Понятие о чувствах и эмоциях

Автор: f*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:56, реферат

Описание работы

Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер.

Работа содержит 1 файл

Эмоции и чувства.docx

— 105.53 Кб (Скачать)

Достаточно широко распространена субъективная концепция риска.

С этой позиции риск всегда субъективен, «поскольку выступает  как оценка человеком поступка, как  сознательный выбор с учетом возможных  альтернатив… Субъективная концепция  ориентирована на субъект действия, учитывает осознание последствий, выбор варианта поведения..»2. С этой точки зрения проявление риска всегда связано с волей и сознанием человека, «риск – это выбор варианта поведения с учетом опасности, возможных последствий»3.

Несмотря на различие взглядов на природу риска, нам кажется, что и та, и другая концепции  риска правомерны в зависимости  от цели исследования.

Проведенный выше анализ понятия «риск» позволяет сделать  вывод, что данное явление очень  многомерно и неоднозначно, обладает специфическими особенностями. И круг изучаемых качеств, черт, элементов и свойств этого явления во многом зависит от того, в каком аспекте – техническом, социальном, психологическом, экономическом, гуманитарном – понятие «риск» и «ситуацию риска» будет рассматривать исследователь.

Волевое усилие как один из механизмов волевой  регуляции  

Одними из первых о волевом усилии как специфическом  механизме воли заговорили в начале XX в. Г. Мюнстерберг, Г. И. Челпанов, А. Ф. Лазурский. Г. Мюнстерберг, например, писал: «Если я стараюсь вспомнить название какой-нибудь птицы, которую я вижу, и оно в конце концов приходит мне на ум, я чувствую его появление как результат моего собственного волевого усилия» [1997, с. 182]. А. Ф. Лазурский рассматривал волевое усилие как особый психофизиологический процесс, связанный с реакцией человека на встречающееся препятствие. Он поставил вопрос: «Существует ли одно волевое усилие, могущее по произволу человека направляться в различные стороны, или же, наоборот, имеется несколько его разновидностей, родственных друг другу, но все-таки не тождественных между собой?» [2001б, с. 17]. К сожалению, на этот вопрос ответ не найден до сих пор, хотя известно, что в повседневной жизни человек сталкивается с проявлением волевых усилий в двух направлениях. С одной стороны, это усилия, задачей которых является подавление побуждений, препятствующих достижению цели. Эти побуждения связаны с возникающими в процессе деятельности неблагоприятными состояниями (страх, утомление, фрустрация), которые подталкивают человека к прекращению этой деятельности. С другой стороны, это волевые усилия, стимулирующие активность, направленную на достижение цели. Эти усилия имеют большое значение для проявления таких волевых качеств, как терпеливость, упорство, внимательность, настойчивость.

М. Я. Басов [1922] рассматривал волевое усилие как субъективное выражение регулятивной функции  воли, которую он отождествлял с вниманием. Он считал, что внимание и волевое усилие — это одно и то же, только обозначаемое разными терминами. Таким образом, М. Я. Басов косвенно присоединялся к первому из предположений А. Ф. Лазурского: механизм волевого усилия для всех случаев един.     

 К. Н. Корнилов  считал волевое усилие основным  признаком воли, поэтому дал следующее  определение воли: это «психический  процесс, который характеризуется  своеобразным усилием и получает  свое выражение в сознательных  действиях и поступках человека, направленных на достижение поставленных  целей» [1941, с. 266]. Признание центрального  положения вопроса о волевом  усилии в проблеме воли имеется  в работах В. И. Селиванова, В. К. Калина и других. Однако  встречается и другая точка  зрения.    

 Ш. Н. Чхартишвили не считал волевое усилие признаком волевого поведения. По этому поводу он писал: «Многие исследователи понимают, что определение воли через признаки интеллекта является недоразумением и находят выход в привнесении в определение воли другой стороны поведения, а именно — момента усилия. Протекание волевых актов зачастую наталкивается на некоторое препятствие, преодоление которого требует внутреннего усилия, своего рода внутреннего напряжения. Этот момент усилия, или способность преодолевать препятствия, объявляется вторым признаком воли.

то же такое представляет собой это волевое усилие? На этот счет в психологии существуют двоякого рода взгляды…    

 Согласно одному  взгляду, волевое усилие есть  совокупность двигательных (главным  образом, мышечных) ощущений. При  совершении, каких бы то ни было мышечных движений приходится испытывать чувство напряжения, представляющее собой не что иное, как совокупность мышечных ощущений. Именно это мускульное напряжение и воспринимается нами как чувство усилия.    

 Но бывают такие  волевые акты, при которых нет  мышечного сокращения, а есть  или задержка этого сокращения, или же другие более сложные  психофизиологические обнаружения.  Для объяснения этих явлений  была выдвинута теория так  называемого иннервационного чувства.  Предполагали, что всякого рода  нервный импульс, хотя бы он  и не повел за собой мышечного  сокращения, но остался бы чисто  центральным мозговым процессом,  все-таки сопровождается известным  субъективным переживанием, напоминающим  волевое усилие. В качестве доказательства  приводились случаи, когда двигательное  усилие испытывается нами, несмотря  на то, что сами мышцы, на  сокращение которых это двигательное  усилие направлено, отсутствуют  совершенно. Это бывает после  ампутации, когда человек пытается  двигать, например, пальцами отрезанной  ноги, то, несмотря на отсутствие  мышц, которые у него должны  были бы сокращаться, он все-таки  испытывает известное волевое  напряжение. Однако более тщательные  исследования Джемса показали, что  в этих случаях обыкновенно  человек сокращает попутно также  и некоторые другие сохранившиеся  у него мышцы, все равно как,  например, при очень сильном напряжении  рук мы невольно напрягаем  также и некоторые другие мышцы  тела. И вот мышечные ощущения, возникшие благодаря сокращению  побочных мускулов, и принимались  ошибочно за иннервационное чувство.     

 …До сих пор  речь шла, главным образом,  о тех волевых усилиях, которые  направлены на совершение известных  двигательных актов или на  их задержку.… Однако наряду с этим существует целый ряд волевых актов, направленных на течение представлений, чувствований и т. п. Здесь уже зачастую не бывает почти никаких движений или двигательных задержек, и тем не менее волевое напряжение может достигать больших размеров. Вот такого рода процессы и заставляют обратить внимание на другую теорию, до некоторой степени противоположную только что изложенной. Согласно этой второй теории, волевое усилие не сводится к каким бы то ни было двигательным актам, а, наоборот, является самостоятельным, совершенно своеобразным психофизиологическим процессом. В то время как первое объяснение ссылается главным образом на данные физиологии и биологии, второе объяснение основывается преимущественно на данных самонаблюдения — нисколько, впрочем, не исключая возможности того, что в основе непосредственно воспринимаемого нами чувства волевого усилия лежит какой-нибудь определенный мозговой процесс или совокупность таких процессов.    

 Обращаясь к  данным самонаблюдения, приходится, прежде всего, отметить, что волевое усилие является чрезвычайно характерным элементом всякого вообще сознательного волевого акта. Кроме того, оно представляет собой нечто всегда однородное, на что бы ни было направлено это усилие, оно всегда нами переживается более или менее одинаково. Наконец, для нашего сознания оно является чем-то элементарным, неразложимым на дальнейшие, более простые элементы.    

 …Мне представляется, что как та, так и другая  теория не могут быть приняты  во всей их полноте. С одной  стороны, мы видели, что было  бы слишком односторонне сводить  все волевые процессы только  к движениям или их задержке, так как существует целый ряд  волевых и притом очень напряженных  актов, в которых психомоторные  элементы крайне незначительны.  С другой стороны, было бы  неправильно, на мой взгляд, волевое  усилие переоценивать, распространяя  его на все наши психические  переживания. По-моему, следует  резко отличать волевой процесс  с его центральным фактором, волевым  усилием, от более общего понятия  психической активности. Волевое  усилие представляет собой одну  из основных психических функций,  занимающую в нашей душевной  жизни свое определенное место  наряду с чувствованиями и  интеллектуальными процессами.

Волевые качества личности

Воля формирует  определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые  получили название ``волевые качества''.

Определение. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера  выделяют множество волевых качеств  личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Все эти качества связаны с этапами осуществления  волевого акта.

1. С первой фазой  волевого акта связаны такие  качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность,  выдержка, которые, в свою очередь,  являются проявлением самодетерминации воли.

Целеустремленность -- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность -- это активная направленность личности на совершение действия. Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность -- это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить'' те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

2. На всех фазах,  особенно на втором и третьем  этапе волевого акта, формируются  такие качества, как решительность  и смелость.

Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.

Смелость  - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели. Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность, понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений, когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность, проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь.

3. На исполнительном  этапе формируются важнейшие  волевые качества - энергичность и настойчивость, а также организованность, дисциплина и самоконтроль

Энергичность -- это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели. Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.

Настойчивость -- это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство -- это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели.

Организованность -- качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Информация о работе Понятие о чувствах и эмоциях