Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является систематизация научно-теоретических знаний по изучаемой проблеме.

Объектом курсовой работы является проблема нормы и патологии.

Предмет курсовой работы: методы и приемы по систематизации научно-теоретических знаний по проблемам нормы и патологии в психологии.

Задачи:

Рассмотреть понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе;
Изучить понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе;
Изучить структуру отклоняющегося развития;
4. Проанализировать основные подходы к дихотомии «норма – патология».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1 Понятие «нормы» в психолого - педагогической литературе

1.1 Норма. Виды нормы……………………………………………………….....4

1.2 Развитие в норме и дизонтогенезе……………………………………….…11

Глава 2 Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе

2.1 Соотношение нормативного и отклоняющегося развития…………….…15

2.2 Психический дизонтогенез как «болезни развития»………………….…..20

2.3 Основные подходы к дихотомии «норма – патология»…………………..31

Заключение ……………………………………………………………………...35

Литература……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая психологические критерии различения нормы и патологии.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     М. Совак определяет дефективность (аномальность) как нарушение целостности человека, его связей и отношений с обществом, в том числе в сфере воспитания и образования, профессиональной деятельности. При этом дефективность характеризуют пять признаков.

     1. Изменения в структуре личности  из-за нарушений высшей нервной  деятельности, отражающие влияние первичных органических, функциональных или социальных нарушений.

     2. Долговременность состояния.

     3. Нарушения связей аномальных  лиц по отношению к обществу  здоровых.

     4. Изменения отношения к аномальным  лицам, когда общество чувствует  себя обремененным, обязанным заботиться о них и занимает определенную позицию, по которой судят о его гуманности. (Общество исключает аномальных из своего круга, изолирует их или проявляет преувеличенную заботу.)

     5. Непостоянство состояния дефективности,  поддающееся изменениям как в лучшую, так и худшую сторону.

     В этих охарактеризованных признаках  речь идет о двух психологических  феноменах: о чувстве неполноценности, могущем возникнуть как следствие  первичных дефектов, и проблемах  социальной адаптации аномальных людей  к обществу здоровых.

     Проблема  «норма—аномальность» далеко выходит  за пределы медицины и является одной  из актуальных проблем человекознания. Мы рассмотрели лишь некоторые подходы  к ее решению.

     Психология  развития представлена многочисленными  теориями, акцентирующими внимание на различных сторонах этого феномена. Среди авторов наиболее известных концепций: А. Валлон, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, 3. и А. Фрейд, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и др. Разные подходы определяют и различия в понимании развития — это может быть рост, созревание, накопление, совершенствование, трансформации, универсальные изменения и пр.

     В рамках гуманистической психологии развитие предполагает стремление к  какой-либо цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований.

     Б.С. Братусь описывает нормальное развитие человека как последовательное обретение  им родовой человеческой сущности, а именно:

     — отношение к другому человеку как к самоценности;

     — способность к любви и творчеству;

     — целетворящий характер жизнедеятельности;

     — потребность в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то);

     — способность к свободе волепроявления;

     — внутреннюю ответственность перед  собой и другими;

     — обретение смысла жизни.

     Развитие  с противоположными проявлениями следует  считать аномальным. Задачи развития — это требования, с которыми индивид должен справиться на каком-то определенном отрезке жизни. Но развитие как процесс продолжается всю жизнь, последовательно решая неотложные задачи переадаптации и реадаптации, причем многие задачи воспринимаются человеком как личностные, от решения которых зависит его самооценка.

     В возрастной психологии понятие «нормативное (нормальное) развитие» рассматривается  как набор статистически определяемых количественных показателей, характеризующих  срез психического развития в конкретный возрастной момент. С этих позиций качественные изменения структуры психической деятельности ребенка, иерархия высших психических функций, психологические образования оцениваются как изменяющиеся на границах возрастных периодов. Отсюда закономерно возникает представление, что новообразования, возникающие в возрастных кризисах, практически «неизменяемы» в межкризисные периоды.

     На  практике оказывается, что такое  понятие «нормы» не учитывает  разновременность формирования различных  функций, тесную взаимосвязь и взаимообусловленность всех психических систем и образований в процессе развития.

     Специальная психология предлагает для более  четкого определения «нормативного  развития» использовать понятие  «идеальная программа развития» (Н.Я. и М.М. Семаго). Под этим подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций и их систем в условиях их «идеальной» обусловленности генетическими законами и таким же «идеальным» воздействием внешних факторов. Естественно, «идеальная модель» может существовать только как программа развития некоею «идеального» ребенка в идеальных условиях, каждый же конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза.

     Однако  социально-психологический норматив (СПН), предъявляемый обществом к  психическому и личностному развитию каждого из его членов, и идеальная модель системы требований социальной общности к личности историчны и меняются вместе с развитием общества.

     Отклоняющееся развитие — это любое отклонение отдельной функции или системы психических функций от «программы развития» вне зависимости от знака этого изменения «+» или «—» (опережение или запаздывание).

     Это обычное развитие, разворачивающееся  в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенная сила которых превосходит  компенсаторные возможности индивида. При этом целостность психики не нарушается, но уровень ее опосредованности модифицируется. Вследствие этого относительно устойчиво изменяются когнитивные, эмоциональные, регуляторные параметры и стороны микрогенеза (актуального развития), что приводит к трансформациям в процессе возрастного развития. Эти трансформации проявляются, прежде всего, в замедлении процесса социализации, усвоении культурно-исторического опыта, именно поэтому дети с признаками нарушенного развития нуждаются в специальной медико-социальной и психологической помощи.

     Отклоняющееся развитие нельзя относить к категории  патологии, так как изменения  касаются лишь формально-динамических сторон процесса развития, а содержание и сущность психических явлений (отражательная природа психики) и последовательность их формирования остаются принципиально неизменными. Вместе с тем нарушенное развитие, как и нормальное, многовариантно, поэтому здесь необходим многоуровневый подход. Кроме того, поиск объективных критериев внешней оценки должен быть дополнен критериями субъективными.

     По  определению В.М. Сорокина, отклоняющееся  развитие, разворачивающееся в неблагоприятных  условиях, созданных физическим или  психическим дефектом, представляет собой стойкое изменение параметров деятельности психики и темпов ее возрастной динамики, достоверно отличающихся от средних возрастных значений.

     Современная специальная педагогика исходит  из того, что об отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где  и когда возникает несоответствие возможностей конкретного человека общепринятым социальным ожиданиям, образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. При этом недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика человека.

     Специалисты в области отклоняющегося развития сходятся в мнении, что в педагогической и социальной сферах медицинские  термины неприемлемы и некорректны, они ущемляют достоинство лиц, к которым относятся, и их близких, они не отражают особых потребностей этих лиц в образовании и социальном адаптировании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Психический дизонтогенез  как «болезни развития» 

     Онтогенетический подход к изучению нарушений психического развития и психических расстройств в детском возрасте широко применяется в клинике аномального детства, психиатрии и патопсихологии. Такие понятия, как онтогенез и дизонтогенез, широко используются в биологической, медицинской, психолого-педагогической литературе.

     В исследованиях психологов и физиологов показано, что степень зрелости отдельных  функциональных систем на определенных возрастных этапах значительно различается. Каждая функциональная система и  ее отдельные звенья имеют собственную программу развития, однако, несмотря на это мозг работает как единое целое. Его интегративная деятельность предполагает теснейшее взаимодействие различных систем, их взаимную обусловленность.

     По  образному определению Л.О. Бадаляна, внешние проявления нервно-психического развития напоминают группу соревнующихся велосипедистов: вначале они сбиваются в единую массу, затем постепенно растягиваются цепочкой, лидер в которой часто сменяется, его обгоняют другие. Аналогично на каждом возрастном этапе какие-то функции или отдельные их звенья выглядят наиболее активными и сформированными, а на следующем этапе картина меняется: прежние «лидеры» отходят на вторые места, появляются новые формы и способы реагирования.

     Если  возрастной этап представить в виде финишной черты, то различные функции приходят к этой черте с разной степенью зрелости. Одни из них уже сформировались и в процессе онтогенеза незначительно модифицируются, другие только начинают формироваться. В этом заключается принцип гетерохронности — неодновременности развития функциональных систем. Однако гетерохрония может наблюдаться и в пределах одной функциональной системы.

     Гетерохронность не исключает синхронность в созревании отдельных функциональных систем. В  каждом возрастном периоде они должны находиться в определенной степени зрелости. Кроме того, развитие нервной системы ребенка сопровождается не только появлением новых форм реагирования, но и угасанием старых, первоначальных автоматизмов. Инволюция, запаздывание в угасании старых форм реагирования может препятствовать усложнению рефлекторной деятельности, формированию новых межанализаторных связей.

     Термин  «дизонтогенез» впервые был употреблен Й. Швальбе в 1927 году для обозначения  отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В настоящее время это понятие включает также постнатальный (прижизненный) дизонтогенез, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

     В широком смысле дизонтогенез — отклоняющееся  от условно принятой нормы развитие, «болезнь развития».

     Психический дизонтогенез. Это нарушение развития психики в целом или ее отдельных  составляющих, а также нарушение  соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер психики и различных компонентов внутри этих сфер.

     Практически почти любое более или менее  длительное патологическое воздействие  на незрелый мозг может привести к  отклонениям в психическом развитии. Основными факторами, определяющими  характер дизонтогенеза, являются происхождение, локализация, степень распространенности и выраженности поражения, время его возникновения и длительность воздействия, а также условия воспитания и обучения больного ребенка. Однако основная модальность психического дизонтогенеза обусловливается тем, что в нарушениях первичны зрение, слух, моторика, интеллект, потребностно-эмоциональная сфера.

     Среди основных проявлений дизонтогенеза  — ретардация, акселерация и асинхрония.

     Выделяют  два основных типа психического дизонтогенеза (Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев): ретардацию и асинхронию.

     Ретардация  — это запаздывание или приостановка психического развития. При частичной (парциальной) ретардации страдает развитие отдельных психических функций. Нейрофизиологической основой этого  явления становится нарушение темпов и сроков созревания отдельных функциональных систем. Выделяют также общую — тотальную — ретардацию. (Например, у умственно отсталого ребенка, страдающего олигофренией, навыки ходьбы, речи, мелкой моторики формируются значительно позже по сравнению со здоровым ребенком.)

     Асинхрония  — это неравномерное, диспропорциональное  психическое развитие, при котором  наблюдаются выраженное опережение в развитии одних психических  функций и свойств и значительная ретардация других. (Так, у ребенка с ранним детским аутизмом может быть раннее ускоренное и своеобразное развитие когнитивной сферы при задержке развития моторики и навыков самообслуживания.)

     Г. К. Ушаков выделяет сложную асинхронию, когда ретардация одних функций  способствует акселерации других. (Например, ребенок с дефектами опорно-двигательного аппарата, воспитывающийся в изоляции от сверстников, будет отставать от них в личностном развитии, но — вследствие вынужденной изоляции — может значительно опережать их в интеллектуальном развитии.)

Информация о работе Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе