Понятия об ощущениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Работа содержит 1 файл

психічні процеси.docx

— 562.44 Кб (Скачать)

Важным средством улучшения  памяти, как показали исследования отечественных психологов, может  стать формирование специальных  мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается  способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его  познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у ребенка, как  показали специальные исследования, проходит через три основных этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех существенных деталях. На втором этапе старшие дошкольники  уже способны самостоятельно классифицировать, распределять предметы на основании  общих признаков по группам, причем соответствующие действия выполняются  еще во внешней развернутой форме. На третьем этапе (младшие школьники) наблюдается полное овладение структурой и выполнением познавательного  мнемического действия в уме.

Для лучшего запоминания  материала рекомендуется повторять  его незадолго до нормального  времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в  памяти, поскольку не будет смешиваться  с другими впечатлениями, которые  обычно в течение дня накладываются  друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

Однако в связи с  данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, в том числе  и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам  их для себя выбрал, придумал или  адаптировал, исходя из собственных  вкусов и жизненного опыта.

Эффективность запоминания  иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает  тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми  событиями и их появление в  сознании порождает одновременное  припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Интерференция нередко  имеет место и тогда, когда  вместо одного материала заучивается  иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова  иностранного языка, одни из которых  еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время  только начинают изучаться.

 

Глава 10. ВООБРАЖЕНИЕ

Краткое содержание

Определение и  виды воображения. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения.

Функции воображения, его развитие. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.

Воображение и  творчество. Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и теста Роршаха.

Воображение и  органические процессы. Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными. Психогенные чувства (чувство страха). Приспособительный характер физиологических реакций, вызванных эмоционально насыщенным воображением умеренной силы. Идеомоторный акт. Проявление мыслей и чувств человека в его мимике, жестах, пантомимике, их использование в невербальном общении. Сон и сновидения. Психика и биогенные ритмы организма.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И  ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение — особая форма  человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов  и вместе с тем занимающая промежуточное  положение между восприятием, мышлением  и памятью. Специфика этой формы  психического процесса состоит в  том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом  связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым  «психическим» из всех психических  процессов и состояний. Последнее  означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется  идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что  именно воображение, желание его  понять и объяснить привлекло  внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит  в том, что до сих пор нам  почти ничего не известно именно о  механизме воображения, в том  числе о его анатомо-физиоло-гической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких  известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного  ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо  меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые обсуждались  в предыдущих главах учебника. В  силу данного обстоятельства эта  глава будет одной из самых  маленьких по объему в книге, что, конечно, не говорит о небольшой  значимости данного феномена в психологии и поведении человека.

Здесь дело обстоит как  раз противоположным образом, а  именно: мы знаем очень много о  том, какое значение воображение  имеет в жизни человека, как  оно влияет на его психические  процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения в учебнике.

Благодаря воображению человек  творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомосапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение  выводит человека за пределы его  сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек  может «жить» в разном времени, что  не может себе позволить никакое  другое живое существо в мире. Прошлое  зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием  воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой  наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного  вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех  случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение  отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в  них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие  картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех  основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения  в практической деятельности людей  прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Источником любого направления  в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести  нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет  творческой фантазии уже не удовлетворяют  реалистические, а тем более натуралистические  средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение  творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному  изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный  мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения такого некоммунистического  модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой  современного авангарда, нередко создавались  при помощи продуктивного воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо «Герника» — это не хаотическое нагромождение геомет-ризированных тел или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936—1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся  и в тех случаях, когда воссоздание  действительности реалистическим методом  художника не устраивает. Его мир  — фантасмагория, иррациональная образность, за которой — вполне очевидные  реалии. Плодом такого воображения  является роман М.Булгакова «Мастер  и Маргарита», фантастика братьев  Стругацких, антиутопии в русской  и зарубежной литературе (Е.Замятин, О .Хаксли, Дж.Оруэлл), фантастические кентав-рицы и кентаврята четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой (рис. 49). Обращение  к столь необычным, причудливым  образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие  искусства на человека.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с  активным воображением: прежде чем  запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые  усилия. Нередко активное воображение  настолько захватывает творца, что  он утрачивает связь со своим временем, своим «я», «вживаясь» в создаваемый  им образ. Немало свидетельств этому  в литературе о писателях. Например, одно из них: во время работы над  романом «Мадам Бовари» Гюстав Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

Реже импульсом творческого  процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые  от воли художника образы чаще всего  являются продуктом подсознательной  работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры  роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически  мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как  правило, с волевого усилия, т.е. с  акта воображения, постепенно настолько  захватывает автора, что воображение  становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют  и управляют художником, и он подчиняется

Рис. 49. Рисунки Нади Рушевой

их логике. В этом отношении  весьма наглядно творчество Ф.МДо-стоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми «бьются» и страдают его герои, такие разные и такие  единые в объединяющем их творческом воображении писателя.

Информация о работе Понятия об ощущениях