Понятия об ощущениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:40, реферат

Описание работы

Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Работа содержит 1 файл

психічні процеси.docx

— 562.44 Кб (Скачать)

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался  сформулировать ответ на данный вопрос Дж.Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

A. Оригинальность, нетривиальность,  необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к  интеллектуальной новизне. Творческий  человек почти всегда и везде  стремится найти свое собственное,  отличное от других решение.

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под  новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять  функциональное применение на практике.

B.  Образная адаптивная  гибкость, т.е. способность изменить  восприятие объекта таким образом,  чтобы видеть его новые, скрытые  от наблюдения стороны. Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались  и другие попытки дать определение  творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое  было предложено Дж.Гилфордом.

В ходе исследований творческого  мышления были выявлены условия, которые  способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Рассмотрим эти условия в обобщенном виде.

 

 Рис. 53. Исходные условия  и принципы решения нескольких  простейших

творческих задач

1.  Если в прошлом  определенный способ решения  человеком некоторых задач оказался  достаточно успешным, то это обстоятельство  побуждает его и в дальнейшем  придерживаться данного способа  решения. При встрече с новой  задачей человек стремится применить  его в первую очередь.

2.  Чем больше усилий  было потрачено на то, чтобы  найти и применить на практике  новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к  нему в будущем. Психологические  затраты на обнаружение некоторого  нового способа решения пропорциональны  стремлению использовать его  как можно чаще на практике.

3. Возникновение стереотипа  мышления, который в силу указанных  выше условий мешает человеку  отказаться от прежнего и искать  новый, более подходящий путь  решения задачи. Один из способов  преодоления такого сложившегося  стереотипа состоит в том, чтобы  на некоторое время вообще  прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней  с твердой установкой и пробовать для поиска решения только новые пути.

4.   Интеллектуальные  способности человека, как правило,  страдают от частых неудач, и  боязнь очередной неудачи начинает  автоматически возникать при  встрече с новой задачей. Она  порождает защитные реакции, которые  мешают творческому мышлению, обычно  связанному с риском для собственного  «Я». В итоге человек теряет  веру в себя, у него накапливаются  отрицательные эмоции, которые мешают  ему думать. Чувство успеха для  усиления интеллектуальных потенций  людей столь же необходимо, как  и ощущение правильности какого-либо  движения для его усвоения.

5.  Максимум эффективности  в решении интеллектуальных задач  достигается при оптимальной  мотивации и соответствующем  уровне эмоционального возбуждения.  Этот уровень для каждого человека  сугубо индивидуален.

6. Чем больше знаний  имеет человек, тем разнообразнее  будут его подходы к решению  творческих задач. Однако соответствующие  знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению.

У творческих людей нередко  удивительным образом соединяются  зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные  способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.

Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять  оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей,-те недостатки, о которых говорилось выше, или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к  творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ ГЛиндсей, К.Халл и Р.Томпсон1. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

1.  Склонность к конформизму,  выражающаяся в доминирующем  над творчеством стремлении быть  похожим на других людей, не  отличаться от них в своих  суждениях и поступках.

2.  Боязнь оказаться  «белой вороной» среди людей,  показаться глупым или смешным  в своих суждениях.

Обе указанные тенденции  могут возникнуть у ребенка в  раннем детстве, если первые его попытки  самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят  поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или  осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны  взрослого в качестве единственно  «правильных» наиболее распространенных, общепринятых мнений.

3.  Боязнь показаться  слишком экстравагантным, даже  агрессивным в своем неприятии  и критике мнений других людей.  В условиях нашей культуры  довольно распространено следующее  мнение: критиковать человека —  значит быть по отношению к  нему невежественным, проявлять  к нему неуважение. Этому мы, к  сожалению, с детства учим своих  детей, совершенно не думая  о том, что в данном случае  приобретение вежливости, тактичности,  корректности и прочих полезных  качеств происходит за счет  утраты другого, не менее ценного  свойства: сметь, иметь и уметь  отстаивать, открыто высказывать  и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится  или не понравится оно окружающим. В этом собственно и состоит  требование к человеку всегда  оставаться честным и откровенным.

4.  Боязнь возмездия  со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая  критике человека, мы обычно вызываем  с его стороны ответную реакцию.  Опасение такой реакции нередко  выступает в качестве препятствия  на пути к развитию собственного  творческого мышления.

5.  Завышенная оценка  значимости своих собственных  идей. Иногда то, что мы сами  придумали или создали, нравится  нам больше, чем мысли, высказываемые  другими людьми, причем настолько,  что у нас возникает желание  свое никому не показывать, ни  с кем им не делиться и  оставить при себе.

6.  Высокоразвитая тревожность.  Человек, обладающий этим качеством,  обычно страдает повышенной неуверенностью  в себе, проявляет боязнь открыто  высказывать свои идеи.

7. Есть два конкурирующих  между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этого положения  в том, чтобы у ребенка с  самого детства развивать как  критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом  мыслительном акте. Если человеком  высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая  мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно  предлагать свою. В жизни большинства  людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого  и критического мышления.

Интеллектуальные способности  человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение  достаточно длительного периода  времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а  затем дать более легкие, то и  с этими последними после долгих неудач они будут справляться  плохо.

Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в  школе. При сравнении их с менее  творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось то, о чем уже говорилось выше: сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера.

С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под  ним понимается совокупность самых  общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных  задач. Хотя интеллект является одним  из самых изученных психологических  понятий, в его понимании имеется  много различий. Одни считают интеллект  некоторой общей умственной способностью, другие полагают, что в этом понятии  объединены представления о различных  умственных способностях.

Американский психолог Дж. Гилфорд разработал концепцию, согласно которой интеллект представляет собой многомерное явление, некоторое  сложное свойство, которое можно  оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию (рис. 54). Умственная операция, включенная в интеллектуальное действие, может быть следующей по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание. По продукту интеллектуальная операция может представлять собой  единицу, класс, отношение, систему, трансформацию  и рассуждение. Наконец, по содержанию соответствующая операция может  представлять собой действие с объектами, символами, преобразование смыслов (семантическая  операция), поведение.

Модель интеллекта, по Гилфорду, включает 120 различных интеллектуальных процессов — частных способностей. Они в свою очередь сводятся к 15 факторам: 5 операций, 4 вида содержания и 6 типов продуктов мыслительной деятельности (описаны выше). Операции отражают характер и способы умственной деятельности при переработке информации. К операциям относятся познание, память, дивергентное продуктивное мышление, конвергентное продуктивное мышление и оценивание. Познание включает процессы понимания, восприятия информации с помощью пяти органов чувств.

Познание — лишь один из пяти путей переработки информации человеком. Память связана с процессами запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Дивергентное продуктивное мышление служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос. Конвергентное продуктивное мышление связано с решением задач, имеющих

Рис. 54. Трехмерная модель интеллекта по Дж.Гилфорду

единственный правильный ответ. Оценивание позволяет сравнивать полученный результат с требуемым и судить р том, решена ли поставленная задача.

Содержание мыслительных операций может быть четырех типов: фигуративным, символическим, семантическим  и поведенческим. Фигуративное содержание — наглядно-образная информация (образы восприятия, памяти); символическое содержание — знаки: буквы, числа, коды и т.п.; семантическое содержание — идеи и понятия; поведенческое содержание — чувства, мысли, настроения и желания людей, их взаимоотношения. Продукты мыслительной деятельности могут принимать вид единиц, классов, систем, отношений, трансформаций и импликаций. Единицами служат отдельные сведения. Классами именуют совокупность сведений, сгруппированных по общим существенным элементам. Отношения выражают связи, существующие между вещами. Системы являются блоками, состоящими из элементов и связей между ними. Трансформации — преобразования и модификации информации, а импликации — возможные выводы из имеющейся информации. 120 различных частных интеллектуальных способностей образуются как всевозможные сочетания операций, содержаний и продуктов мыслительной деятельности (5x4x6, рис. 54).

Информация о работе Понятия об ощущениях