  хирургов,  при  выполнении  врачебных  манипуляций  и  процедур).

Конкретно – образное – оперирование  конкретными  представлениями  ( помогает  при  обследовании  органов  человеческого  тела).

Абстрактно – логическое -   оперирование  отвлеченными  категориями и понятиями (  при  определение  функций  организма, не  поддающихся  прямому  или  косвенному  наблюдению).

Нарушения  мышления.

По  темпу:

1.Ускорение.

2. Замедление.

По  стройности:

1.   Разорванность.

2.   Бессвязность.

3.   Инкогеренция (  нет  связи  между  слогами).

4.   Вербигерация (повторение  одних и тех же  слов ).

  1. Паралогичное  мышление (умозаключения строятся  вразрез с логикой ).
  2. Амбитендентность (одновременное возникновение взаимоисключающих идей).
  3. Перерыв  мышления.

По  целенаправленности:

  1. Резонерство ( бесплодное  мудрствование).
  2. Аутистическое  мышление  (одностороннее,  направленное  на  себя).
  3. Символизм  (выводы  строятся  на  основании  случайных  ассоциаций).
  4. Обстоятельность.
  5. Персеверация  ( застревание).

     По  продуктивности:

  1. Навязчивые  идеи.
  2. Сверхценные  идеи  (переоценка  реальных  фактов).
  3. Бред (ложное  суждение,  не  поддающееся  коррекции).
  4. Неологизмы  (возникновение  необычных  слов).

Тактика  медработника  при  нарушениях  мышления.

  1. Выдержка.
  2. Высокое  чувство  сострадания.
  3. Доброжелательность.

Интеллект.

Способность  к  приобретению  знаний  и  использование  их  на  практике  адекватно  ситуации.

Патология.

Олигофрения – врожденное  недоразвитие  интеллекта.  Бывает  разной  степени  выраженности:

    Дебильность – легкая  степень.  Сохраняются некоторые способности к бучению,  формируется речь,  механическая  память,  способность к счету.  Безынициативны,  способны  к малоквалифицированному  физическому труду.

    Имбецильность – средняя степень.  Речь  бедна и косноязычна,  могут с трудом  выучить цифры первого десятка.

     Идиотия -  тяжелая степень.  Психика и речь  отсутствуют,  не  способны  к самообслуживанию

  Деменция – приобретенное  слабоумие.

     Глобарное  слабоумие – нарушение интеллекта  и распад  личности.  Отсутствует критика,  долг,  мораль.  Может наступить в результате  тяжелой травмы  головы,  злокачественного  протекания  гипертонии  с церебральным  синдромом,  повторными  инсультами,  в старческом  возрасте.

Очаговое  слабоумие – замедление  мыслительных  процессов,  снижение  памяти -при  церебральном  атеросклерозе  в  предстарческом  возрасте, при  тяжелых  соматических  заболеваниях.                                               Развитие  памяти.

1.Чаще  запоминать  различного  рода  информацию,  не  прибегая  к  записям.

2.Запоминать  новую  информацию  сразу  же,  сохранять  в   голове  через  повторение.

3.Изобретать  и  использовать  различные  приемы  обработки   информации ( схемы,  графики).

4.Использовать  средства,  изобретенные  другими, приспособив  их  к  себе.

5.  При  запоминании  нового  материала  осмысливать  его,  образно  представлять  и   использовать  ассоциации   с   известным  материалом.

6.Нахождение  в  новом  материале   интересного,  необычного,  способного  вызвать положительную эмоциональную реакцию.

Развитие  мышления.

  1. Стремиться  приобрести  разносторонний  жизненный  опыт.
  2. Включаться  в  жизненные  ситуации,  требующие  согласованных  действий.
  3. Наблюдение  за  решением  жизненных  задач  другими  людьми.

 

 

Лекция №4

 

Тема  «Эмоционально-волевые  процессы»

План

1.Понятие  эмоции  и   чувства.

2.Нарушение  эмоций  и  чувств.

3.Понятие  о  воле.

      Эмоция – психический  процесс,  который  характеризует  переживание человеком  действительности,  отношение  к  себе  и  окружающим.  Эмоция  состоит  из  трех  частей: переживание эмоции,  внешнее  и  двигательное  выражение,  сомато-вегетативные  изменения.

Роль  эмоций  в  жизни  человека.

1.Понимание  людьми  друг  друга.

2.Оценка  хода  и   результатов  деятельности  человека.

3.Защитная  функция.

4.Мотиватор  поведения.

Виды  эмоций.

Стенические- активизируют  организм.  Астенические – расслабляют,  подавляют.  В зависимости от  длительности  и степени выраженности  бывают : настроение – длительное  эмоциональное состояние;  страсть – длительная  интенсивная эмоция, имеющая определенное  значение;  аффект – внезапно  возникшее сильное душевное  волнение.

    Аффект  бывает  физиологический-  находящийся  под  контролем;  патологический – не  поддающийся  контролю (при  психопатии,  эпилепсии,  органических  поражениях  головного мозга).

    Чувство - более устойчивое  психическое состояние, имеющее четко выраженный  предметный  характер:  оно выражает  устойчивое  отношение к каким –либо  объектам.  В  зависимости  от  направленности  чувства  делятся  на  моральные  (переживания  относительно  других  людей),  интеллектуальные (связанные  с  познавательной  деятельностью);  эстетические ( чувства  красоты);  практические ( связанные  с деятельностью  человека).

Нарушение  эмоций  и  чувств.

    Эмоциональная  амбивалентность – одновременное существование противоположных эмоций.  Извращение эмоциональной деятельности наблюдается у больных шизофренией (радостное событие – грусть, несчастье – радость).

    Эмоциональная   лабильность – легкая  смена настроения  без значительного повода ( при  заболеваниях  сердца  и  сосудов,  на  фоне  астении  или  перенесенных  соматических  заболеваний).

   Депрессия – угнетенно -  подавленное  настроение  с мрачной  оценкой  прошлого  и настоящего  и  пессимистическими  взглядами  на  будущее.  Возникают  мысли  о  смерти  и  стремление  к самоубийству.  Триада  симптомов:

  1. Угнетенное  настроение.
  2. Мыслительная  заторможенность.
  3. Двигательная  заторможенность.

Субдепрессия – менее выраженное  состояние при ряде  соматических  заболеваний и неврозах.  Часто наблюдается при шизофрении,  старческих  психозах,  маниакально – депрессивном   психозе.

Маниакальное  состояние -  противоположно  депрессивному.

 Дисфория – угрюмно – злобное настроение с повышенной  раздражительностью  и недовольством окружающими,  иногда  с наклонностью  к агрессивным действиям.  Часто при эпилепсии.

 Апатия – потеря интереса  к какой либо  деятельности,  даже  к своему  внешнему  виду.

Тактика  медработника  при  нарушениях  эмоций.

болезненное  безразличие  к  событиям  внешнего  мира,  своему  состоянию;  полная  потеря  1.Внимание  к  настроению  больного.

2. Бережное  и  чуткое  отношение  к  больным   с  эмоциональной  лабильностью.

      3.Успокоить  больного  с  дисфорией,  пригласить  врача.

Воля.

Волей  называется  сознательная  психическая  активность,  связанная  с  преодолением  препятствий.

Этапы  волевого  процесса:

  1. Возникновение  побуждения,  стремления  к  достижению  определенной  цели.
  2. Сознание    ряда  возможностей  достижения  цели.
  3. Мотивы,  подкрепляющие  или  опровергающие  эти  возможности.
  4. Борьба  мотивов.
  5. Принятие  решения.
  6. Осуществление  принятого  решения.

Волевая  регуляция  поведения.

Сознательное  создание  состояния  оптимальной  мобилизованности,  нужного  режима  активности.  Воля  участвует  в  развитии  всех основных  психических функций:  ощущений,  восприятия,  воображения,  памяти,  мышления,  речи.  Волевая регуляция может включаться  в деятельность  на  любом ее  этапе:  выбор действия,  начало,  следование  цели, контроль  действия.  Особые  трудности в плане волевой регуляции бывают,  когда проблемы  волевого  контроля  возникают на  всем  пути  осуществления действия.

Развитие  воли  у  человека.

Осуществляется  в  нескольких  направлениях:

  1. Преобразование непроизвольных  психических  процессов  в  произвольные.
  2. Обретение  человеком  контроля  над  своим  поведением.
  3. Выработка  волевых  качеств  личности.
  4. Сознательная  постановка  перед  собой  все  более  трудных  задач  и  преследование  все  более  отдаленных  целей.

Нарушения  воли.

     Гипобулия – понижение волевой активности.   Больные малоподвижны,  почти не  возникает стремления  к деятельности.

     Гипербулия – чрезмерная  активность  больных  в маниакальном  состоянии.

     Абулия – резкое  ослабление  воли  до  степени  безволия. Больной  утрачивает  все  желания,  прекращает  всякую  деятельность.

     Катотонический  ступор -  состояние полной  обездвиженности (  автоматическая  подчиняемость  или   каталепсия-  застывание  в приданном человеку  положении)

    Парабулия -  извращение  волевой  деятельности   ( странные,  нелепые  поступки – извращение  пищевого  инстинкта  у  беременных  женщин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция №5 на тему «Структура личности. Теории личности в отечественной психологии»

План

1.Понятие структуры личности.

2.Теория деятельности  Леонтьева.

3.Культурно-историческая  теория личности.

4.Теория развития личности Э. Эриксона.

5.Возрастная периодизация  по Эльконину.

В начале 1930-х гг.А. Леонтьев встал во главе харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека   состоит из нескольких  уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место занимает действие. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели,  образа желаемого результата.  Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие – это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта. Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента:

  • акт сознания в виде постановки и удержания цели.
  • акт поведения; Один из основополагающих выводов теории деятельности- утверждении о неразрывности сознания и поведения.
  • принцип активности.  Источник активности находится в самом человеке в форме цели, на достижение которой направлено действие.
  • понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Дело в том, что цель действия  может быть направлена на установление социального контакта или создание предмета, не связанного с биологическими потребностями.

Информация о работе Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание