Понятия об ощущениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Работа содержит 1 файл

психічні процеси.docx

— 562.44 Кб (Скачать)

Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Абстрагированными могут  стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения  задач. Их использование и перенос  в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения  осознан и осмыслен безотносительно  к конкретной задаче.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Кроме рассмотренных видов  и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение — это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений,

отражающие направленность мысли от частного к общему или  наоборот. Индукция предполагает вывод  частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего суждения из частных.

Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью..., следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»... Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения»1.

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать  мышление. Известно, что чувство  придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь  же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит  ли оно пределы оптимума, обеспечивающего  разумность мышления. В процессах  мышления эмоции особенно выражены в  моменты нахождения человеком решения  трудной задачи, здесь они выполняют  эвристическую и регулятивную функции. Эвристическая функция эмоций заключается  в выделении (эмоциональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптимального поиска, в пределах которой находится  искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

При нахождении принципа решения  или при возникновении интуитивного ощущения приближения к нему у  человека появляется состояние эмоционального подъема. «Состояние эмоциональной  активации выступает как некоторый  неспецифический сигнал «остановки», как указание на то, «где» должно быть найдено то, что еще не найдено, оно выступает как неконкретизированное предвосхищение принципа решения (или  окончательного решения). Это эмоциональное  предвосхищение принципиального решения  задачи... переживается как «чувство близости решения»1.

Кроме обычных, нормальных видов  мышления, приводящих к правильным выводам, есть особые мыслительные процессы, дающие ложное представление о действительности. Они обнаруживаются у больных  людей (например, у шизофреников), а  также у тех, кто занимает пограничное  положение между нормой и патологией или находится в состоянии  так называемого замутненного сознания (галлюцинации, бред, гипнотическое  состояние).

Один из видов необычного мышления получил название аутизма. Известный исследователь этого вида мышления Э.Блей-лер писал по поводу его: «Шизофренический мир сновидений наяву имеет свою форму мышления,... свои особые законы мышления... Мы наблюдаем действие этих механизмов... и в обычном сновидении..., в грезах наяву как у истеричных, так и у здоровых людей, в мифологии, в народных суевериях и в других случаях, где мышление отклоняется от реального мира»2. Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику.

Аутистическое мышление тенденциозно. Цель в нем достигается благодаря  тому, что для ассоциаций, соответствующих  потребностям, открывается свободная, не ограниченная рамками строгой  логики дорога. Те из ассоциаций, которые  противоречат актуальным потребностям, тормозятся, другие, соответствующие  им, получают простор даже в том  случае, если порождают логические несоответствия.

Во многих отношениях аутистическое  мышление противоположно реалистическому, основные виды и операции которого нами бьии рассмотрены раньше. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины. Последняя из задач перед аутистическим мышлением не стоит, его направленность — удовлетворение потребности, снятие вызванного ею эмоционального напряжения. Аутистическое мышление продолжает иллюзии, а не истины.

Однако аутизм, считал Блейлер, имеет определенную ценность. Он снимает  излишнюю напряженность у человека, успокаивает его, иногда усиливает  стремление к позитивной цели. «Нужно представлять себе цель более желанной, чем она есть на самом деле, чтобы  повысить свое устремление к ней; не нужно детально представлять себе все трудности и их преодоление, в противном случае человек не сможет приступить к действию... и  его энергия ослабеет»1.

Кроме описанных, есть и индивидуально  своеобразные типы мышления. Одну из классификаций  типов мыслительной деятельности людей  по признакам экстраверсии и интровер-сии, доминирования рационального или  иррационального, эмоционального и  логического в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие  типы людей по характеру мышления:

1.  Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.

2.  Мыслительный  тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

Критерием истинности для  интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика, а критерием  правильности для мыслительного  типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода.

Познание у мыслительного  типа существенно отличается от познания интуитивного типа. Мыслительный тип  обычно интересуется знанием как  таковым, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями, в то время  как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование знаний вне зависимости  от их истинности и логической непротиворечивости. Истинно то, что полезно, — вот  его жизненное кредо.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

Прежде чем излагать взгляды  психологов на проблему творческого  мышления, рассмотрим некоторые факты, которые помогут лучше понять сформулированные дальше положения, касающиеся данного вида мышления. С самого начала отметим, что творческое мышление не обязательно связано только с  одним из обсуждавшихся ранее  видов мышления, скажем, словесно-логическим; оно вполне может быть и практическим, и образным.

РАрнхейм отмечает, что  видеть свойства какого-либо предмета — значит воспринимать его как  пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит  в выделении ранее абстрагированных черт. «Следовательно, абстрактное  содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах»1.

Ярким примером необходимости  наглядно-образных представлений для  более глубокого понимания абстрактных  вещей и понятий может служить  следующий пример. Оказывается, что  такие различные геометрические понятия, как точка, прямая, треугольник, трапеция, окружность, эллипс, парабола, которые благодаря подкупающей  простоте и законченности строения считались абстракциями, не зависящими от реальности, на самом деле связаны  с ней и с конкретно-образными  представлениями. Рисунок 52 наглядно демонстрирует, что все эти абстракции можно  «увидеть» на различных сечениях плоскостью обыкновенного конуса. Точка  получается, если плоскость проходит через вершину конуса (52.1); треугольник  образуется при пересечении плоскостью конуса по его оси (52.2); отрезок прямой линии можно получить, если плоскость  проходит как касательная к боковой  поверхности конуса (52.3); трапеция образуется в случае, если от треугольника, образуемого  сечением 52.2, отделяется верхняя часть  при помощи плоскости, параллельной основанию (52.4); круг можно получить, сделав поперечное сечение конуса плоскостью, параллельной основанию (52.5), эллипс образуется таким же сечением, но проведенным  под наклоном (52.6); парабола вырисовывается в случае, если секущая плоскость  проходит параллельно оси конуса, но не через ее саму (52.7). Таким образом, меняя расположение и взаимную ориентацию конуса и секущей плоскости, можно  не только получить ряд фигур, выражающих абстрактные понятия, но и незаметно, в наглядно-действенном плане  переходить от одного абстрактного понятия  к другому.

По этому поводу Р.Арнхейм  пишет, что элементы мышления в восприятии и восприятия в мышлении взаимно  дополняют друг друга. «Они превращают человеческое познание в единый

 

Рис. 52. Примеры  наглядного представления основных абстрактных геометрических понятий  в виде сечений конуса плоскостью

процесс, который ведет  неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым  обобщенным теоретическим идеям»1.

Психологами было затрачено  много усилий и времени на выяснение  того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор  ясного ответа на вопрос о психологической  природе творчества нет. Наука располагает  только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения  человеком такого рода^ задач, охарактеризовать условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения. Прежде чем их рассматривать, обратимся  к некоторым простейшим примерам задач творческого типа для того, чтобы выяснить их особенности (рис. 53).

Задача 1. Как с помощью специальных лучей уничтожить опухоль, расположенную в глубине организма, не повредив при этом его здоровых тканей? Известно, что для удаления этой опухоли необходима такая концентрация лучей в месте ее расположения, которая опасна для здоровых тканей. В месте локализации опухоли необходимо создать нужную концентрацию лучей, не повредив при этом окружающих тканей организма, причем иного доступа к опухоли, чем через другие ткани организма, нет.

Задача 2. Как из шести спичек сложить четыре равносторонних треугольника?

Задача 3. Как четырьмя прямыми линиями, не отрывая от бумаги ручки или карандаша, перечеркнуть расположенные квадратом девять точек?

Все эти задачи имеют одну и ту же особенность, характеризующую  творческое мышление, а именно —  необходимость применения нетрадиционного  способа мышления, необычного видения  проблемы, выхода мысли за пределы  привычного способа рассуждений. В  задаче 1, например, нужно догадаться, что нет необходимости направлять лучи в сторону опухоли из одного источника. В задаче 2 необходимо отойти от привычных попыток искать ее решение  в плоскости и обратиться к  пространственным представлениям. В  задаче 3 также нужно допустить  возможность выхода прямых линий  за пределы части плоскости, ограниченной девятью точками. Это значит, что  во всех трех случаях, проанализировав  условия задачи, необходимо направить  мысль необычным путем, т.е. применить  по-настоящему творческий способ решения. (Справа на рис. 53 показаны пути решения  каждой из этих задач.)

Информация о работе Понятия об ощущениях