Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является систематизация научно-теоретических знаний по изучаемой проблеме.

Объектом курсовой работы является проблема нормы и патологии.

Предмет курсовой работы: методы и приемы по систематизации научно-теоретических знаний по проблемам нормы и патологии в психологии.

Задачи:

Рассмотреть понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе;
Изучить понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе;
Изучить структуру отклоняющегося развития;
4. Проанализировать основные подходы к дихотомии «норма – патология».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1 Понятие «нормы» в психолого - педагогической литературе

1.1 Норма. Виды нормы……………………………………………………….....4

1.2 Развитие в норме и дизонтогенезе……………………………………….…11

Глава 2 Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе

2.1 Соотношение нормативного и отклоняющегося развития…………….…15

2.2 Психический дизонтогенез как «болезни развития»………………….…..20

2.3 Основные подходы к дихотомии «норма – патология»…………………..31

Заключение ……………………………………………………………………...35

Литература……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая психологические критерии различения нормы и патологии.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1 Понятие  «нормы» в психолого - педагогической литературе

1.1 Норма. Виды  нормы……………………………………………………….....4

1.2 Развитие в  норме и дизонтогенезе……………………………………….…11

Глава 2 Понятие  «патологии» в психолого - педагогической литературе

2.1 Соотношение  нормативного и отклоняющегося  развития…………….…15

2.2 Психический  дизонтогенез как «болезни развития»………………….…..20

2.3 Основные подходы к дихотомии «норма – патология»…………………..31

Заключение ……………………………………………………………………...35

Литература……………………………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Приспособление  людей к окружающей природной  и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется  с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком «хрупкие» или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

     На  всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого «не вкладывающегося в определенные рамки» поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием «злого духа», которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения.

     До  недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием  психических особенностей людей, поведение  которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры  дали подобные описания крайних вариантов  нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы.

     Психологи занимались преимущественно исследованием  психики здоровых людей. Однако в  настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений в размытости границ между «нормой» и «патологией».

     Рассмотрение  проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психических отклонений», довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности. Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психики человека и принципов ее организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ «нормального» и «аномального» в психике и т.д.

     Что же понимают под понятиями «норма» и «патология» в современной психологии? Как связаны эти термины? В поиске ответов на эти вопросы и была написана эта работа.

     Целью курсовой работы является систематизация научно-теоретических знаний по изучаемой проблеме.

     Объектом курсовой работы является проблема нормы и патологии.

     Предмет курсовой работы: методы и приемы по систематизации научно-теоретических знаний по проблемам нормы и патологии в психологии.

     Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе;
  2. Изучить понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе;
  3. Изучить структуру отклоняющегося развития;

     4. Проанализировать основные подходы к дихотомии «норма – патология». 
 

 

      Глава 1. Понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе 

     
    1. Норма. Виды нормы
 

     В самом общем смысле понятие нормы  восходит к латинскому «правило», «образец», «руководящее начало».

     В науках, изучающих человека, выделяют различные виды норм — статистические, физиологические, индивидуальные и др. В психологии корректное обращение к этому понятию предполагает дифференцирование норм по возрасту, полу, социальной, культурной, этнической принадлежности субъекта. Многообразие факторов, обусловливающих различия в нормах, уже само по себе указывает на неоднозначность самой проблемы нормы, корни которой, с одной стороны, в общебиологических законах психического развития человека и его психосоциального взаимодействия, с другой — в этико-философских взглядах. Иными словами, это междисциплинарная проблема, которую невозможно решить с учетом лишь какого-то одного аспекта. Рассмотрим наиболее часто применяющиеся в психологии виды норм.

     Статистическая  норма. Большинство свойств, характеристик или достижений у людей тождественны. Самое большое количество случаев расположено около средней величины и уменьшается по направлению к крайним величинам и экстремальным вариантам. Но само «среднее» не тождественно «частому», оно может быть даже исключительным или реально вовсе не проявляться. Например, среднеарифметический вес исследуемой группы людей составил 74,8 кг, а реально такого веса не было ни у одного человека этой группы.

     Ю.Б. Гиппенрейтер, рассматривая категорию «нормальный характер» задалась целью выяснить, насколько он распространен. При этом «нормальными» считались люди, имевшие какие-то отклонения от среднематематического. Тогда по одной четверти популяции размещается у полюсов «оси» этого свойства. Но если взять два независимых свойства, то в «нормальной» зоне окажется уже одна четверть популяции, а остальные попадут в зоны «отклонений». При пяти независимых свойствах «нормальным» окажется один человек из 32, а при десяти — один из 1024. Таким образом, «нормальный» характер — явление довольно редкое.

     Имеются сложности и при понимании  нормы как самой высокой частоты  появления признака. Они возникают, например, при оценке желательных  свойств человека, но наблюдаемых  крайне редко. Тогда возникает парадокс: люди с желаемым качеством, с точки зрения статистической нормы, ненормальны. Так, бескорыстие, способность абсолютно адекватно оценивать свое поведение и др. встречаются довольно редко.

     Если  бы принцип статистической нормы  применялся в полном объеме, пришлось бы считать нормальными только средних, конформных и ничем не примечательных людей, что вряд ли можно считать эталоном для здорового общества. Ч. Ломброзо описывал нормального человека как индивида, «обладающего хорошим аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть домашнее животное».

     Как видим, статистическую норму следует  воспринимать сдержанно и тем  более не ограничиваться в оценке свойств, качеств, характеристик человека только ей одной.

     Функциональная, или индивидуальная норма. Нормальным считается то, что обеспечивает человеку, как субъективное удовлетворение, так и самореализацию при адекватном восприятии и принятии реальности.

     Объектом  анализа и оценки здесь является не «средний» человек, а индивид  со своими собственными возможностями, способностями, потребностями, желаниями, опытом и др. Этот индивид нормален, если он такой, каким должен быть со своей собственной точки зрения; проявляется так, как ему это свойственно; находит удовлетворение в том, что сам считает правильным или красивым.

     Но  если эту концепцию довести до абсурда, то и невротика можно  считать нормальным, если он ведет  себя как невротик. В то же время  в работе с лицами с отклоняющимся  развитием при обсуждении нормальности их поведения следует исходить, прежде всего, из их возможностей и способностей, так как именно их диапазон и является для них нормой, а все отклонения от него — прогрессом или регрессом в развитии.

     В целом, оценивая уровень развития индивида с точки зрения индивидуальной нормы, необходимо учитывать его собственный особенный путь развития и любое отклонение считать отклонением от нормы только в сопоставлении с этим путем. Но применение этой нормы также должно быть осторожным в силу социальной позиции личности, ее взаимодействия с социумом. Индивидуальная норма излишне акцентирует личную свободу и право на собственный путь развития и образ жизни в целом без должного учета того, что является социально приемлемым.

     В идеальной норме при оценке человека на передний план выступают не количественные, а качественные показатели; соответственно — норма не среднее или наиболее часто встречающееся, а образцовое, идеальное. Но этого достигнуть невозможно, можно только более или менее приблизиться к идеалу, поэтому такая норма — бесконечный процесс самореализации индивида.

     Идеальные нормы возникали в виде обобщения  положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивавших его прогрессивное развитие, и  фиксировались в так называемых нормативных науках, например педагогике, политике, праве и др. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества.

     В психологии идеальные нормы представлены в гуманистических моделях Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Мас-лоу и др. Это направление характеризуют как «психологию эталонов», поскольку психологи-гуманисты создавали идеальные и возвышенные образы здоровой личности, далекой от деструктивных проявлений психопатологии.

     Отсутствие  идеала или стремления к нему —  это признак ненормальности. Одинаково ненормально, когда человек имеет много противоречивых идеалов, резко их меняет или считает идеалом нечто, с точки зрения общества идеалом не являющееся.

     В общей группе расстройств личности лица с проявлениями устойчивого безответственного поведения определяются как социопаты. Другое определение социопатии — незрелость личности и ее неадекватность. Речь идет об индивидуумах с ослабленной структурой личности, что обычно обусловлено совокупностью проблем, возникающих при столкновении человека с обществом.

     Социальная  норма. Это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов  и групп. Социальные нормы обладают общими основными свойствами — объективностью, историчностью, универсальностью, схематичностью, безусловностью.

     Наличие определенных общественно значимых стимулов деятельности (целей, идеалов, ценностей), образцов или правил «нормального»  для данной группы поведения и  санкций за уклонение от них составляет основы социального контроля в любом сообществе. Моральные нормы как вид социальных регулируют нравственное поведение и взаимоотношения людей, служат основанием оценки их поступков.

     Социальные  нормы — феномен достаточно изменчивый во времени и пространстве. Например, гомосексуализм в Древней Греции был составляющей культуры общества, во времена инквизиции за него сжигали на кострах, он преследовался православной церковью, сейчас наступило время его реабилитации.

     Групповая норма. Это специфический вид и своеобразная призма преломления социальных норм. Наличие в группе достаточно развитой, разветвленной и устойчивой системы норм позволяет ей соотнести поведение каждого ее члена с эталоном и на этом основании выбрать эффективное средство воздействия на индивидуума. Групповые нормы облегчают осуществление социального контроля активности членов группы.

     Групповые нормы способствуют повышению устойчивости и стабильности группы, однако они  нередко порождают ригидность и  неспособность группы к перестройке жизнедеятельности в изменившихся условиях.

     Специалисты-психологи  и психиатры считают, что показатели психической «нормы» и «не  нормы» все еще не разработаны. Применяемые  в этих случаях социологические, психологические, медицинские критерии обычно имеют негативную основу, выделяющую факторы, которых в «норме» быть не должно.

     Наиболее  удачной, хотя и громоздкой, считают  формулировку Г.К. Ушакова, которая  включает первоочередные критерии нормы:

     — детерминированность психических  явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность;

     — соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства места  обитания (константность);

     — максимальное приближение формирующихся  субъективных образов отражаемым объектам действительности;

Информация о работе Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе