Понятие о чувствах и эмоциях

Автор: f*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 15:56, реферат

Описание работы

Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер.

Работа содержит 1 файл

Эмоции и чувства.docx

— 105.53 Кб (Скачать)

* аффекты

* эмоции

* стрессовые состояния

* фрустрации 

Эволюционная  теория Ч. Дарвина

В 1972 г. Ч. Дарвин опубликовал  книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию. 

Рудиментная теория эмоций

После выхода этой теории, сразу был дан толчок для двух направлений, по которым пошла работа психологической мысли: с одной  стороны, продолжая в положительном  направлении дарвинские идеи, ряд  психологов (частью Г. Спенсер и его  ученики, частью французские позитивисты - Т. Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом  происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных  реакций животных. Отсюда и создалась Рудиментная теория эмоций.

С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как  рудиментные остатки животных реакций при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как заторможенное бегство, а гнев - как заторможенная драка. Иначе говоря, все выразительные движения стали рассматриваться ретроспективно.

Таким образом, получилось впечатление, что кривая развития эмоций идет вниз. Отсюда знаменитое предсказание о том, что человек будущего - человек  безэмоциональный. 

Теории  Джемса - Ланге

Если рассматриваемая  с биологической стороны эмоциональная  жизнь казалась умиранием целой  сферы психической жизни, то непосредственный психологический опыт, а затем  и экспериментальные исследования наглядно доказали абсурд этой мысли.

Еще Н. Н. Ланге и  У. Джеймс поставили себе задачу найти  источник живучести эмоций, как говорит  Джеймс, в самом организме человека и тем самым освободиться от ретроспективного подхода к человеческим эмоциям. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций - любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие  телесные изменения были названы  органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса - Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция.

Эта законченная  с теоретической стороны и  достаточно разработанная теория подкупала  двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала видимое  естественнонаучное, биологическое  обоснование эмоциональным реакциям, а с другой - она не имела недостатков  тех теорий, которые никак не могли  объяснить, почему никому не нужные эмоции, остатки животного существования, продолжают еще жить и оказываются  с точки зрения ретроспектального  опыта такими важными, такими значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности.

Вначале теория Джемса - Ланге встретила упреки в "материалистичности", в том, что Джемс и Ланге  хотят свести чувства человека к  отражению в его сознании органических процессов, происходящих в его теле. В ответ на эти упреки Джемс  объявил, что органическое происхождение  имеют только низшие эмоции, унаследованные человеком от животных предков. Это  может относится к таким группам эмоций, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, конечно, неприложимо к таким "субтильным", по его выражению, эмоциям, как религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетическое переживание и т.д. Таким образом, Джемс резко различал области низших и высших эмоций.

Эти теории заложили камень для построения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях. В этом отношении теория Джемса и Ланге была шагом назад  по сравнению с работами Дарвина  и тем направлением, которое непосредственно  от него развилось. 

Альтернатива  к теории Джемса и  Ланге

Экспериментальные атаки на теорию Джемса - Ланге велись в двух направлениях: со стороны  физиологических лабораторий и  со стороны психологических лабораторий. Физиологические лаборатории сыграли  по отношению к теории Джемса и  Ланге предательскую роль, а точнее ее сыграла книга У. Кеннона.

Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении  разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных  переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых  Джемс и Ланге связывали возникновение  эмоциональных состояний, кроме  того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.

Самым сильным контраргументом  Кеннона к теории Джемса - Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

В более поздних  исследованиях обнаружилось, что  из всех структур головного мозга  собственно с эмоциями более всего  функционально связан даже не сам  таламус, а гипоталамус и центральные  части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх.

Активационная теория Линдсея - Хебба

Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать  концепции Джемса - Ланге и Кеннона - Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея - Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях: 

  1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с деятельностью ретикулярной формации.
  2. Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и  органических процессов, появились  теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Между эмоциональным  возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень  сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом  и для всех людей) имеется оптимум  эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит  от многих факторов: от особенностей выполняемой  деятельности, от условий, в которых  она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и  от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает  ее, дезорганизует и делает практически  неуправляемой.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний  не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические  факторы (когнитивные означает относящиеся  к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие  эмоции у человека динамическими  особенностями когнитивных процессов. 

теория  когнитивного диссонанса Л. Фестингера

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние  когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорд, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко  используется для того, чтобы объяснить  поступки человека, его действия в  различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного  мотива соответствующих действий и  поступков. Лежащим в их основе когнитивным  факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская  ориентация современных психологических  исследований привела к тому, что  в качестве эмоциогенных факторов стали  рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно  влияют на характер эмоционального переживания. 

когнитивно-физиологическая  тория С. Шехтер

К тому, что было сказано  об условиях и факторах возникновения  эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что  немалый вклад в эмоциональные  процессы вносят память и мотивация  человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных  положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор  в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние  эйфории, в другом - состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что  они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные  переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Информация о работе Понятие о чувствах и эмоциях