Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:35, курсовая работа
Целью курсовой работы является систематизация научно-теоретических знаний по изучаемой проблеме.
Объектом курсовой работы является проблема нормы и патологии.
Предмет курсовой работы: методы и приемы по систематизации научно-теоретических знаний по проблемам нормы и патологии в психологии.
Задачи:
Рассмотреть понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе;
Изучить понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе;
Изучить структуру отклоняющегося развития;
4. Проанализировать основные подходы к дихотомии «норма – патология».
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1 Понятие «нормы» в психолого - педагогической литературе
1.1 Норма. Виды нормы……………………………………………………….....4
1.2 Развитие в норме и дизонтогенезе……………………………………….…11
Глава 2 Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе
2.1 Соотношение нормативного и отклоняющегося развития…………….…15
2.2 Психический дизонтогенез как «болезни развития»………………….…..20
2.3 Основные подходы к дихотомии «норма – патология»…………………..31
Заключение ……………………………………………………………………...35
Литература……………………………………………………………………….
Как
в онтогенезе, так и дизонтогенезе,
асинхрония развития наиболее заметна
в периоды возрастных кризисов, когда
начинается интенсивное формирование
новых качеств психики
В.В. Ковалев, кроме ретардации и асинхронии, выделяет третий тип дизонтогенеза — регресс. Он связан с механизмом высвобождения и фиксации более ранних форм нервно-психического реагирования. В основе регресса — преходящая физиологическая незрелость, а также временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования. Под влиянием неблагоприятных биологических и социальных условий среды может происходить задержка дальнейшего созревания «уже незрелых» структур и функций мозга. Это проявляется у ребенка в более ранних, примитивных формах нервно-психического реагирования.
В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны различные варианты психического дизонтогенеза. Так, Г.Е. Сухарева выделяет три вида: задержанное, поврежденное и искаженное развитие. Л. Каннер называет два вида — недоразвитие и искаженное развитие.
Наиболее удобной для психологического анализа считают классификацию, предложенную В.В. Лебединским, выделившим шесть основных вариантов психического дизонтогенеза.
1.
Общее недоразвитие —
2.
Задержанное психическое
3.
Поврежденное психическое
4. Дефицитарное развитие, связанное с первичной недостаточностью отдельных анализаторных систем: зрения, слуxa, а также опорно-двигательной. Первичный дефект ВС им к недоразвитию какой-то функции и замедлению развития других, связанных с пострадавшей опосредованно.
5. Искаженное развитие — сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований. Наблюдается при процессуальных психических расстройствах (например, шизофрении), раннем детском аутизме.
6.
Дисгармоническое развитие по
структуре напоминает
Но и в этой, наиболее приемлемой классификации есть недостатки, на что обращает внимание сам В.В. Лебединский. Например, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. При детском церебральном параличе, в частности, можно наблюдать как дефицитарное, так и задержанное развитие, а в отдельных случаях и общее психическое недоразвитие. При ранней детской шизофрении возможно как задержанное, так и искаженное, а в некоторых случаях и поврежденное развитие. Поэтому варианты психического дизонтогенеза предлагается рассматривать не как самостоятельные монолитные образования, а как синдромы аномального развития с выделением ведущего синдрома.
Попытку
создать типологию
1. Недостаточное развитие:
— тотальное недоразвитие (простой уравновешенный, аффективно-неустойчивый и тормозимо-инертный типы) характеризует различные формы олигофрении;
— задержанное развитие (гармонический и дисгармонический инфантилизм) характеризуется замедлением темпа формирования когнитивной и эмоционально-личностной сфер, включая регуляторные механизмы деятельности; вариантами клинического диагноза здесь могут быть ЗПР или психический инфантилизм;
— парциальная несформированность высших психических функций (ВПФ): а) регуляторного компонента; б) вербального и вербально-логического; в) смешанный тип. В отличие от задержанного развития здесь имеется несформированность базовых предпосылок психической деятельности, такие дети не догоняют своих сверстников, можно лишь в какой-то мере компенсировать их утраты.
2. Асинхронное развитие:
— дисгармоничное (экстрапунитивный; интрапунитивный и апатический типы) определяется спецификой формирования отдельных уровней базовой аффективной регуляции при сохранности ее общей структуры и иерархии самой системы уровней, а также сдвигом пропорций в развитии всех уровней; клинические диагнозы — психопатии и патохарактерологическое развитие личности в различных их вариантах;
—
искаженное (преимущественно эмоционально-
3. Дефицитарное развитие. Оно определяется недостаточностью сенсорных, опорно-двигательных и других систем. В зависимости от времени их повреждения выделяют варианты раннедефицитарного и позднедефицитарного развития. Психологические профили специфичны как для каждого варианта дефицитарного развития, так и внутри этих вариантов, что связано с влиянием опосредующих факторов нарушения.
4.
Поврежденное развитие. Оно возникает
при органических повреждениях
мозга вследствие черепно-
-
локально поврежденный тип
Опираясь
на основные положения закономерностей
нормального и аномального
Первый
параметр связан с функциональной локализацией
нарушения и позволяет выделить
частный и общий дефекты. Частный
дефект обусловливается
В
сензитивные периоды
Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить ее регресс — возврат на более ранний возрастной уровень (как временный, функциональный, так и стойкий, связанный с повреждением функции). При более грубом патогенном воздействии (шоковой психической травме, остром начале шизофренического процесса и др.) регрессу подвергаются и функции, уже достаточно прочно закрепленные.
Явления регресса следует дифференцировать от явлений распада, при которых происходит не снижение функции на более ранний возрастной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение.
Все закономерности, связанные с возрастным параметром, определяют неравномерность отставания в развитии: при общем повреждении нервной системы, прежде всего, страдают функции, находящиеся в это время в сензитивном периоде, затем функции, связанные с поврежденной. Чем тяжелее поражение, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка обычно состоит из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.
Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.
Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения, часто наблюдается их сочетание. В случаях, когда основа болезненного процесса неизвестна (например, при шизофрении), выделяется не первичный, а основной дефект. Он определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при заболевании.
Механизмы
возникновения вторичных
Важнейшим
фактором возникновения вторичных
нарушений развития является фактор
социальной депривации. Необходимость
более ранней коррекции вторичных
нарушений обусловлена
В процессе развития изменяется иерархия между биологическими и социально обусловленными нарушениями. На первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию служит первичный дефект, но затем вторично возникшие явления психического недоразвития, а также негативные личностные установки, вызванные неудачами в школе (третичные нарушения), нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению. Распространяясь на более широкий круг психологических возрастных проблем, они препятствуют адекватной социальной адаптации.
Явления
временной независимости
Психические функции, построенные по иерархическому типу, формируются в процессе усложняющейся деятельности и общения. Этот уровень обладает высокой пластичностью и устойчивостью, что достигается выделением ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, а также относительной автономностью фоновых уровней, каждый из которых решает самостоятельную задачу. В условиях такой автономности нарушения в одном звене при сохранности других ведут к компенсаторной пластичной перестройке психического процесса, а не к нарушению его целостности.
Информация о работе Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе