Понятия об ощущениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Работа содержит 1 файл

психічні процеси.docx

— 562.44 Кб (Скачать)

Процессы памяти тесным образом  связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они  определяют то, что и как человек  запоминает, хранит и припоминает. Запоминание  также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение  определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что  для нас интересно и эмоционально значимо. «Не подлежит сомнению, —  писал С.Л.Рубинштейн, — что в  запоминании более или менее  значительную роль играют моменты»1. Эмоционально насыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.

Существенную роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления  может играть общее состояние  личности в момент получения этого  впечатления, а также ее физическое состояние в целом. То, что память теснейшим образом связана с  физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически  во всех таких случаях (они называются амнезиями и представляют собой  кратковременные или длительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного. Известный исследователь расстройств памяти Т.Рибо писал по этому поводу, что наше более или менее постоянное представление о себе в каждый данный момент времени поддерживается памятью, питается ею, и стоит памяти прийти в состояние расстройства, как тотчас же меняется представление человека о самом себе. Продолжим эту мысль: вероятно, и каждодневные изменения нашего поведения связаны с тем, что в какой-то момент времени мы что-то помним и что-то забываем о себе. Существуют, по-видимому, не очень заметные, но похожие на болезненные расстройства нормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем так же, как и акцентуации характера. В жизни нередко проявляются те же расстройства памяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных, поэтому важно иметь представление о типичных таких нарушениях.

По динамике протекания мнемических  процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий; антероградная — невозможность запоминания на будущее; ре-тардированная амнезия — вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезий — прогрессивная — проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.

Основатель психоанализа З.Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые  случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких  весьма распространенных механизмов состоит  в «нарушении хода мысли силой  внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного»1. Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм забывания не работает.

Примерами мотивированного  забывания, по З.Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно  теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет  забыть, и забывает об этих вещах, чтобы  они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.

Склонность к забыванию  неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто  такое мотивированное забывание  неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда  они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные  переживания.

Много интересных фактов, касающихся памяти человека, было установлено  в исследованиях, авторы которых  руководствовались гештальттеорией  памяти. Один из них был открыт Б.В.Зейгарник  и получил название эффект Зейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Объясняется данное явление так. При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания (такую потребность научный руководитель эксперимента Зейгарник КЛевин называл квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Проведя соответствующие  эксперименты, Б.В.Зейгарник отметила еще один интересный факт: «Преобладание  незавершенных заданий выражается не только в числе удержанных заданий, но также в той последовательности, в которой испытуемый называет задания  при опросе. В первую очередь испытуемые перечисляют незавершенные задания»1. Из этого замечания можно сделать следующий вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

ТЕОРИИ И ЗАКОНЫ ПАМЯТИ

Исследованиями памяти в  настоящее время заняты представители  разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система  понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о  памяти человека, взаимно дополняют  друг друга, позволяют глубже заглянуть  в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Собственно психологические  учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной  из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

В основе данной теории лежит  понятие ассоциации — связи между  отдельными психическими феноменами, разработанное Г.Эббингаузом, Г.Мюллером, А.Пильцекером и др. Память в русле  этой теории понимается как сложная  система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной  и пространственной близости. Благодаря  этой теории были открыты и описаны  многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г.Эббингауза, представленный в виде кривой на рис. 43. В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного  повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в  течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а  через 6 дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных  слогов.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с  другими.

Со временем ассоциативная  теория столкнулась с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось  объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной  основе, а память из всей поступающей  и хранящейся в мозге человека выбирает всегда определенную информацию. Понадобилось ввести в теоретическое  объяснение мнемических процессов  еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.

ВРЕМЯ С МОМЕНТА ЗАПОМИНАНИЯ (в часах)

Рис. 43. Кривая забывания  по Г.Эббингаузу

Тем не менее ассоциативная  теория памяти дала много полезного  для познания ее законов. В русле  этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов  при

разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости  от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости  от времени, прошедшего между заучиванием  и воспроизведением.

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гешталыптеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация — геш-тальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при  запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее  предназначалось для того, чтобы  объяснить избирательность мнемических  процессов). Главная мысль, проходившая  красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой концепции  памяти, состояла в том, что и при  запоминании, и при воспроизведении  материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной  основе.

Динамика запоминания  и воспроизведения в гештальттео-рии  виделась следующим образом. Некоторое, актуальное в данный момент времени  потребностное состояние создает  у человека определенную установку  на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные  структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится  материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности  памяти, эта теория, однако, столкнулась  с не менее сложной проблемой  формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе. Дело в том, что и мотивацион-ные состояния, которые детерминируют мнемические  процессы у человека, и сами гештальты  мыслились как наперед заданные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека здесь  непосредственно не ставился и не решался.

Не было найдено удовлетворительного  ответа на вопрос о генезисе памяти и у представителей двух других направлений психологических исследований мнемических процессов — бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессах научения.

Заслугой З.Фрейда и его  последователей в исследовании памяти явилось выяснение роли положительных  и отрицательных эмоций, мотивов  и потребностей в запоминании  и забывании материала. Благодаря  психоанализу были обнаружены и описаны  многие интересные психологические  механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием  мотивации.

Примерно в это же время, т.е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А.Бине, К.Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей.

С началом развития кибернетики, появлением вычислительной техники  и развитием программирования (языков и приемов составления программ машинной обработки информации) начались поиски оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к  техническому и алгоритмическому моделированию  процессов памяти. За несколько последних  десятилетий подобных исследований был накоплен богатый материал, который  оказался весьма полезным для понимания  законов памяти.

Информация о работе Понятия об ощущениях