Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является систематизация научно-теоретических знаний по изучаемой проблеме.

Объектом курсовой работы является проблема нормы и патологии.

Предмет курсовой работы: методы и приемы по систематизации научно-теоретических знаний по проблемам нормы и патологии в психологии.

Задачи:

Рассмотреть понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе;
Изучить понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе;
Изучить структуру отклоняющегося развития;
4. Проанализировать основные подходы к дихотомии «норма – патология».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1 Понятие «нормы» в психолого - педагогической литературе

1.1 Норма. Виды нормы……………………………………………………….....4

1.2 Развитие в норме и дизонтогенезе……………………………………….…11

Глава 2 Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе

2.1 Соотношение нормативного и отклоняющегося развития…………….…15

2.2 Психический дизонтогенез как «болезни развития»………………….…..20

2.3 Основные подходы к дихотомии «норма – патология»…………………..31

Заключение ……………………………………………………………………...35

Литература……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая психологические критерии различения нормы и патологии.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     Временная независимость функции превращается в ее изоляцию: сама функция стереотипизируется, зацикливается в развитии. Например, при олигофрении с явлениями гидроцефалии могут быть хорошими механическая память и речь, но возможности их использования очень ограничены нарушением мышления: внешне богатая речь остается на уровне подражательной.

     Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности  ЦНС характеризуются повышенной инертностью, в результате возникает  их патологическая фиксация. Ярче всего  это проявляется в познавательной сфере в виде инертных стереотипов.

     Больше  всего страдает развитие сложных  межфункциональных связей — иерархических  координации, что выражается в их недоразвитии, нестойкости, регрессе при  малейших затруднениях. Например, дети с ЗПР, уже освоив простые счетные операции в речи, при любом затруднении возвращаются к счету на пальцах.

     Одним из механизмов возникновения новых  координации является гетерохрония, в патологии же наблюдается ее нарушение — асинхрония. Выделяют явления ретардации (незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм); патологической акселерации отдельных функций (например, чрезвычайно раннее, до года, и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме); сочетание патологической акселерации и ретардации психических функций, смешение на одном возрастном этапе образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи (например, сосуществование у ребенка с ранним детским аутизмом высокоразвитой речи и выраженного недоразвития сенсорной и моторной сферы).

     Описанные механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушения инволюции ряда психических функций, временные  и стойкие регрессии играют большую  роль в формировании различных видов  асинхронии развития.

     Согласно  Л.С. Выготскому, чем дальше отстоит первичный дефект от вторичных нарушений, тем больше возможностей для коррекции и компенсации последних с помощью рациональной системы обучения и воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Основные подходы к дихотомии «норма – патология» 

     В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма – патология».

     Впервые вопрос о норме возник в тех  областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми  пограничными явлениями, такими как  психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал  психоанализ З. Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни». В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и болезнью существует множественные многообразные ступени.

     В современной науке выделяют несколько  подходов к пониманию «нормы».

     Статистический  подход

     Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.

     Пример: МКБ10 – оценка умственной отсталости по IQ.

     Ниже 20 – глубокая умственная отсталость

     20–34 – выраженная умственная отсталость

     35–49 – умеренная умственная отсталость

     50–70 – легкая умственная отсталость

     71–84 – умственная отсталость близкая к норме

     85–114 – НОРМА

     115–124 – интеллект выше нормы

     125–134 – высокий интеллект

     135 и выше – гений

     Статистические  нормативы относительны, так как  культурно обусловлены. Такой подход вызывает давнюю критику, в том числе и со стороны психологов. Они справедливо указывают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения. Французский психиатр К. Кюльер говорил, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности». Действительно, статистически «нормальное» общество не будет развиваться и в итоге погибнет. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

     Адаптационный подход

     Быть  нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности.

     Последователи этого подхода рассматривают норму и ненорму в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.

     Для нормы характерным признаком  является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных  черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.

     В целом норма и ненорма –  это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает  своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма – процесс достижения личностью (биопсихосоциальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

     Понятие «нормы» смещается до границ индивида

     Каждый  человек рассматривается по отношению  к самому себе: каким он был, каким он стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается.

     Культурно-релятивистский подход

     Не  решает проблемы и подход с позиции  культурного релятивизма. Согласно ему, о норме и патологии можно  судить лишь на основании соотношения  особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.

     Однако, как считают отдельные исследователи, при таком подходе, по крайней мере, два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рабочего коллектива, социальной среды и т.д.). К тому же, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.

     Психопатологический подход

     Довольно  распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию. По такому пути идут многие исследователи за рубежом, которые в своих тестах и опросниках исходят из представлений и категорий, заимствованных из психиатрии, и на их основе строят структуру как больной, так и здоровой личности. Однако не вызывает сомнений однобокость этого подхода.

     Гуманитарный (гуманистический) подход

     Оценка  нормы самой по себе, не в отношении  патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов.

     Данный  подход тесно связан с теорией  личности. Норма – это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Проблема  определения нормы и патологии  – одна из центральных в клинической  психологии. Чаще всего знакомство с отклонениями в развитии ограничивается медицинскими сторонами, тогда как область аномалий ставит перед психологами целый ряд вопросов, ответы на которые приходится искать уже за гранью самой психологической науки – в философии, этике, теологии, культурологии, праве, и др.

     Каждый  психолог, занимаясь практической деятельностью, в той или иной мере сталкивался  с проблемой определения нормы  и отклонения от нее в поведении  человека. Так что же считать нормой и как квалифицированно определить аномальное поведение?

     Под нормой в настоящее время понимают принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и  требования по отношению к различным  параметрам проявлений психической  активности человека. Данное понятие  субъективно, оно зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь.

     Необходимо  также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя  поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.

     Таким образом, в настоящее время однозначных  показателей аномального поведения  и четких границ нормы не существует. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.

     Выдающийся  отечественный исследователь пограничных  состояний П.Б. Ганнушкин не раз подчеркивал относительность границ нормы: «В таком, с одной стороны, хрупком и тонком, а с другой – в таком сложном аппарате, каким является человеческая психика, можно у каждого найти те или иные, подчас довольно диффузные конституционально-психологические черты»; «гармонические натуры по большей части есть плод воображения». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

1. Бауман  У. Перре М. Клиническая психология 1998.

2. Балашова Е.Ю., М.С. Ковязина – Некоторые аспекты проблемы нормы в клинической психологии // Вопросы психологии 2006, №1.

3. Братусь Б. С. Аномалии личности.— М.: Мысль, 1988.— 301 с.

4. Вайнштейн  Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А. Общая психология. – Минск: Тессей., 2005. –  368 с.

5. Вайнштейн  Л.А., Психология: курс лекций / Сост. Л.А. Вайнштейн. Минск:  2008.

6.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу "Психология человека".– М., Педагогическое общество России, 1999.

7. Ганнушкин П.Б. Книга малой психиатрии.

8. Зейгарник Б.В. Патопсихология, 2-е издание, М.: Издательство Московского университета, 1986. -287.

9. Комер Р. Основы патопсихологии.

10. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. – Понятие нормы в психологии // Вестник МГУ 1987, № 2

Информация о работе Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе