Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является систематизация научно-теоретических знаний по изучаемой проблеме.

Объектом курсовой работы является проблема нормы и патологии.

Предмет курсовой работы: методы и приемы по систематизации научно-теоретических знаний по проблемам нормы и патологии в психологии.

Задачи:

Рассмотреть понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе;
Изучить понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе;
Изучить структуру отклоняющегося развития;
4. Проанализировать основные подходы к дихотомии «норма – патология».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1 Понятие «нормы» в психолого - педагогической литературе

1.1 Норма. Виды нормы……………………………………………………….....4

1.2 Развитие в норме и дизонтогенезе……………………………………….…11

Глава 2 Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе

2.1 Соотношение нормативного и отклоняющегося развития…………….…15

2.2 Психический дизонтогенез как «болезни развития»………………….…..20

2.3 Основные подходы к дихотомии «норма – патология»…………………..31

Заключение ……………………………………………………………………...35

Литература……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая психологические критерии различения нормы и патологии.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     — гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;

     — адекватность реакций человека на окружающие его физические, биологические и  психические влияния и адекватную идентификацию образов впечатлений  с образами однотипных памятных представлений;

     — соответствие физических и психических  реакций силе и частоте внешних  раздражителей;

     — удовлетворение своим местом в среде  себе подобных, гармонию взаимоотношений  с ними;

     — умение уживаться с иными лицами и с самим собой;

     — критический подход к обстоятельствам жизни;

     — способность самокоррекции поведения  в соответствии с нормами, типичными  для разных коллективов;

     — адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);

     — чувство ответственности за потомство  и близких членов семьи;

     — постоянство и идентичность переживаний  в однотипных обстоятельствах;

     — способность изменять способ поведения  в зависимости от смены жизненных  ситуаций;

     — самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для его остальных  членов;

     — способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

     При анализе перечисленных параметров становится ясно, что единый образец  жизни и поведения для всех людей — это скорее абстрактная  схема, слабо связанная с многообразием  реальной психической жизни.

     П.Б. Ганнушкин, отечественный психиатр с мировым именем, называл гармонические натуры по большей части плодом воображения и утверждал, что у каждого человека можно найти психопатические черты. Человек здоров настолько, насколько он не позволяет патологическим чертам разрастись больше положенного.

     Б.С. Братусь отмечал, что самым расхожим для многих психологов и психиатров остается понимание нормы как  чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося  из массы и наиболее адаптированного  к окружающей среде. Такое, понимание  согласуется со здравым смыслом и имеет глубокие корни в житейском сознании, прочно отождествляющем нормальное и общепринятое, однако оно упрощает представления о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим «шаблонам поведения».

     К. Ясперс в «Общей психопатологии» цитирует высказывание Вильманса: «Так называемая нормальность — не что иное, как легкая форма слабоумия» и далее объясняет: «Логически это означает следующее: объявив нормой умственную одаренность, мы должны будем признать, что большинство людей слегка слабоумно. Но мера здоровья — это нечто статистически среднее, т.е. свойственное большинству; соответственно, легкая степень слабоумия — это и есть здоровье. Следовательно, нечто болезненное и есть норма. Таким образом, «здоровое — синоним «больного». Такой логический ход мысли завершается очевидным распадом обоих понятий, независимо от того, основываем ли мы их на оценочных или среднестатистических суждениях».

     А. Маслоу пишет о том, что общепринятый подход к человеку, когда нормой считается среднестатистическое, подталкивает к выводу, что «нормальность» — лучшее, чего можно ожидать от человека, и потому должно довольствоваться ею. Однако он склонен считать такую норму скорее болезнью, уродством, задержкой человеческого развития, «недочеловечностью».

     Некоторые психологи подвергают критике и  адаптационный подход, приверженцы  которого считают, что любая патология  представляет собой либо «расстройство  врожденных форм поведения», сбой в  нормальном функционировании адаптирующейся живой системы (К. Лоренц), либо результат внутреннего несоответствия социального и природного (В.И. Вернадский), либо вынужденное «стеснение» жизни в ее «свободе», форма выживания человека в экстремальных для него условиях внешней или внутренней среды (И.В. Давыдовский).

     Само  понятие «приспособленность» в  ряде исследований признается не подходящим для описания здорового или нормального  существования. Так, польский психолог и клиницист К. Домбровский считал, что способность всегда приспосабливаться  к новым условиям и на любом уровне свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости. За этой способностью скрываются отсутствие иерархии ценностей и жизненная позиция, не содержащая в себе элементов, необходимых для позитивного развития личности и творчества. 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Развитие в норме  и дизонтогенезе 

     Западные  психологи определяют развитие как  изменения, происходящие во времени  в строении тела, психике и поведении  человека, в результате биологических  процессов в организме и под  воздействием окружающей среды. Отечественные психологи рассматривают развитие как процесс, характеризующий качественные преобразования в поведении, психике, интеллекте и эмоциях, т.е. понимают психическое развитие как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

     Термин  «психическое развитие» подразумевает  не плавность или одновременность  развития функциональных систем, а  филогенетически сложившуюся своевременность  созревания каждой системы в наиболее оптимальные возрастные сроки. Именно в связи с этим говорят о физиологической гетерохронии развития, т.е. гетерохронии развития мозговых структур и функций.

     Значение  закона гетерохронии для адаптивного  характера развития обосновывается в разработанной П. К. Анохиным теории системогенеза. Исследования показали, что в раннем онтогенезе отдельные элементы органа созревают постепенно и неравномерно и, объединяясь с наиболее рано созревающими элементами другого органа, принимающего участие в реализации данной функции, создают функциональную систему. Таким образом, осуществляется минимальное, но достаточное для этого этапа развитие жизненно важных функций (принцип «минимального обеспечения»).

     Разные  функциональные системы в зависимости  от их значимости в обеспечении адаптивного существования и развития организма созревают в разные сроки постнатальной жизни. Это обеспечивает высокий приспособительный эффект развития на каждом этапе онтогенеза и надежность функционирования биологических систем. При этом надежность обеспечивается не только высоким приспособительным эффектом гетерохронного формирования функциональных систем, но и такими свойствами живой системы, как избыточность элементов, их дублирование, взаимозамещаемость, быстрота возврата к относительному постоянству и динамичность отдельных звеньев системы.

     Процесс развития — это перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований. В ходе онтогенеза происходит перестройка  отношений между отдельными компонентами психики.

     Важнейшим в развитии психики является принцип единства эволюционирования и функционирования. Нельзя представить себе ситуацию, при которой сначала нужно дождаться момента, когда у ребенка сформируется мышление или речь, и только потом позволить ему думать и говорить.

     Исключительное свойство развития человеческой психики — невозможность заранее предвидеть конечный продукт этого процесса, так как на определенном его этапе человек превращается в субъект своего развития, сам определяет направление собственной самореализации.

     Нервная система чрезвычайно пластична, на этом ее свойстве проявляется способность  к компенсации. Чем меньше ребенок, тем более уязвим, он в отношении вредных воздействий, но в то же время его нервная система обладает большими резервами пластичности и, следовательно, компенсаторными возможностями.

     Психическое развитие невозможно вне общения. Именно в процессе общения с взрослым ребенок осваивает культурно-исторический опыт человечества, что составляет сущность процесса формирования человеческого сознания. Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития психики, но это единство имеет две особенности: во-первых, оно изменяется в процессе развития; во-вторых, имеет разный удельный вес в становлении различных психических функций. В развитии базовых, элементарных функций велика роль биологических факторов, в развитии высших психических функций — социокультурных.

     В то же время аномальное развитие имеет  свои общие закономерности и особенности, в условиях дизонтогенеза они обнаруживаются как реакция процесса развития на разные неблагоприятные условия его протекания.

     Для аномальных детей характерно замедление темпа возрастного развития, изменение  сроков перехода от одной фазы к  другой. Замедление может иметь устойчивый или переменный характер, затрагивать развитие психики в целом или ее отдельных сторон. Выраженность отставания не зависит напрямую от степени тяжести основного нарушения, так как опосредуется силой компенсаторных возможностей, временем и качеством оказанной ребенку психолого-педагогической помощи.

     Специфической закономерностью является ретардация — незавершенность формирования психических функций в конкретном периоде, отсутствие инволюции ранних форм психических функций.

     У аномальных детей снижена способность к приему, переработке, хранению и использованию поступающей информации. При этом подразумеваются не нарушенные, а сохранные сенсорные системы, например зрительная у глухих. Замедление скорости переработки информации в основном происходит на уровне ассоциативных зон и зон перекрытия. Вероятно, что при равных типах отклонений в развитии имеется снижение уровня интегративности в работе мозга как неспецифической его реакции на нарушение. К таким неспецифическим компенсаторным реакциям относят общее замедление темпа протекания психических процессов, скорости переработки информации и уменьшение ее притока.

     Ребенок с отклонениями в развитии может  достичь того же или почти того же уровня результативности, что и  нормально развивающийся, но усилия, которые он на это затратит, значительно большие, чем в норме. Следствием этого является увеличение нагрузки на центральную нервную систему.

     Именно  поэтому у лиц с отклонениями в развитии часто наблюдается  невротическая симптоматика, склонность к дезадаптации и снижение фрустрационной толерантности, а также иной характер протекания возрастных кризисов. Чаще всего они наступают позже и бывают более длительны по времени. В ряде случаев они более сглажены, чем в норме, но переживаются остро и драматично, особенно в подростковом возрасте.

     Неблагополучие  ребенка часто провоцирует специфическое  отношение к нему со стороны родителей  и окружающих. Они излишне сковывают  его активность, ограничивают сферы  деятельности и общения. Это дополнительно  осложняет развитие ребенка, прежде всего его, эмоционально-волевой сферы, чревато психологическими травмами.

     К числу общих проблем аномального  развития относятся социальная дезадаптированность  ребенка, низкий уровень протекания основных психических процессов, недостаточная  сформированность мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы, моторики, произвольность психических процессов, деятельности и поведения. 

 

      Глава 2 Понятие «патологии»  в психолого-педагогической литературе 

     2.1 Соотношение нормативного  и отклоняющегося развития 

     В специальной психологии очень часто  применяется понятие «аномальность». Одним из ее критериев является своеобразие  расшифровки сигналов окружающего  мира конкретным человеком и воспринимающим его иначе, чем большинство людей. Показатели, характеризующие нормальную психическую деятельность, ограничены достаточно определенными параметрами, выход за границы которых позволяет говорить о ее нарушении. При этом настроение человека, его эмоции, суждения, решения возникают не вследствие соответствующих внешних стимулов, а в результате измененной высшей нервной деятельности. Восприятие организуется и упорядочивается головным мозгом, при этом его важная функция — фильтрация внешних сигналов. У людей с дефектами слуха, зрения, интеллекта, неадекватно воспринимающих и оценивающих внешние стимулы, формируется неадекватное представление об окружающем мире, а часто неправильная адаптация к нему.

     Чаще  всего «ненормальным» считают человека, поведение которого явно и значительно  отклоняется от обычных норм, идет вразрез с привычками, установками, ценностями других людей. И тем он «ненормальней», чем опаснее — реально или потенциально — представляется его поведение окружающим.

Информация о работе Понятие «патологии» в психолого - педагогической литературе