Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:40, реферат
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.
Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж.Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:
A. Оригинальность, нетривиальность,
необычность высказываемых
Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
B. Образная адаптивная
гибкость, т.е. способность изменить
восприятие объекта таким
Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж.Гилфордом.
В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Рассмотрим эти условия в обобщенном виде.
Рис. 53. Исходные условия и принципы решения нескольких простейших
творческих задач
1. Если в прошлом
определенный способ решения
человеком некоторых задач
2. Чем больше усилий
было потрачено на то, чтобы
найти и применить на практике
новый способ решения задачи,
тем вероятнее обращение к
нему в будущем.
3. Возникновение стереотипа
мышления, который в силу указанных
выше условий мешает человеку
отказаться от прежнего и
4. Интеллектуальные
способности человека, как правило,
страдают от частых неудач, и
боязнь очередной неудачи
5. Максимум эффективности
в решении интеллектуальных
6. Чем больше знаний
имеет человек, тем
У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.
Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей,-те недостатки, о которых говорилось выше, или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ ГЛиндсей, К.Халл и Р.Томпсон1. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:
1. Склонность к конформизму,
выражающаяся в доминирующем
над творчеством стремлении
2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.
Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно «правильных» наиболее распространенных, общепринятых мнений.
3. Боязнь показаться
слишком экстравагантным, даже
агрессивным в своем неприятии
и критике мнений других людей.
4. Боязнь возмездия
со стороны другого человека,
чью позицию мы критикуем.
5. Завышенная оценка
значимости своих собственных
идей. Иногда то, что мы сами
придумали или создали,
6. Высокоразвитая тревожность.
Человек, обладающий этим
7. Есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.
Выход из этого положения
в том, чтобы у ребенка с
самого детства развивать как
критическое, так и творческое мышление,
заботясь о том, чтобы они находились
в равновесии, сопровождали и периодически
сменяли друг друга в любом
мыслительном акте. Если человеком
высказывается собственная
Интеллектуальные способности человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо.
Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось то, о чем уже говорилось выше: сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера.
С понятием творчества неразрывно
связано понятие интеллекта. Под
ним понимается совокупность самых
общих умственных способностей, обеспечивающих
человеку успех в решении разнообразных
задач. Хотя интеллект является одним
из самых изученных
Американский психолог Дж. Гилфорд разработал концепцию, согласно которой интеллект представляет собой многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию (рис. 54). Умственная операция, включенная в интеллектуальное действие, может быть следующей по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание. По продукту интеллектуальная операция может представлять собой единицу, класс, отношение, систему, трансформацию и рассуждение. Наконец, по содержанию соответствующая операция может представлять собой действие с объектами, символами, преобразование смыслов (семантическая операция), поведение.
Модель интеллекта, по Гилфорду,
включает 120 различных интеллектуальных
процессов — частных
Познание — лишь один из пяти путей переработки информации человеком. Память связана с процессами запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Дивергентное продуктивное мышление служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос. Конвергентное продуктивное мышление связано с решением задач, имеющих
Рис. 54. Трехмерная модель интеллекта по Дж.Гилфорду
единственный правильный ответ. Оценивание позволяет сравнивать полученный результат с требуемым и судить р том, решена ли поставленная задача.
Содержание мыслительных операций может быть четырех типов: фигуративным, символическим, семантическим и поведенческим. Фигуративное содержание — наглядно-образная информация (образы восприятия, памяти); символическое содержание — знаки: буквы, числа, коды и т.п.; семантическое содержание — идеи и понятия; поведенческое содержание — чувства, мысли, настроения и желания людей, их взаимоотношения. Продукты мыслительной деятельности могут принимать вид единиц, классов, систем, отношений, трансформаций и импликаций. Единицами служат отдельные сведения. Классами именуют совокупность сведений, сгруппированных по общим существенным элементам. Отношения выражают связи, существующие между вещами. Системы являются блоками, состоящими из элементов и связей между ними. Трансформации — преобразования и модификации информации, а импликации — возможные выводы из имеющейся информации. 120 различных частных интеллектуальных способностей образуются как всевозможные сочетания операций, содержаний и продуктов мыслительной деятельности (5x4x6, рис. 54).