Понятие о чувствах и эмоциях

Автор: f*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:56, реферат

Описание работы

Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер.

Работа содержит 1 файл

Эмоции и чувства.docx

— 105.53 Кб (Скачать)

      В результате волевого усилия удается  затормозить действие одних и  предельно усилить действие других мотивов. Волевое усилие, вызванное  чувством долга, мобилизует человека на преодоление внешних и внутренних трудностей (нежелания отвлекаться  от интересной книги, соблюдать режим  и т.д.). Победа над ленью, страхом, усталостью в результате волевого усилия дает значительное эмоциональное удовлетворение, переживается как победа над собой. Наличие воли, волевой регуляции  поведения в структуре целенаправленной деятельности человека свидетельствует  о его умысле на совершение тех  или иных действий, а в случае противоправного их характера - об умышленной вине содеянного («злой» или преступной воле). Однако имеются лица, совершающие  преступления из-за сниженных способностей к волевой регуляции. 

Что такое экстернальный локус контроля?

В переводе на русский  это означает "внешнее место  контроля" или "внешний контроль". Локус контроля бывает экстернальным (внешним) и интернальным (внутренним), и показывает, кому или чему человек склонен приписывать причину происходящего с ним. Те, у кого наблюдается внутренний или интернальный локус контроля, склонны видеть в себе причины всего происходящего с ними, и брать на себя ответственность за происходящее. Обладатели экстернального (внешнего) локуса контроля склонны видеть причину во внешних обстоятельствах и действиях других людей. Они также имеют привычку перекладывать ответственность на окружающих и обстоятельства.

У кого развивается  экстернальный локус контроля?

Прежде всего у детей, выросших в религиозных семьях. Идеи вмешательства в жизнь высших сил, рока, судьбы, и прочего подобного являются одними из центральных в религиозном воспитании. Если религиозный человек совершает дурной поступок, то чаще всего говорит, что его попутал бес; если же свершается что-то хорошее, то в происходящем видится участие Бога. Менее религиозные люди оперируют такими понятиями, как "повезло", "жизнь так сложилась" и т. п. В любом случае акцент всегда делается на внешние обстоятельства, в целом определяющие ход жизни. Религиозное воспитание часто сопровождается требованиями жесткого повиновения главе семейства, что также формирует фаталистические наклонности, ограничивает инициативу, и в итоге дает личность, лишенную активной жизненной позиции. Также на первый план выходит не столько значимость достижения как такового, сколько факт одобрения или осуждения сделанного, что еще больше сдвигает акцент на некоего "судью" вовне, от которого все и зависит. Подобные эффекты наблюдаются и в нерелигиозных семьях, где ребенком мало занимаются, но требуют повиновения. Там, где требования не объясняются, а инициатива пресекается, вырастают дети, которые впоследствии имеют трудности с принятием самостоятельного решения и взятием на себя ответственности за сделанное.

К чему приводит экстернальный локус контроля?

Прежде всего к проблемам с принятием решений. Тот, кто слишком большое значение придает влиянию внешних сил и обстоятельств, как правило, ждет от них инициативы, и не спешит проявлять свою собственную. Кроме того, страх перед неудачей или чрезмерная надежда на везение могут существенно снизить эффективность действий. Другим негативным проявлением экстернального локуса контроля является безответственность. Человек, искренне считающий, что исход дела мало от него зависит, требует слишком большой снисходительности к собственным ошибкам, неудачам и слабостям. Также он не станет слишком утруждать себя доведением дела до конца, если это требует больших усилий. Ему гораздо проще признать поражение под действием обстоятельств непреодолимой силы. Экстерналов, как правило, недолюбливают за их ненадежность, но иногда уважают их легкость в отношении к жизни. В целом, экстернальный локус контроля указывает на недостаточную зрелость личности, хотя и имеет некоторые плюсы. Основным достоинством таких людей является несколько большая психологическая устойчивость к потерям и поражениям. 

Интернальный локус контроля

Суть  явления

"Локус контроля" в переводе на русский означает "место контроля". Он бывает  интернальным (внутренним) и экстернальным (внешним), и показывает, кому или чему человек приписывает ответственность за происходящее с ним. Если человеку свойственно видеть причину происходящего с ним в его собственных поступках и личностных качествах, тогда говорят, что у него интернальный (внутренний) локус контроля. Если же есть склонность видеть решающую силу в других людях и внешних обстоятельствах, то говорят об экстернальном (внешнем) локусе контроля

Причины явления

Интернальный локус контроля развивается в результате воспитания, нацеленного на формирование самостоятельной личности, принимающей на себя ответственность за свои поступки. Такое воспитание, как правило, требует от родителей и педагогов настойчивости и мастерства, потому что гораздо легче заставить ребенка что-то сделать, вместо того, чтобы подтолкнуть его к принятию самостоятельного решения. Манера воспитывать своих детей склонными осознавать и применять собственную личную силу была характерна для дворянства. Для дворянского же воспитания имело большое значение понятие чести, неразрывно связанное со способностью отвечать за свои слова и поступки. В современном мире такое воспитание чаще получают дети предпринимателей, политиков, психологов, педагогов, а также всех тех, кто являются носителями подобных качеств, или понимают их важность для ребенка.

Следствия явления

В общем, наличие  интернального локуса контроля свидетельствует о сформированной и зрелой личности, способной как на серьезные решения, так и на принятие ответственности за них. Интерналы более уверены в себе и менее тревожны, их деятельность результативнее. Интерналов больше любят и уважают за их ответственность и надежность, способность бороться и побеждать. Однако, чрезмерная уверенность в своих возможностях может порождать ряд негативных моментов. Во-первых, переоценка своих сил и своего влияния может привести к чувствительным поражениям со всеми их последствиями, в том числе и психологическими. Во-вторых, склонность винить себя во всех неудачах может вызвать неуместное чувство раскаяния, подавленность и депрессию. Нужно всегда придерживаться золотой середины и допускать возможность влияния удачи и внешних факторов на исход дела. Но золотая середина все же находится ближе к интернальному локусу контроля.

Определение понятия «Риск» 

Понятием «риск» пользуются многие конкретные общественные и естественные науки. Каждая из них  имеет свой предмет, свою направленность в исследовании риска и пользуется для этого собственными методами. Такая ситуация позволяет выделить очень много различных аспектов, в которых рассматривается риск.

Но перед тем, как рассмотреть концепции риска, необходимо раскрыть содержание данного понятия.

В настоящее время  нет общепринятого определения  для этого термина, в его трактовке  существуют многочисленные расхождения.  Это объясняется во многом многоаспектностью этого явления, которое имеет несовпадающие, а иногда противоположные реальные основания.

В массовом сознании распространено суждение о риске  как о возможной опасности  или неудаче. В некоторых случаях  риск понимается как деятельность, совершаемая в надежде на удачный  исход или просто ситуативная  характеристика деятельности.

С.И Ожегов определил  риск как возможную опасность и действие наудачу в надежде на счастливый исход1. Т. е., необходимые элементы риска, по мнению С.И. Ожегова, это:

-         опасность;

-         неопределенность;

-         случайность.

Для того чтобы существовал  риск, необходима опасность, в которой  заложена неопределенность. 

По мнению О. Renna, риск – это возможность того, что человеческие действия или результаты его деятельности приведут к последствиям, которые воздействуют на человеческие ценности2.

Здесь определение  риска содержит:

-                     последствия, которые воздействуют на человеческие ценности;

-                     возможность возникновения (неопределенность);

-                     формула, объединяющая оба эти элемента;

Например, в инженерно-физических науках термин «риск» считается вероятностью, умноженной на последствия. В психологии с этой точки зрения «риск» скорее рассматривается как функция  субъективно воспринимаемых полезностей  и вероятностей их проявления.

А.П. Альгин определяет риск уже как деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели1.

Элементы, которые  составляют сущность данного определения  тоже несколько иные:

-                     возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;

-                     вероятность достижения желаемого результата;

-                     отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;

-                     возможность наступления неблагоприятных последствий при осуществлении тех или иных действий в условиях неопределенности для субъекта, идущего на риск;

-                     ожидание опасности, неудачи в результате выбора альтернативы и ее реализации;

-                     оценка сложившейся ситуации;

Но, несмотря на различие, во всех определениях есть некоторые  сходные характеристики. Например, неопределенность. Renn очень справедливо заметил, что все концепции риска имеют один общий элемент: разделение реальной действительности и возможности.  Если будущее было бы предопределено или независимо от человеческой деятельности в настоящем, термин «риск» не имел бы смысла. Понятие «риск» имеет смысл, только когда признается различие между действительностью и возможностью того, что в результате природных событий или человеческих действий может возникнуть нежелательное состояние действительности.

Неопределенность  неоднородна по форме проявления и по содержанию. Источники возникновения  неопределенности многообразны. Один из них связан с наличием элементов  случайности и стихийности. Например, спонтанность природных явлений  и стихийные бедствия.

Также к источникам неопределенности относится и человеческая деятельность, взаимовлияние людей, которое носит неопределенный и  неоднозначный характер. Или вероятностный  характер научно-технического прогресса: практически невозможно заранее  во всей полноте определить конкретные последствия тех или иных научных  открытий.

Существование неопределенности связано с неполнотой, недостаточностью информации об объекте, процессе, явлении, по отношению к которому принимается  решение, с ограниченностью человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью информации о многих объектах (именно поэтому  в практической жизни широко распространен  метод «проб и ошибок»).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что к  основным факторам, порождающим неопределенность и, следовательно, риск относятся:

Во-первых, внутренние факторы, присущие обществу как социальному организму: противоречивость общественных явлений, элементы стихийности, случайности;

Во-вторых, это факторы, связанные с неполнотой информации, сведений об объекте;

В-третьих, факторы, обусловленные воздействием субъекта на общественную жизнь в целях реализации своих потребностей;

В-четвертых, факторы, связанные с влиянием научно-технического прогресса на социальную, экономическую, политическую и духовную жизнь.

Кроме неопределенности необходимым свойством риска  является альтернативность – возможность выбора из двух или нескольких возможных вариантов, решений, направлений, действий. Отсутствие возможности выбора снимает ситуацию риска. Именно поэтому в психологии риск исследуется преимущественно в рамках теории принятия решений.

Важно отметить, что  риск всегда представляет собой ситуацию оценки вероятности ухудшения положения (это более подробно рассматривается в психологическом аспекте риска).

В современных исследованиях  с разных точек зрения рассматривается  и природа риска.

Ряд авторов считают, что риск – это «объективная категория, которая позволяет регулировать отношения между людьми, трудовыми коллективами, организациями и другими субъектами общественной жизни, возникающие вследствие превращения возможной опасности в действительность»1. Риск при этом рассматривается как понятие, представляющее собой возможную опасность случайного наступления отрицательных последствий.

Информация о работе Понятие о чувствах и эмоциях