Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:12, лекция
Понятие ощущения.
Нарушения ощущений.
Понятие восприятия.
Нарушения восприятий.
Понятие внимания.
Практические рекомендации по развитию внимания.
У людей с богатой фантазией могут изменяться органические процессы (пульс, дыхание); неуемная фантазия может вызывать некоторые виды заболеваний (сердечно- сосудистые, желудочно- кишечные). У людей с болезненным воображением могут рисоваться мрачные картины исхода заболевания, появляется чувство безнадежности и безысходности.
Мышление.
Психический процесс, который выявляет основные свойства предметов и явлений и устанавливает закономерные связи и отношения между ними. Основные мыслительные операции - анализ и синтез. Анализ – выделение отдельных частей. Синтез - объединение и установление взаимосвязи. Логические формы мышления – понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – отражение общих и существенных качеств предметов и явлений. Суждение – утверждение или отрицание чего-то.
Умозаключение – когда из нескольких убеждений делается новый вывод.
Виды мышления.
Наглядно – действенное – непосредственное восприятие предметов при их взаимодействии ( должно быть хорошо развито у хирургов, при выполнении врачебных манипуляций и процедур).
Конкретно – образное – оперирование конкретными представлениями ( помогает при обследовании органов человеческого тела).
Абстрактно – логическое - оперирование отвлеченными категориями и понятиями ( при определение функций организма, не поддающихся прямому или косвенному наблюдению).
Нарушения мышления.
По темпу:
1.Ускорение.
2. Замедление.
По стройности:
1. Разорванность.
2. Бессвязность.
3. Инкогеренция ( нет связи между слогами).
4. Вербигерация (повторение одних и тех же слов ).
По целенаправленности:
По продуктивности:
Тактика медработника при нарушениях мышления.
Интеллект.
Способность к приобретению знаний и использование их на практике адекватно ситуации.
Патология.
Олигофрения – врожденное недоразвитие интеллекта. Бывает разной степени выраженности:
Дебильность – легкая степень. Сохраняются некоторые способности к бучению, формируется речь, механическая память, способность к счету. Безынициативны, способны к малоквалифицированному физическому труду.
Имбецильность – средняя степень. Речь бедна и косноязычна, могут с трудом выучить цифры первого десятка.
Идиотия - тяжелая степень. Психика и речь отсутствуют, не способны к самообслуживанию
Деменция – приобретенное слабоумие.
Глобарное слабоумие – нарушение интеллекта и распад личности. Отсутствует критика, долг, мораль. Может наступить в результате тяжелой травмы головы, злокачественного протекания гипертонии с церебральным синдромом, повторными инсультами, в старческом возрасте.
Очаговое слабоумие – замедление мыслительных
процессов, снижение памяти -при
церебральном атеросклерозе в
предстарческом возрасте, при тяжелых
соматических заболеваниях.
1.Чаще запоминать различного рода информацию, не прибегая к записям.
2.Запоминать новую информацию сразу же, сохранять в голове через повторение.
3.Изобретать и использовать различные приемы обработки информации ( схемы, графики).
4.Использовать средства, изобретенные другими, приспособив их к себе.
5. При запоминании нового материала осмысливать его, образно представлять и использовать ассоциации с известным материалом.
6.Нахождение в новом материале интересного, необычного, способного вызвать положительную эмоциональную реакцию.
Развитие мышления.
Лекция №4
Тема «Эмоционально-волевые процессы»
План
1.Понятие эмоции и чувства.
2.Нарушение эмоций и чувств.
3.Понятие о воле.
Эмоция – психический процесс, который характеризует переживание человеком действительности, отношение к себе и окружающим. Эмоция состоит из трех частей: переживание эмоции, внешнее и двигательное выражение, сомато-вегетативные изменения.
1.Понимание людьми друг друга.
2.Оценка хода и результатов деятельности человека.
3.Защитная функция.
4.Мотиватор поведения.
Виды эмоций.
Стенические- активизируют организм. Астенические – расслабляют, подавляют. В зависимости от длительности и степени выраженности бывают : настроение – длительное эмоциональное состояние; страсть – длительная интенсивная эмоция, имеющая определенное значение; аффект – внезапно возникшее сильное душевное волнение.
Аффект бывает физиологический- находящийся под контролем; патологический – не поддающийся контролю (при психопатии, эпилепсии, органических поражениях головного мозга).
Чувство - более устойчивое психическое состояние, имеющее четко выраженный предметный характер: оно выражает устойчивое отношение к каким –либо объектам. В зависимости от направленности чувства делятся на моральные (переживания относительно других людей), интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью); эстетические ( чувства красоты); практические ( связанные с деятельностью человека).
Нарушение эмоций и чувств.
Эмоциональная амбивалентность – одновременное существование противоположных эмоций. Извращение эмоциональной деятельности наблюдается у больных шизофренией (радостное событие – грусть, несчастье – радость).
Эмоциональная лабильность – легкая смена настроения без значительного повода ( при заболеваниях сердца и сосудов, на фоне астении или перенесенных соматических заболеваний).
Депрессия – угнетенно - подавленное настроение с мрачной оценкой прошлого и настоящего и пессимистическими взглядами на будущее. Возникают мысли о смерти и стремление к самоубийству. Триада симптомов:
Субдепрессия – менее выраженное состояние при ряде соматических заболеваний и неврозах. Часто наблюдается при шизофрении, старческих психозах, маниакально – депрессивном психозе.
Маниакальное состояние - противоположно депрессивному.
Дисфория – угрюмно – злобное настроение с повышенной раздражительностью и недовольством окружающими, иногда с наклонностью к агрессивным действиям. Часто при эпилепсии.
Апатия – потеря интереса к какой либо деятельности, даже к своему внешнему виду.
Тактика медработника при нарушениях эмоций.
болезненное безразличие к событиям внешнего мира, своему состоянию; полная потеря 1.Внимание к настроению больного.
2. Бережное и чуткое
отношение к больным
с эмоциональной
3.Успокоить больного с дисфорией, пригласить врача.
Воля.
Волей называется сознательная психическая активность, связанная с преодолением препятствий.
Этапы волевого процесса:
Волевая регуляция поведения.
Сознательное создание состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности. Воля участвует в развитии всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи. Волевая регуляция может включаться в деятельность на любом ее этапе: выбор действия, начало, следование цели, контроль действия. Особые трудности в плане волевой регуляции бывают, когда проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления действия.
Развитие воли у человека.
Осуществляется в нескольких направлениях:
Нарушения воли.
Гипобулия – понижение волевой активности. Больные малоподвижны, почти не возникает стремления к деятельности.
Гипербулия – чрезмерная активность больных в маниакальном состоянии.
Абулия – резкое ослабление воли до степени безволия. Больной утрачивает все желания, прекращает всякую деятельность.
Катотонический ступор - состояние полной обездвиженности ( автоматическая подчиняемость или каталепсия- застывание в приданном человеку положении)
Парабулия - извращение волевой деятельности ( странные, нелепые поступки – извращение пищевого инстинкта у беременных женщин).
Лекция №5 на тему «Структура личности. Теории личности в отечественной психологии»
План
1.Понятие структуры личности.
2.Теория деятельности Леонтьева.
3.Культурно-историческая теория личности.
4.Теория развития личности Э. Эриксона.
5.Возрастная периодизация по Эльконину.
В начале 1930-х гг.А. Леонтьев встал во главе харьковской деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность. Деятельность человека состоит из нескольких уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место занимает действие. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, образа желаемого результата. Выполняя определенную деятельность, человек постоянно держит этот образ у себя в сознании. Таким образом, действие – это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта. Основными характеристиками понятия «действие» являются четыре компонента:
Информация о работе Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Внимание