Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:40, реферат
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.
Важным средством улучшения
памяти, как показали исследования
отечественных психологов, может
стать формирование специальных
мнемических действий, в результате
освоения которых человек оказывается
способным лучше запомнить
Для лучшего запоминания
материала рекомендуется
Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.
Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.
Глава 10. ВООБРАЖЕНИЕ
Краткое содержание
Определение и виды воображения. Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения.
Функции воображения, его развитие. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии.
Воображение и творчество. Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и теста Роршаха.
Воображение и органические процессы. Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными. Психогенные чувства (чувство страха). Приспособительный характер физиологических реакций, вызванных эмоционально насыщенным воображением умеренной силы. Идеомоторный акт. Проявление мыслей и чувств человека в его мимике, жестах, пантомимике, их использование в невербальном общении. Сон и сновидения. Психика и биогенные ритмы организма.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
Воображение — особая форма
человеческой психики, стоящая отдельно
от остальных психических
Что же касается загадочности
этого феномена, то она состоит
в том, что до сих пор нам
почти ничего не известно именно о
механизме воображения, в том
числе о его анатомо-физиоло-
Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения в учебнике.
Благодаря воображению человек
творит, разумно планирует свою деятельность
и управляет ею. Почти вся человеческая
материальная и духовная культура является
продуктом воображения и
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
От восприятия воображение
отличается тем, что его образы не
всегда соответствуют реальности, в
них есть элементы фантазии, вымысла.
Если воображение рисует сознанию такие
картины, которым ничего или мало
что соответствует в
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с «документальной» точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И.Крамского, И.Репина, В.Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.
Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения такого некоммунистического модернистского направления искусства, как абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались при помощи продуктивного воображения. Например, знаменитое абстрактное полотно П.Пикассо «Герника» — это не хаотическое нагромождение геомет-ризированных тел или их частей, а прежде всего отражение трагических событий войны в Испании 1936—1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную деталь этой картины, то за абстрактной формой возникает вполне конкретный образ, конкретная мысль.
Таким образом, с продуктивным
воображением в искусстве мы встречаемся
и в тех случаях, когда воссоздание
действительности реалистическим методом
художника не устраивает. Его мир
— фантасмагория, иррациональная образность,
за которой — вполне очевидные
реалии. Плодом такого воображения
является роман М.Булгакова «Мастер
и Маргарита», фантастика братьев
Стругацких, антиутопии в русской
и зарубежной литературе (Е.Замятин,
О .Хаксли, Дж.Оруэлл), фантастические кентав-рицы
и кентаврята четырнадцатилетней московской
школьницы Нади Рушевой (рис. 49). Обращение
к столь необычным, причудливым
образам позволяет усилить
Чаще всего творческий
процесс в искусстве связан с
активным воображением: прежде чем
запечатлеть какой-либо образ на
бумаге, холсте или нотном листе, художник
создает его в своем
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого. И тем не менее наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется
Рис. 49. Рисунки Нади Рушевой
их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф.МДо-стоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми «бьются» и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.